Программа вступительных испытаний в магистратуру Направление 05. 03. 06 «Экология и природопользование»





Скачать 235.29 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний в магистратуру Направление 05. 03. 06 «Экология и природопользование»
Дата публикации08.05.2015
Размер235.29 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа


МИНОБРНАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования

“НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”

(ННГАСУ)

ПРОГРАММА



вступительных испытаний в магистратуру


Направление 05.03.06 «Экология и природопользование»

Нижний Новгород – 2014



СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………………………..….4

    1. Требования к профессиональной подготовленности поступающего………………….5

    2. Программа вступительного экзамена……………………………………………..………9

2.1.Общая экология……………………………………………………………………………9

    1. Основы рационального природопользования…………………………………………12

2.3.Охрана окружающей среды………………………………………………………………15

3.Шкала оценивания вступительного испытания…………………………………………19

4.Правила проведения вступительных испытаний………………………………………..19

Введение



Вступительный экзамен в магистратуру по направлению подготовки магистратуры 022000.68 Экология и природопользование строится на базе комплексного оценивания освоения дисциплин федеральной государственной образовательной программы по направлению 022000.62 Экология и природопользование.

Содержание вступительного испытания студентов формируется на базе изученных студентами дисциплин блока естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин и включает в себя следующие дисциплины:

  • общая экология;

  • основы природопользования;

  • охрана окружающей среды.


  1. Требования к профессиональной подготовленности поступающего



При поступлении в магистратуру бакалавр экологии и природопользования должен:

быть готов к следующим видам профессиональной деятельности:

научно-исследовательской, проектно-производственной,

контрольно-ревизионной,

административной,

педагогической.

Бакалавр должен быть подготовлен к участию в работе в полевых экологических экспедициях, в научных экологических лабораториях, в вычислительных центрах при проведении научно-исследовательских и производственных экологических работ.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

Бакалавр должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач:

В научно-исследовательской деятельности:

участие в проведении научных исследований в области экологии, охраны природы и других наук об окружающей среде, в академических учреждениях и вузах под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников, в том числе: шюведение лабоюатооных исследований.

осуществление сбора и первичной обработки материала, участие в полевых натурных исследованиях.

В проектно-производственной деятельности:

сбор и обработка первичной документации для оценки воздействий на окружающую среду,

участие в проектировании типовых мероприятий по охране природы; проектирование и экспертиза социально-экономической и хозяйственной деятельности по осуществлению проектов на территориях разного иерархического уровня;

разработка проектов практических рекомендаций по сохранению природной среды.

В контрольно-ревизионной деятельности: подготовка документации для экологической экспертизы различных видов проектного анализа;

участие в контрольно-ревизионной деятельности, экологическом аудите.

В административной деятельности: участие в работе административных органов управления; обеспечение экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности.

В педагогической деятельности:

учебная и воспитательная работа в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Бакалавр должен обладать следующими общекультурными компетенциями(ОК):

владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

(ОК-2);

понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-3);

использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-4);

обладать базовыми знаниями отечественной истории, пониманием причинно-следственных связей в развитии российского общества, основ философии, основ экономики и социологии, способствующими развитию общей культуры и социализации личности, умением их использовать в области экологии и природопользования, а также базовыми представлениями о приверженности к этическим ценностям (ОК-5);

иметь базовые знания в области информатики и современных геоинформационных технологий, владеть навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умением создавать базы данных и использовать ресурсы Интернета,

владеть ГИС-технологиями; уметь работать с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-6);

обладать базовыми знаниями основ педагогики и психологии, позволяющими освоить методики преподавания и понять психологические особенности межличностных взаимоотношений (ОК-7);

обладать способностью к использованию организационно-управленческих навыков в профессиональной и социальной деятельности (ОК-8);

быть способным к использованию знаний иностранного языка в профессиональной и межличностной коммуникации; обладать готовностью следовать легитимным этническим и правовым нормам; обладать толерантностью и способностью к социальной адаптации(ОК-9);

иметь базовые представления об основах правоведения(ОК-10);

иметь ясные представления о здоровом образе жизни и физической культуре(ОК-11);

понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);

Поступающий должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

обладать базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом экологических наук, для обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию (ПК-1);

обладать базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользовании; владеть методами химического анализа, а также методами отбора и анализа геологических и биологических проб; иметь навыки идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации (ПК-2);

иметь профессионально профилированные знания и практические навыки в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и обладать способностью их использовать в области экологии и природопользования (ПК-3);

иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды (ПК-4);

знать основы учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении (ПК-5);

знать основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды; быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования (ПК-6);

знать теоретические основы экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска; обладать способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности (ПК-7);

компетенциями в области «Экология»: знать теоретические основы биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов (ПК-8);

владеть методами прикладной экологии, экологического картографирования, экологической экспертизы и мониторинга; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике (ПК-9);

компетенциями в области «Природопользование»:

знать теоретические основы биогеографии, общего ресурсоведения и регионального природопользования, картографии (ПК-10);

владеть методами экологического проектирования и экспертизы, экологического менеджмента и аудита, экологического картографирования; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике (ПК-11); компетенциями в области «Геоэкология»:

знать и уметь решать глобальные и региональные геоэкологические проблемы; владеть методами ландшафтно-геоэкологического проектирования, мониторинга и экспертизы - (ПК-12);

знать теоретические основы геохимии и геофизики окружающей среды, владеть методами геохимических и геофизических исследований; владеть методами общего и геоэкологического картографирования - (ПК-13);

владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геоэкологической информации и использовать теоретические знания в практике (ПК-14).


  1. Программа вступительного экзамена



Программа вступительных испытаний при приеме для обучения по программам магистратуры по направлению 022000.68 Экология и природопользование формируется на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по программе бакалавриата по направлению 022000.62 Экология и природопользование.

Вступительный экзамен строится на базе комплексного оценивания освоения дисциплин основной образовательной программы по направлению 022000.62 Экология и природопользование

Содержание вступительного испытания студентов формируется на базе изученных студентами дисциплин профессионального цикла и включает в себя следующие дисциплины:

  • общая экология;

  • основы природопользования;

  • охрана окружающей среды.
    1. Общая экология


Содержание разделов дисциплины:

Предмет и объект изучения экологии. Место экологии в системе общих знаний. Аутэкология, демэкология, синэкология. Экологический фактор, форма воздействия экологических факторов и их компенсация. Классификация экологических факторов. Учение об экологическом оптиуме. Концепция лимитирующих факторов. Закон минимума. Закон толерантности Шелфорда. Экологическая роль климатических факторов. Тепло как экологический фактор. Зависимость активности организмов от температуры. Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Влажность как экологический фактор. Свойства воды и ее биологическая роль.

Определение понятия «популяция». Свойства популяции. Плотность численность популяции. Пространственная структура популяции. Типы распределения организмов в пространстве. Определение экологической ниши. Многомерность ниши. Ниша фундаментальная и реализованная. Межвидовые популяционные взаимодействия. Межвидовая конкуренция, уравнение Лотки-Вольтера. Принцип конкурентного исключения Гаузе. Симбиотические отношения: мутуализм и комменсализм. Хищничество.

Концепция экосистемы. Соотношение понятий экосистема, биогеоценоз, биоценоз, функциональная структура экосистем. Трофическая структура, автотрофы и гетеротрофы. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи и сети. Типы пищевых цепей.

Энергии в экосистемах. Мера термодинамической упорядоченности экосистем. Аэробное и анаэробное дыхание. Концепция продуктивности. Первичная продуктивность, валовая и чистая. Вторичная продуктивность. Чистая продуктивность.

Динамика экосистем. Сукцессии развития. Концепция климакса. Критерии устойчивости экосистем.

Учение о биосфере как закономерный этап развития наук о Земле. Истоки учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Определение понятия биосферы. Эмпирические обобщения Вернадского и основные положения учения. Место человечества в эволюции биосферы. Современные методы исследования биосферы. Математическое моделирование глобальных биосферных процессов. Планетные характеристики планетная среда биосферы.

Распространение живого вещества в биосфере и его влияние на окружающую среду. Биомасса и продуктивность экосферы. Сравнение экзосферы с другими геосферами Земли. Основные функции экосферы газовая, концентрационная, информационная. Эволюция экосферы, движущая сила эволюции. Этапы эволюции экосферы добиотическая и биотическая.

Биогеохимические процессы в биосфере. Макро- и микроэлементы. Содержание химических элементов в биосфере и теле человек.

Биогенные элементы связующее звено между живой и неживой природой. Биогеохимические циклы элементов. Блочная модель круговорота биогенных элементов в природе. Типы миграции вещества. Циклы газообразных и осадочных веществ.

Круговорот воды. Особенности физико-химических свойств воды и ее биологическое значение. Пути перемещения воды вода в биосфере, круговорот воды в экосистеме.

Круговорот углерода. Биологическое значение углерода. Круговорот кислорода. Биологическое значение кислорода. Источники поступления кислорода в биосферу.

Круговорот азота. Фиксация азота и вовлечение его в биогеохимический круговорот. Симбиотические и свободно-живущие организмы-фиксаторы азота.

Круговорот фосфора. Биологическая роль фосфора. Фосфор как лимитирующий фактор. Последствия антропогенного нарушения круговорота фосфора. Круговорот серы. Биологическое значение серы. Локальные региональные и глобальные проблемы загрязнения атмосферы соединениями серы. Второстепенные элементы в биосфере стронций, цезий, ртуть.

Учение В.И.Вернадского о ноосфере. Концепция экоразвития. Концепция коэволюции и принцип гармонизации. Принцип естественного развития. Концепция устойчивого развития. Перспективы устойчивого развития.

Рекомендуемая литература для подготовки к вступительному испытанию по общей экологии:

    1. Бродский,А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. пособие / А. К. Бродский. - 3-е изд. - СПб. : ДЕАН, 1999. - 223 с. : ил.

    2. Экология : Учеб. для студентов высш. и сред. учеб. заведений по техн. спец. и направлениям / Л. И. Цветкова [и др.] ; Под ред. Л.И.Цветковой. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : АСВ ; СПб. : Химиздат, 2001. - 550 с. : ил. - Библиогр.: с. 518-522.

    3. Потапов,А.Д. Экология : Учеб. для студентов вузов по направлению "Стр-во" / А. Д. Потапов. - М. : Высш. шк., 2000. - 446 с. : ил. - Библиогр.: с. 441-445.
      Всего: 153 экз.

    4. Шилов,И.А.Экология : Учеб. для студентов биол. и мед. спец. вузов / И. А. Шилов. - 2-е изд., испр. - М. : Высш. шк., 2000. - 512 с. : ил. - Библиогр.: с. 498-510.

    5. Реймерс,Н.Ф. Экология : (Теории, законы, правила, принципы и гипотезы) / Н. Ф. Реймерс. - М. : Журн. " Россия молодая", 1994. - 364, [2] с. : ил.

    6. Воронков, Н.А. Экология : Общ., социал., приклад.: Общеобразоват. курс: Учеб. для студентов вузов: Пособие для учителей / Н. А. Воронков. - М. : Агар, 2000. - 422 с. : ил. - Библиогр.: с. 417.

    7. Основы экологии : Учеб. пособие для студентов гум. спец. вузов / Под ред. Е.Н.Мешечко. - Минск : Экоперспектива, 2002. - 375 с. : ил. - Библиогр.: с. 371.

    8. Коробкин, В.И. Экология в вопросах и ответах : Учеб. пособие для студентов вузов / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. - Ростов н/Д : Феникс, 2002. - 382 с. : ил. - Библиогр.: с. 380-382.

    9. Платонов, А.П.Основы общей и инженерной экологии / А. П. Платонов, В. А. Платонов. - Ростов н/Д : Феникс, 2002. - 350 с. : ил. - (Учеб. и учеб. пособия). - Библиогр.: с. 345-346.

    10. Экология: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. В.В.Денисова. - Ростов н/Д : Изд. центр "МарТ", 2002. - 639 с. : ил. - (Учеб. курс). - Библиогр.: с. 630.

    11. Розанов, С. И. Общая экология : Учеб. для студентов вузов по дисциплине "Экология" для техн. направлений и спец. / С. И. Розанов. - 3-е изд., стер. - СПб. : Лань, 2003. - 288 с. : ил.
    1. Основы природопользования


Содержание разделов дисциплины:

Введение. Понятие «природопользования», его дуализм и связь с экологическими понятиями. Природопользование как прикладная экологическая дисциплина, ее цели и задачи. Природопользование как практическая деятельность людей. Виды природопользования: ресурсное, отраслевое, территориальное. Понятие природно-ресурсный потенциал. Закон убывания природно-ресурсного потенциала. Природопользование рациональное и нерациональное.

Методологические основы современного рационального природопользования. Основные законы природопользования. Экологические кризисы и экологические катастрофы, как проявление нерационального природопользования.

Общие проблемы природопользования. Исторические этапы взаимодействия общества и природы. Научно-техническая культура и проблемы природопользования. Современное состояние природных систем Земли, антропологические последствия изменений. Экологическая культура личности как важнейший регулятор взаимоотношений человека и природы.

Использование современных научных методов в природопользовании. Методы современных научных исследований. Прогноз и прогнозирование. Виды прогнозов и методы прогнозирования (индукции, дедукции, экспертных оценок, аналогии экстраполяции и др.). Нацеленность прогнозирования в природопользовании на общественно-значимые ценности. Моделирование природных процессов в решении экологических проблем. Виды моделей. Глобальное моделирование. Исследования Д. Форрестера, Д. Медоуза. Модель эко- и геосистемы как научная основа природопользования. Понятие «мониторинг» и его виды. Переходы к классификации мониторинга. Значение и оценка качества окружающей среды. Экономические и внеэкономические оценки. Стандартные качества окружающей среды. Эффект суммации воздействий. Роль науки в оптимизации качества окружающей среды.

Экологические проблемы различных видов природопользования. Определение и виды природных ресурсов. Двойственный характер природных ресурсов (категория социально–экономическая и историческая). Классификация природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал. Кадастр. Особенности ресурсного природопользования. Оценка и особенности использования минеральных, земельных, водных, атмосферных, рекреационных, биологических ресурсов. Экологические проблемы ресурсного природопользования и пути их решения. Ресурсные циклы. Переход к малоотходным производствам.

Отраслевое природопользование. Виды лесопользования. Лесной фонд. Оценка площади и продуктивности лесов планеты по различным формациям. Основные направления рационального промышленного лесопользования.

Промысловое лесопользование. Промысел и его значение. Проблемы промыслового природопользования. Красная книга. Меры охраны и воспроизводства промысловых ресурсов.

Экологические проблемы природопользования в Обрабатывающей промышленности. Современные системы очистки и улавливания выбросов и стоков.

Природопользование в энергетике. Тепловая энергетика и электроэнергетика. Производство энергии на ТЭС, ГЭС, АЭС. Экологические проблемы и пути решения. Последствия зарегулирования русел рек строительство крупных водохранилищ. Проблемы «малой энергетики». Ядерная энергетика; факторы риска функционирования АЭС вблизи больших городов. Альтернативные источники энергии: энергия солнца, ветра, океана, геотермальная и др. энергия биомассы.

Сельскохозяйственное природопользование. Сельское хозяйство как фактор воздействия на окружающую среду. Земельные, почвенные, агрохимические ресурсы. Земельный фонд России и мира. Проблемы аграрного природопользования. Пути рационального использования земель. Экологическая экспертиза.

Рекреационное природопользование. Рекреация как один из видов природопользования. Виды рекреационного природопользования, водопользование, лесопользование, и др. Длительный и кратковременный отдых, организованный и неорганизованный. Воздействие на природный комплекс. Дигрессия среды. Пути оптимизации. Расчет емкости территории и предельно допустимых нагрузок на природный комплекс.

Инфраструктура и проблемы природопользования. Производственная и социальная Инфраструктура. Трас порт как фактор воздействия на окружающую среду. Рациональное размещение инфраструктурных объектов как один из путей оптимизации природопользования.

Военно-промышленный комплекс и проблемы природопользования. ВПК и его воздействие на среду в мирное время.

Сущность и принципы территориального природопользования. Структура природно-ресурсного потенциала территории. Ведущие принципы и специальные черты территориального природопользования. Пригодно – зональные аспекты.

Экономика природопользования.

Планирование и управление природопользованием. Оценка опыта управления природопользованием по отраслевому принципу. Пути перестройки природопользования. ТерКСОПы как пример досрочного территориального планирования. Взаимодействие стран в решении проблем природопользования. Экологические проблемы природопользования в Нижегородской области. Пути их решения.

Рациональное использование вторичных ресурсов. Малоотходные технологии. Ресурсные циклы.

Управление природопользованием. Экономические аспекты природопользования.

Административные и экономические методы управления природопользованием. Финансирование природоохранной деятельности. Экономическая оценка природных ресурсов. Правовые аспекты природопользования. Законодательство в области природопользования. Виды ответственности. Системы «Консультант плюс», «Гарант».

Рациональное природопользование как один из механизмов устойчивого развития. Международное сотрудничество в области экологии природопользования. Международные соглашения об охране биосферы.

Рекомендуемая литература для подготовки к вступительному испытанию по дисциплине основы рационального природопользования:

  1. Авраменко И.М. Природопользование: курс лекций для студентов вузов/СПб: Лань, 2003.

  2. Комарова Н.Г. Геоэкология и природопользование: Учеб. пособие для студентов вузов по спец. 032500 «География» М.: Дрофа, 2003.

  3. Родзевич Н.Н. Геоэкология и природопользование: Учеб. для студентов вузов по спец. 032500 «География». М.: Дрофа, 2003.

  4. Бобылев С.Н. Экономика природопользования: Учеб. пособие. М.: ТЕИС, 1997.

  5. Природопользование: Учеб. для студентов вузов. Под. Ред. Арустамова М.: Изд. Дом «Дашков и К», 2002.

  6. Экологические основы природопользования Учеб. Пособие – М.: Изд. дом «Дашков и К», 2002.

  7. Арустамов Э.А. Природопользование: Учеб. для вузов. М.: Изд. дом «Дашков и К», 2001.

  8. Экологические основы природопользования/ Под. Ред. Ю.М. Соломенцева, Учебник. М.: Высш. шк., 2002.

9.А.Г.Емельянов Основы природопользования: учеб.для студентов вузов по экол.спец. М.: Изд.центр «Акад.», 2006.

10.А.Воробьев и др. Основы природопользования: экологические, экономические, правовые аспекты: учеб. Пособие для студентов вузов Ростовн/Д: Феникс, 2006

11.И. Н. Кузнецов Рефераты, курсовые и дипломные работы : методика подгот. и оформ.: учеб.-метод. пособие. М. : Изд.-торговая корпорация "Дашков и К", 2007.

12.Авраменко И.М. Природопользование: курс лекций для студентов вузов

М.: Дрофа, 2003.

13.Экологические основы природопользования Учеб. Пособие М.: Изд. дом «Дашков и К», 2002

14.Экология и экономика природопользования: Учеб. для студентов вузов по экон. спец Под. Ред. Э.В. Гирусова, В.Н. Лопатина М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2003.

15.В.Б.Щуров, Л.Н.Губанов, В.И.Зверева Управление природопользованием: монография Н.Новгород: ННГАСУ, 2005.

    1. Охрана окружающей среды


Содержание разделов дисциплины:

Становление охраны окружающей среды как междисциплинарной области знаний. Рост численности человечества, развитие природопользования, различных вариантов антропогенного воздействия на окружающую среду и прогноз последствий. Потребление природных ресурсов и оценка последствий их истощения. Обеспечение человечества продовольствием.

Экологические проблемы и условия энергетического обеспечения прогресса. Экологические проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Технологические способы уменьшения негативных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду.

Глобальные и региональные экологические проблемы. Охрана природы. Особо охраняемые природные территории: их значение, принципы создания и охраны.

Правовые, экономические и организационные способы обеспечения экологической безопасности. Экологическая политика. Роль международного сотрудничества в охране окружающей среды. Концепция устойчивого развития человечества.

Правовые методы регулирования охраны окружающей среды.Источники экологического законодательства. Основные принципы экологического права Конституционные основы экологического законодательства. Ответственность за экологические правонарушения. Права и обязанности граждан в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Основные акты экологического законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Закон РФ « Об охране окружающей среды», закон РФ» Об отходах производства и потребления» и т д.

Общая характеристика труктуры промышленного техногенеза Кризис природопользования. Обострения проблемы природопользования и загрязнения окружающей среды. Дифференциация предприятий по степени экологического риска. Санитарно-защитные зоны промышленных предприятий.

Основные виды загрязнения окружающей среды( атмосферного воздуха, подземных и поверхностных вод, земельных ресу рсов и тд.).

Охрана атмосферы. Федеральное законодательство и охрана атмосферного воздуха. Основные химические загрязнения атмосферы. Классификация выбросов загрязняющих веществ. Аналитический контроль воздуха на содержание токсичных веществ. Нормирование качества атмосферы. Контроль за соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ на предприятии.

Охрана водных ресурсов. Федеральное законодательство и охраны водных ресурсов. Мониторинг водных объектов. Охрана поверхностных вод. Организация водоохранных зон. Общая характеристика сточных вод. Нормирование качества воды в водоемах. Основные методы очистки сточных вод. Сточные воды промышленных предприятий. Основные загрязняющие вещества. Их характеристика. Отчетность по загрязнению водных ресурсов.

Охрана почвенных ресурсов. Почвенный покров и его экологическое значение. Промышленное загрязнение почв. Нормирование качества почв. Защита почв от химического загрязнения.

Отходы производства и потребления. Системный подход к проблеме обращения с отходами производства и потребления. Международный опыт в сфере обращения с отходами. Концепция «нулевых отходов». Классификация отходов. Экологическое законодательство в области обращения с отходами. Твердые бытовые отходы и их свойства. Технико-экономические проблемы использования селективных материалов, содержащихся в твердых бытовых отходах. Методы переработки твердых отходов. Отходы производства и способы утилизации. Рециклинг селективных материалов. Управление и контроль за образованием, удалением и транспортировкой отходов. Комплексная система управления отходами производства и потребления.

Экологическая целесообразность перехода предприятий к устойчивому развитию. Основные методы снижения влияние на состояние окружающей среды предприятий теплоэнергетики, черной и цветной металлургии, химической промышленности, транспорта и т. д.

Состояние ОС и природных ресурсов Нижегородской области. Основные источники загрязнения атмосферы Нижегородской области. Совершенствование системы управления отходами производства и потребления. На территории Нижегородской области.

Рекомендуемая литература для подготовки к вступительному испытанию по дисциплине охрана окружающей среды:

1. Декларация «О государственном суверенитете Российской Федеративной Социалистической республики», 12 июня 1990 г., Ведомости, 1990, №2, с. 22

2. Декларация прав и свобод человека и гражданина, 22 ноября 1991 г., Ведомости,1991, №52 с.1865

3. Конституция Российской Федерации, 21 апреля 1992 г., М.,1993

4. Закон «Об охране окружающей среды». Федеральный закон от 10 января 2002г. №7-ФЗ //Российская газета, 2002 г., 12 января.

5. Боголюбов С.А. Экологическое право./Учебник для вузов – М.: Изд-во НОРМА, 2001, с. 448.

6. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. – М.: Профобразование, 2002, с. 563.

7. Правовые проблемы экономического механизма охраны окружающей среды. – М.: 2000, с. 143.

8. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября2001 г. №136- ФЗ // Российская газета, 2001 г., 30 октября.

9. Об охране атмосферного воздуха от 4 мая 1999 г. № 96- ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации 1999. № 18, ст. 2222.

10. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 29. 12. 2001 № 169- ФЗ // Российская газета, № 1, 04. 01. 2001.

11. Федеральный закон «О лицензировании » от 08.08.2001г. № 128- ФЗ. // Российская газета, № 153-154, 10.08.2001г.

12. Об аудиторской деятельности федерального закона от 07.08.2001г. № 119- ФЗ// Российская газета, 09.08.2001г.

13. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Федеральный закон от 30.03.1999г. № 52- ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999г., № 4, с. 1650.

14. Лесной кодекс Российской Федерации от 25.09.2001г. № 136-ФЗ // Российская газета, 30 октября 2001г.

15. Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.1995г. № 167-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации 1995, № 47, с. 4471.

16. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07. 1998г. № 146-РФ (часть первая); № 118-ФЗ от 05.08.2000г. // Собрание законодательства Российской Федерации 1998г., № 31, с. 38 24.

17. Николаев А. В. Основы экологического права и проблемы экологии.- Санкт-Петербург, 2001, с. 72.

18. Экологическое право России.: Сб. нормативных правовых актов и документов / Под ред. Голиченкова М., 1997, с. 170.

19. Винокуров Ю. Е. Практикум по экологическому праву Российской Федерации.М., МНЭПУ, 2000г., с. 72.

20. Байдаков С. Л., Серов Г. П. Правовое регулирование безопасности муниципального образования в сфере жизнедеятельности: Учеб. пособие., М.: Изд-во МНЭПУ, 2002г., с. 102.

21. Лопашенко Н. А. Экологические преступления. СПБ: Юрид. Центр Пресс, 2002г., с. 345.

22. Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект / В. И. Данилов-Данильяк, М.: МНЭПУ, 2001г., с. 201.

23. ГОСТ Р 17.0.0.06-2000. Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. М.: Госстандарт России, 2001г.

24. Экология, охрана природы, экологическая безопасность.- М.: Изд-во МНЭПУ, 2000г.

25. Закон РФ «О недрах», 19 февраля 1992 г., Ведомости, 1992, №16, с.834

26. Положение о порядке лицензирования пользования недрами, 15 июня 1992 г., Ведомости,1992, №33, с.1917

27. Закон РФ «Основы лесного законодательства российской Федерации», 6 марта 1993 г., Ведомости, 1993, №15, с.523

28. Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях», 1995 г

29. Формирование экологического законодательства в Нижегородской области. Сборник законов, Н. Новгород,1999 г.
  1. Шкала оценивания вступительного испытания


При приеме для обучения по программе магистратуры результаты каждого вступительного испытания оцениваются по 100-бальной шкале в соответствии с требованиями, приведенными в таблице.


Баллы

(рейтинговой оценки)

Оценка экзамена

(стандартная)

Требования к знаниям

85-100%

5, «отлично»

Оценка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, знает теоретические основы дисциплин и правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач.

70-85%

4, «хорошо»

Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, правильно проводит выбор методов для решения практических задач.

55-70%

3,«удовлетворительно»

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, путается и испытывает затруднения при выполнении практических работ.

до 50%

2,«неудовлетворительно»

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы.
Шкала требования для оценивания вступительного испытания

  1. Правила проведения вступительных испытаний



Во время проведения вступительных испытаний их участникам и лицам, привлекаемым к их проведению, запрещается иметь при себе и использовать средства связи.

Участники вступительных экзаменов могут иметь при себе и использовать справочные материалы и электронно-вычислительную технику, разрешенную правилами приема к использованию во время проведения вступительных испытаний.

При нарушении поступающим порядка проведения вступительных испытаний уполномоченные должностные лица организации вправе удалить его с места проведения вступительного испытания с составлением акта об удалении.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительных испытаний в магистратуру Направление 05. 03. 06 «Экология и природопользование» icon3. вопросы вступительных испытаний
Целью вступительных испытаний является отбор наиболее квалифицированных абитуриентов имеющих высшее образование для поступления в...
Программа вступительных испытаний в магистратуру Направление 05. 03. 06 «Экология и природопользование» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление...
Программа вступительных испытаний в магистратуру на направление 031000. 68 Филология. Магистерская программа «Юридическая лингвистика»....
Программа вступительных испытаний в магистратуру Направление 05. 03. 06 «Экология и природопользование» iconКритерии оценок вступительных испытаний по экологии для поступающих...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения биолого-почвенного факультета, обучающихся по специальности...
Программа вступительных испытаний в магистратуру Направление 05. 03. 06 «Экология и природопользование» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100....
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению обсуждена и утверждена на заседании общеинститутской кафедры педагогики...
Программа вступительных испытаний в магистратуру Направление 05. 03. 06 «Экология и природопользование» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру «менеджмент»
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В МАГИСТРАТУРУ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 080200.68 «МЕНЕДЖМЕНТ» ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В МГУП ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА...
Программа вступительных испытаний в магистратуру Направление 05. 03. 06 «Экология и природопользование» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология»
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология» («Социальная психология больших и малых групп»)...
Программа вступительных испытаний в магистратуру Направление 05. 03. 06 «Экология и природопользование» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 220700...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №76
Программа вступительных испытаний в магистратуру Направление 05. 03. 06 «Экология и природопользование» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология»
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология» («Психология профессионализации личности»)...
Программа вступительных испытаний в магистратуру Направление 05. 03. 06 «Экология и природопользование» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100....
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» («Менеджмент в образовании»)...
Программа вступительных испытаний в магистратуру Направление 05. 03. 06 «Экология и природопользование» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100....
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» (программы: «Детская журналистика»;...
Программа вступительных испытаний в магистратуру Направление 05. 03. 06 «Экология и природопользование» iconСтруктура и содержание программы вступительных испытаний для поступления в магистратуру раздел I
Целями вступительных испытаний является определение готовности выпускника-«бакалавра» или «дипломированного специалиста» к продолжению...
Программа вступительных испытаний в магистратуру Направление 05. 03. 06 «Экология и природопользование» iconIii вопросы к собеседованию: Информатика
Целью вступительных испытаний является отбор наиболее квалифицированных выпускников бакалавриата и специалитета для поступления в...
Программа вступительных испытаний в магистратуру Направление 05. 03. 06 «Экология и природопользование» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология»
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология» («Общая психология, история психологии и...
Программа вступительных испытаний в магистратуру Направление 05. 03. 06 «Экология и природопользование» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки...
...
Программа вступительных испытаний в магистратуру Направление 05. 03. 06 «Экология и природопользование» iconЭкология и природопользование
В. А. Ермолаева. Социальная экология: Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения Эколого – географического факультета...
Программа вступительных испытаний в магистратуру Направление 05. 03. 06 «Экология и природопользование» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру направление «050100...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск