Скачать 84.09 Kb.
|
Подход к определению базовых нормативов платы за радиоактивные выбросы и сбросы в окружающую среду П.И. Кузнецов, канд. физ.-мат. наук Работа опубликована в журнале «АНРИ» № 2 (21), 2000 г. стр. 63-66 и доложена на научно-практической конференции «Проблемы развития атомной энергетики на Дону», 29 февраля – 1 марта 2000 г. Материалы конференции, том 2, стр. 16-20. © Ростовский информационно-аналитический центр РоАЭС. В соответствии со статьей 20 Закона РФ “Об охране окружающей природной среды” за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения окружающей среды должна взиматься соответствующая плата. Система природоохранных платежей для химических загрязняющих веществ разработана достаточно детально [1,2] и широко используется территориальными органами Госкомэкологии РФ. В основе этой системы лежат базовые нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух, сбросы в водные объекты и размещение отходов, выраженные в рублях на единицу массы загрязняющих веществ. В то же время, несмотря на очевидную необходимость взимания природоохранных платежей за радиоактивное загрязнение окружающей среды, введение этих платежей сдерживается отсутствием базовых нормативов платы. Трудности в определении базовых нормативов платы за радиоактивное загрязнение носят, по-видимому, концептуальный характер. Например, базовые нормативы платы за выбросы и сбросы конкретных химических загрязняющих веществ определяются как произведение удельного экономического ущерба от выбросов и сбросов этих веществ в пределах допустимых нормативов (или лимитов) на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества для окружающей природной среды и здоровья населения и на коэффициент индексации платы. Причем удельный экономический ущерб представляет собой затраты на компенсацию вредного воздействия на окружающую среду выбросов и сбросов одной условной тонны загрязняющих веществ и стимулирование снижения или поддержания выбросов и сбросов в пределах нормативов, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов. Показатель же относительной опасности конкретного загрязняющего вещества есть величина обратная предельно допустимой концентрации (или ориентировочно безопасному уровню воздействия) этого вещества в атмосферном воздухе или водных объектах [2,3]. В случае радиоактивных загрязняющих веществ в настоящее время отсутствуют сами понятия удельного экономического ущерба и показателя относительной опасности. Хотя в принципе показатель относительной опасности может быть введен и рассчитан на основе численных значений пределов годового поступления радиоактивных веществ в организм человека с воздухом и водой [4]. В настоящей работе описан подход к определению базовых нормативов платы за радиоактивные выбросы и сбросы в окружающую среду, основанный на общем свойстве генерации стохастических эффектов радионуклидами и некоторыми химическими веществами для человека. В соответствии с официально принятой в России концепцией, вред для здоровья людей от поступления в организм радиоактивных веществ в области малых доз может быть выражен в терминах радиационного риска [4]. Агентство по охране окружающей среды США (EPA) рассматривает концепцию риска более широко, распространяя ее на ряд химических загрязнителей в области малых доз поступления [5,6]. Причем, как и для поступления в организм человека радиоактивных веществ, для химических веществ принимается линейная зависимость доза-эффект, т.е. в обоих случаях риск стохастических эффектов пропорционален дозе. Эти обстоятельства позволяют совместить существующую систему природоохранных платежей для химических загрязняющих веществ с радиоактивным загрязнением. В основу такого совмещения предлагается заложить принцип одинаковой платы за одинаковый риск, который можно выразить соотношением , (1) где: П – плата за выброс (сброс) загрязняющего вещества, R – риск возникновения стохастических эффектов, связанный с этим выбросом (сбросом). Поскольку плата за выброс (сброс) загрязняющего вещества пропорциональна соответствующему базовому нормативу, то соотношение (1) справедливо и для базовых нормативов платы. Отсюда легко получить соотношение, связывающее базовые нормативы платы за химическое и радиоактивное загрязнение с соответствующими рисками , (2) где: БНр/в и БНх/в - базовые нормативы платы за выброс (сброс) одной тонны радиоактивного и химического вещества, Rр/в и Rх/в – соответствующие радиационный и химический риски. Положим далее для определенности, что мы имеем дело со стационарными выбросами (сбросами) создающими в некотором определенном месте постоянные годовые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе или в водоемах питьевого назначения. Тогда для радиационного риска, обусловленного поступлением радионуклида в организм человека через органы дыхания в течении года, можно записать , (3) где: 10-3 – коэффициент перевода граммов в миллиграммы, rE = 7,3.10-2 - коэффициент риска для населения в чел.Зв-1 [4], Kр/в – массовая концентрация радионуклида в воздухе в мг/м3, b1/(A.T1/2) - фактор перевода массы радионуклида в граммах в его активность в беккерелях [7], V = 8100 м3/год -регламентированный документом [4] годовой объем вдыхаемого воздуха для населения (старше 17 лет), kd inh- дозовый коэффициент в Зв/Бк при воздушном поступлении. Для химического риска, обусловленного воздушным поступлением химического вещества в организм человека в течение года, в соответствии с [5,6] можно записать , (4) где: 103 - коэффициент перевода микрограммов в миллиграммы, (1/70) – коэффициент пересчета единичного химического риска при хроническом поступлении химического вещества в течении 70 лет в риск при поступлении в течении одного года, URinh – единичный химический риск при воздушном поступлении в м3/мкг, Kх/в – массовая концентрация химического вещества в воздухе в мг/м3, Подставляя (3) и (4) в (2) и пересчитывая базовый норматив платы за выброс одной тонны радионуклида в базовый норматив платы за выброс одного кюри найдем (5) где: БНВр/вКи – базовый норматив платы за выброс одного кюри радиоактивного вещества в атмосферный воздух в руб./кюри, БНВх/вт - базовый норматив платы за выброс одной тонны химического вещества в рублях за тонну. Проводя аналогичные выкладки для случая сбросов радиоактивных веществ в водные объекты (поступление радионуклида в организм человека через органы пищеварения в течении года), можно записать , (6) где: БНCр/вКи – базовый норматив платы за сброс одного кюри радиоактивного вещества в водные объекты в руб./кюри, БНСх/вт - базовый норматив платы за cброс одной тонны химического вещества в руб./т, kding - дозовый коэффициент в Зв/Бк при водном поступлении, URing - единичный химический риск при водном поступлении в л/мкг. В качестве химических веществ нами выбраны бенз(а)пирен и пестицид каптан . Эти вещества выбраны из тех соображений, что для них существуют базовые нормативы платы, они являются канцерогенами [6,8], для них установлены количественные значения химических рисков URinh = 1,7.10-3 м3/мкг и URing =1,0.10-7 л/мкг [8]. Подставляя эти значения, а также значения существующих базовых нормативов платы (в 2000 году) за выброс бенз(а)пирена БНВх/вт = 1485000 руб./т и сброс каптана в БНСх/вт = 332625 руб./т в (5) и (6), получим формулы для расчета базовых нормативов платы за радиоактивные выбросы и сбросы в рублях за кюри: , (7) , (8) где: kdinh и kding воздушный и водный дозовые коэффициенты соответственно. В таблице 1 в приведен пример расчета платы за радиоактивные выбросы и сбросы трития и йода реакторами ВВЭР и РБМК, выполненный на основании данных работы [7] в соответствии с нормативным документом [2] без учета коэффициента экологической значимости. Таблица 1
Развитый выше подход к определению базовых нормативов платы за радиоактивные выбросы и сбросы в окружающую природную среду позволяет естественным образом соединить уже много лет используемую систему природоохранных платежей с платежами за радиоактивное загрязнение. Естественно он не лишен недостатков и автор с благодарность примет все замечания и предложения, Однако необходимо отметить, что проблема взимания платежей за радиоактивное загрязнение назрела уже давно, а многолетние попытки решить ее силами научных учреждений Госкомэкологии России не привели к положительному результату. В заключение благодарю Губина А.Т. и Харитонова И.А. за полезные обсуждения. Литература:
РЕФЕРАТ СТАТЬИПодход к определению базовых нормативов платы за радиоактивные выбросы и сбросы в окружающую среду
|
Изучение влияния геотермальных станций на окружающую среду Влияние установок на окружающую среду и благоприятны ли они для существования биосистемы | Тезисы доклада руководителя Управления Росприроднадзора по Оренбургской... | ||
Плата за загрязнение окружающей среды Расчет платы за загрязнение окружающей среды должны сдавать организации, деятельность которых связана с природопользованием и оказывает... | Вопросы теории раздел Базовые положения теории устойчивого развития (УР) 48 Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно... | ||
Реферат на тему: «Современное состояние гидро- и ветроэнергетики.... Современное состояние гидроэнергетики, её место в энергетике и влияние на окружающую среду | Закон от 10 января 2002 г. N 7-фз "Об охране окружающей среды" Принят... Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно... | ||
Программа «Экология и здоровье человека» для учащихся 8 кл. Составила:... В связи с этим приходится лечить не только больных людей, но и среду, в которой они живут. Человек настолько изменил окружающую среду,... | Шумовое загрязнение I. Загрязнения. Воздействие загрязнений на окружающую среду и здоровье человека стр. 6 | ||
Реферат Влияние радиации на человека и окружающую среду Что такое радиация, почему она опасна? | Доклад об экологической ситуации в Республике Коми Промышленные и транспортные аварии и катастрофы, связанные с воздействием на окружающую среду 17 | ||
Пояснительная записка к развернутому тематическому плану Негативные последствия влияния общественного производства на окружающую среду и здоровье человека | Тема: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды» Установить отрицательные влияния применения тд на окружающую среду и пути их устранения | ||
Пояснительная записка к развернутому тематическому плану Негативные последствия влияния общественного производства на окружающую среду и здоровье человека | Чрезвычайные ситуации на химически опасных объектах с выбросом аварийно... Чрезвычайные ситуации на химически опасных объектах с выбросом аварийно химически опасных веществ (ахов) в окружающую природную среду:... | ||
О состоянии и об охране окружающей среды в алтайском крае в 2010 году Воздействие ракетно-космической деятельности на окружающую среду и здоровье населения | Шум и его воздействие на окружающую среду Привыкая к постоянной шумовой нагрузке, человек может субъективно не замечать звуки, но адаптации к шуму не происходит |