Подход к определению базовых нормативов платы за радиоактивные выбросы и сбросы в окружающую среду





Скачать 84.09 Kb.
НазваниеПодход к определению базовых нормативов платы за радиоактивные выбросы и сбросы в окружающую среду
Дата публикации24.05.2015
Размер84.09 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы


Подход к определению базовых нормативов платы за радиоактивные выбросы и сбросы в окружающую среду
П.И. Кузнецов, канд. физ.-мат. наук
Работа опубликована в журнале «АНРИ» № 2 (21), 2000 г. стр. 63-66 и доложена на научно-практической конференции «Проблемы развития атомной энергетики на Дону», 29 февраля – 1 марта 2000 г. Материалы конференции, том 2, стр. 16-20. © Ростовский информационно-аналитический центр РоАЭС.
В соответствии со статьей 20 Закона РФ “Об охране окружающей природной среды” за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения окружающей среды должна взиматься соответствующая плата. Система природоохранных платежей для химических загрязняющих веществ разработана достаточно детально [1,2] и широко используется территориальными органами Госкомэкологии РФ. В основе этой системы лежат базовые нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух, сбросы в водные объекты и размещение отходов, выраженные в рублях на единицу массы загрязняющих веществ. В то же время, несмотря на очевидную необходимость взимания природоохранных платежей за радиоактивное загрязнение окружающей среды, введение этих платежей сдерживается отсутствием базовых нормативов платы.

Трудности в определении базовых нормативов платы за радиоактивное загрязнение носят, по-видимому, концептуальный характер. Например, базовые нормативы платы за выбросы и сбросы конкретных химических загрязняющих веществ определяются как произведение удельного экономического ущерба от выбросов и сбросов этих веществ в пределах допустимых нормативов (или лимитов) на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества для окружающей природной среды и здоровья населения и на коэффициент индексации платы. Причем удельный экономический ущерб представляет собой затраты на компенсацию вредного воздействия на окружающую среду выбросов и сбросов одной условной тонны загрязняющих веществ и стимулирование снижения или поддержания выбросов и сбросов в пределах нормативов, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов. Показатель же относительной опасности конкретного загрязняющего вещества есть величина обратная предельно допустимой концентрации (или ориентировочно безопасному уровню воздействия) этого вещества в атмосферном воздухе или водных объектах [2,3].

В случае радиоактивных загрязняющих веществ в настоящее время отсутствуют сами понятия удельного экономического ущерба и показателя относительной опасности. Хотя в принципе показатель относительной опасности может быть введен и рассчитан на основе численных значений пределов годового поступления радиоактивных веществ в организм человека с воздухом и водой [4].

В настоящей работе описан подход к определению базовых нормативов платы за радиоактивные выбросы и сбросы в окружающую среду, основанный на общем свойстве генерации стохастических эффектов радионуклидами и некоторыми химическими веществами для человека.

В соответствии с официально принятой в России концепцией, вред для здоровья людей от поступления в организм радиоактивных веществ в области малых доз может быть выражен в терминах радиационного риска [4]. Агентство по охране окружающей среды США (EPA) рассматривает концепцию риска более широко, распространяя ее на ряд химических загрязнителей в области малых доз поступления [5,6]. Причем, как и для поступления в организм человека радиоактивных веществ, для химических веществ принимается линейная зависимость доза-эффект, т.е. в обоих случаях риск стохастических эффектов пропорционален дозе. Эти обстоятельства позволяют совместить существующую систему природоохранных платежей для химических загрязняющих веществ с радиоактивным загрязнением. В основу такого совмещения предлагается заложить принцип одинаковой платы за одинаковый риск, который можно выразить соотношением
, (1)
где: П – плата за выброс (сброс) загрязняющего вещества, R – риск возникновения стохастических эффектов, связанный с этим выбросом (сбросом).

Поскольку плата за выброс (сброс) загрязняющего вещества пропорциональна соответствующему базовому нормативу, то соотношение (1) справедливо и для базовых нормативов платы. Отсюда легко получить соотношение, связывающее базовые нормативы платы за химическое и радиоактивное загрязнение с соответствующими рисками

, (2)
где: БНр/в и БНх/в - базовые нормативы платы за выброс (сброс) одной тонны радиоактивного и химического вещества, Rр/в и Rх/в – соответствующие радиационный и химический риски.

Положим далее для определенности, что мы имеем дело со стационарными выбросами (сбросами) создающими в некотором определенном месте постоянные годовые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе или в водоемах питьевого назначения. Тогда для радиационного риска, обусловленного поступлением радионуклида в организм человека через органы дыхания в течении года, можно записать
, (3)
где: 10-3 – коэффициент перевода граммов в миллиграммы, rE = 7,3.10-2 - коэффициент риска для населения в чел.Зв-1 [4], Kр/в – массовая концентрация радионуклида в воздухе в мг/м3, b1/(A.T1/2) - фактор перевода массы радионуклида в граммах в его активность в беккерелях [7], V = 8100 м3/год -регламентированный документом [4] годовой объем вдыхаемого воздуха для населения (старше 17 лет), kd inh- дозовый коэффициент в Зв/Бк при воздушном поступлении.

Для химического риска, обусловленного воздушным поступлением химического вещества в организм человека в течение года, в соответствии с [5,6] можно записать
, (4)
где: 103 - коэффициент перевода микрограммов в миллиграммы, (1/70) – коэффициент пересчета единичного химического риска при хроническом поступлении химического вещества в течении 70 лет в риск при поступлении в течении одного года, URinh – единичный химический риск при воздушном поступлении в м3/мкг, Kх/в – массовая концентрация химического вещества в воздухе в мг/м3, Подставляя (3) и (4) в (2) и пересчитывая базовый норматив платы за выброс одной тонны радионуклида в базовый норматив платы за выброс одного кюри найдем
(5)
где: БНВр/вКи – базовый норматив платы за выброс одного кюри радиоактивного вещества в атмосферный воздух в руб./кюри, БНВх/вт - базовый норматив платы за выброс одной тонны химического вещества в рублях за тонну.

Проводя аналогичные выкладки для случая сбросов радиоактивных веществ в водные объекты (поступление радионуклида в организм человека через органы пищеварения в течении года), можно записать
, (6)
где: БНCр/вКи – базовый норматив платы за сброс одного кюри радиоактивного вещества в водные объекты в руб./кюри, БНСх/вт - базовый норматив платы за cброс одной тонны химического вещества в руб./т, kding - дозовый коэффициент в Зв/Бк при водном поступлении, URing - единичный химический риск при водном поступлении в л/мкг.

В качестве химических веществ нами выбраны бенз(а)пирен и пестицид каптан . Эти вещества выбраны из тех соображений, что для них существуют базовые нормативы платы, они являются канцерогенами [6,8], для них установлены количественные значения химических рисков URinh = 1,7.10-3 м3/мкг и URing =1,0.10-7 л/мкг [8]. Подставляя эти значения, а также значения существующих базовых нормативов платы (в 2000 году) за выброс бенз(а)пирена БНВх/вт = 1485000 руб./т и сброс каптана в БНСх/вт = 332625 руб./т в (5) и (6), получим формулы для расчета базовых нормативов платы за радиоактивные выбросы и сбросы в рублях за кюри:
, (7)
, (8)
где: kdinh и kding воздушный и водный дозовые коэффициенты соответственно.

В таблице 1 в приведен пример расчета платы за радиоактивные выбросы и сбросы трития и йода реакторами ВВЭР и РБМК, выполненный на основании данных работы [7] в соответствии с нормативным документом [2] без учета коэффициента экологической значимости.

Таблица 1





Тип реактора

Выброс в атмосферу,


Кюри/Гвт.год. Плата в пределах лимитов, руб./год

Сброс

в гидросферу,

Кюри/Гвт.год.

Плата в пределах лимитов, руб./год

3Н

131I

3Н

ВВЭР


200

4320

0,02 – 0,25

182 – 2280

135,12

2848870

РБМК


53,35

1152

0,1

912

27,2

573485


Развитый выше подход к определению базовых нормативов платы за радиоактивные выбросы и сбросы в окружающую природную среду позволяет естественным образом соединить уже много лет используемую систему природоохранных платежей с платежами за радиоактивное загрязнение. Естественно он не лишен недостатков и автор с благодарность примет все замечания и предложения, Однако необходимо отметить, что проблема взимания платежей за радиоактивное загрязнение назрела уже давно, а многолетние попытки решить ее силами научных учреждений Госкомэкологии России не привели к положительному результату.

В заключение благодарю Губина А.Т. и Харитонова И.А. за полезные обсуждения.

Литература:


  1. Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

  2. «Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды». Москва, Минприроды РФ. Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 марта 1993 г. № 190.

  3. «Экономика природопользования. Аналитические и нормативно-методические материалы». Москва, Минприроды РФ. 1994 г.
  4. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99). СП 2.6.1. 758 – 99. Москва, Минздрав России. 1999 г.


  5. Risk Assessment Guidance for Superfund. Vol. 1. Human Health Evaluation Manual (Part 1). Interim Final. United States Environmental Protection Agency. EPA/540/1-89/002. December 1989.

  6. Health Effect Assessment Summary Tables. Annual Update. United States Environmental Protection Agency. OHEA ECAO-CIN-821. March 1992.

  7. Козлов В.Ф. «Справочник по радиационной безопасности». Москва, Атомиздат. 1991 г.

  8. Перечень веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека. ГН 1.1.029-95. Москва, Госкомсанэпиднадзор России. 1995 г.



РЕФЕРАТ СТАТЬИ


Подход к определению базовых нормативов платы за радиоактивные выбросы и сбросы в окружающую среду






Кузнецов Павел Иванович, директор ООО «Управляющая компания» Союза отходопереработчиков Кубани, кандидат физико-математических наук. 350007, г. Краснодар, ул. Песчаная, 9, оф.1, тел. 8(861) 262-92-76, факс 267-71-68

E-mail: sopek@mail.ru.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Подход к определению базовых нормативов платы за радиоактивные выбросы и сбросы в окружающую среду iconИзучение влияния геотермальных станций на окружающую среду
Влияние установок на окружающую среду и благоприятны ли они для существования биосистемы
Подход к определению базовых нормативов платы за радиоактивные выбросы и сбросы в окружающую среду iconТезисы доклада руководителя Управления Росприроднадзора по Оренбургской...

Подход к определению базовых нормативов платы за радиоактивные выбросы и сбросы в окружающую среду iconПлата за загрязнение окружающей среды
Расчет платы за загрязнение окружающей среды должны сдавать организации, деятельность которых связана с природопользованием и оказывает...
Подход к определению базовых нормативов платы за радиоактивные выбросы и сбросы в окружающую среду iconВопросы теории раздел Базовые положения теории устойчивого развития (УР) 48
Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно...
Подход к определению базовых нормативов платы за радиоактивные выбросы и сбросы в окружающую среду iconРеферат на тему: «Современное состояние гидро- и ветроэнергетики....
Современное состояние гидроэнергетики, её место в энергетике и влияние на окружающую среду
Подход к определению базовых нормативов платы за радиоактивные выбросы и сбросы в окружающую среду iconЗакон от 10 января 2002 г. N 7-фз "Об охране окружающей среды" Принят...
Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно...
Подход к определению базовых нормативов платы за радиоактивные выбросы и сбросы в окружающую среду iconПрограмма «Экология и здоровье человека» для учащихся 8 кл. Составила:...
В связи с этим приходится лечить не только больных людей, но и среду, в которой они живут. Человек настолько изменил окружающую среду,...
Подход к определению базовых нормативов платы за радиоактивные выбросы и сбросы в окружающую среду iconШумовое загрязнение
I. Загрязнения. Воздействие загрязнений на окружающую среду и здоро­вье человека стр. 6
Подход к определению базовых нормативов платы за радиоактивные выбросы и сбросы в окружающую среду iconРеферат Влияние радиации на человека и окружающую среду
Что такое радиация, почему она опасна?
Подход к определению базовых нормативов платы за радиоактивные выбросы и сбросы в окружающую среду iconДоклад об экологической ситуации в Республике Коми
Промышленные и транспортные аварии и катастрофы, связанные с воздействием на окружающую среду 17
Подход к определению базовых нормативов платы за радиоактивные выбросы и сбросы в окружающую среду iconПояснительная записка к развернутому тематическому плану
Негативные последствия влияния общественного производства на окружающую среду и здоровье человека
Подход к определению базовых нормативов платы за радиоактивные выбросы и сбросы в окружающую среду iconТема: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»
Установить отрицательные влияния применения тд на окружающую среду и пути их устранения
Подход к определению базовых нормативов платы за радиоактивные выбросы и сбросы в окружающую среду iconПояснительная записка к развернутому тематическому плану
Негативные последствия влияния общественного производства на окружающую среду и здоровье человека
Подход к определению базовых нормативов платы за радиоактивные выбросы и сбросы в окружающую среду iconЧрезвычайные ситуации на химически опасных объектах с выбросом аварийно...
Чрезвычайные ситуации на химически опасных объектах с выбросом аварийно химически опасных веществ (ахов) в окружающую природную среду:...
Подход к определению базовых нормативов платы за радиоактивные выбросы и сбросы в окружающую среду iconО состоянии и об охране окружающей среды в алтайском крае в 2010 году
Воздействие ракетно-космической деятельности на окружающую среду и здоровье населения
Подход к определению базовых нормативов платы за радиоактивные выбросы и сбросы в окружающую среду iconШум и его воздействие на окружающую среду
Привыкая к постоянной шумовой нагрузке, человек может субъективно не замечать звуки, но адаптации к шуму не происходит


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск