Информация Департамента международного сотрудничества о ходе выполнения международных конвенций и соглашений в сфере охраны окружающей среды, относящихся к компетенции Минприроды России





НазваниеИнформация Департамента международного сотрудничества о ходе выполнения международных конвенций и соглашений в сфере охраны окружающей среды, относящихся к компетенции Минприроды России
страница1/4
Дата публикации27.05.2015
Размер0.59 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4




Информация Департамента международного сотрудничества о ходе выполнения международных конвенций и соглашений в сфере охраны окружающей среды, относящихся к компетенции Минприроды России

(август 2014 года)

В рамках установленных полномочий Минприроды России обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также совместно с МИД России и другими заинтересованными федеральными органами государственной власти реализацию требований соответствующих международных конвенций и соглашений в природоохранной области, гармонизацию российской нормативной правовой базы на основе норм правовых актов Российской Федерации, решений Совета Безопасности от 30 января 2008 года № Пр-328 и поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации 27 мая 2010 года (06.06.2010 № Пр-1640) и 9 июня 2011 года (20.06.2011 № 1742-ГС).

С учетом положений международных природоохранных конвенций по инициативе Минприроды России в 2010 - 2013 годы существенно обновлена нормативная правовая база в сфере государственного экологического надзора, в сфере водоснабжения и водоотведения, защите морей в случае нефтяных загрязнений, в сфере обращения с отходами, приняты нормативно­-правовые акты по созданию системы учета и регулирования оборота озоноразрушающих веществ, по усилению ответственности за незаконную добычу и оборот редких видов животных, в сфере экологической экспертизы и развития системы особоохраняемых природных территорий (ООПТ), по усилению административной ответственности за экологические правонарушения. К основным стратегическим документам в этой области относятся:

Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года;

Экологическая доктрина Российской Федерации;

Климатическая доктрина Российской Федерации;

Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года;

Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года;

Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года;

Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2020 года;

Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года;

Комплексная стратегия обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации и план ее реализации.

С целью обеспечения реализации международных обязательств Российской Федерации, вытекающих из участия нашей страны в международных природоохранных конвенциях и соглашениях в рамках основных направлений экологической политики России по инициативе Минприроды России разработаны государственные программы:

«Охрана окружающей среды на 2012- 2020 годы»;

«Воспроизводство и использование природных ресурсов» (включены подпрограммы: «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр», «Использование водных ресурсов», «Сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов», «Обеспечение реализации государственной программы», а также паспорт федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 -2020 гг.»);

«Развитие лесного хозяйства».

Приняты и реализуются федеральные целевые программы:

Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы;

Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012- 2020 гг.

Непосредственно к компетенции Минприроды России отнесены следующие международные конвенции и многосторонние соглашения, которые можно объединить в 4 группы по условной сфере применения:

  1. Защита морской среды, трансграничные водотоки

  1. Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинская конвенция, Хельсинки, 1992),

  2. Конвенция по защите Черного моря от загрязнений (Бухарестская конвенция, Бухарест, 1992),

  3. Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря (Тегеранская конвенция, Тегеран, 2003),

  4. Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов (Лондонская конвенция, Лондон, 1972),

  5. Конвенция ЕЭК ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (Хельсинки, 1992),

  6. План действий по охране, управлению и развитию морской и прибрежной окружающей среды региона северо-западной части Тихого океана (далее - НОУПАП) ЮНЕП,

II. Биоразнообразие

  1. Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 1992),

  2. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС, Вашингтон, 1973),

  3. Международная конвенция по регулированию китобойного промысла (Вашингтон, 1946),

  4. Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение (Рамсарская конвенция, Рамсар, 1971),

  5. Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием (Париж, 1994),

  6. Меморандум о взаимопонимании относительно мер об охране сибирского журавля (1993) и Меморандума о взаимопонимании относительно сохранения, восстановления и устойчивого использования антилопы сайги (2009) в рамках Конвенции об охране мигрирующих видов животных (Боннская конвенция, Бонн, 1979),

  7. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 1972,

  1. Химические вещества и отходы

  1. Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базельская конвенция, 1989),

  2. Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (Стокгольмская конвенция, Стокгольм, 2001),

  3. Конвенция ЕЭК ООН о трансграничном воздействии промышленных аварий (Хельсинки, 1992),

  1. Охрана воздуха

  1. Венская конвенция об охране озонового слоя (Вена, 1985) и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (Монреаль, 1987)

  2. Конвенция ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женевская конвенция, Женева, 1979)

  3. Рамочная конвенция ООН по изменению климата (РКИК, Нью-Йорк, 1992) и Киотский протокол к РКИК (Киото, 1997).

С учетом требований международных природоохранных конвенций в

2010 - 2013 году продолжалось активное совершенствование природоохранного и природоресурсного законодательства, в том числе с учетом имеющихся планов по присоединению к ОЭСР.

  1. Защита морской среды, трансграничные водотоки

Российская Федерация в полном объеме выполняет свои обязательства по международным договорам, входящим в группу конвенций «Защита морской среды, трансграничные водотоки», регулирующих охрану и

рациональное использование трансграничных водотоков, защиту морской среды, предотвращение загрязнения из наземных точечных и

рассредоточенных источников, в том числе на основе Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. № 1235-р), Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации на период до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. № 2205-р), Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 года № 2074-р), государственной программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2013 г. № 436-р), а также федеральных целевых программы «Чистая вода» на 2011-2017 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. № 1092) и «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» (постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. № 350).

Российская Федерация осуществляет взаимодействие со сторонами Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер с 1992 г. Положения Конвенции и предлагаемый ею инструментарий нашли отражение в российском национальном водном законодательстве, послужили основой для разработки Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, Климатической доктрины Российской Федерации, федеральных целевых программ «Чистая вода» на период с 2011 по 2017 г. и «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», а также 9 межправительственных соглашений с сопредельными странами по охране и рациональному использованию трансграничных водных объектов. Российская Федерация намерена продолжать укреплять международный авторитет Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер. Заинтересованы в расширении географии охвата, а также увеличении количества участников этого международного договора. Об этом свидетельствует принятие российской стороной (распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.11.2012 № 2053-р) поправки к Конвенции, принятой на 3-м совещании Сторон в Мадриде в 2003 году и открывающей возможность любой стране, не входящей в ЕЭК ООН, но являющейся членом ООН, стать стороной Конвенции.

3 октября 2013 г. в Копенгагене (Дания) состоялась сессия Комиссии в Конвенции по защите морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ) на уровне министров, на которой были обсуждены вопросы выполнения Плана действий ХЕЛКОМ по Балтийскому моря 2007 года. Российская национальная программа мер включает мероприятия, реализуемые в рамках федеральных целевых и региональных программ, двухсторонних и многосторонних соглашений, международных проектов и механизма частно-государственного партнерства.

Особенностью Тегеранской конвенции является то, что она осуществляет международно-правовое регулирование деятельности по защите морской среды Каспийского моря в условиях, когда положения существующих морских конвенций напрямую не применяются на Каспии. Деятельность Минприроды России по реализации Конвенции в настоящее время осуществляется во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 2444-р по выполнению плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года по пункту 87 «Участие в реализации Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря (Тегеранской конвенции), подготовка соответствующих протоколов к Конвенции для принятия их на сессиях Конференции Сторон Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря», аналогичному пункту 89 плана мероприятий на 2013-2014 годы по реализации Стратегии социально-экономического развития Северо- Кавказского федерального округа до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации 6 сентября 2010 г. № 1485-р), утвержденному на заседании Правительственной комиссии по вопросам социально- экономического развития Северо-Кавказского федерального округа (протокол заседания от 8 февраля 2013 г. № 7), а также пункта 1 раздела VI Программы действий по обеспечению стратегических интересов Российской Федерации в Каспийском регионе на 2013-2015 годы в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 26 апреля 2013 г. № К-412 и Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № ДМ-П2-256с. В период 2012 -2013 годов подписаны Протокол о региональной готовности, реагированию и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью к Тегеранской конвенции и Протокол по защите морской среды Каспийского моря от загрязнения из наземных источников и в результате осуществляемой на суше деятельности к Тегеранской конвенции.

С 1994 года в рамках Программы региональных морей ЮНЕП реализуется План действий по охране, управлению и развитию морской и прибрежной окружающей среды региона северо-западной части Тихого океана (далее - НОУПАП) по следующим основным направлениям: обеспечение готовности и реагирование на чрезвычайные ситуации, вызванные аварийными разливами нефти и нефтепродуктов, мониторинг и оценка состояния морской среды и источников ее загрязнения, оценка состояния прибрежной зоны и источников ее загрязнения, создание эффективной информационной системы и базы данных о состоянии морской и прибрежной окружающей среды.

Во исполнение требований международных договоров, входящих в группу конвенций, регулирующих защиту трансграничных водотоков, морской среды, предотвращение загрязнения из наземных точечных и рассредоточенных источников, Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и Водный кодекс Российской Федерации» урегулированы вопросы, связанных с захоронением (сбросом) извлеченного при дноуглубительных работах грунта, в соответствии с принятым в международной практике подходом, закрепленным в Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года, а также в региональных конвенциях (Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря и Конвенции о защите Черного моря от загрязнения), положения которых относительно удаления отходов и иных материалов в море в полной мере применяются к изымаемым при дноуглублении грунтам. Кроме того, предусмотрены соответствующие поправки в Водный кодекс Российской Федерации, в том числе, в части упрощения порядка использования донных грунтов для предотвращения негативного воздействия вод при чрезвычайных ситуациях и ликвидации их последствий.

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. № 282-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривается установление запрета в границах водоохранных зон на: размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; сброса сточных, в том числе дренажных, вод; разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.

Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» уточнена ответственность за нарушение порядка предоставления водных объектов в пользование.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 411 -ФЗ «О внесении изменений в статью 23 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что абоненты централизованных систем водоотведения определенной категории до 1 января 2015 должны обеспечить ввод в эксплуатацию локальных очистных сооружений и (или) разработать планы снижения сбросов. За несоблюдение требований по утверждению нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы и по обеспечению ввода в эксплуатацию локальных очистных сооружений и (или) разработки и утверждения планов снижения сбросов, абоненты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 445-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности гидротехнических сооружений», направлен на совершенствование законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в целях снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и сокращения количества бесхозяйных гидротехнических сооружений.

  1. Биоразнообразие

Реализуется подпрограмма «Биологическое разнообразие России» Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2552-р.

Ключевым законодательным актом, обеспечивающим реализацию требований Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия стал Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который направлен на устранение основных правовых проблем, вызванных несовершенством законодательного регулирования, а также на развитие отношений, возникающих при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий и на установление особенностей создания, развития и управления особо охраняемыми природными территориями различных категорий.

В контексте реализации Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия особенно значимо, что Федеральным законом предусмотрено:

разделение понятий «особо охраняемые природные территории» и «государственные учреждения, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями»;

установление возможности и порядка создания национальных парков путем преобразования отдельных государственных природных заповедников (Федеральным законом вводится необходимое условие, которое будет учитываться при принятии решения о преобразовании заповедников в национальные парки - проведение государственной экологической экспертизы) - в целом, необходимость такого преобразования обусловлена тем, что на территориях нескольких существующих заповедников ведется (в силу исторически сложившихся обстоятельств) многолетняя рекреационная и иная деятельность, не соответствующая режиму заповедников, но адекватная задачам и режиму национальных парков;

уточнение порядка создания особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, а также порядка принятия решений о создании охранных зон особо охраняемых природных территорий различных категорий;

установление возможности софинансирования органами государственной власти субъектов Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, связанных с развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения;

устранение противоречия между статьями 95 и 97 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми земли территорий традиционного природопользования могут относиться к разным видам земель особо охраняемых территорий и объектов (землям особо охраняемых природных территорий и землям природоохранного назначения) - учитывая то, что коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации должны иметь больше возможностей для хозяйственного использования соответствующих территорий и находящихся на них природных ресурсов выбор сделан в пользу того, чтобы отнести земли территорий традиционного природопользования к землям природоохранного назначения (оставаясь в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, имеют более благоприятный режим для обеспечения традиционного образа жизни соответствующих народов).

В настоящее время статус Всемирного природного наследия ЮНЕСКО в России имеют следующие природные объекты: Озеро Байкал; Вулканы Камчатки; Девственные леса Коми; Золотые горы Алтая; Западный Кавказ; Центральный Сихотэ-Алинь; Убсунурская котловина; Остров Врангеля; Плато Путорана; Ленские столбы. Национальный парк Куршская коса включен в Список в составе российско-литовского объекта по критерию C(v) ("культурный ландшафт").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 г. № 273 «О мерах, принятых консультативными совещаниями по Договору об Антарктике» одобрены меры, принятые Консультативными совещаниями по Договору в 2004-2011 годах по внесению новых объектов в перечень исторических мест и памятников в Антарктике, а также утверждению, пересмотру или продлению сроков действия планов управления особо охраняемыми районами и участками особого научного интереса. Меры нацелены на эффективную реализацию международно-правовых обязательств Российской Федерации в соответствии с системой Договора об Антарктике, повышение международного престижа России как государства, выполняющего свои международно-правовые обязательства, укрепление международного авторитета России у государств - участников Договора об Антарктике.

Конвенция о биологическом разнообразии (далее - КБР) является признанным международным рамочным документом по сохранению окружающей среды в мире и своего рода зонтичной конвенцией для иных глобальных конвенций о биоразнообразии: Конвенции по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (1973 г.); Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция) (1971 г.), Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных (Боннская конвенция) (1992 г.), Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием (1996 г.).

В рамках КБР приняты два протокола: Картахенский протокол по биобезопасности от 29 января 2000 г. (вступил в силу 11 сентября 2003), ратифицирован 167 странами, Россия не является Стороной Протокола) и Нагойский протокол по регулированию доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения от 29 октября 2010 (ратифицирован 29 странами и подписан 92 странами, Россия не является Стороной Протокола). Российское природоохранное законодательство приведено в соответствие с нормами КБР. Действующие нормативные правовые акты, обеспечивают выполнение требований, содержащихся в Конвенции. К ним относятся:

Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»;

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Ключевые положения КБР учтены в подпрограмме «Биологическое разнообразие России» Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы» (постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 326) В настоящее время ведется работа по обновлению Национальной стратегии и плана действий по сохранению биоразнообразия в Российской Федерации в соответствии с решениями КБР.

Одним из стратегических направлений работы КБР определено сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия морей, определена задача по выявлению морских акваторий высокой экологической и биологической значимости в соответствии с методикой, разработанной и принятой всеми Сторонами в рамках КБР. Для выполнения данной задачи проведен ряд специальных экспертных совещаний в различных регионах мира с участием представителей государственных органов, научных, экспертных и экологических организаций прибрежных государств. С 25 февраля по 1 марта 2013 г. в Минприроды России проведено совещание по определению наиболее экологически значимых морских районов в Северной части Тихого океана с участием представителей России, Канады, Республики Корея, КНДР, США и Японии. По итогам совещания определены 20 районов в северной части Тихого океана, отвечающие критериям наиболее экологически значимых морских районов. Указанные районы будут представлены на рассмотрение 12-му совещанию Конференции Сторон (Республика Корея, октябрь 2014 г.) для утверждения в качестве особо охраняемых (морских) природных территорий.

5 декабря 2013 г. в рамках Международного форума по вопросам сохранения белых медведей в Арктике состоялась встреча Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е.Донского с Исполнительным секретарем Конвенции о биологическом разнообразии (КБР) Б. Диашом, который высоко оценил вклад России в деятельность

Вспомогательного органа по научным, техническим и технологическим консультациям КБР.

Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) - инструмент, гарантирующий, что международная торговля дикими животными и растениями не создаёт угрозы их выживанию. Россия как правопреемник СССР является стороной Конвенции с 1976 г. и в полной мере осуществляет контроль за вывозом и ввозом видов животных и растений, их частей или полученной из них продукции, подпадающих под действие Конвенции. Роль Административного органа СИТЕС в России исполняет Росприроднадзор (постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400). Ежегодно Росприроднадзором выдается около 800

разрешений/сертификатов СИТЕС. Действующее нормативное правовое регулирование в данной области обеспечивает реализацию в Российской Федерации требований данной Конвенции и осуществляется следующими документами:

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (пункт 3 статьи 60) в отношении ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации и транзитной перевозки через Российскую Федерацию редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, их особо ценных видов, в том числе растений, животных и других организмов, подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации;

постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 304 «Об утверждении Правил использования конфискованных диких животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г.»;

постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 г. № 337 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб»;

постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 2009 г. № 13 «О реализации или уничтожении безвозмездно изъятых или конфискованных объектов животного мира, физическое состояние которых не позволяет возвратить их в среду обитания, а также полученной из них продукции»;

постановление Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. № 158 «О Красной книге Российской Федерации»;

Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400) - пункты 5.2.1; 5.3; 5.5.2; 5.6;

единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (решение Комиссии ЕврАзЭС от 16 августа 2012 г. № 134, включены все объекты животного и растительного мира, подпадающие под действие СИТЕС (раздел 2.7) и занесенные в Красную книгу Российской Федерации (раздел 2.8);

в отношении редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, подпадающих под действие СИТЕС, а также объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации нормативными правовыми актами установлены соответствующие перечни;

постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. № 978 «Об утверждении перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым

международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации». В перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов включено 7 видов млекопитающих, 4 вида птиц и 11 видов рыб, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или подпадающих под действие СИТЕС;

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает уголовную ответственность за добычу и оборот, включая содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу, особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, а также их частей или производных. Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен новой статьей об ответственности за перечисленные действия в отношении особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов. Устанавливается уголовная ответственность за контрабанду особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, а также их частей и производных независимо от стоимости указанных товаров животного происхождения, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС;

признаются административно наказуемыми деяниями хранение и перевозка видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами Российской Федерации, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка. Кроме того, увеличен соответствующий административный штраф за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 8.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для граждан и юридических лиц в соответствии с изменившейся экономической ситуацией;

постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. № 29 «О федеральном государственном охотничьем надзоре» определило задачи федерального государственного охотничьего надзора, органы исполнительной власти, на которые возложено полномочие по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора на особо охраняемых природных территориях федерального значения и на территориях субъектов Российской Федерации;

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. № 273-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» усилена ответственность за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Повышены размеры административных штрафов за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Кроме того, государственным инспекторам по охране территорий заповедников и национальных парков предоставлено право составления протоколов об административных правонарушениях в случаях совершения правонарушений на территориях, прилегающих к заповедникам и национальным паркам.

Российская Федерация является Стороной 2-х меморандумов, действующих в рамках Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных (Боннской конвенции), которые отвечают интересам России: Меморандума о взаимопонимании относительно мер по сохранению сибирского журавля (стерха), а также Меморандума о взаимопонимании относительно сохранения, восстановления и устойчивого использования антилопы сайги.

21 августа 2013 г. в Минприроды России при поддержке Секретариата Соглашения по охране афро-евразийских мигрирующих водно-болотных птиц Боннской конвенции прошел Международный семинар с участием представителей российских природоохранных ведомств и экспертного сообщества России Норвегии, Швейцарии, Франции, Южной Африки по вопросам присоединения к Соглашению. Участники обсудили опыт сотрудничества европейских стран с Соглашением AEWA, а также перспективы присоединения Российской Федерации к нему.

Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве мест обитания водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция) стала первым глобальным документом, полностью посвящённым одному типу экосистем. Российская Федерация является Стороной Конвенции с 1976 г. Водно-болотные угодья, в соответствии со Рамсарской конвенцией, - это районы болот, торфяных угодий или водоемов - естественных или искусственных, постоянных или временных, стоячих или проточных, пресных, солоноватых или соленых, включая морские акватории, глубина которых при отливе не превышает шести метров. Выбор территории осуществляется по сложной системе критериев.

На сегодняшний день в России располагается 35 водно-болотных угодий (ВБУ), имеющих международное значение, которые включены в Список Рамсарской конвенции. К Рамсарским ВБУ угодьям отнесены участки крупных озер, например, Чудского, Ханка. Участки Рамсарских угодий расположены в пределах территорий, имеющих важной значение для сохранения видового разнообразия и рыбных запасов, в дельте реки Волга (Астраханская область; название угодья - Дельта реки Волга), Нижнем и Верхнем Двуобье (Ханты- Мансийский автономный округ; названия угодий - Нижнее Двуобье, Верхнее Двуобье) и др. Дельта реки Волга является одним из центров разнообразия и обилия видов рыб (58 видов), в том числе осетровых. Районы Верхнего и Нижнего Двуобья являются важными местообитаниями для разнообразных сиговых видов рыб: нельма, пелядь, щокур, пыжьян, муксун, осетр сибирский и стерлядь. Обширные пространства ВБУ сохраняются в границах особоохраняемых природных территорий. В качестве основного принципа организации водного хозяйства принят бассейновый подход. Соблюдаются нормы по организации водоохранных зон. На постоянной основе обеспечивается участие российской делегации в совещаниях рабочих органов Конвенции. Обновлены информационные листы Рамсарской конвенции для 35 ВБУ.

В 2013 г. в Республике Корея состоялись 65-е заседание Научного комитета Международной китобойной комиссии, подкомитетов и рабочих групп Международной конвенции по регулированию китобойного промысла. Россия представила доклад в Научный комитет по анализу аборигенного промысла серых и гренландских китов на Чукотке за прошедшую пятилетку (2008-2012 гг.) по результатам промысла и научных исследований в 2012 г. Рассмотрение материалов показало, что запасы серых и гренландских китов в северной части Тихого океана продолжают расти и нет необходимости пересматривать установленные шестилетние блок-квоты.

Действующие нормативные правовые акты, полностью обеспечивают выполнение требований, содержащихся в данной Конвенции. К ним относятся:

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1992 г. № 967 «Об участии Российской Федерации в Международной конвенции по регулированию китобойного промысла»;

постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2000 г. № 724 «Об изменении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам»;

Указ Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 г. № 950 «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере»;

постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1017 «О добыче (вылове) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биологических ресурсов».

В рамках исполнения обязательств по Конвенции Организации Объединённых Наций по борьбе с опустыниванием Минприроды России готовится подписание Меморандума с Российской академией наук о создании «Научно-координационного центра по участию Российской Федерации в Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием». В дальнейшем этот центр может играть роль регионального центра для стран, входящих в приложение V (страны Центральной и Восточной Европы).

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Информация Департамента международного сотрудничества о ходе выполнения международных конвенций и соглашений в сфере охраны окружающей среды, относящихся к компетенции Минприроды России iconС. Е. Донского на заседании Совета Безопасности Российской Федерации...
В начале своего выступления позвольте поблагодарить Вас, Владимир Владимирович за решение о проведении в 2013 году в России Года...
Информация Департамента международного сотрудничества о ходе выполнения международных конвенций и соглашений в сфере охраны окружающей среды, относящихся к компетенции Минприроды России iconДоклад департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской
Руководитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области
Информация Департамента международного сотрудничества о ходе выполнения международных конвенций и соглашений в сфере охраны окружающей среды, относящихся к компетенции Минприроды России iconО проведении Года охраны окружающей среды в 2013 году на территории...
На основании Указа Президента РФ от 10. 08. 2012 №1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» 2013 год...
Информация Департамента международного сотрудничества о ходе выполнения международных конвенций и соглашений в сфере охраны окружающей среды, относящихся к компетенции Минприроды России iconИнформация о проведении Всероссийского открытого урока охраны окружающей...

Информация Департамента международного сотрудничества о ходе выполнения международных конвенций и соглашений в сфере охраны окружающей среды, относящихся к компетенции Минприроды России iconКонвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных...
Еэк на двухсторонней и многосторонней основе для укрепления сотрудничества в целях предотвращения, ограничения и сокращения трансграничного...
Информация Департамента международного сотрудничества о ходе выполнения международных конвенций и соглашений в сфере охраны окружающей среды, относящихся к компетенции Минприроды России iconИ охраны окружающей среды администрации города ижевска доклад об экологической обстановке
Администрация города/Структурные подразделения Администрации города Ижевска/Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды...
Информация Департамента международного сотрудничества о ходе выполнения международных конвенций и соглашений в сфере охраны окружающей среды, относящихся к компетенции Минприроды России iconОтчет по итогам проведения аудита эффективности использования бюджетных...
Анализ существующей нормативной базы в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования
Информация Департамента международного сотрудничества о ходе выполнения международных конвенций и соглашений в сфере охраны окружающей среды, относящихся к компетенции Минприроды России icon2 0 1 3 год– Год охраны окружающей среды в Российской Федерации Каталог выставки Санкт-Петербург
В августе 2012 г. Президент России Владимир Путин подписал указ о проведении в 2013 году в стране Года охраны окружающей среды. Этот...
Информация Департамента международного сотрудничества о ходе выполнения международных конвенций и соглашений в сфере охраны окружающей среды, относящихся к компетенции Минприроды России iconДоклад на заседании областной коллегии органов исполнительной власти...
«О состоянии окружающей среды Тамбовской области, повышении эффективности деятельности органов власти области по обеспечению экологической...
Информация Департамента международного сотрудничества о ходе выполнения международных конвенций и соглашений в сфере охраны окружающей среды, относящихся к компетенции Минприроды России icon«согласовано» «Исполнитель»
Заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
Информация Департамента международного сотрудничества о ходе выполнения международных конвенций и соглашений в сфере охраны окружающей среды, относящихся к компетенции Минприроды России iconКонкурс фотографий «Природа глазами детей»
«О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 6 ноября 2012...
Информация Департамента международного сотрудничества о ходе выполнения международных конвенций и соглашений в сфере охраны окружающей среды, относящихся к компетенции Минприроды России iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Годом охраны окружающей среды (Указ «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» от 10 авг г. №1157), в целях...
Информация Департамента международного сотрудничества о ходе выполнения международных конвенций и соглашений в сфере охраны окружающей среды, относящихся к компетенции Минприроды России iconПлан года охраны окружающей среды план основных мероприятий по проведению...
Общие организационные мероприятия по проведению Года охраны окружающей среды в Республике Башкортостан
Информация Департамента международного сотрудничества о ходе выполнения международных конвенций и соглашений в сфере охраны окружающей среды, относящихся к компетенции Минприроды России iconПолитические аспекты международного сотрудничества в сфере использования чистой воды
Специальность 23. 00. 04 – Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития
Информация Департамента международного сотрудничества о ходе выполнения международных конвенций и соглашений в сфере охраны окружающей среды, относящихся к компетенции Минприроды России iconI. Реализация государственной политики в области природных ресурсов,...
О результатах деятельности министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды республики бурятия в 2006 году и основных направлениях...
Информация Департамента международного сотрудничества о ходе выполнения международных конвенций и соглашений в сфере охраны окружающей среды, относящихся к компетенции Минприроды России iconМетодические рекомендации Давлеканово 2013 2013 год официально объявлен...
России Годом охраны окружающей среды. В указе Президента РФ №1157 от 10 августа 2012 года говорится, что это важное событие проводится...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск