«согласовано» «Исполнитель»





Название«согласовано» «Исполнитель»
страница1/13
Дата публикации27.05.2015
Размер2.09 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

«УТВЕРЖДЕНО»

«Заказчик»





«СОГЛАСОВАНО»

«Исполнитель»

Заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы




Ректор Государственного автономного

образовательного учреждения

высшего профессионального образования «Московский институт открытого образования»


__________________С.А. Мельников
«______»_________2013 г.





_________________А.Л. Семёнов
«______»_________2013 г.


Г.А. ЯГОДИН, М.В. АРГУНОВА, Т.А. ПЛЮСНИНА, Д.В. МОРГУН

Образовательные программы и модули дополнительного образования

Программно-методические материалы

по дополнительному экологическому образованию


(Государственный контракт от «27» июня 2013 г. № 0605-16/13)

Москва

2013


СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………3

Дополнительная образовательная программа «Экология и устойчивое развитие»…………………………………………………...……….……..…..5

Дополнительная образовательная программа «Экология городской среды» ……………………………………………………..…………………57

Дополнительная образовательная программа «Мониторинг окружающей среды» …………………………………………………………………….….80

Программный модуль «Концепция устойчивого развития»……………………………………….……………………………116

Программный модуль «Человек и биосфера»…..……………………...…123

Программный модуль «Учебные экологические исследования»……..…142

Программный модуль «Экологическая безопасность и здоровье человека»…………………………………………………………………….168

Заключение …………………………………………………….……………179
Введение
К последней четверти прошлого века в мире всё больше происходило осознание того факта, что стихийное социально-экономическое развитие цивилизации ведёт ее в тупик. Народонаселение растет экспоненциально, межгосударственные, межэтнические, межрелигиозные противоречия не только не ослабевают, но продолжают решаться с позиций силы. Несоответствие изъятий из природы и выбросов в нее с возможностями биосферы по их восполнению и ассимиляции ведёт к кризисам, которые до сих пор, как правило, носили локальный характер, а на современном этапе грозят перерасти в глобальный экологический кризис. Как показали основанные на методах компьютерного моделирования исследования американских экологов Дениса и Донеллы Медоузов с их коллегами, развитие цивилизации по сложившемуся механизму формирования и удовлетворения потребностей всё возрастающего народонаселения неизбежно ведёт к её катастрофе.

Фактически на земле в настоящее время функционирует потребительское общество, в котором удовлетворение сиюминутных желаний определяет и его развитие на долгосрочный период.

Под эгидой ООН выработана модель «Устойчивого Развития», как концепция улучшения качества жизни людей текущего поколения, не лишающего последующие поколения таких же возможностей. Условием устойчивого развития является его осуществление в пределах несущей емкости биосферы, то есть в пределах ее самовосстановления.

По существу речь идет о формировании нового нравственного идеала человека, на добровольной основе меняющего свои потребности и принимающего на себя всю полноту ответственности за условия жизни других людей и всех видов живого вещества на земле. Поэтому особая роль в реализации концепции устойчивого развития отводится образованию.

Возникает необходимость формирования новой модели образовательной системы, которая смогла бы найти выход из кризисного состоянии, адаптировав образование к новой модели будущего цивилизационного развития, — модели устойчивого развития цивилизации, так как речь идет о выживании человечества и сохранении на планете Земля жизни как таковой. Формирование системы образования для устойчивого развития – это сложная и ответственная задача, требующая творческого подхода и непростых решений.

Экологическое образование, наряду с экономическим и правовым, становится основой выживания человечества, становления нового образа жизни, фундаментом экологического мировоззрения. Наиболее эффективными возможностями для реализации экологического образования обладает система дополнительного образования детей, так как в ней существует возможность самостоятельного свободного выбора образовательного пути и развития собственных познавательных интересов на основе практической и творческой деятельности. Развитие содержания дополнительного экологического образования требует инновационных подходов к программному обеспечению. Одним из таких путей является создание и внедрение образовательных программных модулей, содержащих основные идеи и подходы, развиваемые в рамках концепции устойчивого развития. В настоящих материалах представлены образовательные модули, разработанные для преподавания в системе дополнительного образования на базе школ и специализированных учреждений. Эти материалы могут дополнить отдельные темы школьного курса – «Экология Москвы и устойчивое развитие», расширить его базовый и профильный уровни, способствовать осознанию учащимися современных цивилизационных проблем и путей их решения.

Дополнительная образовательная программа

«ЭКОЛОГИЯ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ»
Программа рассчитана на обучающихся

8 – 11 классов общеобразовательных школ.

2 года обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа «Экология и устойчивое развитие» эколого-биологической направленности рассчитана на 2 года обучения в объеме 216 часов в год (общий объем – 432 часа).

Программа ориентирована на школьников 8 – 11 классов, оптимально — 8 – 9 классов для первого года обучения, 9 – 11 классов для второго года обучения.

Бесспорная актуальность настоящего курса заключается в том, что современное экологическое образование реализует потребности общества в решении проблемы выживания, охраны природной среды, а также ориентирует на созидание ключевых нравственных и других ценностей цивилизации. Преподавание данного курса связано как с получением знаний и навыков в области общей и практической экологии, так и с переосмыслением мировоззренческих, культурных ориентиров обучающихся, становлением целостной личности.

Под экологическим образованием подразумевается непрерыв­ный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности. Таким образом, в целевые установки образовательного курса входит прежде всего направленность на решение социальных и этических задач.

Целью данной дополнительной образовательной программы является формирование экологической культуры, которая включает комплекс нравственно-этических норм и деятельностных принципов поведения во взаимоотношениях человека и природы, общества и человека.

Реализация цели в данной образовательной программе опирается на несколько ключевых методологических принципов ее построения. Первый из них — принцип научности, который обеспечивает познавательное отношение к окружающей среде. Он включает необходимое рассмотрение естественнонаучных, социологических, технологических концепций и теорий, их интеграцию при решении актуальных экологических проблем. Большая часть программного материала 1 года обучения посвящена ознакомлению и анализу исторических модификаций постановки экологических проблем и вариантов их решения, эволюции научного образа экологии. Поэтому существенный объем курса связан с выявлением методологических и содержательных оснований экологии как науки. Второй принцип — аксиологический, который формирует нравственное и эстетическое отношение к окружающей среде, направляет становление системы ценностей у обучающихся, в которой экологические идеалы имеют первостепенное значение. Высокое мировоззренческое значение настоящего курса заключается в том, что он охватывает широкий круг проблем как естественнонаучного, так и гуманитарного плана. При этом преподавание многих тем основано на концептуальном аппарате коэволюционной теории и концепции «ноосферного мышления». Таким образом, обучающиеся постоянно воспринимают совместное развитие социальных и экологических систем как естественный, очевидный процесс. Поэтому неразрывная связь этих систем в вос­приятии детей обуславливает целостное видение мира. Любое искажение в этой картине мира — экологические и социальные проблемы, кризисы, катастрофы — воспринимается как нарушение естественного баланса. В связи с таким целостным восприятием мате­риала, в курсе существенная часть тем связана с философскими, ценно­стными, мировоззренческими установками современной экологии, рефлексивной функцией науки. Например, программа завершается темой, реализующей связь между строго естественнонаучными пред­ставлениями и эстетическим познанием. Третий принцип — деятельностный, который формирует познавательные и практические умения экологического плана, развивает волевые и творческие качества обучающихся.

Особое значение в данной программе приобретают прак­тические занятия — выезды и экскурсии в полевых условиях, во время которых обучающиеся приобретают навыки исследовательской работы, умение проводить мониторинг, оценивать биологическое разнообразие и др. Неразрывность теоретического материала и практической деятельности в данной программе демонстрирует актуальность традиционного «натуралистического» подхода в экологии. Четвертый принцип организации материала — междисциплинарный, который за­ключается в обеспечении связи между различными внутренними раз­делами самой экологии, а также формировании межпредметного взаи­модействия во всем комплексе современных естественнонаучных дисциплин и гуманитарного знания. Наиболее четко этот принцип реа­лизован в разделе, посвященном социальной экологии и экологии человека. Наконец, пятым принципом является принцип личностно ориентированного образования. Он нацелен на воспитание позитивных качеств личности, становление которой происходит в условиях новой экологической культуры.

Для достижения основной цели программы необходимо поставить и решить несколько задач.

Задачи дополнительной образовательной программы.

воспитательные:

  1. формирование целостной личности, развивающейся в идеалах гармонии природы и цивилизации;

  2. социализация личности;

  3. формирование эколого-ориентированной системы ценностей и экологической ответственности личности;

обучающие:

  1. становление системы специальных знаний в области экологии и охраны окружающей среды;

  2. обучение методам практической экологической работы по мониторингу и оценке состояния окружающей среды;

  3. обучение методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации, методологии и структурирования исследовательской деятельности;

развивающие:

1. развитие общих естественнонаучных представлений об окружающем мире, а также расширение понимания междисциплинарных связей науки и гуманитарного знания;

2. развитие социальных, коммуникативных, эстетических качеств обучающихся;

3. развитие навыков практической работы в природной среде.

Основными формами и методами обучения являются лекции, семинары, выездные практикумы, экскурсии. После 1 года обучения, а также в каникулярное школьное время рекомендуется организовать учебно-исследовательскую экспедицию, работа которой может про­ходить особо охраняемых природных территориях. Если предполагается проведение нескольких экспедиций одного учебного объединения, то особое значение имеют ландшафтно-ознакомительные зональные прак­тики и экспедиции, во время которых обучающиеся могут ознакомиться с природным разнообразием различных биогеографических зон.

Оптимальным количеством обучающихся в учебном объеди­нении 1 года обучения является 12 человек, второго года обучения — 8-10 человек. В каждом разделе предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий. В большинстве разделов преобладают лекционные занятия и экскурсии. Поэтому режим занятий должен учитывать необходимость как в высокой познавательной концентрированности во время занятий, так и дополнительные методы повышения мотивации. Оптимальным режимом занятий является сочетание лекционных и дискуссионно-семинарских форм (1,5-2 часа с последующим обсуждением в рамках теоретического семинара — 2 часа), а также выезд или экскурсия в полевых условиях. Если материал не связан с прямым практическим применением, то можно проводить 2 занятия в неделю, в каждом из которых в равном соотношении сочетаются активные и пассивные формы обучения.

Педагогическая целесообразность настоящей программы заклю­чается в четком соответствии поставленных задач и образовательных результатов, коррелирующих с уровнем освоения материала.

После 1 года обучения обучающиеся приобретают следующие знания:

– основных понятий, законов, принципов, методологии общей экологии;

– истории становления экологии как науки;

– основных методов и подходов, понятий в области охраны природы;

умения:

– практической экологической и природоохранной работы, работы с полевым оборудованием;

— изучения естественных сообществ и ответственного отно­шения к природной среде;

навыки:

– структурирования, целеполагания, проведения исследо­вательской работы;

– работы в коллективе, учебном и научном сообществе.
После 2 года обучения обучающиеся должны обладать

знаниями:

– основных понятий, законов, принципов, методов социальной экологии и экологии человека;

– современных локальных, региональных, глобальных экологических проблем и вариантов их решения;

– понятийного и методологического инструментария основных разделов современной экологии;

умениями:

– проводить комплексные мониторинговые исследования в социоэкосистемах;

– систематизировать, обобщать, интегрировать научную информацию, представлять индивидуальные исследовательские проекты;

навыками:

— формирования культуры потребления и здорового образа жизни, ответственного отношения к окружающей среде;

— системного, комплексного, интегративного мышления.

Поскольку в структуре программы имеется два основных пласта — мировоззренческий и конкретно-научный — механизм оценки получаемых результатов может быть различным. Входной контроль может проводиться в виде собеседования по различным темам естественных наук и гуманитарного знания. Текущий контроль можно проводить в виде зачетов по отдельным темам (разделам), контрольных практикумов и семинаров, отчетных творческих заданий (например, отчетный натуралистический рисунок, экологический плакат). В отдельных темах также возможно использование проектных технологий, когда защита проекта выносится на конец обсуждения той или иной темы и является формой промежуточного контроля уровня освоения знаний. Итоговый контроль возможен в форме зачета, контрольного собеседования по основным разделам программы, мини-конференции или участия в экологическом массовом мероприятии, ориентированном на контроль знаний и развитие познавательного интереса (олимпиада, конференция и др.).

Критериями оценки результатов являются следующие параметры.

После 1 года обучения:

1. Знание основных теоретических и методологических проблем курса; 2. знание общей, наиболее употребимой терминологии; 3. системность полученного знания, понимание структуры и взаимосвязи внутри дисциплинарных областей; 4. возможности объектных аналогий; 5. возможность аналитического и синтетического рассмотрения проблем курса; 6. первоначальные практически навыки по работе с материалом (полевая работа).

После 2 года обучения:

]. комплексное знание проблем курса; 2. актуализация всех полученных на первом году обучения знаний, способность самостоятельно ставить и решать научные исследовательские вопросы; 3.способность самостоятельно собирать и обрабатывать эмпирический материал (полевые исследования); 4. способность самостоятельно изучать соответствующую литературу; 5. способность писать и оформлять текст самостоятельной исследовательской работы; 6. осознанность ответственного отношения к окружающей среде.

В заключение необходимо сказать о методике и логике построения данной программы. В целом программа посвящена комплексному рас­смотрению экологической проблематики, где в синтезе рассматриваются как социальные, так и природные процессы. Поэтому представление жизни как целостного, уникального планетарного явления при преподавании этого курса становится необходимым. Центральным местом является концепция экосистемы и социоэкосистемы, а основной познавательной моделью является коэволюционная стратегия рассмотрения социо-естественной истории. Большой объем курса, посвященный социальной экологии и экологии человека, свидетельствует об общей для всей науки тенденции гуманитаризации и направленности на решение гуманистических задач. Подчеркивается также особая прогностическая функция экологии и, роль практической деятельности каждого человека в решении экологических проблем. Поэтому методической схемой для разработки данного курса стало постепенное расширение круга конкретно-научных проблем от биоэкологии к социоэкологии, что соответствует исторической логике становления экологической науки.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


I ГОДА ОБУЧЕНИЯ



Раздел программы

Количество часов (теория)

Количество часов (практика)

Всего

1

Экология и современное общество

7

3

10

2

Формирование современного научного образа экологии

20

8

28

3

Классическая (общая) экология

90

20

110

4

Охрана природы (энвайронментология)

30

28

68

Итого:

147

59

216



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


II ГОДА ОБУЧЕНИЯ



Раздел программы

Количество часов (теория)

Количество часов (практика)

Всего

1

Глобальные и локальные экологические проблемы

20

12

32

2

Социальная экология и экология человека

52

18

70

3

Ландшафтная экология

18

10

28

4

Урбоэкология. Мониторинг городской среды

18

20

38

5

Радиоэкология

24

12

36

6

Экология и мировоззрение. Природа, эстетика, культура

8

4

12

Итого:

140

76

216


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Экология и современное общество.

Тема 1. Актуальность экологической проблематики в контексте общественного развития.

Тема 2. Экологическая этика и ответственность.

Тема 3. Экологическое образование и его основные функции.

Раздел 2. Формирование современного научного образа экологии.

Тема I. История экологии.

Тема 2. Основные разделы современной экологии и их мето­дология.

Тема 3. Особенности экологического познания.

Тема 4. Философские и ценностные ориентации современной экологии.

Раздел 3. Классическая (общая) экология.

Тема 1. Системный подход в экологии.

Тема 2. Концепции окружающей среды.

Тема 3. Адаптация как экологическая характеристика и эволюционный механизм.

Тема 4. Экологические факторы.

Тема 5. Аутэкология (экология организмов).

Тема 6. Демэкология (экология популяций).

Тема 7. Основные характеристики популяций и методы их изучения.

Тема 8. Особенности развития популяций.

Тема 9. Эйдэкология (экология видов).

Тема 10. Синэкология (экология сообществ).

Тема 11. Концепция экосистемы.

Тема 12. Трофические (пищевые) цепи в экосистеме и потоки энергии.

Тема 13. Биосферный уровень организации живого.

Тема 14. Круговорот веществ в биосфере. Геологический и биологический круговороты. Круговорот азота, углерода, серы и др.

Раздел 4. Охрана природы (энвайронментология).

Тема 1. Антропогенное воздействие на окружающую среду.

Тема 2. Организационно-правовые аспекты природоохранной деятельности.

Тема 3. Природопользование и методы его управления.

Тема 4. Методы экологической реабилитации.

Тема 5. Концепция экологической безопасности.

Тема 6. Биологическое разнообразие как объект охраны.

Тема 7. Красная книга. Охраняемые виды животных и растений.

Тема 8. Охраняемые природные территории и объекты.

Тема 9. Экологический мониторинг и его значение в природоохранной работе.

Тема 10. Международные проекты в области охраны окружающей среды.

Тема 11. Структура и функции международного экологического движения.

Тема 12. Вклад юных натуралистов в природоохранную деятельность.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ II ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Глобальные и локальные экологические проблемы.

Тема 1. Глобальная экология.

Тема 2. Локальные экологические проблемы.

Тема 3. Проблема коэволюции человека и природы.

Раздел 2. Социальная экология и экология человека.

Тема 1. Социоэкосистемы и антропоэкосистемы.

Тема 2. Валеология.

Тема 3. Экологические взаимодействия в социоэкосистемах.

Тема 4. Экология и социальные подсистемы.

Тема 5. Экологическая безопасность и военная деятельность.

Раздел 3. Ландшафтная экология.

Тема 1. Предмет геоэкологии.

Тема 2. Геосистемы.

Раздел 4. Урбоэкология. Мониторинг городской среды.

Тема 1. Особенности экологии города.

Тема 2. Животные и растения в условиях города.

Тема 3. Мониторинг городской среды.

Раздел 5. Радиоэкология.

Тема 1. Предмет и основные этапы развития радиоэкологии.

Тема 2. Радиоэкология и живые системы.

Тема 3. Радиационный фон и здоровье человека.

Тема 4. Радиоэкологический мониторинг.

Раздел 6. Экология и мировоззрение. Природа, эстетика, культура.

Тема 1. Экология и мировоззрение. Природа, эстетика, культура.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Дополнительная образовательная программа «Экология» предполагает разнообразные формы методического обеспечения. Преобладающими формами обучения в разделах 1, 2, 3 первого года обучения и 1, 2, 4 второго года обучения являются лекционные теоретические занятия с привлечением различного наглядного и информационного материала. Половина занятия, как правило, посвящена теоретико-методологическому обзору основных положений данной темы, а другая половина представляет собой семинарское занятие — обсуждение темы обучающимися с постановкой проблемы и разработкой концепции для ее решения. Дополнительно могут быть использованы различные игровые и творческие методы — настольные экологические игры, игры с моделированием экологических процессов, ролевые игры, творческий рисунок и др.

Такое соотношение форм (режим) обучения обосновано тем, что для усвоения сложного теоретического материала требуется дополнительная аргументация и иллюстрация его актуальности на основе реальных, живых примеров из повседневной практики. Поэтому вынесение глобальных, метатеоретических проблем на реальный, мировоззренческий уровень в данной педагогической ситуации является наиболее продуктивным. Необходимым методическим элементом программы является организация и проведение краткосрочных (однодневных или двухдневных) выездов, где в полевых условиях обучающиеся вырабатывают умения и навыки исследовательской экологической работы и закрепляют полученные теоретические знания.

Рекомендуется также по возможности проводить учебно-исследовательскую, комплексную экспедицию или ландшафтно-ознакомительную зональную практику, во время которой обучающиеся выполняют более масштабные эколого-исследовательские работы.

Для педагогов дополнительного образования города Москвы рекомендуется посетить следующие экскурсионные объекты и районы:

1. экскурсии в Палеонтологический музей РАН (1 год обучения, Раздел 2, тема 13), Зоологический музей МГУ (все темы программы, связанные с биологическим разнообразием), Государственный Дарвиновский музей (1 год обучения, 2 раздел,; 2 год обучения, 2 раздел); экскурсии в Московский детский эколого-биологический центр (1 год обучения, раздел 1; 2 год обучения, раздел 6).

2. выезды в национальный парк «Лосиный остров», заказники «Битцевский лес», «Журавлиная родина» (Талдомский район Московской области), различные лесопарки и парки города Москвы (2 год обучения, раздел 2, 3); окрестности Звенигорода (Московская область), Приокско-Террасный заповедник, Окский заповедник и др.

Для проведения текущего и итогового контроля рекомендуется принимать участие в детских экологических мероприятиях: Зеленая олимпиада юных экологов и натуралистов, Конференция экологических экспедиционных отрядов, Эколого-биологическая олимпиада «Природа России», Биологическая олимпиада МГУ, чтения имени В. И. Вернадского, Смолинские чтения на базе Дарвиновского музея и др.

Для педагогов дополнительного образования в российских регионах можно порекомендовать посетить областные краеведческие музеи для получения представлений о локальном биологическом разнообразии и региональных экологических проблемах.

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

— наличие учебного класса (аудитории) со столами, стульями, доской, специальным техническим оборудованием для демонстрации наглядного, видео-, коллекционного материала;

— специальная библиотека учебно-методической и научно- популярной литературы по экологии и охране окружающей среды. Необходимы также различные экологические словари (не вошедшие в список литературы);

— коллекционный (биологический) и другой наглядный и дидактический материал (схемы, плакаты, информационные буклеты и другие материалы);

— наличие специальных технических и лабораторных средств обеспечения практических работ по оценке состояния окружающей среды (тест-комплекты, комплекты-лаборатории, средства пробоотбора, приборы для определения физических и физико-химических параметров окружающей среды, реактивы и химические материалы, лабораторные инструменты и принадлежности, средства индивидуальной защиты для лабораторных и полевых работ).

Если планируется проведение экспедиций, особое внимание следует обратить на подготовку проекта экспедиции с обучающимися, разработку индивидуальных исследовательских тем, соответствие методического обеспечения, наличие необходимого оборудования, а также инструктаж по технике безопасности.

Экспедиции могут быть организованы как в форме полевого учебного лагеря (с целью овладения базовыми методиками полевой экологической работы), так и в виде ознакомительной практики в разных природных зонах России (для изучения экологического разнообразия и особенностей сообществ различных зон).

Важной представляется также мониторинговая работа обучающихся на стационарных площадках на территории городов или других населенных пунктов. Без организации мониторинга состояния окружающей среды невозможно проведение занятий в рамках определенных разделов по темам «Социальная экология», «Экология городской среды» и др.

В списке литературы представлены как методические пособия и материалы по организации учебных занятий, так и справочники по разным группам организмов и методам их исследования. Также перечень содержит ряд изданий философско-экологического, теоре­тического и методологического плана по различным вопросам форми­рования экологической культуры личности.
ЛИТЕРАТУРА

Агесс П. Ключи к экологии. — Л., 1982.

Алексеев С. В. Экология. Учебное пособие для 9 класса средней школы. — СПб., 1998.

Алексеев С. В. Экология. Учебное пособие для 10-11 классов средней школы. — СПб., 1997.

Алексеев С. В. ред. Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий (методическое пособие для учителя). — СПб., 2000.

Аргунова М. В. Растения и животные пресноводных экосистем. Исследовательское пособие для учащихся общеобразовательной школы с комплектом определительных карточек. — М., 2004.

Аргунова М.В., Моргун Д.В. Основные подходы при преподавании курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» в средней школе (тезисы). Материалы XIII международной конференции по экологическому образованию. – М.; ООО «Парадиз», 2007. С. 44 – 47

Аргунова М.В., Моргун Д.В. Уроки гармонии. Курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» вновь в московских школах. // «Экология и жизнь», вып. 12(73), 2007. С. 32 – 40

Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг. — М., 2000.

Боголюбов А. С. ред. Методы геоботанических исследований: методическое пособие. — М., 1996.

Боголюбов А. С. Учебно-исследовательская деятельность школьников в природе (на полевых экологических практикумах). — М., 2003.

Бухвалов В. А., Богданова Л. В., Купер Л. 3. Методы экологических исследований. — М., 1995.

Вернадский В. И. Размышления натуралиста — М., 1977

Воронов А. Г. Биогеография с основами экологии. — М., 1987.

Воронков Н. А. Основы общей экологии: Учебное пособие. — М., 1997

Галкин Ю. Ю., Ожегов Ю. П. Особенности экологического движения в России. — М., 1994.

Гирусов Э В., Ширянова И. Ю. Экология и культура. — М., 1995.

Данилов-Данильян В. И. ред. Экология, охрана природы и экологическая безопасность. Том 1,2. — М., 1997.

Демина Т. А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. — М., 1996.

Денисова С. И. Полевая практика по экологии. — Минск, 1999.

Джиллер П. Структура сообществ и экологическая ниша. — М, 1988.

Добровольский Г. В.: ред. Почва, город, экология. — М., 1997.

Дунаев Е. А. Методы эколого-энтомологических исследований. — М., 1997.

Жмылева П. Ю. ред. Летние школьные практики по ботанике. Методическое пособие. — М., 1998.

Жилин Д. М. Организация полевой аналитической лаборатории для дополнительной сети экологического мониторинга. — М., 1999.

Захлебный А. Н., Скалон Н. В. Программа «Экология городской среды» — М., 1994.

Зверев И. Д. Введение в экологические системы. — М., 1995.

Зверев И. Д. Проблема социальной экологии. — М., 1994.

Комплексное оснащение экологических образовательных учреждений. Каталог-справочник, серия «Все для специалистов», вып. 2. — СПб., 1998.

Казначеев В. П. Учение о биосфере. — М., 1985.

Камерилова Г. С. Экология города: Урбоэкология. – М., 1997.

Касьян А А. ред. Современные проблемы экологии: Книга для учителя. — М., 1997.

Клубов С. В., Прозоров Л. Л. Геоэкология: история, понятия, современное состояние. – М., 1993.

Коммонер Б. Замыкающийся круг. — Л., 1974.

Красная книга Российской Федерации. — М., 2001.

Криксунов Е. А. И др. Экология: учебник для общеобразовательных учебных заведений. — М., 1995.

Лекции из фонда научно-методической школы «Экология. Черты цивилизации будущего». Сб. статей. Вып. 2. — М., 2002.

Лекции из фонда научно-методической школы «Экология. Черты цивилизации будущего». Сб. статей. Вып. 3. — М., 2003.

Лосев К. С. и др. Проблемы экологии России. — М., 1993.

Мамедов Н. М ред. Экологическое образование: концепции и методические подходы. — М., 1996.

Мартович Д. Ж. Социальная экология. — М., 1996.

Маслов В. А., Бурнашева Н. В. Словарик юного эколога. — М., 1993.

Маслов В.А, Моргун Д.В. Компетентностный подход в контексте изучения качества экологического образования // О состоянии и перспективах экологического образования и просвещения в России // Экологическая культура, как один из определяющих факторов в решении социально-значимых задач: Сборник материалов Всероссийской конференции. – М., 2007. – С. 33 – 34.

Маслова Н. В. Ноосферное образование. — М., 2002.

Медведев В. И, Алдашев А А. Экологическое сознание: Учебное пособие. — М., 2001.

Медоуз Д. и др. Пределы роста. — М., 1990.

Медоуз Д. и др. За пределами роста. — М., 1994.

Методика экологических мониторинговых исследований организмов, популяций, сообществ. Методические рекомендации. Сб. статей. — Пенза,1998.

Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Программа всеобщего экологического образования. Том 1, 2. — М., 1993.

Моисеев Н. Н. Историческое развитие и экологическое образование. — М., 1995.

Моргун Д. В. Методическая работа в учреждениях дополнительного экологического образования. — М., 2004.

Моргун Д. В. ред. Современные методические аспекты экологического образования. Научно-методический сборник. — М., 2004.

Моргун Д. В. ред. Современные методические аспекты экологического образования. Научно-методический сборник. Вып. 2: Экологические лагеря и экспедиции. — М., 2005.

Моргун Д. В. ред. Современные методические аспекты экологического образования. Научно-методический сборник. Вып. 3: Экологические экскурсии. — М., 2006.

Моргун Д.В. К проблеме внедрения идей устойчивого развития в сферу дополнительно экологического образования.// Экологическая культура, как один из определяющих факторов в решении социально-значимых задач: Сборник материалов Второй Всероссийской конференции. – М., 2008. – С. 92 – 94.

Моргун Д.В. Коэволюционная парадигма экологического образования в интересах устойчивого развития. // Экологическое образование в интересах устойчивого развития: Сборник статей участников городской экспериментальной площадки / Серия: «Экспериментальная и инновационная деятельность образовательных учреждений Москвы» / Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Центр «Школьная книга», 2007. С. 41 – 46.

Моргун Д.В. Юные экологи Москвы: первые шаги в науку // Экология и жизнь. 2008. №10. С. 40 – 43.

Моргун Д. В., Безверхова Н. В. Социальная экология и стратегия устойчивого развития цивилизации. – М.: Социально-политическая мысль, 2006.

Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. Т. 1, 2. — М., 1993.

Нинбург Е. А. Введение в общую экологию (подходы и методы). — М., 2005.

Одум Ю. Экология Т. 1, 2. — М., 1986.

Петров К. М. Экология человека и культура. — М., 1999.

Пехов А П. ред. Биология с основами экологии. — СПб., 2001.

Развитие системы экологического образования и просвещения в Российской Федерации в 1992 - 2002 гг. М., 2002.

Реймерс Н. Ф. Начала экологических знаний. — М., 1993.

Реймерс Н. Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. — М., 1994.

Реймерс Н. Ф. Природопользование: Словарь-справочник. — М., 1990.

Рыбальский Н. Г. ред. Экологический мониторинг. — М., 1996.

Рыжов И. Н., Ягодин Г. А. Школьный экологический мониторинг городской среды. — М„ 2000.

Семенов А., Астафьев В., Чердымова 3. Полевой практикум по экологии. М., 2005.

Сосунова И. А. Социальная экология. — М., 1996.

Суравегина И. Т., Сенкевич В. М. Как учить экологии: Книга для учителя. М., 1995.

Тюрюканов А. Н., Федоров В. М., Тимофеев-Ресовский Н. В. Биосферные раздумья. – М., 1996.

Урсул А. Д. Введение в социальную экологию. Ч. 1, 2. — М., 1993.

Хесли В. Философия и экология. — М., 1993.

Хотунцев Ю. Л. Человек, технологии, окружающая среда. Пособие для преподавателей и студентов. — М., 2005.

Чернова Н. М. и др. Экология. Учебное пособие для IX класса средней школы. — М., 1995.

Чертопруд М. В. Летние школьные практики по пресноводной гидробиологии. Методическое пособие. — М., 1999.

Экологический мониторинг: концепция, подходы, роль в образовательных проектах. Учебно-методическое пособие. / Авторский коллектив: Аргунова М. В., Безверхова Н. В., Гусейнов А. Н., Моргун Д. В., Николаева Е. В., Пчелкин А. В., Речкалова Н. И., Чертопруд М. В. — Под ред. Д. В. Моргуна. — М.: Социально-политическая мысль, 2006. 140 с.

Экологическое образование: концепции и методические подходы. Сб. статей. — М., 1996.

Экологические проекты в образовательном процессе. Сб. статей. — М., 1999.

Экологическое просвещение: образование, культура, международная жизнь. Сб. статей. — М., 1999.

Экология России. Хрестоматия. — М., 1995.

Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Моргун Д.В., Плюснина Т.А. Методические рекомендации по преподаванию курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» для учащихся 10 классов общеобразовательных школ города Москвы. − М: МИОО, 2007. − 64 с.

Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Моргун Д.В., Плюснина Т.А. Методическое рекомендации по преподаванию курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10-11 классов общеобразовательных школ. − М: Центр «Школьная книга», 2008. − 98 с.

Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Моргун Д.В., Плюснина Т.А. Программа курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» для учащихся 10 классов общеобразовательных школ. − М: МИОО, 2007. − 64 с.

Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А., Моргун Д.В. Курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» в новом базисном учебном плане средних общеобразовательных школ города Москвы. Материалы XIII международной конференции по экологическому образованию. М.; ООО «Парадиз», 2007. С. 40 – 44

Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А., Моргун Д.В. Междисциплинарный курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» как региональная составляющая Московского базисного учебного плана. Материалы четвёртой международной научно-практической конференции Новомосковск, 28-29 сентября 2007 г. В 2-х ч. – Новомосковск: НФ УРАО, 2007. – ч. 2

Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А., Моргун Д.В. О новом учебном курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10-х классов средних общеобразовательных школ (статья). «География и экология в школе XXI века». 2007, № 6. С. 20 – 23

Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А., Моргун Д.В. Основные подходы при преподавании курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» в средней школе. // «Экологическое образование в интересах устойчивого развития: опыт и перспективы»: тезисы докладов XIII Международной конференции по экологическому образованию. – М., 2007. С. 40 – 44.

Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А., Моргун Д.В. Преподавание курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» в 2008/2009 учебном году. – М.: МИОО, 2008. – 170 с.

Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А., Моргун Д.В. Формирование общеучебных и экологических компетенций учащихся в старшей школе в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие». Материалы пленума по экологическому образованию при научном совете РАО, 10-12 октября 2007 г., Санкт-Петерб., С. 98 – 100

Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А., Моргун Д.В. Экология Москвы и устойчивое развитие: Учебное пособие для 10 (11) классов средних общеобразовательных школ. – М.: МИОО, Интеллект-Центр, 2008. – 352 с.

Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А., Моргун Д.В., Речкалова Н.И., Синегаева С.Н. и др. Комплект учебно-методических материалов к экспериментальному курсу «Основы экологии и устойчивое развитие» (учебно-методическое пособие) Центр образования «Технологии обучения», 2007 (в электронном виде)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«согласовано» «Исполнитель» icon«Заказчик» «согласовано» «Исполнитель» «согласовано»
Заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
«согласовано» «Исполнитель» icon«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано»
Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ моин РФ...
«согласовано» «Исполнитель» iconСогласовано” “Согласовано” «Согласовано» Руководитель мо заместитель...
Собор стихов: Стихи/ Союз писателей Кузбасса; Мастерская «АЗ»; отв ред. С. Донбай. Кемерово. Издательство «Практика», 2005
«согласовано» «Исполнитель» iconСогласовано” “Согласовано” «Согласовано» Руководитель мо заместитель...
Сборник нормативных документов. История. Федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по...
«согласовано» «Исполнитель» iconОтчет по исполнению I этапа Государственного контракта №05. 043....
Исполнитель (Поставщик): Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы...
«согласовано» «Исполнитель» iconОтчет по исполнению I этапа Государственного контракта №05. 043....
Исполнитель (Поставщик): Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы...
«согласовано» «Исполнитель» icon«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано» Руководитель мо заместитель...
В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
«согласовано» «Исполнитель» icon«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано» Руководитель мо заместитель...
«Организация работы по формированию здорового образа жизни, развитию механизмов продуктивного общения обучающихся, воспитанников...
«согласовано» «Исполнитель» iconРабочая программа учебного предмета «Английский язык»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель мо заместитель
«согласовано» «Исполнитель» iconСогласовано согласовано
На воскресники,уборку школы и др трудовые дела следует являться в рабочей одежде
«согласовано» «Исполнитель» iconСогласовано согласовано утверждено
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
«согласовано» «Исполнитель» icon«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Габриелян О. С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008, 2009
«согласовано» «Исполнитель» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель мо заместитель
«согласовано» «Исполнитель» iconМбоу «Малокибечская оош им. А. Я. Яковлева» Согласовано: Согласовано: Утверждено
Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации
«согласовано» «Исполнитель» iconРабочая программа Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мбоу
«согласовано» «Исполнитель» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» Заместитель руководителя по увр


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск