Рабочая программа по природоведению для 5 класса учителя высшей квалификационной категории





Скачать 263.95 Kb.
НазваниеРабочая программа по природоведению для 5 класса учителя высшей квалификационной категории
Дата публикации27.05.2015
Размер263.95 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа



Рассмотрено

на заседании методического

объединения естественного цикла

Протокол №1 

от  «25» августа 2014 г.

Руководитель ________Р.Р. Хадиева



Согласовано

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Шушмабашская средняя

общеобразовательная школа»

_________Л.Ш. Фатхрахманова

«25» августа 2014 г.


Утверждаю

Директор МБОУ «Шушмабашская

средняя общеобразовательная школа» _____________ Р.Г. Шаймарданова

Приказ № 108 от «26» августа 2014 г

.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по природоведению для 5 класса

учителя высшей квалификационной категории

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Шушмабашская средняя общеобразовательная школа»

Арского муниципального района Республики Татарстан

Самигуллиной Чулпан Миннуловны


Принято на заседании педагогического совета

протокол № 1 от 26 августа 2014 года

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:


  • Закона РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции);

  • Приказа МО и Н РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального Компонента Государственных Образовательных Стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);

- Примерной программы основного общего образования по природоведению;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных

учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2014-2015 учебный год

- Учебного плана МБОУ «Шушмабашская средняя общеобразовательная школа » Арского муниципального района Республики

Татарстан на 2014 -2015 учебный год, утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1 от 26 августа 2014 года)

- Образовательной программы МБОУ «Шушмабашская СОШ» Арского муниципального района РТ (протокол № 2 от 7.10.2013)
Изучение природоведения в V классе направлено на достижение следующих целей:


  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.


Задачи обучения:


  • привить познавательный интерес через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний;

  • создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей;

  • способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ;

  • продолжить развивать у обучающихся общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки.



Задачи развития:


  • создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;

  • слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;

  • эстетических эмоций;

  • положительного отношения к учебе;

  • умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, определение значимости любого урока для каждого ученика.


Задачи воспитания:


  • способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей;

  • формирование у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей;

  • формирование гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;

  • воспитание ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.


Рабочая программа по природоведению в 5 классе рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю по базисному учебному плану

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Природоведение.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. - 2-е изд.,

испр.- Москва: Дрофа, 2007 Татарчага тәрҗемә. “ Мәгариф “ нәшрияты, 2008

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ



В результате изучения природоведения ученик 5 класса должен

знать/понимать

  • о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел. Введение. Как человек изучает природу.( 9 часов)

Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. Примеры использования современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.

Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.

Демонстрации:

Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.

Примеры использования компьютера, сканера, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов

Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.

Портреты великих ученых-естествоиспытателей.

Практические работы:

Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.

Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами
Раздел. Вселенная. Многообразие тел, веществ и явлений природы ( 47 часов)
Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд.

История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.)

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).

Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни.

Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека.

Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

Демонстрации:

Карта звездного неба.

Модель Солнечной системы.

Фотографии планет Солнечной системы.

Глобус.

Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.)

Опыты, демонстрирующие горение веществ.

Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т.п.).

Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).
Практические работы:

Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных своей местности (в том числе редких и охраняемых видов).

Наблюдения звездного неба, явлений превращения веществ, погодных явлений, примеров приспособления растений к различным

способам размножения, животных – к жизни в разных средах обитания (водной, почвенной, воздушной, наземной).

Опыты по изучению: нескольких физических явлений; влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.

Измерения длины, температуры, массы, времени.

Ориентирование на местности: определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды и местных признаков.

Конструирование моделей, простейших измерительных приборов и установок для наблюдений и опытов. Использование доступных для

учащихся дополнительных источников информации и справочной литературы. Участие в социально-ориентированной практической

деятельности по изучению экологических проблем своей местности и путей их решения.

Раздел. Здоровье человека и безопасность жизни (7часов)


Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье.

Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).

Демонстрации:

Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)

Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д.

Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.

Практические работы:

Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности.

Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.)

Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.
Национально-региональный компонент реализуется при изучении тем:

«Земля», «Жизнь на земле» ,«Человек на земле»,

«Ориентирование на местности».

Учебно-тематический план – 5 класс


Тема №

Название

Количество часов

Практические работы

1

Введение. Как человек изучает природу.

2+7

1

2

Вселенная. Многообразие тел, веществ и явлений природы.

8




2.1

Земля

16

3

2.2

Жизнь на земле

12

4

2.3

Человек на земле

11




3

Здоровье человека и безопасность жизни

7




7

Ориентирование на местности

7







Всего

70





КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ В 5 КЛАССЕ




Тема урока

Количество

часов

Дата проведения

Примечание

План

Факт




1

Табигатьне өйрәнү

1









2

Экскурсия

“Көзге табигать”

1












Табигатьне өйрәнү (7 сәг.)













3

Табигать турында фәннәр

1









4

Биологик фэннэр семьялыгы

1









5

Табигатьне өйрәнү методлары

1









6

Фәнни тикшеренүләр өчен җиһазлар

1









7

Практик эш №1

Линейка, термометр, секундомер ярдәмендә үлчәү нәтиҗәләре

1









8

Табигатьне өйрәнүче галимнәр

1









9

“Табигатьне өйрәнү” темасы буенча кабатлау

1












Галәм (8 сәгать)













10

Борынгы кешеләр Галәмне нинди итеп күзалдына китергәннәр

1









11

Коперниктан алып безнең көннәргә кадәр

1









12

Кояш күршеләре

1









13

Гигант планеталар һәм кечкенә Плутон

1









14

Астероидлар, кометалар

1









15

Метеорлар.

Метеоритлар

1









16

Йолдызлар дөньясы

1









17

“Галәм” темасы буенча гомумиләштерү

1












Җир (16 сәг)













18

Җир ничек барлыкка килгән

1









19

Җир эчендә ниләр бар

1









20

Тау токымнары һәм минераллар

1









21

Практик эш №2

Тау токымнары һәм минералларның үзлекләрен билгеләү

1









22

Әйләнә-тирә дөньяда матдәләр

1









23

Әйләнә-тирә дөньясында үзгәрешләр

1









24

Җир тетрәүләр

1









25

Вулканнар

1









26

Коры җир

1









27

Практик эш

Контурлы картада тауларны һәм елгаларны билгеләү

1









28

Җирнең һава сүрүе

1









29

Тынгысыз атмосфера

1









30

Җирдәге су

1









31

Практик эш №3

Россияне юучы океаннар, диңгезләрне, елгаларны билгеләү

1









32

Кабатланмас планета

1









33

“Җир” темасы буенча кабатлау.

1












Җирдәге тереклек (12 сәг)













34

Җирдә тереклек ничек үсеш алган

1









35

Практик эш №4

Казу эшләре нәтиҗәсендә табылган организм калдыкларын өйрәнү

1









36

Тере күзәнәкләр

1









37

Практик эш №5

Микроскоп аша күзәнәк төзелешен өйрәнү

1









38

Тереклекнең төрлелеге

1









39

Практик эш №6

Үсемлекләрне гербарий буенча өйрәнү

1









40

Тереклек итүнең өч тирәлеге

1









41

Төрле материкларда тереклек

1









42

Җирнең табигый зоналары

1









43

Практик эш №7

Үсемлекләрне табигый зоналар буенча аеру

1









44

Диңгез һәм океаннарда тереклек

1









45

“Җирдәге тереклек” темасы буенча кабатлау

1












Җир йөзендә кеше (18 сәг)













46

Җирдә кеше ничек барлыкка килгән

1









47

Иҗади эш.

Мини-сочинение. “Безнең борынгы бабаларыбыз ничек яшәгән?”

1









48

Кеше җирне ничек ачкан?

1









49

Ун бөек сәяхәтче

1









50

Кеше Җирне ничек үзгәрткән

1









51

Кешенең үз-үзенә ясаган өч бүләге

1









52

Дәрес семинар.

Рефератлар һәм чыгышлар “Озон тишеге”, “Кислота яңгыры”, “Парник эффекты”

1









53

Тереклеккә куркыныч яный

1









54

Табигатьне саклау. Тыюлыклар. Татарстан тыюлыклары

1









55

Җир чүлгә әверелмәсме?

1









56

“Җир йөзендә кеше” бүлеген кабатлау

1









57

Нәрсә ул сәламәтлек?

1









58

Зарарлы гадәтләр

1









59

Сәламәт яшәү рәвеше

1









60

Беренче ярдәм күрсәтү

1









61

Куркынычсызлык кагыйдәләре

1









62

Агулы хайваннар

1









63

Агулы үсемлекләр

1












Урында ориентлашу ( 7 сәг)













64

Билгеле урында ориентлашу ысуллары

1









65

Компас һәм аның төзелеше. Азимут

1









66

Азимутны бина эчендә билгеләү

1









67

Билгеле урында азимутны табу.

1









68

Билгеле бер урынның планы, шартлы билгеләре

1









69

Кабатлау. Гомумиләштерү дәресе

1









70

Йомгаклау дәресе

1










Перечень литературы и электронные образовательные ресурсы
Основная литература:

1. Природоведение. А.А.Плешаков,Н.И.Сонин Москва. Дрофа. 2008

2. Примерная программа основного общего образования по природоведению (базовый уровень).

3. Стандарт основного общего образования по географии.

Дополнительная литература для учителя :

1. Поурочные разработки по природоведению 5 класс.

2. Биология. Развернутое тематическое планирование. 5 – 11 классы. Волгоград. Учитель. 2009 год.

3. Журналы «География в школе»

4. В.И.Сиротин. География. Контурные карты. 5 класс – М.: Дрофа, 2012

5. Атлас. Природоведение 5 класс Москва Дрофа 2012

6.Рабочая тетрадь по природоведению .

Компьютерные диски:

Коллекция документальных фильмов BBC

NATIONAL GEOGRAPHIC (Подводный мир)

ВВС 8 (СУПЕРВУЛКАН, СИЛЫ ПРИРОДЫ, ГОЛУБАЯ ПЛАНЕТА, ПРОГУЛКИ ПОД ВОДОЙ, БЕЗДНА, МЕГАЦУНАМИ)

3D – АТЛАС ЗЕМЛИ eingana

Современная мультимедиа-энциклопедия «ТУРИСТИЧЕСКИЙ АТЛАС МИРА»

Подружи ребенка с дикой природой



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по природоведению для 5 класса учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа по природоведению для 5 класса учителя высшей квалификационной категории
Федерального закона от 29. 12. 2012 №273-фз “Об образовании в Российской Федерации
Рабочая программа по природоведению для 5 класса учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа по «Окружающему миру» для 1 класса на 2011-2012...
Составитель Васильева О. Н. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Рабочая программа по природоведению для 5 класса учителя высшей квалификационной категории iconПлан работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2013-2014 учебный год
Состав методического объединения- 9 учителей. 4учителя высшей квалификационной категории, 4 учителя – первой квалификационной категории,...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа по английскому языку для 9 класса учителя высшей квалификационной категории
Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса учителя высшей квалификационной категории iconДомашнее задание для учащихся 9А класса
Учителя: Гусева Т. В., учитель 2 квалификационной категории, Коледова О. В., учитель 2 квалификационной категории
Рабочая программа по природоведению для 5 класса учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа по литературе для 10 класса Хусаеновой Гузалии...
Приказа мо РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа по истории для 6 класса учителя I квалификационной категории муниципального
Аннотация к рабочей программе по предмету «история» на 2014-2015 учебный год для 6 класса
Рабочая программа по природоведению для 5 класса учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 10. 2000 г. №751
Рабочая программа по природоведению для 5 класса учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа по литературе для 8 класса учительницы высшей квалификационной категории
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Рабочая программа по природоведению для 5 класса учителя высшей квалификационной категории iconКривоногов Константин Юрьевич, учитель информатики высшей квалификационной...
Дробно – рациональных функций и построение их графиков с использованием прикладных и инструментальных программных средств
Рабочая программа по природоведению для 5 класса учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре
Рабочая программа по природоведению для 5 класса учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа по литературе в 8 классе учителя русского языка...
Заместитель директора по увр мбоу «Табар-Черкийская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по природоведению для 5 класса учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа по технологии в 8 классе Челноковой Татьяны Павловны...
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами
Рабочая программа по природоведению для 5 класса учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа педагога мериновой Нины Егоровны, учителя начальных...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Рабочая программа по природоведению для 5 класса учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа учителя русского языка и литературы высшей квалификационной...
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, граж
Рабочая программа по природоведению для 5 класса учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск