Скачать 263.95 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по природоведению для 5 класса учителя высшей квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шушмабашская средняя общеобразовательная школа» Арского муниципального района Республики Татарстан Самигуллиной Чулпан Миннуловны Принято на заседании педагогического совета протокол № 1 от 26 августа 2014 года 2014-2015 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе:
- Примерной программы основного общего образования по природоведению; - Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2014-2015 учебный год - Учебного плана МБОУ «Шушмабашская средняя общеобразовательная школа » Арского муниципального района Республики Татарстан на 2014 -2015 учебный год, утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1 от 26 августа 2014 года) - Образовательной программы МБОУ «Шушмабашская СОШ» Арского муниципального района РТ (протокол № 2 от 7.10.2013) Изучение природоведения в V классе направлено на достижение следующих целей:
Задачи обучения:
Задачи развития:
Задачи воспитания:
Рабочая программа по природоведению в 5 классе рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю по базисному учебному плану Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Природоведение.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. - 2-е изд., испр.- Москва: Дрофа, 2007 Татарчага тәрҗемә. “ Мәгариф “ нәшрияты, 2008 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯВ результате изучения природоведения ученик 5 класса должен знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Раздел. Введение. Как человек изучает природу.( 9 часов) Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. Примеры использования современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы. Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки. Демонстрации: Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов. Примеры использования компьютера, сканера, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы. Портреты великих ученых-естествоиспытателей. Практические работы: Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования. Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами Раздел. Вселенная. Многообразие тел, веществ и явлений природы ( 47 часов) Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.) Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.). Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни. Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека. Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека. Демонстрации: Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Фотографии планет Солнечной системы. Глобус. Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.) Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т.п.). Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.). Практические работы: Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных своей местности (в том числе редких и охраняемых видов). Наблюдения звездного неба, явлений превращения веществ, погодных явлений, примеров приспособления растений к различным способам размножения, животных – к жизни в разных средах обитания (водной, почвенной, воздушной, наземной). Опыты по изучению: нескольких физических явлений; влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Измерения длины, температуры, массы, времени. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды и местных признаков. Конструирование моделей, простейших измерительных приборов и установок для наблюдений и опытов. Использование доступных для учащихся дополнительных источников информации и справочной литературы. Участие в социально-ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем своей местности и путей их решения. Раздел. Здоровье человека и безопасность жизни (7часов)Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека. Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах). Демонстрации: Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.) Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д. Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности. Практические работы: Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности. Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами. Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.) Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений. Национально-региональный компонент реализуется при изучении тем: «Земля», «Жизнь на земле» ,«Человек на земле», «Ориентирование на местности». Учебно-тематический план – 5 класс
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ В 5 КЛАССЕ
Перечень литературы и электронные образовательные ресурсы Основная литература: 1. Природоведение. А.А.Плешаков,Н.И.Сонин Москва. Дрофа. 2008 2. Примерная программа основного общего образования по природоведению (базовый уровень). 3. Стандарт основного общего образования по географии. Дополнительная литература для учителя : 1. Поурочные разработки по природоведению 5 класс. 2. Биология. Развернутое тематическое планирование. 5 – 11 классы. Волгоград. Учитель. 2009 год. 3. Журналы «География в школе» 4. В.И.Сиротин. География. Контурные карты. 5 класс – М.: Дрофа, 2012 5. Атлас. Природоведение 5 класс Москва Дрофа 2012 6.Рабочая тетрадь по природоведению . Компьютерные диски: Коллекция документальных фильмов BBC NATIONAL GEOGRAPHIC (Подводный мир) ВВС 8 (СУПЕРВУЛКАН, СИЛЫ ПРИРОДЫ, ГОЛУБАЯ ПЛАНЕТА, ПРОГУЛКИ ПОД ВОДОЙ, БЕЗДНА, МЕГАЦУНАМИ) 3D – АТЛАС ЗЕМЛИ eingana Современная мультимедиа-энциклопедия «ТУРИСТИЧЕСКИЙ АТЛАС МИРА» Подружи ребенка с дикой природой |
Рабочая программа по природоведению для 5 класса учителя высшей квалификационной категории Федерального закона от 29. 12. 2012 №273-фз “Об образовании в Российской Федерации | Рабочая программа по «Окружающему миру» для 1 класса на 2011-2012... Составитель Васильева О. Н. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории | ||
План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2013-2014 учебный год Состав методического объединения- 9 учителей. 4учителя высшей квалификационной категории, 4 учителя – первой квалификационной категории,... | Рабочая программа по английскому языку для 9 класса учителя высшей квалификационной категории Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего... | ||
Домашнее задание для учащихся 9А класса Учителя: Гусева Т. В., учитель 2 квалификационной категории, Коледова О. В., учитель 2 квалификационной категории | Рабочая программа по литературе для 10 класса Хусаеновой Гузалии... Приказа мо РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего... | ||
Рабочая программа по истории для 6 класса учителя I квалификационной категории муниципального Аннотация к рабочей программе по предмету «история» на 2014-2015 учебный год для 6 класса | Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 10. 2000 г. №751 | ||
Рабочая программа по литературе для 8 класса учительницы высшей квалификационной категории Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования | Кривоногов Константин Юрьевич, учитель информатики высшей квалификационной... Дробно – рациональных функций и построение их графиков с использованием прикладных и инструментальных программных средств | ||
Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре | Рабочая программа по литературе в 8 классе учителя русского языка... Заместитель директора по увр мбоу «Табар-Черкийская средняя общеобразовательная школа» | ||
Рабочая программа по технологии в 8 классе Челноковой Татьяны Павловны... Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами | Рабочая программа педагога мериновой Нины Егоровны, учителя начальных... Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | ||
Рабочая программа учителя русского языка и литературы высшей квалификационной... Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, граж | Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству |