Учебно-методический комплекс дисциплин «Политические проблемы регионостроительства, регионализации и интеграции в атр»





Скачать 352.13 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплин «Политические проблемы регионостроительства, регионализации и интеграции в атр»
страница1/2
Дата публикации28.05.2015
Размер352.13 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > География > Учебно-методический комплекс
  1   2

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплин «Политические проблемы регионостроительства, регионализации и интеграции в АТР»

Разработал:

Песцов С.К.

УМКД.23(74)- 030200.68- М.2.В.ДВ.3.1-2012

Контрольный экземпляр находится нна кафедре политологии ШРМИ

Лист из


лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШКОЛА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)


«Политические проблемы регионостроительства, регионализации и интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе»

по направлению подготовки 030200.68 – «Политология»

Форма подготовки - очная
Школа региональных и международных исследований

Название кафедры: кафедра политологии

курс 1 семестр 3

лекции 16 (час.)

практические занятия 38 час.

семинарские занятия – не предусмотрены

лабораторные работы – не предусмотрены

всего часов аудиторной нагрузки 54 (час.)

самостоятельная работа 54 (час.)

реферативные работы – не предусмотрены

контрольные работы – не предусмотрены

зачет - не предусмотрен

экзамен____1______семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки Российской федерации № 542 от 20 мая 2010 года).

Рабочая программа обсуждена на заседании

кафедры политологии_______________________________«________» _____________2012 г.

Заведующая (ий) кафедрой Н.А. Цыганок , к.полит.н., доцент «20» сентября 2012 г.

Составитель (ли): д. полит. н., доцент С.К. Песцов.


I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______________

Заведующий кафедрой _______________________ _________________

(подпись) (и.о. фамилия)

II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______________

Заведующий кафедрой ______________________ _________________

(подпись) (и.о. фамилия)

Аннотация
Целью курса «Политические проблемы регионостроительства и регионализации в АТР» является ознакомление студентов с основными проблемами теории регионализма и регионального сотрудничества и практическими подходами к организации межгосударственных взаимодействий в Азиатско-Тихоокеанском регионе на современном этапе. В результате изучения курса студенты должны приобрести знания о региональной (АТР) подсистеме современной системе международных отношений и роли в ней США, Китая, России, Японии, стран АСЕАН и т.д. Студенты также должны получить представление об особенностях процессов интернационализации и институционализации в АТР, «закрытом» и «открытом» регионализме, многосторонних и двусторонних отношениях в регионе, факторах детерминирующих взаимодействие стран региона.

Основная задача курса заключается в формировании у будущих специалистов общего представления о логике теоретического поиска, научных дискуссий и практики политических действий в области современного международного регионоведения, об основных теоретических и методологических проблемах соответствующей научной дисциплины и смежных с ней наук с целью применения полученных знаний для осмысления реальных региональных и глобальных процессов современного мира.

Учебный курс «Политические проблемы регионостроительства и регионализации в АТР» относится к числу дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначен для подготовки специалистов по специальности 03.02.00 «Политология». В процессе изучения политологии студенты должны освоить необходимый понятийно-категориальный аппарат, ознакомиться с современными внешнеполитическими концепциями стран АТР, связанными с региональным строительством и деятельностью региональных институтов, а также получить навыки аналитической и исследовательской работы в соответствующей области.

Учебный курс сориентирован на всестороннее и систематическое изучение основных регионоведческих проблем, принципов и норм функционирования пространственно и культурно-исторически сегментированного мира. По завершению курса студенты должны иметь представление о значении термина «регион» и критериях региональной дифференциации, о формах организации региональных пространств, об особенностях региональной политики отдельных государств АТР. Кроме того, они должны получить общие навыки работы со специальной литературой и составления комплексных характеристик тех или иных регионов.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Дисциплина направлена на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускника. В результате освоения дисциплины магистрант должен полностью или частияно приобрести следующие компетенции, предусмотренные ФГОС ВПО: способностью демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин ООП магистратуры (ОК-9), способностью использовать углубленные теоретические и практические знания, часть которых находится на передовом рубеже данной науки (ОК-10), способностью осознать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов (ОК-14), способностью ориентироваться в постановке задачи и определять средства ее решения (ОК-15), способностью анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК-18), способностью использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности - аналитической, экспертной, консалтинговой, в сфере политических технологий (ОК-21), способностью и умением использовать на уровне требований, предъявляемых к выпускнику магистратуры, полученные знания и навыки по политической философии, новейшим тенденциям и направлениям современной политологии, философии и методологии политической науки; в научных исследованиях политических процессов и отношений, в анализе и интерпретации представлений о политике, государстве и власти (ПК-1), способностью самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области политической науки (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры) и решать их с помощью современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта (ПК-2), способностью и умением использовать полученные знания в преподавании политологических дисциплин (углубленное знание современных концепций, основных школ и направлений в политической философии, способность к теоретическому анализу политической жизни) (ПК-4), умением осмысливать новейшие тенденции и направления современной политологии (углубленное знание современных научных исследований и разработок в сфере политологии, специфики подходов к анализу политических процессов в различных национальных школах, умение участвовать в научных дискуссиях по актуальным проблемам современной политической науки) (ПК-5), способностью свободно пользоваться современными методами обработки и интерпретации комплексной политологической информации (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры) для решения научных и практических задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-8), способностью составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-11).
По завершению обучения по дисциплине магистрант должен:

- знать основные тенденции развития современной теории мировой политики и регионального сотрудничества, методологию политического анализа международных отношений, закономерности мировых политических процессов и межгосударственного сотрудничества и регионостроительства;

- уметь совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень, ориентироваться в современных тенденциях мирового политического развития, региональных политических процессов, пониманием их перспектив и возможных последствий для РФ

- владеть основами и базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций, способностями профессионально, грамотно анализировать и пояснять позицию РФ по основным проблемам международной и региональной политики.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА (16ч.)

Лекционные занятия (16 часов)
МОДУЛЬ 1. Компаративный регионализм: концептуальная модель (4 часа)
Тема 1. Регионализм как феномен современной системы международных отношений (современной мировой политики) (2 часа)
Идея интеграции как результат поиска идеальной формы (модели) международного устройства. Теоретические концепции федерализма (В. Нэш) и функционализма (Д. Митрани). Термин «регионализм» в работе Джозефа С. Ная «Международный регионализм: хрестоматия» (Бостон, 1968). Разделению регионализма на «старый» и «новый». Подход нового регионализма (NRA). Исследовательский проект «Европейская интеграция после холодной войны» Бьёрна Хеттне. Разграничение между «регионализмом» и «регионализацией» как отдельными концепциями. Взаимосвязь регионализма и регионализации.
Тема 2. Теория компаративного регионализма (2 часа)
Сравнительный анализ в политологии и международных отношениях. Проблемы компаративистики. Регионализм как предмет сравнительных исследований. Критерии сравнения. Концептуальные модели. Организационные структуры. Цели, задачи и интеграционные стратегии. Общее и особенное в региональных интеграционных шаблонах. Взаимовлияния и взаимообогащение.
МОДУЛЬ 2. Азиатско-Тихоокеанский регионализм (4 часа)
Тема 1. Европейская интеграционная модель (2 часа)

Теория Европейской интеграции. Первоначальный этап развития европейской интеграции: конкурирующие организационные шаблоны (ЕЭС и ЕАСТ). Итоги первого этапа развития европейской интеграции: достижения и проблемы. Модернизация интеграционной стратегии: от ЕЭС к ЕС. Второй этап европейского интеграционного сотрудничества: спад кооперационной активности. Третий этап: Единый Европейский Акт и «Белая книга».Европейский валютный союз. Расширение ЕС. Современные проблемы Европейской интеграционной модели.
Тема 2. Латиноамериканская интеграция (2 часа)

Первые интеграционные эксперименты. Концептуальные модели. Организация государств Центральной Америки (ОГЦА) и Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР). Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ). Трансграничное сотрудничество латиноамериканских государств. Карибская ассоциация свободной торговли (КАСТ) и Карибское сообщество. Кризис 1970-х годов и попытки модификации теоретического фундамента региональной интеграции. Теория импортозамещения. Реорганизация латиноамериканской региональной кооперации: Андский пакт. Латиноамериканская ассоциация интеграции. Особенности институционального оформления регионального сотрудничества. Переформатирование латиноамериканских региональных объединений (1990-е годы): Андская интеграционная система (АИС) и Андское сообщество. Система центральноамериканской экономической интеграции (СИЭКА). Новые региональные инициативы (МЕРКОСУР). Перспективы интеграции в Латинской Америке.
Тема 3. Современный азиатский регионализм (2 часа)
Новый регионализм: «вторая волна» региональных интеграционных экспериментов. Переломный рубеж в эволюции современного регионализма. Выход из летаргии «старых» региональных объединений. Расширение регионализма и новые региональные инициативы. Общерегиональные и трансрегиональные эксперименты. Трансграничная кооперация («треугольники роста»). Изменение традиционной эволюционной траектории развития Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (South Asian Association for Regional Cooperation – СААРК/SAARC). Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (Asia-Pacific Economic Cooperation – АТЭС/АРЕС). Ассоциация регионального сотрудничества стран Индийского Океана (Association for Regional Cooperation of Indian Ocean – АРСИО/ARCIO).
МОДУЛЬ 3. Современная практика регионализма в кросстемпаральном сравнении (4 часа)
Тема 1. Общая хронологическая схема становления и развития современного регионализма (4 часа)
Обзор общей исторической динамики регионализма. Общая хронологическая схема эволюционной истории современного регионализма. Варианты общих и частных (региональных) хронологий регионализма. Критерии хронологической классификации: внешняя конъюнктура, количественная динамика и качественные изменения концептуальных подходов к организации кооперационных взаимодействий на региональном уровне. Начальный этап («первая волна») с конца 1940-х до начала 1970-х годов: общая характеристика, основные особенности и отличительные черты. Второй – период поисков и «кризисных трансформаций» – середина 1970-х – начало 1980-х годов: общая характеристика, основные особенности и отличительные черты. Современная фаза («вторая волна») – с конца 1980-х – начала 1990-х годов и до настоящего времени: особенности и отличительные черты.
МОДУЛЬ 4. БУДУЩЕЕ СОВРЕМЕННОГО РЕГИОНАЛИЗМА (2 часа)

Тема 1. Перспективы регионализма в различных частях современного мира (2 часа)
Региональные институты и хозяйственно-экономическое развитие региона. Региональные институты и проблемы безопасности. Региональная интеграция, территориальные споры и конфликтные вопросы. Уровень интеграции и состояние региональной безопасности. «Неформальный», институциональный и «сетевой» подходы к институциональному строительству: достоинства и недостатки. Операционная эффективность региональных интеграционных институтов. Последние тенденции: попытки от принципа консенсуса при принятии решений; использование посреднических и арбитражных возможностей региональных институтов при урегулировании конфликтных ситуаций; идеи создания коллективных миротворческих сил. Оценка присутствия и вовлеченности РФ в деятельность азиатско-тихоокеанских региональных структур. Проблемы и сдерживающие факторы.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА (38ч.)

Практические занятия (38 часов)
Занятие 1. Регионализм как феномен современной системы международных отношений (современной мировой политики) (4 часа)
Цель: введение в общую проблематику курса; ознакомление с ключевыми рабочими понятиями (интернационализация, глобализация, регионализм, регионализация, глокализация); формирование общего представления о теоретическом фундаменте (основных классических концепциях) современного регионализма и его соответствия практике регионального сотрудничества и групповой кооперации.
Вопросы:

  1. Глобализация и регионализм как основные тенденции развития современного мира;

  2. Регионализм и интеграция, «старый» и «новый» регионализм, регионализм и регионализация;

  3. Общая оценка теоретической базы современного регионализма: насколько убедительна и обоснована идея международной интеграции?

  4. Теория и интеграционная практика: соответствуют ли они друг другу?

  5. Принципиальные концептуальные просчеты и логические несоответствия теоретических моделей.

Учебные задания: определить, в чем и насколько теоретические концепции региональной интеграции соответствуют практике региональной кооперации и в чем расходятся с ней; выявить теоретические недостатки и лакуны; выполнить задание проверочного теста.
Литература:

1. Бек У. Что такое глобализация? М.: Прогресс -Традиция, 2001.

2. Доморенок Е. Концепции «старого» регионализма в контексте современной Европы // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2002. № 4.

4. Международная экономическая интеграция: Учеб. пособие под ред. Н.Н. Ливенцева. М., 2006.

5. Песцов С.К. Современный международный регионализм. Теории и концепции регионального сотрудничества и кооперации. Вл-к, 2002.

6. Широков Г.К., Салицкий А.И. Глобализация и/или регионализация (Регионализация и ее типы) // Восток. 2003. № 5.
Занятие 2. Теория компаративного регионализма (3 часа)

Цель: ознакомление с основным содержанием и аналитическим потенциалом современной теории компаративного регионализма; анализ примеров использования сравнительных методов в исследованиях региональных процессов.
Вопросы:

1. Теория современного регионализма и возможности компаративного исследования;

2. Основные концептуальные подходы компаративного регионализма.
Учебные задания: охарактеризовать основные подходы в рамках «сравнительного регионализма» и определить критерии их сопоставления и оценки. Определить достоинства и недостатки каждого из подходов. Вычленить оптимальный вариант сравнительного регионализма.
Литература:

1. Барыгин И.Н. Международное регионоведение: Учеб. для вузов. СПб, 2009.

2. Вардомский Л.Б., Голицина И.И., Самбурова Е.Н. Государственные границы и региональное развитие: политгеографический аспект // Политическая география: современное состояние и пути развития. М., 1989.

3. Воскресенский А.Д. Теоретико-прикладные аспекты регионального измерения международных отношений // Современные международные отношения и мировая политика. Отв. ред. А.В. Торкунов. М.: Просвещение, 2005.

4. Дергачев В.А., Вардомский Л.Б. Регионоведение: Учеб. пособие для вузов. М., 2010.

5. Мировое комплексное регионоведение и международные отношения / Под ред. А.Д. Воскресенской. В 4-х частях. М.: МГИМО, 2005.

6. Песцов С.К. Современный международный регионализм: сравнительная историческая динамика. Владивосток, 2004.
Занятие 3. Европейская интеграционная модель (4 часа)

Цель: ознакомление с основными вехами истории развития европейской интеграции, ее теоретическими основами и практическими подходами; выявление основных черт и характеристик организационной модели регионального сотрудничества; определение основных препятствий и перспектив развития европейской интеграции.
Вопросы:

1. Европейская интеграционная модель: теоретическая обоснованность;

2. Европейская интеграция: основные этапы эволюционного развития;

3. Перспективы европейского регионализма.
Учебные задания: подбор аргументов, обосновывающих одну из противоположных позиций – «оптимистичную» и «пессимистичную», характеризующих перспективы европейского регионального сотрудничества и интеграции.

Литература:

1. Бусыгина И.М. Политическая регионалистика. М., 2002.

2. Байков А. «Интеграционные маршруты» Западно-Центральной Европы и Восточной Азии // Международные процессы. Т.5. № 3 (15). Сентябрь-декабрь 2007.

3. Барановский В.Г. Меняющаяся Европа // Современные международные отношения и мировая политика: Учеб. для вузов. М.: Просвещение, 2004.

4. Борко Ю. От европейской идеи – к единой Европе. М., 2003.

5. Буторина О. Зона евро на пути к новой конфигурации // Расширение Европейского союза и Россия. М., 2006.

6. Дергачёв В.А., Вардомский Л.Б. Регионоведение. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

7. Европейский союз: десять лет после Маастрихта М.: Международный фонд СЭПИ, 2002.

8. Haas, Ernst B. Uniting of Europe / Ernst B. Haas. - Stanford: Stanford University Press, 1958.
Занятие 4. Латиноамериканская интеграция (3 часа)

Цель: ознакомление с основными вехами истории развития интеграции в Латинской Америке, ее теоретическими основами и практическими подходами; выявление основных черт и характеристик организационной модели регионального сотрудничества; определение основных препятствий и перспектив развития латиноамериканской интеграции.
Вопросы:

1. Латиноамериканская интеграционная модель: теоретическая обоснованность;

2. Региональная интеграция в Латинской Америке: основные этапы эволюционного развития;

3. Перспективы регионализма в Латинской Америке.
Учебные задания: изучить и представить определенную модель региональной интеграции, охарактеризовать ее основные достоинства и проблемы, затрудняющие развитие кооперационных взаимодействий.
Литература:

1. Глинкин А.И., Кузьмин В.В., Лавут А.А., Нутенко Л.Я., Сударев В.П. Интеграция в Западном полушарии и Россия. – М.: ИЛА РАН, 2004.

2. Евдокимов А.И., Грук Л.В. Интеграционные процессы в странах Латинской Америки: проблемы и перспективы // Проблемы современной экономики. 2011. № 2.

3. Региональная интеграция – новые вызовы. Латинская Америка. №8. 2003. с. 4.

4. Интеграционные процессы в странах Южной Америки и их воздействие на торгово-экономические и политические отношения России со странами-участницами интеграционных объединений (Мерскосур, Андское сообщество наций), Аналитические тетради ИЛА РАН №13, 2004.

6. Латинская Америка в системе глобальной внешней торговли. Латинская Америка. №4. 2004.

Занятие 5. Современный азиатский регионализм» (3 часа)

Цель: определение факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на тенденции развития региональной кооперации стран АТР; обсуждение содержания новых теоретических и практических инициатив, направленных на переформатирование и интенсификацию региональных взаимодействий; прогнозирование возможных направлений эволюции азиатско-тихоокеанского регионализма в кратко- и среднесрочной перспективе.
Вопросы:

1. Азиатско-тихоокеанский регион: идейные и практические последствия структурных изменений.

2. Перестройка региональной архитектуры: факторы глобального, регионального и национального уровня;

3. Новые теоретические (К. Рад и Ю. Хатаяма) и практические (ТТП) инициативы развития региональной кооперации.
Учебные задания: составление прогнозов развития азиатско-тихоокеанской интеграции в кратко- и среднесрочной перспективе в малых группах, выбор докладчика (докладчиков) и дискутантов.
Литература:

2. Барский К. М. Новые векторы интеграции // Стратегия России в XXI веке. №5. Май 2010.
Занятие 6. Общая хронологическая схема становления и развития современного регионализма (3 часа)

Цель: формирование общего представления об основных этапах эволюционной истории современного регионализма, выявление ключевых факторов и обстоятельств, обусловивших специфику развития региональных взаимодействий в разных регионах мира.
Вопросы:

1. Этапы эволюционной динамики современного регионализма: модели хронологической сегментации;

2. Общие и частные хронологические схемы;

3. Отличительные черты «старого» и «нового» регионализма.
Учебные задания: изучить особенности организации региональных кооперационных взаимодействий на региональном уровне и предложить возможную хронологическую схему важнейших этапов его истории; определит основные причины и факторы, обусловившие этапность развития регионализма.
Литература:

1. Байков А.А. Сравнительная интеграция. Практика и модели интеграции в зарубежной Европе и Тихоокеанской Азии. М.: Аспект Пресс, 2012.

2. Богатуров А.Д, Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и методологии политического анализа международных отношений. М., 2002.

3. Восток/Запад: Региональные подсистемы международных отношений и регионы мира (к постановке проблемы). М.: РОССПЭН, 2002.

4. Костюнина Г.М. Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция. М., 2002.

5. Неклесса А. Управляемый хаос: движение к нестандартной системе мировых отношений // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 9.

6. Пантин В.И. Циклы и волны глобальной истории. М.: Новый Век, 2003.

7. Песцов С.К. Современный международный регионализм: сравнительная историческая динамика. Владивосток, 2004.
Занятие 7. Современная институциональная архитектура АТР (3 часа)

Цель: определение содержания понятия «региональная институциональная архитектура» и его структурных элементов; обсуждение достоинств концепта «региональная архитектура» и его основных измерений; описание особенностей современного институционального облика Азиатско-Тихоокеанского региона с помощью указанного концепта; графическое представление институциональной архитектуры АТР.
Вопросы:

1. Понятие и общая характеристика современной Азиатско-Тихоокеанской институциональной архитектуры;

2. Структура региональной институциональной конструкции: основное ядро агломерации, соприкасающиеся ядра, контактные структуры;

3. Тенденции эволюционного развития Азиатско-Тихоокеанской институциональной архитектуры.
Учебные задания: подготовка визуальных презентаций современной азиатско-тихоокеанской институциональной архитектуры.
Литература:

1. Богатуров А.Д, Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и методологии политического анализа международных отношений. М., 2002.

2. Костюнина Г.М. Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция. М., 2002.

3. Milner, Anthony and Johnson, Deborah. The Idea of Asia. Faculty of Asian Studies, Australian National University // www.anu.edu.au/asianstudies /idea.html

5. Политический атлас современности. Опыт многомерного статистического анализа политических систем современных государств. М., 2007.

6. Сафонов М. Современные подходы к изучению международных институтов / М.Сафонов // Международные процессы. Январь - апрель 2003. - Том 1. Номер 1 (1) // http://www.intertrends.ru/one/006.htm

7. Сумский В. АСЕАН и Восточная Азия/ Восточная Азия: Между регионализмом и глобализмом/ Отв. ред. Г.И.Чуфрин; Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. — М.: Наука, 2004.
Занятие 8. АСЕАН: центральный элемент азиатско-тихоокеанской агломерации (3 часа)

Цель: формирование целостного представления об истории создания, развития и современном состоянии Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) как основного системообразующего элемента институциональной архитектуры АТР; определение основных перспектив и тенденций развития интеграционного объединения исходя из стратегических ориентиров входящих в его состав государств-участников.
Вопросы:

1. АСЕАН: история создания и особенности эволюционного развития;

2. Институциональные характеристики и особенности интеграционных процессов АСЕАН;

3. АСЕАН и дополняющие институциональные структуры (АРФ, АСЕМ, АПТ);

4. Современный этап развития АСЕАН и перспективы Восточноазиатского сообщества.
Учебные задания: изучение документов и материалов, характеризующих деятельность АСЕАН и основные проблемы, встающие перед организацией и отдельными государствами-членами; подготовка отчета и предложений по стратегии дальнейшего развития интеграционного объединения.
Литература:

1. АСЕАН в начале XXI века. Актуальные проблемы и перспективы / Л.Е. Васильева и др. – М.: ИД «Форум», 2010.

3. Воронин А.С. АСЕАН: ответы на вызовы глобализации // Азия и Африка сегодня. 2009. № 5.

4. Костюнина Г.М. Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция. М., 2002.

6. Песцов С.К. Современный международный регионализм: сравнительная историческая динамика. Владивосток, 2004.

7. Потапов М. Куда идет экономическая интеграция в Восточной Азии // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 9.
Занятие 9. Периферийные зоны азиатско-тихоокеанской агломерации: СААРК, АНЗЕРТА – ФТО и Северо-Восточная Азия (3 часа)

Цель: формирование общего представления об истории создания, развития и современном состоянии периферийных азиатско-тихоокеанских региональных структур (СААРК, АНЗЕРТА-ФТО) и неформальных интеграционных взаимодействиях в СВА; определение основные перспективы и тенденции развития соответствующих интеграционных объединений, исходя из стратегических ориентиров входящих в его состав государств-участников.
Учебные задания: изучение документов и материалов, характеризующих деятельность интеграционных объединений и основные проблемы, встающие перед ними и их членами; подготовка отчета и предложений по стратегии дальнейшего развития интеграционного объединения.
Литература:

1. Dent, Christopher M. Organizing the Wider East Asia Region. ADB Working Paper Series on Regional Economic Integration. No. 62 November 2010.

2. Доклад «Мир вокруг России: 2017. Контуры недалекого будущего / Отв. ред. С.А. Караганов. М., 2007.

3. Минакир П.А. Тихоокеанская Россия: вызовы и возможности экономической кооперации с Северо-Восточной Азией / П.А. Минакер // Пространственная экономика. 2005. № 4.

Занятие 10. «Контактные» кооперационные институты в АТР (3 часа)

Цель: формирование целостного представления об истории создания, развития и современном состоянии Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) как фактора регионального развития; определение основных перспектив и тенденций развития интеграционного объединения исходя из стратегических ориентиров входящих в его состав государств-участников.
Вопросы:

1. Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества как фактор регионального развития.

2. От проекта к реальности: эволюционная история АТЭС;

3. АТЭС: главные цели, основные ориентиры и достигнутые результаты;

4. Новые общерегиональные инициативы и перспективы АТЭС.
Учебные задания: изучение документов и материалов, характеризующих деятельность АТЭС и основные проблемы, встающие перед организацией и отдельными государствами-членами; подготовка отчета и предложений по стратегии дальнейшего развития интеграционного объединения.
Литература:

1. «Большая Восточная Азия»: мировая политика и региональные трансформации / Под ред. А.Д. Воскресенского. – М.: МГИМО-Университет, 2010.

2. Бюллетень Российского центра исследований АТЭС. 2012. № 37 // http://www.apec-center.ru/publications/40/979/show/

3. Гончаренко С. Россия и АТЭС // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 10.

4. Гончаренко С. Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество». Торгово-экономические группировки в регионе АТЭС // Проблемы Дальнего Востока. 1999. № 3.

5. Костюнина Г.М. Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция. М., 2002.

6. Песцов С.К. Современный международный регионализм. Теории и концепции регионального сотрудничества и кооперации. Владивосток: ДВО РАН, 2002;

7. Россия в АТЭС: Новые возможности в новых условиях. Сб. докладов. М.: МИД РФ, ИДВ, 2000.
Занятие 11. Трансграничная кооперация в АТР: формы и стратегии (3 часа)

Цель: исследование тенденций и закономерностей развития трансграничного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе; анализ содержания и особенностей интенсификации и расширения трансграничных кооперационных взаимодействий в рамках формирующихся в регионе зон интеграционного тяготения и их геополитических последствий.
Вопросы:

1. Трансграничная кооперация: содержание и формы.

2.Проекты и практика трансграничного сотрудничества в Северо-Восточной Азии: проект «Большой Туманган» и Экономический блок Желтого моря;

3. Трансграничная кооперация в Юго-Восточной Азии: проект «Большой Меконг»;

4. Перспективы трансграничных взаимодействий и интеграция в АТР.
Учебные задания: подготовка сообщений, характеризующих деятельность и современное состояние сотрудничества в рамках одного из проектов трансграничного сотрудничество; определение целей, задач и стратегий их достижения.
Литература:

1. Желтов В.В. Границы в условиях глобализации (геополитический аспект) // Геополитический потенциал трансграничного сотрудничества стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Владивосток, 2010.

2. Костюнина Г.М. Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция. М., 2002.

3. Песцов С.К. Современный международный регионализм. Теории и концепции регионального сотрудничества и кооперации. Владивосток: ДВО РАН, 2002;

4. Песцов С.К. Регионализм и система международных отношений // Вестник ДВО РАН. 2005. № 2.

5. Песцов С.К. Трансграничное сотрудничество и интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2010. № 4(12).

Занятие 12. Перспективы Азиатско-Тихоокеанского регионализма и место РФ в АТР (3 часа)
Цель: завершающее и опирающееся на весь пройденный материал общее обсуждение проблем и перспектив развития регионального сотрудничества и интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе; анализ возможностей более тесного включения РФ в региональные интеграционные процессы.
Вопросы:

1. Как может быть охарактеризован современный уровень региональной интеграции в АТР, и каковы дальнейшие перспективы ее развития в этой части мира?

2. Возможности и препятствия на пути интеграции РФ в АТР.
Учебные задания: подготовка краткого эссе на тему «Перспективы Азиатско-Тихоокеанского регионализма и место РФ в АТР».

Литература:

1. Бакланов П.Я. Дальневосточный регион России. Проблемы и предпосылки устойчивого развития. Владивосток: Дальнаука, 2001.

2. Доклад «Мир вокруг России: 2017. Контуры недалекого будущего / Отв. ред. С.А. Караганов. М., 2007.

3. Костюнина Г.М. Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция. М., 2002.

4. Ларин В.Л. Российско-китайские отношения в региональных измерениях. 1980-е годы ХХ – начало XXI века. М., 2005.

5. Никонов В. Тихоокеанская стратегия России // Стратегия России. № 8. Август 2010.

6. Сумский В. Почему нас не было в ВАС и почему теперь нас туда зовут. - В. Сумский // Индекс безопасности. – 2011. Том 17. №2 (97).

8. Тихоокеанский вектор внешней политики России. Круглый стол ПИР-центра и журнала «Международная жизнь» // Индекс безопасности, № 2 (97). Том 17. 2011


  1. КОНТРОЛЬ достижения целей курса


Вопросы к экзамену


  1. Специфика внешней политики субъектов международных отношений в субрегионах АТР – Восточной Азии, Юго-Восточной Азии, Австралазии (Юго-Западной части Тихого океана).

  2. Проблема времени становления и пространства региональной системы международных отношений (РСМО).

  3. Восточно-азиатская периферийная подсистема международных отношений. Место России, Китая и Японии в ней и роль внерегиональных держав.

  4. АСЕАН в 1990-е - 2000-е годы.

  5. Форум АТЭС и его роль в интеграционных процессах.

  6. Российские подходы к проблеме участия в азиатско-тихоокеанской интеграции.

  7. Проблемы безопасности в АТР.

  8. Китай в мировой политике: современные внешнеполитические концепции КНР.

  9. Проблема создания нового международного порядка и ее интерпретация в КНР: новейшие концептуальные подходы.

  10. Военно-политическое присутствия США в АТР и взаимоотношения с КНР.

  11. Китай и Япония на пороге XXI века: партнеры или соперники?

  12. Российско-китайские отношения на современном этапе: формула «конструктивное партнерство, направленное на стратегическое взаимодействие в XXI веке».

  13. Эволюция американо-японского союза.

  14. Российско-японские политические отношения: территориальная проблема и экономические связи.

  15. Основные направления укрепления безопасности на Корейском полуострове и перспективы объединения Кореи.

  16. Отношение РФ с КНДР и Республикой Корея.

  17. Субъекты международных отношений в АТР, их место в современной системе международных отношений.

  18. Условия возникновения региональной системы международных отношений в АТР, ее место в современном миропорядке.

  19. АТР в мировой экономике и политике в 1990-е гг. и 2000-е годы.

  20. Многоуровневая структура азиатско-тихоокеанских интеграционных тенденций: двусторонние, субрегиональные, трансрегиональные.

  21. Концепции азиатского регионализма: азиатский и тихоокеанский сценарии.

  22. Современный уровень и перспективы экономической интеграции в АСЕАН.

  23. «Треугольники роста» и «локальные экономические зоны» в АТР.

  24. Форум АТЭС: планы создания зоны свободной торговли в АТР.

  25. Российские подходы к проблеме участия России в азиатско-тихоокеанской интеграции.

  26. Дискуссия о восточно-азиатской подсистеме международных отношений после распада СССР: реалистический, моралистский, структуралистский подходы.

  27. Новая роль КНР в Восточной Азии.

  28. Японо-китайская конкуренция в борьбе за усиление своих экономических и политических позиций в ЮВА.

  29. Углубление политического диалога, экономические и гуманитарные связи КНР со странами ЮВА: эволюция взглядов китайского руководства на АСЕАН.

  30. Развитие «мягкого типа» многостороннего сотрудничества в сфере безопасности.

  31. Асеановский региональный форум по безопасности (АРФ).

  32. Глобальный экономический баланс: увеличение роли стран Азиатско-Тихоокеанского региона в мировой экономике.

  33. Международное сотрудничество стран АТР: взаимоотношения в рамках «АСЕАН+3».

  34. АСЕМ: диалог стран региона и ЕС.

  35. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС).

  36. Интеграционная политика Австралийского союза в АТР.

  37. Азиатско-Тихоокеанский регион: проблемы изучения.

  38. Интеграционные процессы в АТР: основные тенденции и направления.

  39. Идея «Тихоокеанского века » в политической теории и практике.

  40. Стабильность и безопасность в АТР: теоретический и практический аспекты.

  41. Роль двусторонних отношений в обеспечении региональной безопасности в АТР.

  42. Многосторонние отношения в системе региональной безопасности АТР.

  43. Основные угрозы и вызовы региональной безопасности в АТР в ХХI веке.

  44. Участие России в многосторонних сотношениях по обеспечению безопасности в АТР.

  45. Сотрудничество российского Дальнего Востока со странами АТР в постбиполярную эпоху.

  46. Российско-китайские отношения на рубеже веков: проблемы и перспективы.

  47. Американо-китайское стратегическое партнерство: проблемы и перспективы.

  48. Роль американо-японских двусторонних отношений в системе региональной безопасности в АТР.

  49. Территориальные споры стран АТР как угроза региональной безопасности.



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплин «Политические проблемы регионостроительства, регионализации и интеграции в атр» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Политические проблемы регионостроительства,...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Политические проблемы регионостроительства, регионализации и интеграции в Азиатско-Тихоокеанском...
Учебно-методический комплекс дисциплин «Политические проблемы регионостроительства, регионализации и интеграции в атр» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Экономика стран атр»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплин «Политические проблемы регионостроительства, регионализации и интеграции в атр» iconУчебно-методический комплекс дисциплины история и традиции стран атр «Связи с общественностью»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплин «Политические проблемы регионостроительства, регионализации и интеграции в атр» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Культура стран атр»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплин «Политические проблемы регионостроительства, регионализации и интеграции в атр» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...
Настоящий курс «Философские проблемы естественнонаучных и гуманитарных дисциплин» включен в программу подготовки в рамках вузовского...
Учебно-методический комплекс дисциплин «Политические проблемы регионостроительства, регионализации и интеграции в атр» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Культура стран атр»
Специальность 080401. 65 «Товароведение и экспертиза товаров» (по областям применения)
Учебно-методический комплекс дисциплин «Политические проблемы регионостроительства, регионализации и интеграции в атр» iconН. П. Мелешко, В. В. Полянский проблемы защиты прав потерпевших учебно–методический...
Учебно–методический комплекс по курсу «Проблемы защита прав потерпевших» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс дисциплин «Политические проблемы регионостроительства, регионализации и интеграции в атр» iconУчебно-методический комплекс «Современные проблемы экономики стран Западной Европы»
Дисциплина входит в цикл дисциплин специализации и является дисциплиной по выбору
Учебно-методический комплекс дисциплин «Политические проблемы регионостроительства, регионализации и интеграции в атр» iconУчебно-методический комплекс соответствует требованиям к дисциплине...
Учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании кафедры Гражданско-правовых дисциплин протокол №
Учебно-методический комплекс дисциплин «Политические проблемы регионостроительства, регионализации и интеграции в атр» iconУчебно-методический комплекс «Исторический материализм и современность»...
Учебно-методический комплекс подготовлен старшим преподавателем кафедры общественных дисциплин Браун Я. В
Учебно-методический комплекс дисциплин «Политические проблемы регионостроительства, регионализации и интеграции в атр» iconУчебно-методический комплекс правоведение
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности и является обязательной...
Учебно-методический комплекс дисциплин «Политические проблемы регионостроительства, регионализации и интеграции в атр» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Физика»
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является обязательной...
Учебно-методический комплекс дисциплин «Политические проблемы регионостроительства, регионализации и интеграции в атр» iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учебно-методический комплекс дисциплин «Политические проблемы регионостроительства, регионализации и интеграции в атр» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 4 курса очной формы обучения по направлению: 071300. 62 Народная...
Учебно-методический комплекс дисциплин «Политические проблемы регионостроительства, регионализации и интеграции в атр» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 1,2,3 курса очной формы обучения по направлению: 531100 (071300....
Учебно-методический комплекс дисциплин «Политические проблемы регионостроительства, регионализации и интеграции в атр» iconУчебно-методический комплекс дисциплина: Актуальные проблемы экологии...
Владеть методами природоохранной работы на различных уровнях научной и хозяйственной деятельности (ПК–2)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск