Скачать 0.68 Mb.
|
Содержание 1. Аннотация…………………………………………………………………………3 2. Рабочая программа……………………………………………………………….7 3. Конспекты лекций………………………………………………………….........20 4. Материалы практических занятий ………...…………………………………44 5. Материалы для организации самостоятельной работы студентов …………..51 6. Контрольно-измерительные материалы……………………………………..54 7. Список литературы…………………………………………………………...….57 Аннотация учебно-методического комплекса дисциплины «Культура стран АТР» Специальность 080401.65 «Товароведение и экспертиза товаров» (по областям применения) Учебно-методический комплекс дисциплины «Культура стран АТР» разработан для студентов специальности 080401.65 «Товароведение и экспертиза товаров» (по областям применения) в соответствии с требованиями ГОС ВПО по данной специальности. Дисциплина «Культура стран АТР» включена в состав дисциплин и курсов по выбору цикла ГСЭ «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 68 час. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (18 час.), практические занятия (18 час.), самостоятельная работа (32 час.). Дисциплина реализуется на 1 курсе в 1 семестре. Дисциплина «Культура стран АТР» посвящена изучению и анализу мировоззренческих основ культур Азиатско-Тихоокеанского региона, а также их выражению в конкретных формах мифологии, религии, искусства, культуры повседневности. Базовым эмпирическим материалом, который призван выступить в качестве объекта изучения и анализа, являются культуры Китая и Японии как представляющие первичные, наиболее глубокие философски и наиболее древние исторически паттерны (образцы) для формирования культурного облика региона в целом. В китайской и японской культурах в рамках данного курса рассматривается в первую очередь, разумеется, их традиционный компонент, понимаемый как диахронно, так и синхронно. Учебно-методический комплекс включает в себя:
Начало формы Abstract teaching complex subjects "Culture of Asia-Pacific" Specialty 080401.65 "Commodity and examination of goods" (by application) Educational-methodical complex "Culture of Asia-Pacific" is designed for students majoring 080401.65 "Commodity and examination of goods" (by application) in accordance with the requirements of the SES of HPE in this specialty. Discipline "Culture Asia Pacific" is included in the disciplines and elective courses cycle GEN "General humanitarian and socio-economic disciplines". The total complexity of the development of the discipline is 68 hours. Curriculum provides lectures (18 hours), Workshops (18 hours), Independent work (32 hours). Discipline is implemented on 1 course in one semester. Discipline "Culture Asia Pacific" is dedicated to the study and analysis of the philosophical foundations of culture Asia-Pacific region, as well as their expression of specific forms of mythology, religion, art and culture of everyday life. The basic empirical material, which is designed to act as an object of study and analysis, are the culture of China and Japan as representing the primary, most profound philosophical and most ancient historical patterns (samples) for the formation of the cultural identity of the region as a whole. In Chinese and Japanese cultures in this course is considered in the first place, of course, their traditional component, understood as diachronically and synchronically. Training complex includes:
The author-composer educational complex: Associate Professor, Department of Social Sciences D.V. Kononchuk Head of the Department of Social Sciences I.G. Kuzina
Аннотация Дисциплина «Культура стран АТР» включена в состав дисциплин и курсов по выбору цикла ГСЭ «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Требования к обязательному минимуму содержания ООП по дисциплине «Культура стран АТР» (п. 4 ГОС ВПО). Дисциплина «Культура стран АТР» посвящена изучению и анализу мировоззренческих основ культур Азиатско-Тихоокеанского региона, а также их выражению в конкретных формах мифологии, религии, искусства, культуры повседневности. Базовым эмпирическим материалом, который призван выступить в качестве объекта изучения и анализа, являются культуры Китая и Японии как представляющие первичные, наиболее глубокие философски и наиболее древние исторически паттерны (образцы) для формирования культурного облика региона в целом. В китайской и японской культурах в рамках данного курса рассматривается в первую очередь, разумеется, их традиционный компонент, понимаемый как диахронно, так и синхронно. Объем часов: 68 час. 1. Цели изучения дисциплины Целью изучения учебной дисциплины «Культура стран АТР» является комплексное изучение как теоретического базиса исследования культуры, так и фактологического аспекта истории культур стран АТР. Задачи дисциплины:
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате теоретического изучения дисциплины студент должен знать и понимать:
В результате практического изучения дисциплины студент должен уметь:
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание теоретической части курса Раздел 1. Онтологические основания культуры (2 час.) Тема 1.1. Специфика восточноазиатской цивилизации (2 час.) Проблема и принципы типологии культур. Запад и Восток: подходы и проблемы. Понятие «Осевого времени». Основания различия культур Запада и Востока, лежащие в их фундаментальных онтологиях. Отношение к природе: стремление к изменению внешнего мира на Западе – поиск гармонии с внешним миром на Востоке. Отношение к религии: спасение через веру на Западе – самосовершенствование через опыт на Востоке. Отношение к человеку и обществу: личностно-правовое сознание Запада – административно-корпоративное сознание Востока. Отношение к цели истории: линейность и прогресс на Западе – цикличность и традиционность на Востоке. Раздел 2. Диахронный аспект изучения культур стран АТР (16 час.) Тема 2.1. Культура Китая: общая характеристика (2 час.) Китайская цивилизация: историко-географическая справка. Значение китайской культуры для культур стран АТР. Периодизация китайской культуры. Возникновение древнекитайской цивилизации. Китайская культура эпох Шан-Инь и Чжоу. Китайская культура эпох Цинь и Хань. Китайский национальный характер. Тема 2.2. Традиционная китайская картина мира (2 час.) Диалектика первоэлементов «инь-ян» и китайский космический цикл (ба гуа). Китайская космогония: представления о возникновении мира на примере мифов о первочеловеке Пань-гу и хаосе Хунь Дунь. Культ предков и культ «трех звезд» (Сань-син). Тема 2.3. Конфуцианство – центральная этико-идеологическая система стран АТР (2 час.) Конфуций, его жизнь и учение. Мэн-цзы и пять конфуцианских добродетелей. Трансформация конфуцианского учения в официальную идеологию. Судьба конфуцианского учения в истории культур стран АТР. Тема 2.4. Даосизм – национальная религия Китая (2 час.) Китайская религиозность как сплав доктрин конфуцианства, даосизма и буддизма. Причины современной актуальности идей даосизма в Китае и в мире. Многоуровневость даосизма. Философский и религиозный даосизм. «Дао дэ цзин» и «Чжуан-цзы». Онтология даосизма. Понятия Дао и дэ. Метафизический смысл Дао. Антропология и этика даосизма. Понятия у вэй и цзы жань. Даосские поиски бессмертия. Тема 2.5. Логика художественной действительности в культурах стран АТР (2 час.) Иероглифическая письменность как отражение идеационного восприятия мира. Философско-мировоззренческие принципы традиционной китайской живописи. Тема 2.6. Культура Японии: общая характеристика (2 час.) Японская цивилизация: историко-географическая справка. Специфика японской культуры и японский национальный характер. Периодизация и основные вехи культуры Японии. Периоды Ямато, Камакура, Муромати. Кодексы «Кодзики» и «Нихонги». Категории японской культуры: моно-но-аварэ, амаэ, гири. Тема 2.7. Синтоизм – национальная религия Японии (1 час.) Происхождение и специфика синтоистской религии. Космологические представления древних японцев. Традиционные ритуалы и праздники синтоизма. Тема 2.8. Буддизм и его влияние на культуры стран АТР (2 час.) Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Бенаресская проповедь: четыре благородные истины. Восьмеричный путь освобождения в буддизме. Онтология буддизма. Понятия сансара, нирвана, карма, дхарма, майя. Этика буддизма. Махаяна и хинаяна. Распространение буддизма в Китае и Японии. Специфика китайского и японского буддизма. Чань-буддизм и ламаизм. Китайские буддийские секты. Тема 2.10. Чайная церемония и другие аспекты повседневной культуры Японии (1 час.) Дзэн-буддизм и его влияние на культуру традиционной и современной Японии. Культурный смысл и основные принципы тя-но-ю – чайной церемонии. Культура японского военного сословия. 5. Содержание практической части курса
6. Перечень видов самостоятельной работы (СРС) Видами самостоятельной работы при изучении дисциплины «Культура стран АТР» являются: - подготовка к лекционным занятиям; - подготовка к практическим занятиям; - выполнение контрольных работ; - написание реферата; - подготовка к зачету*. *Примечание: студент допущен к сдаче зачета при выполнении всех текущих форм проверки знаний в течение семестра. 7. Перечень видов и форм контроля по дисциплине - опросы; - контрольные работы; - самостоятельные работы. 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины: а) основная литература:
б) дополнительная литература:
в) электронные информационные образовательные ресурсы:
9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Вопросы к зачету
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ)
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Культура стран АТР» 080401.65 «Товароведение и экспертиза товаров» (по областям применения) г. Владивосток 2011 развернутый План лекций Раздел 1. Онтологические основания культуры |
Учебно-методический комплекс дисциплины «Культура стран атр» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Экономика стран атр» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины история и традиции стран атр «Связи с общественностью» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 10 I. Аннотация курса... Учебно-методический комплекс дисциплины «Продовольственный комплекс стран атр» разработан для студентов 2 курса по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Культура стран изучаемого региона» Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины современная культура и литература... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины современная культура и литература... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2011 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Традиции и культура питания народов мира» для студентов очной формы обучения по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Культура повседневности России» Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности России Направление/ специальность — 031400. 62, культурология Форма... | Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс дисциплины «физическая культура» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Д. В. Шапочкин История и культура стран изучаемых языков Д. В. Шапочкин. История и культура стран изучаемых языков. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины дн(М). В 1 «история... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |