Скачать 74.98 Kb.
|
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» городского округа г.Фролово «Растения – целители» Внеклассное занятие для учащихся начальной школы Разработала учитель начальных классов Козлова С.М. Фролово 2008 Растения – целители. Цель занятия: получение учащимися представления о лекарственных растениях, о способах их применения в повседневной жизни для сохранения и коррекции индивидуального здоровья. Задачи урока:
Оборудование: - комнатные лекарственные растения: лимон, фикус, традесканция, герань; -луговые травы: чабрец, мята, мелисса, крапива; - компьютерная презентация; - выставка творческих работ-проектов «Растения-целители», -корзина , -справочная литература по теме «Лекарственные растения» План занятия
Ход занятия 1. Вступительное слово учителя Учитель: -Здравствуйте. Говорить друг другу «здравствуй» - это, значит, желать здоровья. «Здравствуйте!»-говорят при встречах, желая здоровья. Так и мы приветствуем вас, дорогие наши гости. Здравствуйте! Ведь наше занятие посвящено тому, как быть здоровым. -Улыбнитесь, взгляните друг другу в глаза и пожелайте здравия! Тема нашего занятия “Растения - целители”. (слайд 1) Сегодня мы поговорим о тайнах природы, которые помогают сохранять и укреплять здоровье. Эпиграфом, я предлагаю, выбрать слова Роберта Рождественского: В степях родных, лесах, Где все нам с детства мило, Где чистым воздухом приятно так дышать, Есть в травах и цветах целительная сила Для всех, умеющих их тайну разгадать. (слайд 2) -Миром растений правит мудрая царица Флора. Растения, дав ей клятву верно служить людям, ни разу не нарушали ее. Поэтому и мы должны чутко относиться к нежным и беззащитным созданиям. - Давайте поработаем группами. Перед вами лежит цветок (шаблон, вырезанный из картона), на нем напишите 2-3 правила сбора лекарственных растений. (После выполнения задания все цветы с озвучиванием написанного собираются на доске, образуя “Букет здоровья”). -Молодцы, посмотрите какой красивый “Букет здоровья” нам удалось собрать, при этом повторив правила сбора лекарственных растений, которые, несомненно, позволяют бережнее относиться к природе. -Добрые и злые травы… Сколько о них сложено сказаний, легенд и песен! Добрые названы ласково: травушка – муравушка, мурава – духовитая, трава шелковая; злые – отталкивающе: лихие травы, лютые коренья, отрава. Растения – целители, которые врачевали от недугов и хворости, исстари почитались особо. Вот с ними мы и начнём наше знакомство. 2. Путешествие в лес (слайд 3) Учитель: -Отправляемся в лес. Травы и деревья смогут рассказать нам немало об обычаях тех, кто жил с природой одной жизнью и умел брать от нее силу и здоровье. Почувствовать красоту леса нам поможет музыка. Разогрейте ладони рук, потрите их друг о друга, до тех пор, пока не почувствуете тепло. Закрытые глаза прикрываем ладонями рук. Отсутствие света, покой и тепло рук успокаивают и освежают глаза. Глаза закрыли, убедившись, что свет не попадает под ладони. Начинаем наше путешествие (звучит релаксационная музыка и звуки природы, слайд3). -Представьте, что вы находитесь на берегу реки в лесу. Журчит вода, поют птицы, шумит листва деревьев. Вы спокойны и смотрите в голубое небо. Там плывут облака. Над вами качаются верхушки деревьев. Вы слушаете успокаивающий шум леса. Видите перед собой прекрасную зелень, кругом шумят вековые деревья. Взметнулись к солнцу вверх цветы и травы. Прислушайтесь, слышите шаги? Это с корзинкой идет- бредет по лесу старушка-знахарка со своей внучкой. -Откройте глаза (дети видят перед собой с корзиной в руке и её внучку). 3. Встреча со старушкой-знахаркой и внучкой (слайды 4-9) Знахарка: Здравствуйте! Здоровья вам, народ честной, да силы! А мы вот по лесу дремучему с внученькой ходили, А мы вот по лугу зеленому бродили… Присяду на стульчик отдохну! Учитель: Здравствуй! А что это, бабуля, у тебя в корзине? Внучка: У бабушки Алены корзина полна пахучею травою! Чтоб снадобья сготовить от болезней и от хворей. Учитель: Ой, бабушка, какие же это травы? Знахарка: Какие травы – сами угадайте, чай каждый день их топчете и мнете! Да только знаете ли вы, ребятки, какой недуг лечить какой травою? Хочу проверить, уж не обессудьте! Про всякую травку есть у нас с внученькой своя загадка. Хотите, отгадать? Тогда слушайте. Каждый лист мой Любит тропки У обочины дорог Но однажды людям добрым Раны вылечить помог. (подорожник) Растет она вокруг. И враг она, и друг, Как копья, волоски Покрыты все листки. Обломишь волосок — Прольется едкий сок На кожу - и смотри: Уже и волдыри! Но если дружишь с ней — И кожа здоровей, И волосы густы, Красивы и чисты. В ней витаминов клад, Весной ее едят. (крапива) В крестьянском обиходе это растение называли шебрец, чабор, другое название тимьян ползучий, богородская трава. В аптекарском деле используется для приготовления пертусина – известного препарата от кашля. (чабрец) Эта трава дает ароматный и вкусный мед, может, поэтому называется еще медовым башмачком, или медовкой. Другие названия — пчелиный лист, пчельник-трава, роевник (мелисса) За душистый запах эта трава в древности пользовалась большим почётом. Ей приписывали способность навевать хорошее настроение и даже веселить. А имя ей дано в честь сказочной нимфы – покровительницы лугов, рек и родников. (мята) Знахарка: Ой, какие же вы, ребята, молодцы! Пуста моя корзинка, все травы вы смогли отгадать! А знаете ли вы, какие из этих трав можно использовать для заваривания чая? Ну что ж, я оставлю вам эти травы. Вы сможете заварить с помощью них вкуснейший чай, укрепляющий здоровье. А я пойду в лес и наберу себе еще, ведь я то лучше знаю, где растут лечебные травы. Учитель: Спасибо, бабушка Алена! Твоя травка непременно сможет помочь ребятам и гостям нашим сохранить и укрепить здоровье. До свидания, будем вас с внучкой ждать, приходите к нам еще. 4.Знакомство с комнатными растениями – лекарями.(слайды 10-18) Учитель: Известно ли вам, ребята, что иногда даже ходить за лекарствами никуда не надо. Самые обычные комнатные растения, украшающие ваши подоконники, кроме красоты и уюта могут подарить еще и здоровье. Комнатные растения могут стать “скорой помощью”, когда под рукой нет лекарств, или средством, дополняющим основное лечение. Сегодня мы с вами лишь приоткроем дверь в удивительный мир лекарей от природы – растений на подоконнике. Давайте вспомним все вместе, к помощи каких комнатных растений вы иногда прибегаете? (ответы детей) А теперь предлагаю вам познакомиться еще с несколькими комнатными растениями, лечебные свойства которых знают не все. Названия растений, о которых мы будем говорить зашифрованы в ребусах. Попробуйте их расшифровать. Способ разгадки объясните всему классу. (По ходу расшифровки ребусов ученики делают краткие сообщения о каждом растении) Материал для сообщений Лимон — кожура плодов и листья содержат эфирное масло, обладающее сильным антисептическим и бактерицидным действием. В лечении используют и листья, и цветы, и кожуру плодов, и их мякоть, и сок, и даже семена. Если у вас на подоконнике стоит лимонное деревце, значит, у вас есть постоянная защита от вирусов. Фикус — обладает широким спектром фармакологического действия на организм. Фикус тонизирует, помогает при опухолях и воспалениях. Соком фикуса и настойкой на его листьях лечат многие болезни. Лист фикуса оттягивает мокроту, смягчает кашель при простудных заболеваниях бронхов и трахей. Заболевания суставов лечат растиранием настойкой листьев фикуса на водке. Сок фикуса целесообразно употреблять небольшими дозами при нервных заболеваниях. Фикус способен успокоить самую сильную зубную боль и снять опухоль при флюсе. Герань — полезна при многих заболеваниях людей. В народной медицине она издавна применялась при дизентерии, болезнях почек, ревматизме, подагре, при любых кровотечениях — как кровоостанавливающее средство. Герань великолепно растворяет камни в почках, помогает при бронхиальной астме, известна своим противовоспалительным и противогнилостным действием при абсцессах и даже при гангрене легких. Распаренной измельченной травой сводят сухие мозоли. Традесканция — лечебными свойствами обладает вид, который называется Зебрина. Это вьющееся растение с зелено- фиолетовыми листьями, изнанка листьев фиолетовая. Традесканция обладает целым рядом фармакологических качеств. Помогает при лечении целой группы инфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта, и даже способны побороть палочку Коха (возбудителя туберкулеза). Листьями традесканции лечатся гнойные раны и фурункулы. 5. Награждение уч-ся за лучшие творческие работы.(Дети готовили к занятию творческие работы: учебные проекты о лекарственных растениях Волгоградской области, рефераты, сообщения). 6. Разгадывание учащимися кроссворда. (слайд 19) В конце нашего урока предлагаю вам разгадать кроссворд (приложение1) .Правильно заполнив его, вы прочитаете ключевое слово нашего урока. 7. Заключительное слово учителя (слайд 20) Молодцы! Ключевым словом является слово — валеология, ведь это слово означает науку о сохранении здоровья! Народная мудрость гласит: “Здоровый нищий богаче больного короля”. 8. Просмотр видеоролика. (Выступление вокальной группы) (слайд 21) Растения, о которых мы говорили, не только нас лечат, но и украшают нашу Землю. Мы, люди, должны их беречь, чтобы вокруг нас была красота. Ведь красота делает нашу жизнь прекрасной, а нас – красивыми здоровыми людьми. Вокальная группа детей нашего класса дарит всем песню, которая так и называется «Живёт повсюду красота». 9. Угощение чаем. А чтобы наше занятие осталось у всех в памяти, я предлагаю и ребятам и гостям выпить вкусного целебного чаю. |
Урок биологии в 6 классе на тему: «Лекарственные растения» Изучить типичные, широко распространенные лекарственные растения, учить распознавать и определять эти растения | Урок по кубановедению, 2 класс. Тема: «Лекарственные растения» Оборудование: учебник-тетрадь, гербарий «Лекарственные растения Краснодарского края» | ||
Реферат Лекарственные растения в народной и современной медицине «лекарственные растения в народной и современной медицине», потому что сейчас много лекарств с лекарственными травами. Мне стало... | Тема урока: Зелёная аптека Предметные: научатся распознавать лекарственные растения, называть их лечебную силу, правила сбора; получат возможность научиться... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины лекарственные растения дагестана ... | Л. И. Сальникова Лекарственные растения и их охрана Л. И. Сальникова. Лекарственные растения и их охрана. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности... | ||
Лекарственные растения в медицине Существует множество препаратов изготовленных из лекарственных трав. Интересно, а как же применялись лекарственные растения в народной... | Программа элективного курса «Лекарственные растения п. Юрюнг-Хая» Программа курса «Лекарственные растения п. Юрюнг-Хая» предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 18 часов | ||
Черкашина Ольга Николаевна учитель химии и биологии Стаж педагогической... Лекарственные растения были известны человеку ещё в глубокой древности. Не было на земле такого племени, как бы ни примитивна была... | Реферат Природные лекарства Лекарственные растения: химический состав и действие на организм человека | ||
Реферат Ядовитые лекарственные растения Отдельные представители ядовитых растений, их распространенность, влияние на организм (стр. 12-16) | «Лекарственные растения родного края» Разработка методов государственного регулирования процессов рождаемости, смертности, брачности и разводимости | ||
Лекарственные растения в жизни человека Разработка методов государственного регулирования процессов рождаемости, смертности, брачности и разводимости | Программа элективного курса «Лекарственные растения в народной медицине» Управление образования исполнительного комитета нижнекамского муниципального района | ||
Элективный курс. «Лекарственные растения нашего края» Разработка методов государственного регулирования процессов рождаемости, смертности, брачности и разводимости | Тема: "Лекарственные растения. Зелёная аптека" Цель Разработка методов государственного регулирования процессов рождаемости, смертности, брачности и разводимости |