Скачать 126.07 Kb.
|
Заместитель директора по воспитательной работе Черкашина Ольга Николаевна учитель химии и биологии Стаж педагогической деятельности 24 года Элективный курс. «Лекарственные растения нашего края» Пояснительная записка.Лекарственными называются растения, содержащие биологически активные вещества, которые оказывают лечебный эффект. Лекарственные растения были известны человеку ещё в глубокой древности. Не было на земле такого племени, как бы ни примитивна была его культура, которое не знало бы лекарственных растений. Даже в самых ранних цивилизациях уже были известны лечебные свойства равных растений. Интересна история становления медицины в нашей стране. Племена, населявшие просторы нашей Родины, издревле использовали растения как лекарства. В 1581 году в Москве открывается Аптекарская изба, которую Борис Годунов преобразует в аптекарский приказ, который ведал сбором лекарственных растений, покупкой лекарств в зарубежных странах, следил за качеством приготовляемых лекарств. В Аптекарский приказ доставлялись травы со всех концов Руси: в Саратове собирался солодковый корень, из Ярославля привозили ягоды можжевельника, из Казани – почечуйную траву, из Рязани – валерьяну, из Сибири – зверобой. По приказу Петра I во всех крупных городах были созданы при военных госпиталях «аптекарские огороды», где выращивались лекарственные травы. Образцовый аптекарский огород был создан в Санкт- Петербурге, в настоящее время он стал центром ботанической науки в нашей стране – ботаническим институтом АН российской Федерации. Сегодня лекарственные растения являются важной составной частью, как научной, так народной медициной. Почти половина лекарственных средств, производимых в мире, приходится на препараты, полученные из растений; это и сердечно-сосудистые, и успокаивающие, и вяжущие, и тонизирущие, и многие другие препараты. И в будущем роль лекарственных растений будет возрастать. Как не лучезарны перспективы химии, но скромные цветы и растения наших лесов, полей, лугов долго еще будут служить человеку, не требуя ничего взамен. На территории РФ произрастает около 20 тысяч видов растений, в научной медицине используется только 250 видов. Сколько видов растений используется в народной медицине точно не известно. Народная медицина, потесненная научной, сейчас переживает не лучшие времена, тем более, что в большинстве случаев ее носители очень стары и не имеют последователей. Природа создала человека, она поможет ему бороться с недугами, надо только прислушаться к ней и научиться пользоваться ее дарами. Цели элективного курса:* углубить знания учащихся о значении зеленых растений в природе и жизни человека; * научить детей использовать рецепты русской народной медицины для сохранения и укрепления собственного здоровья, здоровья членов своей семьи; * сформировать у учащихся элементарные навыки взаимодействия с природными объектами. Задачи элективного курса:
Тематический план
Содержание занятийЗанятие 1. Экскурсия в природу «Соседи по планете». Занятие 2,3. Правила оформления гербария, сбора и хранения лекарственного сырья Способы сохранения растений. Правила сушки и монтажа гербарных образцов: крупные и мелкие растения, травянистые и древесные растения, генеративные и вегетативные органы растения. Требования к оформлению этикетки. Занятие 4. Лекарственные растения леса. Сосна обыкновенная, ее использование в народной медицине. Сосна обыкновенная – кладовая биологически активных веществ, используемых в народной медицине. Народные рецепты приготовления и применения различных настоев и отваров из хвои и сосновых почек. Лабораторная работа №1. Приготовление витаминного напитка. Лабораторная работа №2. Получение соснового масла из хвои сосны. Занятие 5. Лекарственные растения леса. Морфологические и биологические особенности Берёзы бородавчатой и Берёзы пушистой. Берёзы - символ России! Особенное отношение к берёзе в народном фольклоре и произведениях искусства. Условия произрастания в лесах региона, значение в природе и жизни человека. Виды березы произрастающей в наших лесах. Использование в народной медицине почек, листьев, активированного угля, березового сока, дегтя… Русская баня и березовый веник – источник бодрости и здоровья. Лабораторная работа №3. Береза: многообразие видов и особенности строения. Занятие 6. Лекарственные растения леса. Дуб обыкновенный - долгожитель леса. Дуб – символ мощи, крепости, силы и долговечности в сказаниях, притчах и мифах народов мира. Особенности морфологии и биологии дуба обыкновенного. Значение дуба в природных сообществах и жизни сельских жителей. Лабораторная работа №4. Строение плода желудя. Занятие 7. Лекарственные растения леса. Дуб и его использование в народной медицине. Кора дуба и галлы на листьях (чернильные орешки) – основные продукты дуба, используемые в народной медицине. Дубильные вещества и их значение в лечение некоторых заболеваний человека. Особенности заготовки природного сырья дуба. Отвары и лекарственные чаи с использованием коры дуба. Лабораторная работа №5. Получение целебного отвара из коры дуба обыкновенного. Занятие 8. Лекарственные растения леса. Черемуха обыкновенная и ольха черная. Биологически активные вещества, содержащиеся в плодах и коре черемухи и шишках ольхи, их использование в народной медицине. Использование черемухи в декоративном растениеводстве. Использование ольхи в народном хозяйстве. Лабораторная работа №6. Приготовление отвара из плодов черемухи обыкновенной. Лабораторная работа №7. Приготовление настоя из шишек ольхи. Занятие 9. Лекарственные растения леса. Липа – целительница. Биологически активные вещества, содержащиеся в цветах липы сердцелистной и их использование в народной медицине. Особенности приготовления горячего отвара-чая, припарок и полосканий из липового цвета. Лабораторная работа №8. Приготовление липового отвара. Занятие 10. Лекарственные растения луга. Валериана лекарственная и тысячелистник обыкновенный. Валериана лекарственная. Биологически активные вещества корневищ и их использование в народной медицине. Особенности заготовки и хранения лекарственного сырья. Тысячелистник обыкновенный. Биологически активные вещества надземной части растения и их использование в народной медицине. Особенности заготовки и хранения лекарственного сырья. Лабораторная работа №9. Получение водных и спиртовых настоев из корневищ валерианы. Занятие 11. Сорные лекарственные растения. Подорожник большой, одуванчик лекарственный и мать-и-мачеха Подорожник большой. Биологически активные вещества листьев подорожника и их использование в народной медицине. Одуванчик лекарственный. Биологически активные вещества, содержащиеся в корнях и листьях и их использование в народной медицине. Особенности заготовки и хранения лекарственного сырья. Мать-и-мачеха. Биологически активные вещества, содержащиеся в листьях и соцветиях, их использование в научной и народной медицине. Особенности заготовки и хранения лекарственного сырья. Занятие 12. Сорные лекарственные растения. Крапива двудомная, полынь горькая. Крапива двудомная. Биологически активные вещества листьев и соцветий, их использование в народной медицине. Полынь горькая. Биологически активные вещества листьев полыни и их использование в народной медицине. Особенности заготовки и хранения лекарственного сырья. Занятие 13-14. Лекарственные растения огорода. Картофель, капуста, лук, чеснок, морковь Биологически активные вещества, витамины и минеральные соли огородных культур, характерных для зоны Нечерноземья. Использование овощных культур в народной медицине. Особенности выращивания картофеля, лука, чеснока, капусты, моркови и других овощей в условиях рискованного земледелия. Лабораторная работа №10. Крахмальные зерна картофеля и хромопласты моркови Лабораторная работа №11. Витаминные салаты и блюда из овощей. Занятие 15. Лекарственные растения сада. Яблоня, смородина, вишня, облепиха… Фрукты и ягоды – богатейший источник витаминов, минеральных солей, микроэлементов, органических кислот, сахаров, дубильных и пектиновых веществ, клетчатки. Использование фруктовых и ягодных растений сада в народной медицине. Особенностим сбора, заготовки и хранения фруктов и ягод. Лабораторная работа №12. Фруктово-ягодные салаты и витаминные блюда. Занятие 16. Подготовка к итоговому занятию. Занятие 9. Итоговое мероприятие «Наши зеленые помощники» Рекомендуемая литература
Методическая разработка новогоднего представления « Здравствуй, новый год!» Автор: Черкашина О.Н. Подготовка к празднику:
Ход праздника. Под музыку дети вбегают в зал, занимают подготовленные для них места. Ёлка не горит. Вед: Снова праздник мы встречаем, С Новым годом поздравляем! Возле ёлочки пушистой Вновь заводим хоровод. В гости к нам скорей спешите, В светлом зале попляшите, Спойте, в игры поиграйте, В круг нас музыка зовёт! Появляется Дед Мороз (красный нос) Дед Мороз: Раз морозною зимой Я на праздник иду В теплой шубе меховой И подарочки несу. Знаю я, что ждут ребята, Помню, был у них когда-то, К ним и нынче я спешу И подарочки несу. Вед. Дед Мороз, а подарки-то где? Что-то мешка нигде не видно. Д.М. Я вспомнил. Шел я к вам через лесок, Сел в лесочке на пенек, Встал на праздник поспешил, А мешок в лесу забыл. Вед. А бабу Ягу по дороге не встречал? Д.М. Как не встречал. Ух, лесная проказница! Со мной сидела, Песни мне пела, Я задремал, А проснулся - к вам поспешал. Так, ребята, не беспокойтесь, сейчас Снегурочку позовем, она нам и поможет. Все вместе зовут Снегурочку. Снегурочка: Здравствуйте, ребята. Вы меня ждали, вы меня звали? Я на праздник к вам пришла Много песен принесла. Снегурочка исполняет песню «Три белых коня…» Вед. А про подарки забыла? Снегурочка: Не забыла, но их у меня не было. Ребята, не беспокойтесь, мои друзья их вмиг найдут и доставят к елке. А мы пока сыграем в любимую игру Деда Мороза. Дед Мороз: Старинная русская народная игра «Заморожу – заморожу». Все дети вытягивают руки вперед. Я иду по кругу и, до кого дотронусь, тот замерзнет и выйдет из игры. Понятно? Дети: ДА. ДЕД Мороз: Тогда руки вперед. Посмотрим кто из вас самый ловкий и изворотливый. Игра «Заморожу». В круг выводятся «замороженные» дети. Дед Мороз: А теперь «замороженных детей надо отморозить. Все вместе споем песню «Веселые ладошки» Хлоп! Раз! Еще раз! Мы похлопаем сейчас! (2 раза) Под громкие аплодисменты в зале появляется еще один Дед Мороз (синий нос). Дед Мороз. Здравствуйте, ребята, а как вы узнали, что мы со Снегурочкой спешим к вам на праздник с играми, с песнями, подарками. Ого-го, иду я к вам По лесам и по горам. Вот где я разыскал, Путь мой был не лёгкий. Но нашёл я этот зал, И детей, и елку С Новым годом поздравляю! Вам здоровья я желаю. Пусть весёлый Новый Год Счастья, радости принёс. А меня-то вы узнали? Все такой же я, седой. И у вас на карнавале Прошлою бывал зимой. Снегурочка: Перед самым Новым годом Из страны снегов и льда Вместе с дедушкой Морозом В гости к вам спешу сюда. Все меня на праздник ждут, Все Снегурочкой зовут. Здравствуйте, ребятишки, Девчонки и мальчишки! С Новым счастьем! С Новым годом! С новой радостью для всех! Пусть звучат под этим сводом, Песни, музыка и смех! Снегурочка: Дедушка, как ты думаешь. Кто у нас в зале веселее – девчонки или мальчишки? Дед Мороз: А вот сейчас и проверим, а для этого разделимся так: Ребята будут – морозята! Будут смеяться: ха-ха-ха! Снегурочка: А девчата – снегурята! – хи-хи-хи! Дед Мороз: Ну-ка, морозята, попробовали! (смеются) Снегурочка: А теперь снегурята! (смеются) Игра-кричалка: Дед Мороз: А мальчишки-шалунишки – Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Снегурочка: А девчушки-веселушки – Хи-хи-хи! Хи-хи-хи! (так 2-3 раза) Дед Мороз.: Нашумелись, насмеялись Все вы, право, от души. И девчонки, и мальчишки Были очень хороши! 1 пара Деда Мороза и Снегурочки: Чтобы это значило? Вы адресом не ошиблись, самозванцы? 2 пара Деда Мороза и Снегурочки: Может быть, это вы заблудились? Или вы и есть самозванцы. Вед. Ребята, а давайте проверим кто из Дедов Морозов настоящий. А для этого нам надо как-то различать наших гостей по имени. Давайте вспомним сказки о Морозе. Называют сказки, где есть Дед Мороз Вед. Правильно, ребята. Есть Мороз синий нос и есть Мороз красный нос. Так и назовем наших Морозов. А кто из них самозванец решит небольшое соревнование между ними. Вы согласны, Морозы? Морозы: Да. Вед.: А мы им поможем, мы все быстро делимся на 2 команды по праздничным билетам, у вас там поздравления от Мороза синий нос и Мороза красный нос. Все встают в 2 команды и проводятся соревнования.
- команды становятся в 2 ряда, зажимая шарик между 2 игроками, добегают до стула, огибают его и возвращаются обратно; - все выстраиваются в ряд, передают шар сначала над головой, а потом между ног. Кто быстрее.
Исполняется песня «Российский Дед Мороз» Вед.: Здорово повеселились. А теперь подведем итоги. Что такое? Еще один Дед Мороз и он действительно с подарками. Д. М.: Привет вам, ребятишки, Девчонки и мальчишки. Весёлые, забавные, Детишки очень славные. Поздравляю с весёлым вас праздником! Низкий поклон всем вам … проказникам! Снегурочка: Дедушка! Какие проказники? Дед Мороз: Ты считаешь, что среди этих ребят нет проказников? Снегурочка: Ни единого! Дед Мороз: Да? Ну-ка, спросим у них самих. Ребята, есть среди вас проказники? (Нет!) А безобразники? (Нет!) А озорники? (Нет!) А шалунишки? (Нет!) А хорошие ребятишки? (Нет!) Вот видишь, Снегурочка, и хороших ребятишек среди них тоже нет. Снегурочка: Ох, дедушка, опять ты шутишь, а между тем ёлочка ещё не зажжена. Дед Мороз: Что это? Непорядок каков! На ёлочке вашей нет огоньков! Чтоб ёлка вспыхнула огнями, Вы воспользуйтесь словами: «Красотой нас удиви, Ёлка, зажигай огни!» Ну-ка вместе, ну-ка дружно! (Дети повторяют слова, ёлка зажигается). Снегурочка: В круг, ребята, становитесь, К ёлке музыка зовёт. Крепче за руки беритесь. Начинаем хоровод! Хоровод «В лесу родилась елочка» Дед Мороз: а теперь поиграем в мою любимую игру «Посох Мороза», под музыку передаем посох, в чьих руках окажется посох, когда музыка затихнет , тот исполняет мое желание. (Игра набирает постепенно свой темп.) Дед Мороз: Что-то я устал с дороги, подкосились мои ноги. Посижу и представления я ваши посмотрю. Дети исполняют подготовленные номера. Снегурочка: С Новым годом поздравляем И наказ мы вам даём: Чтоб вы были все здоровы, Хорошели с каждым днём! Дед Мороз: Чтобы в вашей жизни было И веселие, и смех. С Новым годом, с Новым годом! Поздравляем всех, всех, всех! До встречи в будущем году! Меня вы ждите, я приду! |
Программа элективного курса 10 класс Часовская С. М. учитель мхк... Элективный курс «Культурное наследие нашего края» для учащихся старшей школы рассчитан на 34 часа | Элективный курс. «Лекарственные растения нашего края» Разработка методов государственного регулирования процессов рождаемости, смертности, брачности и разводимости | ||
Элективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н.... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | Урок биологии в 6 классе на тему: «Лекарственные растения» Изучить типичные, широко распространенные лекарственные растения, учить распознавать и определять эти растения | ||
Элективный курс Уравнения и неравенства с параметрами (10 класс,... Элективный курс для 10 класса «Уравнения и неравенства с параметрами.» рассчитан на 32 часа | Урок по кубановедению, 2 класс. Тема: «Лекарственные растения» Оборудование: учебник-тетрадь, гербарий «Лекарственные растения Краснодарского края» | ||
Анализ педагогической деятельности учителя биологии моу харатская... Я, Филимоненко Ольга Петровна, работаю в моу харатская сош с 1990 года. Общий стаж педагогической работы – 28 лет. В данной школе... | Пояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных... | ||
Элективный курс Разработала: Т. Н. Лавриненко учитель химии г. Горно-Алтайск... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Горно-Алтайска» | Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна... Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии | ||
Урок «Природа наш друг. Жизнь под угрозой» Составитель Составитель: Зеленкова Ольга Николаевна, учитель химии и биологии моу сош №59, г. Ярославля | Элективный курс Тайны живой природы Автор: Моисеева Татьяна Николаевна,... Курс «Тайны живой природы» предназначен для учеников 10х классов и имеет цель вызвать интерес к биологии, желание изучать данный... | ||
Учитель обж – Нехаева Лариса Николаевна мбоу «Топкановская оош» Стаж... Интернет-источников, сми, рекламы, электронных игр. Ученики основной школы являются уверенными пользователями пк, и поэтому учителю,... | Определение ионов железа (III) в яблоках с помощью бумажной хроматографии Антонова Ольга Викторовна, учитель химии и биологии моу сош №9 г. Амурска, Хабаровского края | ||
Пояснительная записка 2 Цели курса Элективный курс «Общие закономерности биологии. Наследственность человека и его здоровье» | Элективный курс по страноведению «Знакомьтесь: Соединенные Штаты Америки» Пояснительная записка Данный элективный курс заканчивается викториной on-line, позволяющей учителю закрепить и проконтролировать знания учащихся по всему... |