Черкашина Ольга Николаевна учитель химии и биологии Стаж педагогической деятельности 24 года элективный курс. «Лекарственные растения нашего края» пояснительная записка





Скачать 126.07 Kb.
НазваниеЧеркашина Ольга Николаевна учитель химии и биологии Стаж педагогической деятельности 24 года элективный курс. «Лекарственные растения нашего края» пояснительная записка
Дата публикации03.08.2013
Размер126.07 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > Биология > Элективный курс
c:\documents and settings\user\рабочий стол\на сайт\зам директора по вр черкашина о.н..jpg

Заместитель директора по воспитательной работе

Черкашина Ольга Николаевна

учитель химии и биологии

Стаж педагогической деятельности

24 года

Элективный курс.

«Лекарственные растения нашего края»

Пояснительная записка.


Лекарственными называются растения, содержащие биологически активные вещества, которые оказывают лечебный эффект. Лекарственные растения были известны человеку ещё в глубокой древности. Не было на земле такого племени, как бы ни примитивна была его культура, которое не знало бы лекарственных растений. Даже в самых ранних цивилизациях уже были известны лечебные свойства равных растений.

Интересна история становления медицины в нашей стране. Племена, населявшие просторы нашей Родины, издревле использовали растения как лекарства. В 1581 году в Москве открывается Аптекарская изба, которую Борис Годунов преобразует в аптекарский приказ, который ведал сбором лекарственных растений, покупкой лекарств в зарубежных странах, следил за качеством приготовляемых лекарств. В Аптекарский приказ доставлялись травы со всех концов Руси: в Саратове собирался солодковый корень, из Ярославля привозили ягоды можжевельника, из Казани – почечуйную траву, из Рязани – валерьяну, из Сибири – зверобой. По приказу Петра I во всех крупных городах были созданы при военных госпиталях «аптекарские огороды», где выращивались лекарственные травы. Образцовый аптекарский огород был создан в Санкт- Петербурге, в настоящее время он стал центром ботанической науки в нашей стране – ботаническим институтом АН российской Федерации.

Сегодня лекарственные растения являются важной составной частью, как научной, так народной медициной. Почти половина лекарственных средств, производимых в мире, приходится на препараты, полученные из растений; это и сердечно-сосудистые, и успокаивающие, и вяжущие, и тонизирущие, и многие другие препараты. И в будущем роль лекарственных растений будет возрастать. Как не лучезарны перспективы химии, но скромные цветы и растения наших лесов, полей, лугов долго еще будут служить человеку, не требуя ничего взамен.

На территории РФ произрастает около 20 тысяч видов растений, в научной медицине используется только 250 видов. Сколько видов растений используется в народной медицине точно не известно.

Народная медицина, потесненная научной, сейчас переживает не лучшие времена, тем более, что в большинстве случаев ее носители очень стары и не имеют последователей. Природа создала человека, она поможет ему бороться с недугами, надо только прислушаться к ней и научиться пользоваться ее дарами.

Цели элективного курса:


* углубить знания учащихся о значении зеленых растений в природе и жизни человека;

* научить детей использовать рецепты русской народной медицины для сохранения и укрепления собственного здоровья, здоровья членов своей семьи;

* сформировать у учащихся элементарные навыки взаимодействия с природными объектами.

Задачи элективного курса:


  1. Изучение видового состава и биологии лекарственных растений Костромской области и Нерехтского района.

  2. Ознакомление с правилами и особенностями сбора и хранения лекарственного сырья.

  3. Овладение навыками простейших способов выделения действующих биологически активных веществ из различных органов лекарственных растений.

  4. Сохранение традиций русской народной медицины.


Тематический план




Тема


Количество часов

Примечание

1

Экскурсия в природу «Соседи по планете»


1

-

2

Правила оформления гербария, сбора и хранения лекарственного сырья

2

Изготовление гербария «Лекарственные растения Нерехтского района»

3

Лекарственные растения леса

6

Л.Р.№ 1,2,3,4,5,6,7,8

4

Лекарственные растения луга

1

Л.Р. № 9

5

Сорные лекарственные растения. Подорожник большой, одуванчик лекарственный и мать-и-мачеха.

1

-

6

Сорные лекарственные растения. Крапива двудомная, полынь горькая

1

-

7

Лекарственные растения огорода. Картофель, капуста, лук, чеснок, морковь

2

Л. Р.№ 10

Л. Р.№ 11

8

Лекарственные растения сада. Яблоня, смородина, вишня, облепиха…

1

Л. Р.№ 12

9

Итоговое мероприятие «Наши зеленые помощники – лекари»

2

1 ч. - подготовка.

2 ч. - мероприятие




ИТОГО:




18 часов


Содержание занятий


Занятие 1. Экскурсия в природу «Соседи по планете».

Занятие 2,3. Правила оформления гербария, сбора и хранения лекарственного сырья

Способы сохранения растений. Правила сушки и монтажа гербарных образцов: крупные и мелкие растения, травянистые и древесные растения, генеративные и вегетативные органы растения. Требования к оформлению этикетки.

Занятие 4. Лекарственные растения леса. Сосна обыкновенная, ее использование в народной медицине.

Сосна обыкновенная – кладовая биологически активных веществ, используемых в народной медицине. Народные рецепты приготовления и применения различных настоев и отваров из хвои и сосновых почек.

Лабораторная работа №1. Приготовление витаминного напитка.

Лабораторная работа №2. Получение соснового масла из хвои сосны.

Занятие 5. Лекарственные растения леса. Морфологические и биологические особенности Берёзы бородавчатой и Берёзы пушистой.

Берёзы - символ России! Особенное отношение к берёзе в народном фольклоре и произведениях искусства. Условия произрастания в лесах региона, значение в природе и жизни человека. Виды березы произрастающей в наших лесах. Использование в народной медицине почек, листьев, активированного угля, березового сока, дегтя… Русская баня и березовый веник – источник бодрости и здоровья.

Лабораторная работа №3. Береза: многообразие видов и особенности строения.

Занятие 6. Лекарственные растения леса. Дуб обыкновенный - долгожитель леса.

Дуб – символ мощи, крепости, силы и долговечности в сказаниях, притчах и мифах народов мира. Особенности морфологии и биологии дуба обыкновенного. Значение дуба в природных сообществах и жизни сельских жителей.

Лабораторная работа №4. Строение плода желудя.

Занятие 7. Лекарственные растения леса. Дуб и его использование в народной медицине.

Кора дуба и галлы на листьях (чернильные орешки) – основные продукты дуба, используемые в народной медицине. Дубильные вещества и их значение в лечение некоторых заболеваний человека. Особенности заготовки природного сырья дуба. Отвары и лекарственные чаи с использованием коры дуба.

Лабораторная работа №5. Получение целебного отвара из коры дуба обыкновенного.

Занятие 8. Лекарственные растения леса. Черемуха обыкновенная и ольха черная.

Биологически активные вещества, содержащиеся в плодах и коре черемухи и шишках ольхи, их использование в народной медицине. Использование черемухи в декоративном растениеводстве. Использование ольхи в народном хозяйстве.

Лабораторная работа №6. Приготовление отвара из плодов черемухи обыкновенной.

Лабораторная работа №7. Приготовление настоя из шишек ольхи.

Занятие 9. Лекарственные растения леса. Липа – целительница.

Биологически активные вещества, содержащиеся в цветах липы сердцелистной и их использование в народной медицине. Особенности приготовления горячего отвара-чая, припарок и полосканий из липового цвета.

Лабораторная работа №8. Приготовление липового отвара.

Занятие 10. Лекарственные растения луга. Валериана лекарственная и тысячелистник обыкновенный.

Валериана лекарственная. Биологически активные вещества корневищ и их использование в народной медицине. Особенности заготовки и хранения лекарственного сырья.

Тысячелистник обыкновенный. Биологически активные вещества надземной части растения и их использование в народной медицине. Особенности заготовки и хранения лекарственного сырья.

Лабораторная работа №9. Получение водных и спиртовых настоев из корневищ валерианы.

Занятие 11. Сорные лекарственные растения. Подорожник большой, одуванчик лекарственный и мать-и-мачеха

Подорожник большой. Биологически активные вещества листьев подорожника и их использование в народной медицине.

Одуванчик лекарственный. Биологически активные вещества, содержащиеся в корнях и листьях и их использование в народной медицине. Особенности заготовки и хранения лекарственного сырья.

Мать-и-мачеха. Биологически активные вещества, содержащиеся в листьях и соцветиях, их использование в научной и народной медицине. Особенности заготовки и хранения лекарственного сырья.

Занятие 12. Сорные лекарственные растения. Крапива двудомная, полынь горькая.

Крапива двудомная. Биологически активные вещества листьев и соцветий, их использование в народной медицине.

Полынь горькая. Биологически активные вещества листьев полыни и их использование в народной медицине. Особенности заготовки и хранения лекарственного сырья.

Занятие 13-14. Лекарственные растения огорода. Картофель, капуста, лук, чеснок, морковь

Биологически активные вещества, витамины и минеральные соли огородных культур, характерных для зоны Нечерноземья. Использование овощных культур в народной медицине. Особенности выращивания картофеля, лука, чеснока, капусты, моркови и других овощей в условиях рискованного земледелия.

Лабораторная работа №10. Крахмальные зерна картофеля и хромопласты моркови

Лабораторная работа №11. Витаминные салаты и блюда из овощей.

Занятие 15. Лекарственные растения сада. Яблоня, смородина, вишня, облепиха…

Фрукты и ягоды – богатейший источник витаминов, минеральных солей, микроэлементов, органических кислот, сахаров, дубильных и пектиновых веществ, клетчатки. Использование фруктовых и ягодных растений сада в народной медицине. Особенностим сбора, заготовки и хранения фруктов и ягод.

Лабораторная работа №12. Фруктово-ягодные салаты и витаминные блюда.

Занятие 16. Подготовка к итоговому занятию.

Занятие 9. Итоговое мероприятие «Наши зеленые помощники»

Рекомендуемая литература

  1. Брезгин Н.Н. Лекарственные растения Верхневолжья. Ярославль: Верхневолжское изд.,1984.

  2. Скляревский Л.Я. Лекарственные растения. Москва, 1986.

  3. Петров В.В. Рассказы о лесных растениях. М.1970.


Методическая разработка новогоднего представления

« Здравствуй, новый год!»

Автор: Черкашина О.Н.

Подготовка к празднику:

  1. Разработка сценария, распределение ролей, репетиция.

  2. Подготовка заданий для классов (художественные номера, конкурсы)

  3. Подготовка музыкального оформления

  4. Оформление зала.

Ход праздника.

Под музыку дети вбегают в зал, занимают подготовленные для них места. Ёлка не горит.

Вед: Снова праздник мы встречаем,

С Новым годом поздравляем!

Возле ёлочки пушистой

Вновь заводим хоровод.

В гости к нам скорей спешите,

В светлом зале попляшите,

Спойте, в игры поиграйте,

В круг нас музыка зовёт!

Появляется Дед Мороз (красный нос)

Дед Мороз: Раз морозною зимой

Я на праздник иду

В теплой шубе меховой

И подарочки несу.

Знаю я, что ждут ребята,

Помню, был у них когда-то,

К ним и нынче я спешу

И подарочки несу.

Вед. Дед Мороз, а подарки-то где? Что-то мешка нигде не видно.

Д.М. Я вспомнил.

Шел я к вам через лесок,

Сел в лесочке на пенек,

Встал на праздник поспешил,

А мешок в лесу забыл.

Вед. А бабу Ягу по дороге не встречал?

Д.М. Как не встречал. Ух, лесная проказница!

Со мной сидела,

Песни мне пела,

Я задремал,

А проснулся - к вам поспешал.

Так, ребята, не беспокойтесь, сейчас Снегурочку позовем, она нам и поможет.

Все вместе зовут Снегурочку.

Снегурочка: Здравствуйте, ребята. Вы меня ждали, вы меня звали?

Я на праздник к вам пришла

Много песен принесла.

Снегурочка исполняет песню «Три белых коня…»

Вед. А про подарки забыла?

Снегурочка: Не забыла, но их у меня не было. Ребята, не беспокойтесь, мои друзья их вмиг найдут и доставят к елке.

А мы пока сыграем в любимую игру Деда Мороза.

Дед Мороз: Старинная русская народная игра «Заморожу – заморожу». Все дети вытягивают руки вперед. Я иду по кругу и, до кого дотронусь, тот замерзнет и выйдет из игры. Понятно?

Дети: ДА.

ДЕД Мороз: Тогда руки вперед. Посмотрим кто из вас самый ловкий и изворотливый.

Игра «Заморожу». В круг выводятся «замороженные» дети.

Дед Мороз: А теперь «замороженных детей надо отморозить. Все вместе споем песню «Веселые ладошки»

Хлоп! Раз! Еще раз!

Мы похлопаем сейчас! (2 раза)

Под громкие аплодисменты в зале появляется еще один Дед Мороз (синий нос).

Дед Мороз. Здравствуйте, ребята, а как вы узнали, что мы со Снегурочкой спешим к вам на праздник с играми, с песнями, подарками.

Ого-го, иду я к вам

По лесам и по горам.

Вот где я разыскал,

Путь мой был не лёгкий.

Но нашёл я этот зал,

И детей, и елку

С Новым годом поздравляю!

Вам здоровья я желаю.

Пусть весёлый Новый Год

Счастья, радости принёс.

А меня-то вы узнали?

Все такой же я, седой.

И у вас на карнавале

Прошлою бывал зимой.

Снегурочка: Перед самым Новым годом

Из страны снегов и льда

Вместе с дедушкой Морозом

В гости к вам спешу сюда.

Все меня на праздник ждут,

Все Снегурочкой зовут.

Здравствуйте, ребятишки,

Девчонки и мальчишки!

С Новым счастьем! С Новым годом!

С новой радостью для всех!

Пусть звучат под этим сводом,

Песни, музыка и смех!

Снегурочка: Дедушка, как ты думаешь. Кто у нас в зале веселее – девчонки или мальчишки?

Дед Мороз: А вот сейчас и проверим, а для этого разделимся так:

Ребята будут – морозята! Будут смеяться: ха-ха-ха!

Снегурочка: А девчата – снегурята! – хи-хи-хи!

Дед Мороз: Ну-ка, морозята, попробовали! (смеются)

Снегурочка: А теперь снегурята! (смеются)

Игра-кричалка:

Дед Мороз: А мальчишки-шалунишки – Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!

Снегурочка: А девчушки-веселушки – Хи-хи-хи! Хи-хи-хи!

(так 2-3 раза)

Дед Мороз.: Нашумелись, насмеялись

Все вы, право, от души.

И девчонки, и мальчишки

Были очень хороши!

1 пара Деда Мороза и Снегурочки: Чтобы это значило? Вы адресом не ошиблись, самозванцы?

2 пара Деда Мороза и Снегурочки: Может быть, это вы заблудились? Или вы и есть самозванцы.

Вед. Ребята, а давайте проверим кто из Дедов Морозов настоящий. А для этого нам надо как-то различать наших гостей по имени. Давайте вспомним сказки о Морозе.

Называют сказки, где есть Дед Мороз

Вед. Правильно, ребята. Есть Мороз синий нос и есть Мороз красный нос. Так и назовем наших Морозов. А кто из них самозванец решит небольшое соревнование между ними. Вы согласны, Морозы?

Морозы: Да.

Вед.: А мы им поможем, мы все быстро делимся на 2 команды по праздничным билетам, у вас там поздравления от Мороза синий нос и Мороза красный нос.

Все встают в 2 команды и проводятся соревнования.

  1. По команде ведущего все быстро выстраиваются по длине волос начиная с длинных и заканчиваем короткими., а теперь по размеру обуви от маленького к большому.

  2. Конкурсы-эстафеты с воздушными шарами:

- команды становятся в 2 ряда, зажимая шарик между 2 игроками, добегают до стула, огибают его и возвращаются обратно;

- все выстраиваются в ряд, передают шар сначала над головой, а потом между ног. Кто быстрее.

  1. Игра «Снежки». Из бумаги на время ребята делают снежки, затем обкидывают одна команда другую, кто победит. Следующий конкурс: собираем снежки, а Дедам Морозам выдают корзины или ведра в них игроки по очереди закидывают снежки. Побеждает команда, в чьей корзине больше снежков.

  2. Новогодняя песня. Исполняем песенку «Маленькая елочка» на разные мелодии.

  3. Конкурс художников. Члены команды с закрытыми глазами рисуют части снеговика, так чтобы в конце появился снеговик, например, сначала голову, затес правую руку, туловище, метла и т.д.

Исполняется песня «Российский Дед Мороз»

Вед.: Здорово повеселились. А теперь подведем итоги. Что такое? Еще один Дед Мороз и он действительно с подарками.

Д. М.: Привет вам, ребятишки,

Девчонки и мальчишки.

Весёлые, забавные,

Детишки очень славные.

Поздравляю с весёлым вас праздником!

Низкий поклон всем вам … проказникам!

Снегурочка: Дедушка! Какие проказники?

Дед Мороз: Ты считаешь, что среди этих ребят нет проказников?

Снегурочка: Ни единого!

Дед Мороз: Да? Ну-ка, спросим у них самих.

Ребята, есть среди вас проказники? (Нет!)

А безобразники? (Нет!)

А озорники? (Нет!) А шалунишки? (Нет!)

А хорошие ребятишки? (Нет!)

Вот видишь, Снегурочка, и хороших ребятишек среди них тоже нет.

Снегурочка: Ох, дедушка, опять ты шутишь, а между тем ёлочка ещё не зажжена.

Дед Мороз: Что это? Непорядок каков!

На ёлочке вашей нет огоньков!

Чтоб ёлка вспыхнула огнями,

Вы воспользуйтесь словами:

«Красотой нас удиви,

Ёлка, зажигай огни!»

Ну-ка вместе, ну-ка дружно!

(Дети повторяют слова, ёлка зажигается).

Снегурочка: В круг, ребята, становитесь,

К ёлке музыка зовёт.

Крепче за руки беритесь.

Начинаем хоровод!

Хоровод «В лесу родилась елочка»

Дед Мороз: а теперь поиграем в мою любимую игру «Посох Мороза», под музыку передаем посох, в чьих руках окажется посох, когда музыка затихнет , тот исполняет мое желание.

(Игра набирает постепенно свой темп.)

Дед Мороз: Что-то я устал с дороги, подкосились мои ноги. Посижу и представления я ваши посмотрю.

Дети исполняют подготовленные номера.

Снегурочка: С Новым годом поздравляем

И наказ мы вам даём:

Чтоб вы были все здоровы,

Хорошели с каждым днём!

Дед Мороз: Чтобы в вашей жизни было

И веселие, и смех.

С Новым годом, с Новым годом!

Поздравляем всех, всех, всех!

До встречи в будущем году!

Меня вы ждите, я приду!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Черкашина Ольга Николаевна учитель химии и биологии Стаж педагогической деятельности 24 года элективный курс. «Лекарственные растения нашего края» пояснительная записка iconПрограмма элективного курса 10 класс Часовская С. М. учитель мхк...
Элективный курс «Культурное наследие нашего края» для учащихся старшей школы рассчитан на 34 часа
Черкашина Ольга Николаевна учитель химии и биологии Стаж педагогической деятельности 24 года элективный курс. «Лекарственные растения нашего края» пояснительная записка iconЭлективный курс. «Лекарственные растения нашего края»
Разработка методов государственного регулирования процессов рождаемости, смертности, брачности и разводимости
Черкашина Ольга Николаевна учитель химии и биологии Стаж педагогической деятельности 24 года элективный курс. «Лекарственные растения нашего края» пояснительная записка iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Черкашина Ольга Николаевна учитель химии и биологии Стаж педагогической деятельности 24 года элективный курс. «Лекарственные растения нашего края» пояснительная записка iconУрок биологии в 6 классе на тему: «Лекарственные растения»
Изучить типичные, широко распространенные лекарственные растения, учить распознавать и определять эти растения
Черкашина Ольга Николаевна учитель химии и биологии Стаж педагогической деятельности 24 года элективный курс. «Лекарственные растения нашего края» пояснительная записка iconЭлективный курс Уравнения и неравенства с параметрами (10 класс,...
Элективный курс для 10 класса «Уравнения и неравенства с параметрами.» рассчитан на 32 часа
Черкашина Ольга Николаевна учитель химии и биологии Стаж педагогической деятельности 24 года элективный курс. «Лекарственные растения нашего края» пояснительная записка iconУрок по кубановедению, 2 класс. Тема: «Лекарственные растения»
Оборудование: учебник-тетрадь, гербарий «Лекарственные растения Краснодарского края»
Черкашина Ольга Николаевна учитель химии и биологии Стаж педагогической деятельности 24 года элективный курс. «Лекарственные растения нашего края» пояснительная записка iconАнализ педагогической деятельности учителя биологии моу харатская...
Я, Филимоненко Ольга Петровна, работаю в моу харатская сош с 1990 года. Общий стаж педагогической работы – 28 лет. В данной школе...
Черкашина Ольга Николаевна учитель химии и биологии Стаж педагогической деятельности 24 года элективный курс. «Лекарственные растения нашего края» пояснительная записка iconПояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных...
Черкашина Ольга Николаевна учитель химии и биологии Стаж педагогической деятельности 24 года элективный курс. «Лекарственные растения нашего края» пояснительная записка iconЭлективный курс Разработала: Т. Н. Лавриненко учитель химии г. Горно-Алтайск...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Горно-Алтайска»
Черкашина Ольга Николаевна учитель химии и биологии Стаж педагогической деятельности 24 года элективный курс. «Лекарственные растения нашего края» пояснительная записка iconЭлективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна...
Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии
Черкашина Ольга Николаевна учитель химии и биологии Стаж педагогической деятельности 24 года элективный курс. «Лекарственные растения нашего края» пояснительная записка iconУрок «Природа наш друг. Жизнь под угрозой» Составитель
Составитель: Зеленкова Ольга Николаевна, учитель химии и биологии моу сош №59, г. Ярославля
Черкашина Ольга Николаевна учитель химии и биологии Стаж педагогической деятельности 24 года элективный курс. «Лекарственные растения нашего края» пояснительная записка iconЭлективный курс Тайны живой природы Автор: Моисеева Татьяна Николаевна,...
Курс «Тайны живой природы» предназначен для учеников 10х классов и имеет цель вызвать интерес к биологии, желание изучать данный...
Черкашина Ольга Николаевна учитель химии и биологии Стаж педагогической деятельности 24 года элективный курс. «Лекарственные растения нашего края» пояснительная записка iconУчитель обж – Нехаева Лариса Николаевна мбоу «Топкановская оош» Стаж...
Интернет-источников, сми, рекламы, электронных игр. Ученики основной школы являются уверенными пользователями пк, и поэтому учителю,...
Черкашина Ольга Николаевна учитель химии и биологии Стаж педагогической деятельности 24 года элективный курс. «Лекарственные растения нашего края» пояснительная записка iconОпределение ионов железа (III) в яблоках с помощью бумажной хроматографии
Антонова Ольга Викторовна, учитель химии и биологии моу сош №9 г. Амурска, Хабаровского края
Черкашина Ольга Николаевна учитель химии и биологии Стаж педагогической деятельности 24 года элективный курс. «Лекарственные растения нашего края» пояснительная записка iconПояснительная записка 2 Цели курса
Элективный курс «Общие закономерности биологии. Наследственность человека и его здоровье»
Черкашина Ольга Николаевна учитель химии и биологии Стаж педагогической деятельности 24 года элективный курс. «Лекарственные растения нашего края» пояснительная записка iconЭлективный курс по страноведению «Знакомьтесь: Соединенные Штаты Америки» Пояснительная записка
Данный элективный курс заканчивается викториной on-line, позволяющей учителю закрепить и проконтролировать знания учащихся по всему...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск