Урок «Природа наш друг. Жизнь под угрозой» Составитель





НазваниеУрок «Природа наш друг. Жизнь под угрозой» Составитель
Дата публикации01.08.2015
Размер58.2 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Урок «Природа наш друг. Жизнь под угрозой»

Составитель: Зеленкова Ольга Николаевна, учитель химии и биологии МОУ СОШ № 59, г. Ярославля

Цели урока: Рассмотреть влияние человека на природу (прямое и косвенное). Изучить причины сокращения видового разнообразия и меры по его предотвращению. Познакомиться с основными экологическими проблемами и возможными путями их решения.

Задачи:

-образовательные:

  • закрепление знаний учащихся о роли растений и животных в жизни человека,

  • изучение роли человека в жизни других организмов;

  • выявление причин экологических проблем в нашем городе;

  • расширение общего кругозора;

-развивающие:

  • развитие логического мышления, внимания, памяти;

  • активизация познавательной деятельности;

  • развитие стойкого позитивного отношения к окружающему миру и негативного отношения к вредному воздействию человека на природу.

Место и время проведения: урок проводится в 5 классе при изучении темы «Жизнь на Земле»

Оборудование: презентация «Жизнь под угрозой», компьютер, проектор, тексты социологического опроса.
ХОД УРОКА

  1. Организационный момент урока.

  2. Контроль знаний, актуализация знаний.

В течение нескольких уроков мы с вами изучали многообразие живых организмов на Земле. Затрагивали вопросы распространения растений и животных на материках и океанах. Изучили роль растений и животных для человека. Скажите, можем мы сказать, что природа – наш друг? (слайд 1) Подтвердите это примерами. (Ответы учащихся подразумевают раскрытие вопроса о значении домашних животных и культурных растений в жизни человека).

А теперь я вам предлагаю поиграть в игру «пятый лишний». На каждом слайде представлены 5 объектов живой природы. Вам нужно найти один «лишний», назвать его и объяснить свой выбор:

(слайд 2) гепард, собака, олень, белка, лиса (домашнее животное)

(слайд 3) кукуруза, рожь, ель, капуста, картофель (дикое или хвойное растение)

(слайд 4) свинья, корова, курица, собачка, коза (декоративное животное)

(слайд 5) пшеница, рожь, клубника, рис, овес (не злаковое растение)

(слайд 6) собака, верблюд, лошади, северный олень, овцы (животное неиспользуемое в качестве транспортного средства)

(слайд 7) декоративная капуста, редис, томат, огурцы, тыква (декоративное растение)

(слайд 8) календула, роза, крапива, клюква, ромашка (не лекарственное растение)

Молодцы! Конечно, мы с уверенностью можем сказать, что природа – наш друг! А каково влияние человека на природу? Приведите примеры. Заметили ли вы, что большинство ваших примеров говорит о негативном, неправильном воздействии человека на окружающую среду и на все живое, с чем сталкивается в своей повседневной жизни. Вот почему тема нашего урока сегодня – ЖИЗНЬ ПОД УГРОЗОЙ (слайд 9).


  1. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы рассмотрим влияние человека на растительный и животный мир, последствия вмешательства человека в природу. Рассмотрим основные экологические проблемы, которые сейчас существуют и меры по улучшению экологической обстановки в мире.

(слайд 10) Посмотрите на картинки. Кто из вас может назвать этих животных? Никто, потому что этих животных, как и многих других уже не существует в природе. Они были истреблены человеком. Остались только рисунки, фотографии, скелеты, но не сами животные.

(слайд 11) Подсчитано, что до появления на Земле человека один вид живого исчезал в среднем раз в одну тысячу лет. С 1850г по 1950г − один вид за десять лет (т.е. в 100 раз быстрее). После 1950г − один вид в год! А сейчас один вид растений, животных или грибов исчезает ежедневно!!! Посмотрите, как быстро увеличиваются темпы сокращения живых организмов на Земле. Что же ждет нас в будущем?

(слайд 12) Уже сегодня на нашей планете много таких видов, которые биологии, экологи называют редкими или даже исчезающими – черепахи, дикие птицы, тигры, киты, рыбы, многие растения (орхидеи, секвойя). Этот список можно продолжать до конца урока! Так почему же исчезают живые существа? Ответ прост – вмешательство человека.

(слайд 13) Воздействие человека на природу в основном оказывается двумя путями – запишем схему в тетради − прямое влияние и косвенное влияние.

(слайд 14) Прямое влияние – это истребление видов. Например, рыбная ловля, охота, вырубка лесов, сбор цветов в букеты. Мы, не задумываясь, рвем на лугу понравившиеся нам цветы и траву. А ведь семян у них уже никогда не будет, да и стоять в вазе они будут совсем недолго.

(слайд 15) Косвенное влияние – это уничтожение мест, пригодных для жизни разных видов животных, растений, грибов. Например, строительство дорог, распашка лугов и степей, вырубка лесов. Шокирующая цифра – в тропических лесах, которые являются легкими планеты, ежедневно спиливается до 5 млн. деревьев. А сколько на них и возле них жило других видов – трав, грибов, насекомых, птиц!

Все показанное выше говорит о том, что сохранение видового разнообразия на Земле – это главная головная боль, главная задача, которая стоит перед человечеством. Но не только эта проблема существует сейчас. Развитие техники, производства, современные технологии в строительстве, сельском хозяйстве, животноводстве, медицине да и вообще во всех сферах жизни человека приводит к таким экологическим проблемам, с которыми не сталкивались люди еще 100 лет назад. Вот, например, некоторые из них:

(слайд 16) Загрязнение атмосферы выбросами заводов и фабрик, последствия –кислотные дожди, городской смог.

(слайд 17) Загрязнение воды промышленными и бытовыми отходами.

(слайд 18) Загрязнение воды нефтью – продукты сгорания, замор рыбы, гибель птиц, выбросы китов и дельфинов на берег, загрязнение нефтью воды в домах.

(слайд19) Загрязнение почвы пестицидами, удобрениями.

(слайд 20) Главная проблема современности – мусорные свалки.

Может ли человечество сейчас что-нибудь предпринять, чтобы прекратить сокращение живых организмов в природе, чтобы улучшить экологические условия существования всего живого и самого человека в том числе? Предложите меры по спасению живой природы.

(слайд 21) Запрет на любое уничтожение. Это должно решаться на международном уровне - «Конвенция о биологическом разнообразии» (1992г), на уровне каждого государства – Красная книга, конференции экологов, биологов. А также на уровне каждого человека.

(слайд 22) Создание заповедников и национальных парков. Сюда запрещен вход человеку, главная их цель – сохранение естественных условий обитания видов в природе.

(слайд 23) Создание питомников, заказников. Создание специальных условий для сохранения видов и способствование его размножению. Сюда доступ человека разрешен, но только на уровне гостя, а не хозяина природы.

(слайд 24) Создание ботанических садов и зоопарков. Они создаются не только и не столько для сохранения видов, но и для просвещения людей, для показа красоты и многообразия живых организмов.

(слайд 25) Создание, разработка очистных сооружений для защиты воздуха, воды, почвы.


  1. Обобщение и закрепление.

Но все равно начинать защиту природы надо все-таки с себя самого. На следующем уроке мы поговорим о тех экологических проблемах, которые есть в нашем городе. Я вам предлагаю провести социологический опрос себя, своих родственников и соседей по следующему опросному листу.
Домашнее задание: (слайд 26) с.160 – 165, записи в тетради,

социологический опрос.

Социологический опрос

«Экологические проблемы г. Ярославля»


  1. Какие экологические проблемы существуют в нашем городе?

- загрязнение воды - утилизация мусора

- загрязнение воздуха - бездомные животные

- загрязнение почвы - …

  1. Волнует ли вас проблема бытового мусора?

- Да -Нет - Не задумывался

  1. Кто, по вашему мнению, должен отвечать за то, что вокруг города свалки занимают огромные площади?

- городские власти

- каждый житель

-тот, кто мусорит

  1. Уменьшится ли количество бытового мусора, если мы не будем покупать товары в упаковке?

- Да -Нет - Не задумывался

  1. Есть ли в вашем районе пункты приема вторсырья?

- нет - алюминиевые банки

- макулатура - черные металлы

- пивные бутылки - цветные металлы

- стеклотара (банки) - текстиль

- пластик

  1. Какие товары вы покупаете в разлив или вразвес (без упаковки)?

- молочные продукты - крупы, макароны

- мясо и рыба - напитки

- овощи и фрукты - другие товары

  1. Закрываете ли вы мусорные баки после выброса мусора?

- да - нет - редко

  1. Как вы оцениваете качество уборки улиц и территории рядом с домом?

- хорошо - удовлетворительно - плохо

  1. Достаточное количество урн на улице и возле вашего дома?

- достаточно -мало - их вообще нет

  1. Как можно уменьшить количество бытового мусора?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок «Природа наш друг. Жизнь под угрозой» Составитель iconУрок-праздник Гражданин России
Учитель: – Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наш урок с пожелания добра друг другу
Урок «Природа наш друг. Жизнь под угрозой» Составитель iconУрок литературного чтения во 2 классе учитель Морозова О. В
Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и с добрым, хорошим настроением начнем наш урок. Садитесь
Урок «Природа наш друг. Жизнь под угрозой» Составитель iconКейла Ноар Природа мира сновидений
На первый взгляд он похож на наш, но у этих миров немало отличий: деревья, растущие под землёй; дождь и снег в комнатах; люди, умеющие...
Урок «Природа наш друг. Жизнь под угрозой» Составитель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ребята! Давайте начнём наш сегодняшний урок с улыбки. Пусть она подарит вам хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, а теперь мне,...
Урок «Природа наш друг. Жизнь под угрозой» Составитель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Здравствуйте, ребята. По традиции давайте начнем наш урок с приятных слов в адрес друг друга и постараемся создать на нашем уроке...
Урок «Природа наш друг. Жизнь под угрозой» Составитель icon1. Организационно-мотивационный этап
...
Урок «Природа наш друг. Жизнь под угрозой» Составитель iconУрок по теме «Семья и семейные ценности»
Наш урок мы начнём с улыбки. Пожалуйста, улыбнитесь друг другу. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду и беспокойство. Забудьте...
Урок «Природа наш друг. Жизнь под угрозой» Составитель iconУрок окружающего мира в 1 классе по теме: «Лес наш друг»
Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3 города Алексеевки...
Урок «Природа наш друг. Жизнь под угрозой» Составитель iconИисус наш друг
Слове. Но этот урок особенный, он должен дать представление о том, кто такой Иисус, и что Он хотел бы для нас сделать. Так как Люцифер...
Урок «Природа наш друг. Жизнь под угрозой» Составитель iconУрок №11
Давайте посмотрим, друг на друга и скажем друг другу комплимент, пожелаем друг другу удачи
Урок «Природа наш друг. Жизнь под угрозой» Составитель iconУрок по теме: "увеличительные приборы"
Дорогой друг, мы знаем с тобой, что живая природа состоит из клеток. Но когда же человечество узнало об этом и как произошло данное...
Урок «Природа наш друг. Жизнь под угрозой» Составитель iconРедкие и исчезающие растения Кемеровской области
Анализ редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и грибов
Урок «Природа наш друг. Жизнь под угрозой» Составитель iconУрок-проект «Наш друг компьютер»
Цель урока: Создание условий для развития коммуникативных навыков, умения представить информация с помощью современных компьютерных...
Урок «Природа наш друг. Жизнь под угрозой» Составитель iconА. И. Алексеева 8 класс география россии. Природа и население. 68...
Планирование составлено на основе стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г
Урок «Природа наш друг. Жизнь под угрозой» Составитель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель: Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу, нашим гостям. Приятного вам учебного дня. Начинаем наш урок литературного чтения
Урок «Природа наш друг. Жизнь под угрозой» Составитель iconКнига наш друг, большой и умный, Не даст скучать и унывать: Затеет...
В сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск