1 класс
Предмет: обучение грамоте.
Тема: Звук [ц], буквы Ц, ц.
Тип урока: закрепление изученного.
Задачи:
закрепить знания о звуке [ц], буквах Ц и ц;
учить детей различать звуки, правильно произносить звуки и
названия соответствующих букв;
расширять словарный запас детей, работать над развитием речи;
развивать познавательную активность;
совершенствовать навык чтения;
вырабатывать навык самооценки;
развивать коммуникативные качества.
Оборудование:
1. звуковой человечек;
2. карточки с зашифрованными словами;
3. рисунки с изображением слонёнка, медведя на велосипеде;
4. мультимедийное сопровождение.
ХОД УРОКА
Действия учителя
| Действия ученика
| Организационный момент.
|
| Ребята! Давайте начнём наш сегодняшний урок с улыбки. Пусть она подарит вам хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, а теперь мне, а я вам. Так мы дарим друг другу радость и здоровье.
Грубых слов не говорите,
Только добрые дарите.
|
| Формулирование темы и цели урока.
Начинаем наш урок. Назовите записанные буквы.
Как вы думаете, какое задание мы можем сейчас сделать?
Назовите лишнюю букву, Обоснуйте своё мнение.
- Буква Ц собирается праздновать свой день рождения, оденьте звукового человечка и расскажите почему вы его так нарядили.
- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
-Вспомните, какие правила надо выполнять, чтобы у нас всё получилось? Актуализация знаний.
- Буква ц приготовила вам задание:
Отгадайте зашифрованные слова
(слайд)
Фсоикунк
Анера. – это анаграммы.
клоцьо
- Есть ли непонятные слова?
Арена - большая круглая площадка цирка, на которой дают представления.
-Как вы думаете, куда нас приглашает буква ц? Вот он и цирк.
-А ещё буква ц предлагает такое задание:
Зачеркните буквы, которые повторяются.
Р
| Е
| Л
| К
| Д
| Ц
| С
| О
| О
| С
| Д
| Ч
| И
| Е
| Л
| А
|
- Что вы можете сказать о словах цирк и циркач? Азбука с. 174
-Кто из вас был в цирке? Что вам запомнилось?
РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ.
- Кого вы видите на арене цирка?
-Молодцы, ребята! Вы работали дружно, справились с заданием. Итак,
У буквы ц купив билет
Мы побываем в цирке. - А сейчас, напишите в тетради слово цирк и составьте схему к этому слову. - Сколько слогов, букв и звуков в этом слове. СЛАЙД.
Перед вами слон - циркач. Он шепнул мне на ушко, что буква и указывает на мягкость согласного. А почему же вы обозначили звук [ц] синим цветом? -Какие ещё гласные указывают на мягкость согласного? - Что вы можете сказать о буквах е, ё, ю, я. - Вы знаете, что в цирке выступают дрессированные животные. Что- то натворила проказница обезьянка с буквами. СЛАЙД. К Т Х
Л М Н Р
Й Ж Ш
С Ц Ч
- Назовите те буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.
- Вспомните, как я назвала обезьянку - Встретился ли в этом слове наш новый звук? Где он стоит? - Кого мы называем проказником?
А у нас в классе есть такие?
Итак, мы уже в цирке. Я слышу как кто- то шепчет:
Книгу откройте вначале и прочитайте скорее, что дома маме читали ( стр. 175 текст и слоги).
Чтение слогов.
-Прочитайте только те слоги, где звук [ц] всегда твёрдый. А теперь, где он мягкий.
Чтение теста на с. 175.
- Придумайте вопросы к этому тексту и задайте их другим ребятам.
Сколько предложений в этом тексте? Обратите внимание на знаки в конце предложений.
-Какие предложения встретились?
-Как нужно прочитать последнее предложение?
- Сколько раз в тексте встретилась буква ц и в каких словах.
-А сейчас в цирке антракт? Знаете ли вы значение этого слова?
Антракт - это перерыв. Мы тоже отдохнём. Идём в буфет.
- Что мы купим в буфете, чтобы в названиях продуктов была бы буква ц.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку
Очень нравится нам
Делать по порядку
Весело шагать
Руки поднимать
Приседать и вставать
Прыгать и скакать. - А сейчас поиграем в рифму.
СЛАЙД.
Цы- цы- цы – вот поспели …
Ца – ца – ца – захотелось…
Ец – ец – ец – мы сорвали…
Цу – цу – цу – дети рады…
Рцы – рцы – рцы – мы полили…
Вы ребята, … - Посмотрите ребята, а это медведь- циркач. Он предлагает нам прочитать стихотворение
«Заяц»(сначала читаем в парах).
А теперь чтение по ролям.
-Как вы думаете, а с кем мог вести беседу заяц? Назовите действующих лиц.
- Чему был рад заяц?
- Что он грыз?
-Что же такое кочерыжка?
Какие зубы нужно иметь, чтобы разгрызть кочерыжку? - А сейчас ещё одно задание.
СЛАЙД.
Цепь волчица цыплёнок тигрица цирк лисица
Цель цифры жираф - Обратите внимание на место буквы ц разделите слова на две группы.
Посмотрите на слова 2 столбика и скажите, как можно назвать, одним словом.
Найдите лишнее слово
- Придумайте задания. - Составьте предложение с одним из слов 2 столбика о том, как выступают звери в цирке.
Чем они там занимаются? У меня зашифровано слово.
К какому слову эта схема.
Физкультминутка для глаз. Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотри и под ноги
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся - что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро
Словно стрелочка часов
Проведём глазами дружно
Ну а дальше - будь здоров. А вот перед вами клоун. Он предлагает прочитать стихотворение на с. 178 .
- Определите жанр этого произведения.
- Найдите слова в рифму.
А вот фокусник предлагает поиграть в игру "Бывает – не бывает". Он хочет проверить вашу сообразительность. Если такое в цирке бывает, то вы поднимаете руки вверх, если не бывает вы приседаете.
Слон жонглирует мячами.
В кассе цирка продают пирожные
Жонглёр дрессирует слона.
Клоун играет на гармошке.
Собачки решают примеры.
Молодцы!
ИТОГ УРОКА.
Представление подходит к концу. Но мы тоже приготовили артистам подарок (чтение стихотворений наизусть)
1 ряд: « Надо, надо умываться..»
2 ряд: « Тонкая работа».
Итак, ребята, цирковое представление закончилось. Вспомните всех артистов, выступивших перед вами.
Кто предложил вам самое интересное задание. Для тех, кто хочет больше узнать о цирковых артистах я советую взять в библиотеке книги Натальи Дуровой и прочитать их.
Артисты цирка за вашу хорошую работу дарят вам свои фотографии.
Рефлексия.
-Довольны ли вы своей работой?
- А кто недоволен?
- Над чем еще надо поработать?
|
На экране буквы: Г Д Ц З. Разбить их на 2 группы.
Лишняя буква Ц.
Звук [ц] - глухой.
Звуковой человечек Звук [ц] - глухой, твердый. Мы продолжим знакомство со звуком [ц], будем учиться читать слоги, слова.
На уроке тишина,
Руку поднимай тогда,
Если хочешь отвечать
Или важное сказать.
Друга зря не беспокой
Береги его покой.
Фокусник
Арена
кольцо
В цирк. (Слайд).
Это слово циркач.
Эти слова однокоренные.
Дети рассматривают иллюстрацию.
Мы видим цирковых артистов. Здесь клоуны, жонглёры и дрессированные животные. 2 ученика работают у доски.
1 слог, 4 буквы, 4 звука.
Он всегда твёрдый. ( е, ё, ю, я.)
Обозначают 2 звука, если стоят в начале слова или после гласной.
[к т х ш с ц ч] Проказница.
В конце слова.
Таких слогов нет, потому что звук [ц] всегда бывает твёрдый.
А давайте дополним слоги до целых слов.
Дети называют слова (цапля, цыплёнок, цунами, цена).
Слов со слогом цо мало, пришлось открыть толковый словарь, прочитать такие слова и объяснить значение некоторых из них.
Повествовательные, восклицательное.
С радостью, восхищением.
Яйцо, огурец, курицу, пиццу.
С ёжиком, белочкой.
Нужно иметь крепкие и здоровые зубки. Твёрдый стебель капусты.
Звери.
Жираф.
Тигрица прыгает через горящее кольцо.
Лисица танцует под музыку.
Девочка предложила найти слово, в котором встретилось сразу 2 орфограммы.
Это стихотворение.
|
| |