Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 140.69 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации31.10.2013
Размер140.69 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Голубева Оксана Витальевна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №10 города Кунгура

Научно-практический семинар «Современный урок в контексте ФГОС»
27 февраля 2013 года

Конспект урока литературного чтения в 4 Б классе

Тема урока: В. Астафьев «Капалуха»

Ход урока
I.Организационный момент.
Задача этапа: эмоционально настроить детей на учебную деятельность.
Учитель:

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться 
И ответную искру зажечь!
Учитель: Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу, нашим гостям. Приятного вам учебного дня. Начинаем наш урок литературного чтения.
II.Стадия вызова.
Слайд 1.
-Дети, посмотрите на слайд, на нем записаны слова, прочитайте их, пожалуйста. (Нежность, любовь, сострадание, грусть)

–Как можно назвать эту группу слов одним словом? (Чувства)

– Назовите самое светлое, на ваш взгляд, чувство. (Любовь)

– Предлагаю вам обсудить понятие «любовь». Работать мы будем в парах.

Перед вами лежит технологическая карта урока, возьмите ее из файла, определите, кто из вас будет заполнять ее.

Послушайте 1 задание.

Слайд2. Вы заполняете кластер.

1 группа – 1 ряд обсудит – «К кому может быть направлена любовь?»

2 группа – 2 ряд подумает – «Как выражают любовь?»

3 группа – 3 ряд скажет – «Какой может быть любовь?»

На работу вам 2 минуты.

  • Дети в парах обсуждают задания, готовят ответы. Выслушивание ответов каждой группы.

- Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось.
III.Составление кластера
Дети составляют кластеры и сообщают свое мнение.

– Исходя из сказанного вами, дайте определение понятию «любовь» по опорным словам.
Слайд 6.
Любовь – это чувство, которое направлено на… (близких людей, животных…

Любовь – это чувство, которое выражается … (словами, поступками…

Любовь – это чувство, которое может быть… (сильным или слабым



Слайд 7.

– А теперь давайте прочитаем, как дается определение этого чувства в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова:


  1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.

  2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.


- Мы были близки с вами к этому определению, так ведь?
- Оцените свою работу на этом этапе урока – солнышко с лучиками, значит отлично поработали, все получилось, просто солнышко без лучиков, что не совсем получилось, солнышко за тучкой – неудачно поработал.


IV.Определение темы урока.
- Как вы думаете, к кому же направлена самая сильная любовь. Подумайте (предполагаемый ответ: «К маме»).

- А почему? (без мамы маленький ребенок не может, мама всегда поможет, за это мы и любим ее).

- А когда мы можем выразить свою любовь к маме особым образом? (не только каждый день, но и в день матери, и, конечно же, 8 марта)

- А какой праздник приближается? (8 марта)

- Давайте в подарок маме напишем самые добрые и ласковые слова на лепестках цветочков. Какая ваша мама? (два- три слова)

- Кто желает прочитать, какая ваша мама? Пожалуйста, не повторяйтесь.

- Как вы думаете, в полной ли мере мы отразили качества наших мам?

- Да нет, конечно, что-то, наверное, и забыли.

- Давайте попробуем, прочитав сегодня новое произведение, дополнить свои цветочки добрыми словами, а потом их подарить нашим мамам.

-А как вы думаете, если мы мам любим, а они нас? (тоже любят)

- Скажите, пожалуйста, как можно назвать любовь мамы к своему ребенку?

– Эту любовь можно назвать материнской любовью. Она самая сильная, чистая.

V.Постановка учебной цели.
- Итак, тему величайшей любви матери к своему ребенку мы попробуем рассмотреть через произведение нашего земляка Виктора Петровича Астафьева. Слайд 8.

VI.Постановка проблемы.

Слайд 9.

- Прочитайте название рассказа.

- Можно ли по названию рассказа предположить о ком или о чём пойдёт речь? (Нет).

- Почему? (Непонятное слово).

- Какая задача стоит перед нами во время чтения рассказа? (определить, что такое капалуха и определить, о какой материнской любви идет речь)

VII. Первичное восприятие произведения.

- Давайте начнем читать текст, во время чтения, отметьте карандашом непонятные слова.

  • Чтение рассказа.

VIII. Вопросы после чтения.
- Кто же это капалуха? (Оказывается, капалуха – так сибирские охотники называют самочку глухаря.) слайд 10.

- О какой любви идет речь в рассказе? (о любви матери к своим будущим детям)

- А у людей такое бывает? (Да, когда она носит ребёнка в животике, она поет ему песенки, рассказывает сказки, оберегает. Ребёнок чувствуют мамину любовь.)

- Какое чувство вы испытали, читая этот рассказ? ( Чувство грусти, жалость к капалухе, чувство гнева на ребят, которые потревожили птицу).

– А какие чувства вы испытали к маме-капалухе?

(Чувство восхищения, благодарности, уважения за такую сильную любовь).

- Что еще вас поразило, может быть удивило, что нового для себя вы узнали? (Выщипывают перья, голым животом греет яйца).

- Ребята, а что вы знаете о глухаре?

- Посмотрите, я приготовила для вас видеосюжет, пополните свои знания.

IX. Видеосюжет. Слайд 11.
- В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище – вылет птиц из-под снега.

- А знаете ли вы, почему глухаря назвали глухарём?

Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За это и прозван глухарем.
- А теперь давайте снова вернемся к рассказу.

X. Составление таблицы «Линии сравнения» Слайд 12.
- Как вела себя капалуха при встрече с людьми? (тревожно, гневно)

-А почему? (она боялась за своих птенцов)

Давайте рассмотрим, как вела себя глухарка в начале и в конце рассказа, составим таблицу сравнений. Мы работаем у доски и в технологических картах.
Поведение капалухи

В начале рассказа

В конце рассказа






































- Найдите и прочитайте в 3 части текста слова (действия), которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду. Запишите их в технологическую карту.

Приглашаю, помощников к доске.

(Дети выставляют слова, беря их со стола учителя, в 2 колонки)

  • металась в стороны

  • крылья разброшены, мела ими

  • закостенели от неподвижности

  • пыжилась

  • и не могла взлететь

– Как вы понимаете такое состояние глухарки? ( Капалуха боялась за своих будущих птенцов, она готова была отдать за них свою жизнь.)

– Как вы думаете, почему ребята пришли к решению не трогать гнездо?

Они были восхищены смелостью птицы-матери, им стало её жаль).

-С кем сравнил автор капалуху-маму? (С нашей мамой)

-А почему? (наша мама также защитит нас в трудную минуту).

Заполняем вторую графу.
- Найдите слова, в 4 части текста, которые указывают на то, как изменилось поведение глухарки после ухода людей.

  • сидела на сучке

  • вытянув шею

  • целилась на гнездо-

  • плавно слетела

  • заползла в гнездо

  • распустила крылья

  • замерла



- Посмотрите, все ли мы правильно подобрали или можно, что-нибудь поменять.

- Итак, давайте сравним поведение птицы. Кажется, что внешне глухарка успокоилась, а в душе?

(Она еще не избавилась от своего волнения, страха за своих детей, была насторожена).

- Так и ваши родители, дети, беспокоятся за вас каждую минуту, даже если вам кажется, что это не так.

- Не забудьте оценить свою работу при работе по сравнению поведения.

XII.Работа с пословицами. Слайд13.

- У вас на листе записаны пословицы, какая из них может лучше охарактеризовать глухарку – мать? Она очень подходит к рассказу.

Материнская ласка конца не знает.

Всякая пташка хлопочет - своего гнезда хочет.

Родную мать ни кем не заменишь.

Мала пташка и та свое гнездо бережет.
- Докажите это?

Слайд 14.
- Какой мамой была капалуха? (заботливая, бесстрашная, отважная, смелая, самоотверженная)

- Посмотрите на слайд, все ли качества мы назвали?

- Что такое самоотверженная? (сама себя отвергает, ради чего-то, забывая о своей безопасности, т.е. жертвует собственными интересами во имя интересов других)
Оцените свою работу по выбору пословицы.
XШ. Рефлексия.

1. Подарок маме.

- Посмотрите, ребята, даже животные с такой любовью относятся к своим деткам, а что говорить о наших мамах, они нас тоже очень любят и оберегают.

- В начале урока мы с вами заполняли лепесточки цветка, можем ли мы еще добавить новые слова о маме, прочитав рассказ «Капалуха»? Какая же еще может быть ваша мама?

Пока вы работаете, послушайте красивую песню про маму.

Слайд 15.

- Кто хочет поделиться тем, что написал?

- Давайте украсим доску нашими цветами. По рядам выходите.

- Посмотрите, каким букетом украсилась наша доска от ваших добрых слов к маме, это тоже показатель вашей любви к мамам. После урока вы их возьмете и подарите маме.

2. Составление синквейна про маму. Слайд 16.

-Чтобы красиво завершить наш урок, давайте, ребята, составим синквейн про маму.

- Правила написания синквейна на слайде.

- Кто желает прочитать, что у вас получилось?

- Оцените теперь вашу работу на этом этапе урока и всю вашу работу на уроке.

– Спасибо, вам ребята, за искренние ответы и отличную работу на уроке.

Ваши технологические карты я соберу, и каждый получит свою оценку за работу.

XIV. Домашнее задание. Слайд 16.
– Домашнее задание запишите в дневник, для всех - выписать из текста в тетрадь непонятные слова и вместе с мамами объяснить их значение, или же воспользоваться толковым словарем. А следующее задание по желанию

каждый выберет для себя сам:

- Подготовить рассказ о капалухе, как о заботливой матери.

-Приготовить пересказ сюжета рассказа от имени глухарки.

-Нарисовать рисунок глухаря.

- Урок закончен. Спасибо за работу.

Приложение

Технологическая карта урока литературного чтения


  1. Составление кластера.

Напишите, к кому может быть направлена любовь?






Виктор Астафьев «Капалуха»



  1. Таблица «Линия сравнения».

Поведение мамы

В начале рассказа

В конце рассказа










































  1. Работа с пословицами.

  • Выберите пословицу, которая может лучше охарактеризовать глухарку.

Материнская ласка конца не знает.

Всякая пташка хлопочет - своего гнезда хочет.

Родную мать ни кем не заменишь.

Мала пташка и та свое гнездо бережет


  1. Составление синквейна.

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

Правила работы с синквейном:

Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное).

Вторая строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных). Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).

Четвертая строка - что автор думает? (фраза из четырех слов).

Пятая строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное).

"Капалуха"

В.П. Астафьев

Мы приближались к альпийским уральским лугам, куда гнали колхозный скот на летнюю пастьбу.

Тайга поредела. Леса были сплошь хвойные, покоробленные ветрами и северной стужей. Лишь кое-где среди редколапых елей, пихт и лиственниц пошевеливали робкой листвой берёзки и осинки да меж деревьев развёртывал свитые улитками ветви папоротник.

Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную деревьями просеку. Бычки и телята, да и мы тоже, шли медленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник.

В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнётся увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников.

У черничного бугорка поднялся шум. Побежали телята, задрав хвосты, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами.

Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).

— Гнездо! Гнездо! — кричали ребята. Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда нигде не видел.

— Да вот же, вот! — показали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.

Я глянул, и сердце моё забилось от испуга — чуть было не наступил на гнездо. Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем. Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке утеплённое мхом гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем — оно было тёплое, почти горячее.

— Возьмём! — выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.

— Зачем?

— Да так!

— А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё!

Капалуха металась в стороне. Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещется кожа. Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.

— А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, — сказал подошедший учитель.

— Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку... — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.

Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружинена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.

И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск