Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 117.74 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации21.05.2014
Размер117.74 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

города Спас-Деменска Калужской области

УРОК ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

«ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ»

Автор:

МАТЮНИНА Елена Николаевна,

учитель истории и ОПК

I квалификационной категории
Почтовый адрес: 249610, Калужская область, г.Спас-Деменска, пер.Пионерский, д.3

Телефон: (48455) 2 – 13 – 87

г. Спас-Деменск, 2010 г.

Цель: развить представления о ценности осознанного нравственного поведения;
Задачи:

- показать роль совести как регулятора поведения человека в обществе;

- обратить внимание учащихся на необходимость прислушиваться к «внутреннему судье», объективно оценивать свои и чужие поступки;

- воспитывать уважение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. По традиции давайте начнем наш урок с приятных слов в адрес друг друга и постараемся создать на нашем уроке атмосферу тепла и уважения. (Учащиеся по цепочке передают друг другу мягкую игрушку «солнышко» с добрыми пожеланиями)
II. Объявление темы и целей урока.




Тема нашего урока «Жить по совести».

Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Совесть – чувство духа человеческого, тонкое, светлое, различающее добро от зла».

- Что же такое совесть? Этот вопрос я вам задала и попросила ответить письменно. (Ответы зачитываются выборочно)

  • Совесть мучает за плохие поступки, она заставляет анализировать свое поведение.

  • Совесть – это чувство внутри человека, которое побуждает человека стыдиться.

  • Совесть – характер человека, она характеризует человека. Человек, у которого нет совести, ведет себя не так, как все: врет, выражается нецензурной бранью и т.д.

  • Совесть – внутреннее чувство человека. Человек с совестью умеет осознавать свои поступки.

  • Совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми или обществом.

  • Совесть – это то, что есть у человека. Иногда человек делает что-то плохое, его мучает совесть.

  • Совесть – это способность человека осознавать и переживать за свои какие-либо поступки, оценивать свои мысли, желания, мечты.

Проблемное задание: Ваши высказывания мы постараемся либо подтвердить, либо опровергнуть в ходе урока.


III. Новая тема.

Слово совесть означает совместную весть, то есть знание, понимание того, что есть добро, а что есть зло. Совесть изначально заложена в душу каждого человека Богом – это голос Божий, звучащий в каждом. Совесть – это внутренний самоконтроль.

И если бы все люди поступали согласно велению своей совести, то мир бы, общество, человеческие отношения были бы совсем другими. Но у каждого человека есть свобода воли. И часто люди живут не по совести, а по велениям своих страстей и желаний.

Прослушайте одну историю, которую подготовил для вас (Ф.И. учащегося):

«В начале января 1942 года в Ленинграде держались сорокоградусные морозы. Блокада продолжалась. Измождённые люди с трудом переносили отсутствие хлеба, тепла, света и многое другое, что раньше казалось естественным и само собой разумеющимся.

В городе, как после чумы, - в квартирах, на улице, в подвалах – месяцами валялись трупы, и обессиленные люди не могли даже убрать их. Ни с чем не сравнимый звериный голод мучил людей. Многие потеряли человеческий облик: они крали карточки, вырывали хлеб у детей на улицах, громили булочные, убивали друг друга.

Не все конечно.

В тот день, 7 января, друзья бродили по чердаку дома на Васильевском острове, разыскивая сколько–нибудь пригодное для воды ведро. Мальчикам было по десять лет, они были одноклассниками и жили по соседству в этом доме. Они хорошо знали, что их одинокая соседка, тётя Зина, хранила много всякого барахла на чердаке дома. Сама Зина вчера умерла, и ей это барахло уже не пригодится. «Может быть, в её старье окажется ведро для воды», - думали мальчики, разбирая ещё довоенный завал хлама.

Вдруг под ржавой скрученной проволокой они наткнулись на ящик, присыпанный пылью и скрученной тряпкой. Из – под тряпки заблестели крышки консервов. Это было варенье, сваренное тётей Зиной в мирное тёплое лето! Счастье – вот оно! Это были не косточки от варенья, и не одна, и даже не две, а целых шесть банок варенья!

- Три тебе, и три мне – всё поровну. Вот матери обрадуются!

Мальчики торопливо начали укрывать ящик тряпками, завязывать его с боков, чтобы никто не увидел блеска стеклянной банки. Теперь они осторожно, как бомбу, потащили его вниз по лестнице.

На третьем этаже дверь отворилась, на порог вышла тощая женщина, и, увидев мальчишек с ящиком, одноклассников своей дочери, сказала:

- Лида заболела, лежит уже тринадцатый день, выживет ли?

Колька и Андрей остановились, смущённо потупясь в пол. Колька ответил:

- Привет ей передавайте от нас. Пусть поправляется!

Они пошли дальше, а женщина постучала в соседнюю дверь.

- Наверное, к Алексеевым стучит, врач нужен, - произнёс Андрей.

- Может быть, отдадим ей банку варенья для Лидки? – заблестели глаза у Кольки.

- Мы же договорились! Мы не виноваты в том, что она болеет, - насупился Андрей.

- А вдруг ей поможет это варенье? – не успокаивался Колька.

- А если не поможет? Видишь, сколько голодных? Мы не можем всем раздать варенье! Как же наши семьи?»
- К сожалению, именно в экстремальных ситуациях проявляется человеческая природа. Как вы оцениваете поступок мальчиков? Есть ли у них совесть? Почему вы так думаете?

- Как поступили бы вы в данной ситуации?
Вывод (делают учащиеся): Чтобы иметь право называться человеком, надо вести себя в соответствии с человеческими нормами жизни и поведения. Необходимо жить по совести.
В процессе своей жизни, делая постоянно произвольный выбор, человек формирует в себе или добродетели, которые приличествуют Богу и силам добра, или страсти и пороки, которые свойственны миру падших духов.
Сегодня я хочу познакомить вас с жизнью и подвигом воина Евгения Родионова. Прослушайте его и постарайтесь оценить его подвиг.

Звучит песня А.Маршала «Баллада о солдате Евгении Родионове», сопровождаемая фоторядом:




Жизнь и подвиг воина Евгения Родионова. Из воспоминаний матери (читает учитель):

«Родился Женя 23 мая 1977 года. Рос обычным крепким и здоровым ребёнком. В школе учился хорошо. Лет в одиннадцать или двенадцать он вернулся с летних каникул с крестиком на шее. Я удивилась, спросила: «Женя, что это?» Он сказал: «Это крестик. Я ходил с бабушкой в церковь, причастился, исповедался, и это мне дали». «Женя, сними ты это, над тобой будут смеяться» промолчал, ничего не сказал, но крестика не снял. Потом со временем увидела, что цепочку заменил на верёвочку. Крестик никогда не снимал. На всех фотографиях среди огромных компаний разных людей – крестик на нём. Когда закончил девятый класс, пошёл работать на мебельную фабрику. Работа ему нравилась, да и заработок был приличным. Я на трёх работах столько не получала. Жизнь стала налаживаться. В 1994 году мы переехали в двухкомнатную квартиру.

Жене исполнилось 18 лет, и его призвали в армию. Идти в армию ему не хотелось, но долг – это всё. И он, и все его друзья как-то очень отчётливо понимали, что есть вещи, которые хочешь - не хочешь, а делать надо. Ни о каком увиливании от армии у них и разговоров не было. Не пытался схитрить Евгений и когда решался вопрос о его командировании в «горячую точку».

- Ведь кто-то должен служить и там, - сказал он мне.- Зато я вернусь на полгода раньше.

- Женя, там идёт война, ты даже не знаешь, насколько это серьёзно. Там уже есть пленные, есть погибшие, и если это случится, ты ведь знаешь, мне не пережить. Ты у меня один, - отговаривала я его.

- Мама, - ответил он мне, - от судьбы ещё никто никогда не убегал. Я могу выйти на дорогу, и меня задавит машина. Тебе что, от этого будет легче? А плен… Плен – это уж как повезёт.
- Что такое плен? Какие примеры из истории вы можете назвать?

(Плен испокон веков считается самым страшным, что может случиться с человеком. Плен – это неволя, это издевательства. Жизнь показала, что чеченский плен – это самое страшное, самое бесчеловечное, изуверское, что вообще может быть на свете.)
Простился со мной и уехал. Его командировали в воинскую часть погранотряда. Ровно месяц Евгений прослужил на заставе и попал в плен.

Три с половиной месяца Евгений находился в плену. Три с половиной месяца унижений, издевательств, побоев, которые он мог прекратить в любой день. Каждый день ему говорили: «Ты можешь жить. Для этого тебе надо снять крестик, принять нашу веру, стать нашим братом, и всё. И все эти кошмары сразу закончатся». В неполные девятнадцать лет рядом нет ни мамы, ни офицеров, ни наставников, и юноша делает выбор. Он прекрасно понимает, что значит стать «братом» чеченского боевика. Это значит, взять оружие в руки и воевать против своих, против своих друзей. Евгению хватило твёрдости сделать нравственный выбор. Его зверски убили.»

(Тело Евгения Родионова было привезено матерью на Родину в день памяти мучеников Мелитинских. Они были воинами-христианами римской армии, и за отказ отречься от Христа им отсекли головы. Один из этих тридцати воинов носил имя Евгений.)
- В чём подвиг Евгения Родионова?

- Можно ли сказать, что он жил по совести? Почему вы так думаете?

Справка: Евгений Родионов именуется новомученником. Новомученник – мученик, пострадавший за Христа и верность православной вере в 20-21 веках.
Когда человек поступает вопреки своей совести, вначале его часто гложет стыд, ему как-то не по себе, он испытывает внутренние страдания. Это и есть муки совести. Если же человек не кается, а продолжает грешить, то голос совести звучит в его душе уже слабее, а потом и вовсе замолкает. Это значит, что человек убил в себе совесть. Не случайно в народе говорят: бессовестный, человек с сожженной совестью.
Задание для работы в группах: Рассмотрите ситуацию, ответьте на вопросы, сделайте обоснованный вывод.

«Вчера у вас в классе была контрольная работа по математика. Сегодня учитель объявил результаты, тебе – «пять»! Однако когда раздали тетради и вы вновь просмотрели свою работу, то увидели, что учитель не заметил в ней очень грубую ошибку. Никакой пятёрки тут и быть не может! Пятёрка получена совершенно незаслуженно. Ваша работа в лучшем случае на «четыре», а то и вовсе на «три»».
- Как вы поступите?

- Какое чувство заставит вас признаться?

- Если скажете, то когда: непременно при всём классе; наедине одному учителю?
Очень часто люди заглушают голос совести, подражая дурному примеру своих близких. Совесть им говорит одно, а окружающие люди – другое. И человек начинает думать, что, наверно, он не прав, что, может быть, он какой-то неполноценный, не такой, как другие, и, чтобы не выделяться, а быть «как все», поступает и делает наперекор своей совести.

Например, кто-то в классе во время урока начинает себя плохо вести. Шумит. Балуется, мешает слушать и заниматься другим. Другие ученики понимают, что он поступает плохо, но не только не пресекают подобное поведение, но ещё и начинают подражать ему. Совесть подсказывает таким ребятам, что они поступают плохо, но им почему-то стыдно и неловко поступить так, как подсказывает внутренний голос. Они молчат или даже принимают участие в баловстве. Это говорит о том, что у таких людей нет мужества и нет чёткого понимания, «что такое хорошо и что такое плохо».

- Как вы считаете, к каким сторонам жизни применимо слово «совесть»?

- Давайте сравним ваши выводы с высказыванием Святого Дорофея, который выделял три аспекта хранения совести:

Хранение совести к Богу (жить по Его заповедям).

Хранение совести к ближнему (не совершать ничего худогого по отношению к людям ни словом, ни делом, ни мыслью).

Хранение совести к вещам (обращаться с вещами аккуратно, не бросать без нужды, не давать им портиться и т. д.)
Человек, который хочет хранить совесть чистой, всегда должен внимательно анализировать своё поведение в этих аспектах.
Задание (работа со шторкой на интерактивной доске): Перед вами выражения с понятием «совесть». Давайте попробуем выяснить их смысл.

- Сделать на совесть.

- Для очистки совести.

- Свобода совести.

- Люди с чистой совестью.

- Испытывать угрызения совести.

- Этот поступок лежит на совести.

- По совести говоря.

(ответы детей)
А теперь проверим правильность ваших ответов (открывается шторка):

- Это означает – хорошо, добросовестно.

- Для того, чтобы потом не винить себя.

- Это означает – отсутствие ограничений в исповедании какой-нибудь религии.

- Люди, у которых голос Божий ясно звучит в сердце, и они живут в соответствии с его волей.

- Чувствовать недостойность своих поступков.

- Греховный поступок, который вызывает угрызения совести.

- Говорить по правде.


Задание (на интерактивной доске используется метод перетаскивания): собрать пословицы и поговорки о совести, объяснить их смысл.

В ком стыд, в том и совесть.

Совесть без зубов загрызёт.

Без стыда лица не износишь.

Стыдливая покраснеет, а бесстыжий побледнеет.


В завершении урока давайте попробуем самоиспытать свою совесть, используя три аспекта хранения совести, которые выделял святой Дорофей. Перед вами листочки с тестами. Постарайтесь сами себе искренне ответить на все вопросы.
1. По отношению к ближним:

А) Люблю ли я своих ближних?

Б) Не ищу ли я выгоду в отношениях с людьми?

В) Не притесняю ли кого? Не обижаю ли? Не ворую ли? А может быть, завидую кому, осуждаю, презираю?

2. По отношению к самому себе:

А) Храню ли чистоту своей души и тела?

Б) Не обманываю ли себя?

В) Что более люблю – давать или брать?

Г) Анализирую ли свои проступки, промахи, ошибки?

Д) Не считаю ли себя лучше, достойнее, умнее других?

Е) Обвиняю ли себя в случаях неудач и просчётов или занимаюсь самооправданием, ища виноватых на стороне?

3. По отношению к вещам:

А) Бережно ли отношусь к вещам?

Б) Не ломаю ли их, не порчу ли их без нужды?

В) В хорошем ли состоянии содержу принадлежащие мне личные вещи?

Г) Не выбрасываю ли раньше времени годное к употреблению?

4. По отношению ко всему живому:

А) Не обижаю ли животных и птиц?

Б) Не ломаю ли деревьев? Не рву ли зря цветы?

В) Берегу ли природу?

5.Живу ли, следуя заповедям Бога?
Ребята, вы сейчас искренне постарались ответить себе на вопросы, пусть ваши ответы останутся у вас и постарайтесь не забывать о том, что всегда необходимо хранить совесть и жить по совести.
IV. Итог урока:

- Давайте вернемся к проблеме, поставленной вначале урока. Верны ли ваши первоначальные представления о совести?
В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

И есть ещё:

Совесть,

Честь.

А. Яшин.

Рефлексия.

- Итак, как вы понимаете, что такое совесть?

- Всегда ли мы поступаем по велению совести?

- Почему мы иногда нарушаем советы нашей совести?

- Что нужно для того, чтобы всегда жить по совести?
V. Домашнее задание: Группам разработать проект по одной из предложенных тем и продумать его защиту.

Темы проектов:

  1. Зачем человеку нужна совесть?

  2. «Пропала совесть».

  3. Жить с совестью в ладах.

  4. Чистая совесть.

  5. Совестливый человек.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск