Справочный материал и рекомендации для педагога – экскурсовода в природу





Скачать 55.24 Kb.
НазваниеСправочный материал и рекомендации для педагога – экскурсовода в природу
Дата публикации03.07.2015
Размер55.24 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы


Справочный материал и рекомендации для педагога – экскурсовода в природу

г. Дивногорска
Автор – составитель: Кононова О. С., педагог ДО МБОУДОД «ДЭБС»


«Лесные хоромы»


На территориях большинства школ г. Дивногорска естественные насаждения состоят из берёзы бородавчатой, лиственницы сибирской и сосны обыкновенной. Сосна обыкновенная особенно интересна юным натуралистам. С ней связано множество других живых организмов (см. рис. 1):



Рис. 1. Взаимосвязи сосны обыкновенной и других живых организмов [6].
Сосна обыкновенная – одно из самых распространённых в красноярском крае деревьев; она произрастает от отрогов Саян на юге почти до края тайги на севере. Живёт сосна обыкновенная 600 – 650 лет. Её легко узнать по окраске ствола - чем ближе к кроне, тем светлее, а также по форме и количеству хвоинок в пучке – их у сосны обыкновенной по 2 (в отличие от сосны сибирской, или кедровой, у которой их в пучке обычно 5; см. рис. 2):


Рис. 2. Сосна обыкновенная [1].

Летучие выделения сосны полезны для людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями; он и также губительно действуют на туберкулезную палочку.

В Крыму из сосновой древесины в прежние времена вырезали матрицы, в которых гончары формовали долговечную черепицу.

Сосновая смола раньше была действенным орудием защиты. Из осажденных городов и крепостей горящую смолу выливали на атакующих врагов. Ей пропитывали столбы, веревки и зажигательные стрелы. Сосновая смола и канифоль являлись обязательными компонентами бальзамирующих составов.

С сосной обыкновенной связано основание Петром I знаменитой Кунсткамеры — первого в России естественнонаучного музея. Удивительной формы сосновый сук, обнаруженный царем на одном из деревьев, стал первым экспонатом музея, построенного на месте дерева, его породившего.

Петр 1 объявил сосну заповедной породой и «учинил смоляную повинность». Те, кто занимались промыслом сосны для различных нужд, должны были «сверх откупа, на царя давать поташа и смольчуги десятую бочку».

Учащиеся специального (коррекционного) ОУ 8 вида быстро запоминают внешние черты сосны обыкновенной, им можно предложить такую игру на наблюдательность: экскурсовод просит учащихся повернуться лицом к древостою, а затем повернуться в противоположном направлении и рассказать о том, как выглядит сосна обыкновенная.

Другое не менее интересное дерево г. Дивногорска – лиственница сибирская (см. рис. 3):


Рис. 3. Лиственница сибирская [1].
У её древесины есть одно качество, которое отличает её от других деревьев: если лиственница попадает в воду, то она не гниёт, как всё другие, а, наоборот, становиться всё твёрже и твёрже, дерево может пролежать в воде не один десяток лет и не испортится. Если такую древесину достать из воды и попробовать разрубить, то ничего не получиться, от дерева будет «топор отскакивать». Лиственница очень устойчива и к неблагоприятным условиям роста: она может расти на вечной мерзлоте.

Лиственница сибирская - дерево высотой 35 - 45 м, которое морозоустойчиво и быстро набирает высоту, - именно это делает его популярным в озеленении. До недавнего времени считалось, что лиственница сибирская доживает до 450 лет, достигает высоты 45 м и диаметра ствола 1,8 м. Однако, как оказалось, в Приангарье крупные ее экземпляры вырастают более 50 м при диаметре ствола до 2,5 м. Так что определить предельный возраст этой породы трудно - в сибирском лесу встречаются лиственницы старше тысячи лет. Конечно, 800-900-летние сибирские лиственницы попадаются сравнительно редко, но возраст 700-750 лет уже довольно обычен для старых деревьев этой породы. А лиственница в возрасте 400-500 лет имеет крону без всяких внешних признаков старения.

Лиственница - одно из немногочисленных хвойных растений, сбрасывающих листву (да-да, именно листву – ведь хвоя – это видоизменённые листья) на зиму; в это время ее можно узнать по узловатым кривым ветвям. Весной появляются ярко-зеленые пучки молодых листьев. Розово-красные молодые шишки затем становятся коричневыми. Это очень полезное дерево: оно одна заменяет целую аптеку. В лечебных целях используют не только его почки и молодые побеги, которые заготав­ливают весной, но также и лиственничную смолу, из которой получают "венецианский" терпентин, содержа­щий до 16% скипидара, применяемый при хронических заболеваниях органов дыхания и мочекаменной болезни. Кору этого дерева используют при грыже и отравлениях, а хвою, которую можно собирать в течение всего лета, употребляют в свежем виде как лечебное витаминное средство (в качестве источника витамина C).

О деревьях, существует множество загадок:
1.

Зимой и летом –

Одним цветом.

(Ель, сосна, др. хвойные деревья)

2.

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою – в платье летнем.

(Ель, пихта)

3.

Одно дерево

Четыре дела делает:

Первое дело – мир освещать,

Второе дело – крик унимать,

Третье – дело – больных исцелять.

Четвёртое дело – чистоту соблюдать!

(Берёза; из березы на Руси изготовляли лучину, делали деготь для смазки колес, березовый сок и отвар из берёзовых почек помогает от разных болезней, березовыми вениками не только мели избы, но и парились в бане.)

«Книга природы»

До сих пор Вы вели учащихся с помощью компаса. Что делать, если компас у Вас неисправен? В полдень (в 12. 00) в ясную погоду можно встать спиной к солнцу. Впереди Вас будет север (на него укажет ваша тень), сзади – юг, слева – запад, справа – восток.

Как быть, если солнца не видно? Нужно посмотреть вокруг:

  1. у деревьев, растущих в редком лесу, ветви длиннее с южной стороны;

  2. у сосны и ели на южной стороне ствола будут видны сгустки смолы;

  3. годовые кольца на пнях шире с южной стороны;

  4. камни, пни, стволы деревьев порастают мхом с северной стороны; от мха следует отличать лишайники (симбиотические организмы, стоящие из гриба и водоросли) – показатели чистоты атмосферного воздуха: чем больше на территории лишайников, тем разнообразнее их состав, чем воздух здесь чище (см. рис. 4):




Рис. 4. Пармелия бороздчатая – один из самых распространённых в г. Дивногорске лишайников [4].


  1. муравейники находятся с южной стороны деревьев, южные стороны муравейников пологие, а северные – крутые;

  2. в оттепель снег больше оттаивает с южной стороны.

Знаете ли Вы, как определить направление ветра в лесу? Смочите водой указательный палец и поднимите его вверх – влажная кожа точно ощутит, откуда дует ветер! Точность такого способа определния направления ветра можно проверить на метеоплощадке с помощью ветряного рукава!
Список использованной литературы



  1. Афонькин С. Ю. Деревья/ С. Ю. Афонькин. – CПб.: БКК, 2006. – 96 с.

  2. Загадки, пословицы и стихи о временах года: Справочник школьника / Сост. О. Д. Ушакова. – СПб.: Литера, 2009. – 64 с.

  3. Миханев А. П. Тебе с природой – по пути!/ А. П. Миханев – Красноярск: Платина, 2007. – 48 с.

  4. Плешаков А. А. От земли до неба: атлас – определитель для учащихся нач. кл./ А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2008 – 222 с.

  5. Смирнова Н. З. Экологическая азбука/ Н. З. Смирнова. – Красноярск: Издательство КГПУ; Бонус, 1996. – 128 с.

  6. Соколова Н. И., Христофорова Л. Б. и др. Основы устойчивого управления лесным хозяйством: учеб. пособие для 8, 9, 10 кл. общеобразовательной школы/ Н. И. Соколова, Л. Б. Христофорова, Н. И. Малахова. – СПб, 2008. – 111 с.

  7. Статейнов А. П. География Красноярского края/ А. П. Статейнов. – Красноярск, Буква С, 2008. – 192 с.

  8. Тайны леса – EU.: DeAgostini, 2008.

  9. Тропа в гармонии с природой. Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. – М.: Р. Валент, 2007. – 167 с.

  10. Трайтак Д. И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии. (Пособие для учителей)/ Д. И. Трайтак. – М.: Просвещение, 1971. – 119 с.


Электронные источники:

Мир природы – М., 2008 (1 CD).
При создании «Справочного материала и рекомендаций для педагога – экскурсовода в природу г. Дивногорска» использовался реферат обучающегося ДО клуб «Улыбка» МБОУДОД «Детская эколого-биологическая станция» Уфимцева Даниил «Читая книгу природы…», выполненный под руководством педагога ДО Кононовой О. С.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Справочный материал и рекомендации для педагога – экскурсовода в природу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: дидактический материал для самостоятельной работы, словари, справочный материал
Справочный материал и рекомендации для педагога – экскурсовода в природу iconМетодические рекомендации для учителей иностранного языка
В ходе информационного поиска производится отбор документов, необходимых для изучения, анализа, использования. Создаётся справочный...
Справочный материал и рекомендации для педагога – экскурсовода в природу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приложение 1, карточки с задачами – Приложение 2, справочный материал – Приложение 3, материал для тестирования – Приложение 4
Справочный материал и рекомендации для педагога – экскурсовода в природу iconМетодические рекомендации по оформлению библиографических списков...
По его содержанию проверяющий преподаватель, научный руководитель и члены гак определяют, насколько полно автор использовал литературу...
Справочный материал и рекомендации для педагога – экскурсовода в природу iconСправочный материал для 10 класса по теме «Фонетика. Орфоэпия»
С. И. Львовой «Программа по русскому языку 5-11 классы. Основной курс» Издательство «Мнемозина», Москва 2008 г
Справочный материал и рекомендации для педагога – экскурсовода в природу iconСправочный материал для 11 класса по теме «Морфология» Морфология
...
Справочный материал и рекомендации для педагога – экскурсовода в природу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Климатическая карта Африки, физическая карта полушарий, атлас по географии (7-й класс), климатические диаграммы учебника, контурные...
Справочный материал и рекомендации для педагога – экскурсовода в природу iconИнформационно-справочный материал о работе культурно-досуговых учреждений Чеченской Республики
«Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки...
Справочный материал и рекомендации для педагога – экскурсовода в природу iconПортфолио педагогических достижений аттестующегося работника, претендующего...
Портфолио педагога оформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшивателе). Каждый отдельный материал, включенный в портфолио,...
Справочный материал и рекомендации для педагога – экскурсовода в природу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знакомство с планом выполнения практических заданий Модуль состоит из пяти шагов, в каждом из которых есть подсказки, помогающие...
Справочный материал и рекомендации для педагога – экскурсовода в природу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дидактический материал представляет собой рабочую тетрадь для самоподготовки и закрепления изученного материала по программе эколого-биологической...
Справочный материал и рекомендации для педагога – экскурсовода в природу iconУчебник другие пособия (хрестоматия, справочный материал)
Каждые 10 лет объем информации в мире удваивается. Поэтому знания, которые получили в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются...
Справочный материал и рекомендации для педагога – экскурсовода в природу iconТехнологическая карта урока Технология проектного обучения Урок географии в 7 классе Тема урока
Оборудование: Карта природных зон южной Америки (ЮА), компьютер, плазма (проектор и экран), рисунки животных и растений. Электронная...
Справочный материал и рекомендации для педагога – экскурсовода в природу icon4. Задания для практической работы
Задание 1: составьте на 1-2 стр целостный профессиональный портрет современного педагога, где укажите наиболее значимые составляющие...
Справочный материал и рекомендации для педагога – экскурсовода в природу iconПрограмма общего курса по языку иврит Составители: к и. н доцент...
Программа предназначена для востоковедных вузов и факультетов и определяет объём языкового материала практиче­ского курса (по фонетике,...
Справочный материал и рекомендации для педагога – экскурсовода в природу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
К программе имеется наглядно-методическое обеспечение (учебно-методические пособия для педагога, рабочие тетради для каждого возраста,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск