Скачать 55.24 Kb.
|
Справочный материал и рекомендации для педагога – экскурсовода в природу г. Дивногорска Автор – составитель: Кононова О. С., педагог ДО МБОУДОД «ДЭБС» «Лесные хоромы» На территориях большинства школ г. Дивногорска естественные насаждения состоят из берёзы бородавчатой, лиственницы сибирской и сосны обыкновенной. Сосна обыкновенная особенно интересна юным натуралистам. С ней связано множество других живых организмов (см. рис. 1): Рис. 1. Взаимосвязи сосны обыкновенной и других живых организмов [6]. Сосна обыкновенная – одно из самых распространённых в красноярском крае деревьев; она произрастает от отрогов Саян на юге почти до края тайги на севере. Живёт сосна обыкновенная 600 – 650 лет. Её легко узнать по окраске ствола - чем ближе к кроне, тем светлее, а также по форме и количеству хвоинок в пучке – их у сосны обыкновенной по 2 (в отличие от сосны сибирской, или кедровой, у которой их в пучке обычно 5; см. рис. 2): Рис. 2. Сосна обыкновенная [1]. Летучие выделения сосны полезны для людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями; он и также губительно действуют на туберкулезную палочку. В Крыму из сосновой древесины в прежние времена вырезали матрицы, в которых гончары формовали долговечную черепицу. Сосновая смола раньше была действенным орудием защиты. Из осажденных городов и крепостей горящую смолу выливали на атакующих врагов. Ей пропитывали столбы, веревки и зажигательные стрелы. Сосновая смола и канифоль являлись обязательными компонентами бальзамирующих составов. С сосной обыкновенной связано основание Петром I знаменитой Кунсткамеры — первого в России естественнонаучного музея. Удивительной формы сосновый сук, обнаруженный царем на одном из деревьев, стал первым экспонатом музея, построенного на месте дерева, его породившего. Петр 1 объявил сосну заповедной породой и «учинил смоляную повинность». Те, кто занимались промыслом сосны для различных нужд, должны были «сверх откупа, на царя давать поташа и смольчуги десятую бочку». Учащиеся специального (коррекционного) ОУ 8 вида быстро запоминают внешние черты сосны обыкновенной, им можно предложить такую игру на наблюдательность: экскурсовод просит учащихся повернуться лицом к древостою, а затем повернуться в противоположном направлении и рассказать о том, как выглядит сосна обыкновенная. Другое не менее интересное дерево г. Дивногорска – лиственница сибирская (см. рис. 3): Рис. 3. Лиственница сибирская [1]. У её древесины есть одно качество, которое отличает её от других деревьев: если лиственница попадает в воду, то она не гниёт, как всё другие, а, наоборот, становиться всё твёрже и твёрже, дерево может пролежать в воде не один десяток лет и не испортится. Если такую древесину достать из воды и попробовать разрубить, то ничего не получиться, от дерева будет «топор отскакивать». Лиственница очень устойчива и к неблагоприятным условиям роста: она может расти на вечной мерзлоте. Лиственница сибирская - дерево высотой 35 - 45 м, которое морозоустойчиво и быстро набирает высоту, - именно это делает его популярным в озеленении. До недавнего времени считалось, что лиственница сибирская доживает до 450 лет, достигает высоты 45 м и диаметра ствола 1,8 м. Однако, как оказалось, в Приангарье крупные ее экземпляры вырастают более 50 м при диаметре ствола до 2,5 м. Так что определить предельный возраст этой породы трудно - в сибирском лесу встречаются лиственницы старше тысячи лет. Конечно, 800-900-летние сибирские лиственницы попадаются сравнительно редко, но возраст 700-750 лет уже довольно обычен для старых деревьев этой породы. А лиственница в возрасте 400-500 лет имеет крону без всяких внешних признаков старения. Лиственница - одно из немногочисленных хвойных растений, сбрасывающих листву (да-да, именно листву – ведь хвоя – это видоизменённые листья) на зиму; в это время ее можно узнать по узловатым кривым ветвям. Весной появляются ярко-зеленые пучки молодых листьев. Розово-красные молодые шишки затем становятся коричневыми. Это очень полезное дерево: оно одна заменяет целую аптеку. В лечебных целях используют не только его почки и молодые побеги, которые заготавливают весной, но также и лиственничную смолу, из которой получают "венецианский" терпентин, содержащий до 16% скипидара, применяемый при хронических заболеваниях органов дыхания и мочекаменной болезни. Кору этого дерева используют при грыже и отравлениях, а хвою, которую можно собирать в течение всего лета, употребляют в свежем виде как лечебное витаминное средство (в качестве источника витамина C). О деревьях, существует множество загадок: 1. Зимой и летом – Одним цветом. (Ель, сосна, др. хвойные деревья) 2. Её всегда в лесу найдёшь – Пойдём гулять и встретим: Стоит колючая, как ёж, Зимою – в платье летнем. (Ель, пихта) 3. Одно дерево Четыре дела делает: Первое дело – мир освещать, Второе дело – крик унимать, Третье – дело – больных исцелять. Четвёртое дело – чистоту соблюдать! (Берёза; из березы на Руси изготовляли лучину, делали деготь для смазки колес, березовый сок и отвар из берёзовых почек помогает от разных болезней, березовыми вениками не только мели избы, но и парились в бане.) «Книга природы» До сих пор Вы вели учащихся с помощью компаса. Что делать, если компас у Вас неисправен? В полдень (в 12. 00) в ясную погоду можно встать спиной к солнцу. Впереди Вас будет север (на него укажет ваша тень), сзади – юг, слева – запад, справа – восток. Как быть, если солнца не видно? Нужно посмотреть вокруг:
Рис. 4. Пармелия бороздчатая – один из самых распространённых в г. Дивногорске лишайников [4].
Знаете ли Вы, как определить направление ветра в лесу? Смочите водой указательный палец и поднимите его вверх – влажная кожа точно ощутит, откуда дует ветер! Точность такого способа определния направления ветра можно проверить на метеоплощадке с помощью ветряного рукава! Список использованной литературы
Электронные источники: Мир природы – М., 2008 (1 CD). При создании «Справочного материала и рекомендаций для педагога – экскурсовода в природу г. Дивногорска» использовался реферат обучающегося ДО клуб «Улыбка» МБОУДОД «Детская эколого-биологическая станция» Уфимцева Даниил «Читая книгу природы…», выполненный под руководством педагога ДО Кононовой О. С. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: дидактический материал для самостоятельной работы, словари, справочный материал | Методические рекомендации для учителей иностранного языка В ходе информационного поиска производится отбор документов, необходимых для изучения, анализа, использования. Создаётся справочный... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Приложение 1, карточки с задачами – Приложение 2, справочный материал – Приложение 3, материал для тестирования – Приложение 4 | Методические рекомендации по оформлению библиографических списков... По его содержанию проверяющий преподаватель, научный руководитель и члены гак определяют, насколько полно автор использовал литературу... | ||
Справочный материал для 10 класса по теме «Фонетика. Орфоэпия» С. И. Львовой «Программа по русскому языку 5-11 классы. Основной курс» Издательство «Мнемозина», Москва 2008 г | Справочный материал для 11 класса по теме «Морфология» Морфология ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Климатическая карта Африки, физическая карта полушарий, атлас по географии (7-й класс), климатические диаграммы учебника, контурные... | Информационно-справочный материал о работе культурно-досуговых учреждений Чеченской Республики «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки... | ||
Портфолио педагогических достижений аттестующегося работника, претендующего... Портфолио педагога оформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшивателе). Каждый отдельный материал, включенный в портфолио,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знакомство с планом выполнения практических заданий Модуль состоит из пяти шагов, в каждом из которых есть подсказки, помогающие... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дидактический материал представляет собой рабочую тетрадь для самоподготовки и закрепления изученного материала по программе эколого-биологической... | Учебник другие пособия (хрестоматия, справочный материал) Каждые 10 лет объем информации в мире удваивается. Поэтому знания, которые получили в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются... | ||
Технологическая карта урока Технология проектного обучения Урок географии в 7 классе Тема урока Оборудование: Карта природных зон южной Америки (ЮА), компьютер, плазма (проектор и экран), рисунки животных и растений. Электронная... | 4. Задания для практической работы Задание 1: составьте на 1-2 стр целостный профессиональный портрет современного педагога, где укажите наиболее значимые составляющие... | ||
Программа общего курса по языку иврит Составители: к и. н доцент... Программа предназначена для востоковедных вузов и факультетов и определяет объём языкового материала практического курса (по фонетике,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... К программе имеется наглядно-методическое обеспечение (учебно-методические пособия для педагога, рабочие тетради для каждого возраста,... |