Скачать 278.54 Kb.
|
Еврорегион Карелия: EUREGIO KARELIA: музейный гипертекст MUSEUM HYPERTEXT Проект со-финансируется Европейским Союзом, This project is co-funded by the European Union, Российской Федерацией и Финляндской Республикой. the Russian Federation and the Republic of Finland. _______________________________________________________________________________________________________ Отчет о проведении мастерской «Открытие Карелии» 20-22 марта, Петрозаводск День 1. Тема: «Еврорегион Карелия: позиции, ракурсы, представления» Задача первого дня – формирование широких представлений о регионе Карелия, его внешних и внутренних, государственных, административных и прочих границах. Благодаря презентациям музеев-участников проекта, в процессе последующей работы в группах, комментариям модераторов и ведущего, участники семинара получают представление об условности политических границ, сосуществующих с множеством иных, более и менее естественных, по-разному коррелирующих друг с другом, также по-своему условных, рубежей: природных, этнических, культурных, экономических и др. Условность границ определяется различными (по своему значению для разных людей) характеристиками региона, задаваемыми разными научными дисциплинами, системами знаний, взглядов и представлений, разными контекстами и практическими задачами. Приветствия. Елена Богданова, Министр культуры Республики Карелия; Анна-Мария Лиукко, руководитель Петрозаводского отделения Генерального консульства Финляндии; Дмитрий Базегский, руководитель Петрозаводского филиала Программы ПС ЕИСП Карелия. Официальные лица подчеркнули важность темы проекта для приграничного сотрудничества и развития инноваций в музейной и культурной сфере, выразили уверенность в успехе реализации целей проекта. Проект «Еврорегион Карелия: Музейный гипертекст» Елена Сологуб, руководитель проекта (презентация) Рассказ о рамках проекта, мероприятиях проводимых при его реализации, намеченных результатах. Представлен график хода проекта. (Презентация) Установочный доклад на работу в Мастерской. Денис Кузнецов, руководитель Мастерской (презентация) Экспертный круглый стол «Еврорегион Карелия: позиции, ракурсы, представления». Ведущий – Денис Кузнецов Вводное сообщение. Кузнецов Д.Н. (презентация) Понятия «регион», «еврорегион», «макрорегион», «регионалистика», примеры. История создания и развития Еврорегиона «Карелия». ЕР «Карелия» как инструмент, площадка, форум общего территориального развития. Другие форматы и измерения, в которых находится и работает Республика Карелия, – Балтийский регион (Балтийское сотрудничество) и Баренцев Евро-Арктический регион. Балтийский регион объединяет целые страны вокруг Балтийского моря. Карелия находится на периферии этого макрорегиона. Если в Еврорегионе Карелия объединяющий этнос – карелы, то на севере, в БЕАР – это саамы, проживающие в Норвегии, Швеции, Финляндии и России. Как культурный регион БЕАР – это Лапландия. Географически БЕАР – приполярные территории, регионы с выходом к Северному Ледовитому океану. Ещё одно важнее для Карелии измерение – финно-угорский мир, в котором Карелия играет заметную роль. Работа с учетом этих форматов проявляет особенности Еврорегиона Карелия или культурного региона с условным названием «Карелия по обе стороны границы». «Карелия как пример конструирования и проецирования смыслов». Илья Соломещ, доцент кафедры Истории стран Северной Европы, к.и.н., руководитель Лаборатории по проблемам Скандинавских стран и Финляндии (презентация) В выступлении сделан обзор понятия «Карелия», его представления с точки зрения различных групп, обозначены различные смыслы Карелии – территории, людей, брендов, истории. (Презентация) «Карелианизм. Опыт карельскости». Хелена Лонкила, университет Ювяскюля На конкретном примере – впечатления, личный опыт поездки в парк «Паанаярви» в связи с историей возникновения финского карелианизма - выявлены смыслы Карелии как основы, точки входа, повода для размышлений о месте человека в природе, их тесной взаимосвязи, об уникальности региона и его ценности, необходимости сохранения традиционной культуры. «Поездки между Россией и Финляндией: ожидания и предпочтения туристов». Наталья Алуферова, туристская компания «Эраунд.ру» Компания оказывает услуги как на прием туристов в Карелию, так и отправкой в Финляндию. Предпочтения русских туристов в Финляндии – природа (охота, рыбалка, лыжи), шопинг, возрастающий интерес к достопримечательностям, включая местные музеи, и культурным событиям. Интерес к поездкам связан с территориальной близостью, туристской инфраструктурой высокого (по европейским стандартам) качества. В целом поездки в Финляндию мотивируются с оправданными ожиданиями положительных эмоций, комфортом и отдыхом. Загадочная «Лапландия» в Финляндии находится теперь рядом с Карелией – в 8 км от границы в Суомуссалми (Кайнуу). Там можно покататься на горных лыжах, сходить на рыбалку и в баню, принять участие в культурных событиях. Финские фирмы могут рекламировать свои услуги в российской Карелии при помощи региональных масс-медиа (например, уже используется ТВ-реклама на канале Nika). Финских туристов интересует в основном Кижи, Сортавала, Соловки, события, например, музыкальные («Kalevalafest»). Необходимы новые современные события на основе «Калевалы». Компания прилагает усилия по привлечению туристов из других стран Европы в туристский регион Карелия-Финляндия. Докладчик обозначил дефициты транспортной инфраструктуры (авиаперевозки и железнодорожное сообщение Петрозаводска с Финляндией), единого туристического бренда Карелии, разработанного вместе с профессиональными художниками. Алексей Цыкарев, общественная организация Nuori Karjala («Молодая Карелия»), Необходимость и ценность поддержания языка и культуры карельского народа, в том числе и как уникального ресурса региона. Некорректность названия карелов «национальным меньшинством» в связи с тем, что карелы - один из коренных народов и титульная нация Карелии. О чем рассказывают музеи. Презентации музеев-участников проекта. (См. презентации музеев)
Николай Никишин. Музейный гипертекст: «читатели» и «авторы». (Презентация) Ключевое выступление эксперта проекта, излагающее суть концепции, лежащей в основе проекта. На примере музея Чукотки и музея Роснефти (проектов, которых разработал и реализовал автор), изложена идея эволюции представления музейного пространства от линейного, текстового, статичного через внедрение элементов гипертекста к полному гипертексту. Изучение поведения потребителей музеев при осмотре экспозиций позволяет сделать вывод о том, что посетители чаще всего не следуют линейной схеме, а свободно перемещаются по залу, следуя своим предпочтениям. Задача проекта – выстроить экспозицию и информационную систему в соответствии с этим поведением. «Гипертекстовая экспозиция – это создаваемая на основе языка музейных предметов (и имеющих вспомогательное значение других невербальных знаковых систем) объемно-пространственная информационная модель…, части которой выстроены не в линейной последовательности, а как многомерная система взаимосвязанных, свободных переходов. Суть метода проектирования такой экспозиции состоит в формировании открытого информационного пространства, наполненного носителями информации, и создании оптимальных условий для максимально возможного количества переходов между этими носителями и их комплексами. Переходы - новый фокус проектирования содержания, дизайна, инженерного обеспечения музейной экспозиции. Они должны давать возможность посетителю любую экспозицию, построенную с использованием принципов гипертекста, «прочитать» по-своему (например, этнографическую как архитектурную с множеством других версий, предусмотренных информационной инфраструктурой музея) … В связи с этим в число наиболее важных задач нашего проекта входит проектирование не столько новых экспозиций, сколько новых элементов музейной информационной инфраструктуры. Она должна дать возможность даже старые, традиционные экспозиции «читать» по-новому». Работа в группах 1) Бренды. Модератор – Д.Н. Кузнецов Группа попыталась обобщить наиболее распространенные понятия, условные «бренды», ассоциирующиеся, сразу приходящие в голову при слове «Карелия» (как финляндская, так и российская). Группа определила эти понятия скорее не как «бренды», а как «сырье», «кирпичики» - составляющие для брендо-строительства, выделила существующие, используемые образы и понятия и потенциальные – перспективные для разработки брендов. Выделены три категории – «Природа», «Культура», «Технология» («экономика»). «Природа» В первую очередь это северная природа, чаще «дикая», нетронутая. Лес, вода, камень, водопад. Образ, который возникает при слове «Карелия», - «дом у озера». Знакомство с ней наиболее глубоко происходит при посещении национальных парков. Перспективные, «недораскрученные» природные объекты, обладающие потенциалом – Белое море и геологические объекты, в т.ч. связанные с промышленной историей Карелии (заводы, карьеры, шахты и др. выработки). «Культура».
На пленарном заседании участники Мастерской попросили также включить в этот ряд баню-сауну. Перспективные темы:
Третья часть «Технологии» была связана с поиском группы существующих и потенциальных брендов предприятий, бизнесов. – уникальные природные материалы региона:
2) Природно-географические особенности. Модератор – Н.А. Никишин Группа обрисовала возникающую природно-географическую структуру, принимая за основу геологию и ландшафт. Группа выстроила модель вертикального развития через естественно-природные науки к людям и их деятельности – политике, культуре, промышленности, отследив обратную связь воздействия человека на природу. Выстроенная структура должна помочь в формировании основы, слоев наполнения создаваемой информационной системы. Отмечены также особенности финского структурированного и упорядоченного подхода и русского - свободного и творческого подхода. 3) Культурный ландшафт (этнокультурные особенности). Модератор – Г.А. Никич Особенности культурного ландшафта Карелии: – карельский язык, - деревянное зодчество, - национальная кухня (калитки), - «Калевала», исполнение эпических песен (рун), - культура хождения по снегу, - рыболовство, собирательство грибов и ягод, - сезонные циклы жизни, - музыкальные инструменты (кантеле), - национальная одежда. В качестве общих для региона и уникальных понятий выделены «Граница», «Калевала», зависимость культуры от природы, образ жизни - «Homokarelikus», кухня, обработка камня (от петроглифов до производства и использования современных строительных материалов, таких как габбро-диабаз). Важными и актуальными процессами в культуре признаны соотношение глобализации и локализации, как следствие глобализации – размывание карельской культуры, идентичности. Проблемным является поиск способов её поддержки – музеефикация? «Погружение культуры в туризм»? Необходимо найти соотношение между научностью и достоверностью представления информации и легкостью ее представления для восприятия, развлекательностью. 4) Исторические судьбы. Модератор – И.М. Соломещ Группа рассмотрела концепцию Еврорегиона Карелии на основе связанной общей историей территории. Главным фактором развития истории Карелии всегда было изменение границ, происходившее от действий государства, центра, и Карелия обычно выступала в качестве «жертвы геополитики», а граница становилась разделительной чертой территории и судьбы карельского народа. Однако фактор приграничности одновременно готовит почву для особенного развития региона, накладывает отпечаток на формирование особой культуры народов Карелии, основанной на взаимодействии между собой и с природой. Осознание этих исторических взаимосвязей – взаимодействий (Карелия как зона контактов) лежит в основе понимания современного развития региона в целом, и подхода к построению музейных концепций - в частности. Вывод – Еврорегион Карелия как объединение преследующее достижение общих целей по обе стороны границы - может быть вполне жизнеспособным, а не искусственно созданным образованием, т.к. имеет под собой реальную историческую основу. День 2. 21 марта. Тема: «Музейный гипертекст: границы, элементы, связи» Задача 2-го дня – перенос представлений о гипертексте из регионального контекста в контексты конкретных музеев, в информационное пространство экспозиций, в процессы их «прочтения» музейным посетителем. Задачи групповой работы первой половины 2-го дня:
Национальный музей Республики Карелия, пл. Ленина, д.1. |
Еврорегион Карелия: euregio karelia: музейный гипертекст museum hypertext Правления ксарс – А. Лесникова, С. Агафонычева-Велла, Ю. Белозерова, Т. Громова, Н. Камильери, А. Курышев, М. Ломакина, И. Литвиненко,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Некоторые итоги реализации программы приграничного сотрудничества "Еврорегион Карелия" в 2006 2009 годах | ||
Российская Федерация Республика Карелия Карелия, утвержденную постановлением Правительства Республики Карелия от 6 июля 2007 года №102-п «Об утверждении Схемы территориального... | Библиотечная Ассоциация Республики Карелия Национальная библиотека... Лапичкова В. П., зам директора Национальной библиотеки Республики Карелия, исполнительный директор Библиотечной Ассоциации Республики... | ||
Библиотечная Ассоциация Республики Карелия Национальная библиотека... Лапичкова В. П., зам директора Национальной библиотеки Республики Карелия, исполнительный директор Библиотечной Ассоциации Республики... | Постановление от 6 декабря 2012 года №372-п г. Петрозаводск о долгосрочной... В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года №93-п «О долгосрочных целевых программах... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гипертекст текст, представленный в виде ассоциативно связанных автономных блоков. Гипертекст позволяет включать в страницы ссылки... | Волгина Н. А., Сопилко Н. Ю В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года №93-п «О долгосрочных целевых программах... | ||
Государственное бюджетное учреждение В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года №93-п «О долгосрочных целевых программах... | Протокол №5 Присутствовало: 29 из 42 членов Ученого совета В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года №93-п «О долгосрочных целевых программах... | ||
Программа разработана в соответствии с: стандартом ниу вшэ; Образовательной... В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года №93-п «О долгосрочных целевых программах... | Совещание министров иностранных дел и министров торговли экономик-участниц... В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года №93-п «О долгосрочных целевых программах... | ||
Постановление От 16 октября 2012 года №315-п г. Петрозаводск о внесении... В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года №93-п «О долгосрочных целевых программах... | Об утверждении Региональной программы "Развитие малого и среднего... Фз "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Законом Республики Карелия от 3 июля 2008 года n 1215-зрк... | ||
Приказ 22. 12. 2009 №277 г. Петрозаводск Об утверждении Методических... Главы Республики Карелия от 10 февраля 2009 года №85-р, в соответствии с пунктом 1 Положения об Администрации Главы Республики Карелия,... | Отчет главы муниципального района – главы администрации Чайковского муниципального района В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года №93-п «О долгосрочных целевых программах... |