Рабочая программа учебного предмета «География»





НазваниеРабочая программа учебного предмета «География»
страница1/6
Дата публикации28.02.2016
Размер0.89 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»




«Утверждаю».
Директор МОУ «СОШ № 7»
--------------------------Д. М. Еналеев.









Рабочая программа

учебного предмета «География»

(базовый уровень)

для 10 и 11 классов

Составитель:

Рыжова И.А., учитель географии.

г. Воскресенск

2013 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного предмета «География» для 10 и 11 классов являются:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X – XI классы), рекомендованная письмом МЩиН РФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263.

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

  • Авторская программа: В.П. Максаковский - Программы общеобразовательных учреждений. География. 10-11 классы (представлена в электронном варианте (см. сайт издательства «Просвещение» http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=12796).

  • Сборник нормативных документов. География /сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

  • Авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2009. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне).

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.

Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать свою будущую жизнь с географической наукой. Таким образом, предлагаемый курс географии можно назвать курсом географии для всех, вне зависимости от выбранного профиля обучения.



Цели и задачи курса:

Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.

Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

  • нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Содержание курса «География мира» дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы.

Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.

В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект,

включающий:

Базовый учебник

Максаковский В.П. Учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений: «Экономическая и социальная география мира». М.: Просвещение, 2010.

Методическое пособие для ученика

  • Сиротин В.И. Экономическая и социальная география мира: 10 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2012.

  • Экономическая и социальная география мира: 10 класс. Атлас. - М.: Картография, 2012.

Место предмета в базисном учебном плане.

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т.е. в 10-м и 11-м классах. Программа рассчитана на 70 учебных часов.

Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами.

При составлении программы учитывались базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-9 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов» и «География России. Природа», «География России. Население и хозяйство». Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой внутрипредметные и межпредметные связи. Внутрипредметные связи наиболее четко прослеживаются в постепенном усложнении сведений на основе сформированных понятий. Межпредметные связи прослеживаются в интеграции с курсом истории, алгебры, культурологи, экологии, зоологии и ботаники.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами учебной деятельности. На базовом уровне это:

  • умение работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

  • обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

  • владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Особое место в требованиях к уровню подготовки выпускников на базовом уровне занимает рубрика «Уметь», в которую включены требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.

Формирование умений предусматривает применение разнообразных источников географической информации для составления географических характеристик регионов и стран мира — таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

Организация образовательного процесса:

В данной программе используются следующие педагогические технологии:

  • Технология (методика) формирования приемов учебной работы.

  • Технология проектной деятельности.

  • Технология личностно-ориентированного обучения.

  • Новые информационные технологии.

  • Нетрадиционные формы организации уроков.

  • Различные источники географической информации.

Используются такие формы обучения, как лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, зачет, практикум. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;

  • методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;

  • методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

В процессе изучения курса используются средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Формы и способы проверки и оценки результатов деятельности: устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос), контрольные, самостоятельные, практические работы; выполнение тестовых заданий, географических диктантов. Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе. При оценке учитываются глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок.

Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе – теоретических знаний и приемов самостоятельной работы. Курс состоит из введения и 3 частей (всего 12 тем).
Учебно-тематический план:



темы

Наименование разделов и тем

Всего часов

Кол-во практических работ

10 класс




Введение.

1

-





Часть 1. Общая характеристика мира.

33




1.

Современная политическая карта мира.

4

3

2.

Природа и человек в современном мире.

6

1

3.

География населения мира.

7

3

4.

НТР и мировое хозяйство.

6

-

5.

География отраслей мирового хозяйства.

10

3




ИТОГО:

34

(резерв – 1 час)

10 (из них 7 – итоговые)

11 класс




Часть 2. Региональная характеристика мира.

30




6.

Зарубежная Европа.

6

1

7.

Зарубежная Азия.

9

-

8.

Африка.

4

-

9.

Северная Америка.

5

1

10.

Латинская Америка.

3

1

11.

Россия в современном мире.

3

1

12.

Часть 3. Глобальные проблемы человечества (обобщение знаний).

4

1




ИТОГО:

34

(резерв – 1 час)

5 (из них 3 – итоговые)

ВСЕГО:

68

(резерв -2 часа)

15 (из них 10– итоговые)


В программу внесены следующие изменения:




те-мы

Название раздела,

темы.

Кол-во часов по прог-рамме.

Кол-во часов по рабочей программе.

Причины изменения.

1.

География населения мира.

6

7

В связи с повышенным интересом учащихся при изучении данного раздела.

2.

НТР и мировое хозяйство.

7

6

В связи с выделением 1 часа в резерв.

3.

География отраслей мирового хозяйства.

8

10

В связи с большим объемом материала.

4.

Зарубежная Азия.

10

8

В связи с изучением хозяйства регионов в разделе «География отраслей мирового хозяйства».

5.

Северная Америка.

6

5

6.

Латинская Америка.

4

3

7.

Глобальные проблемы человечества

(обобщение знаний).

5

4

В связи с выделением 1 часа в резерв.


Практические работы в курсе 10-11 класса способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования  знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д.

Практический компонент по географии занимает не менее 20% содержания. Практические работы делятся на обучающие, тренировочные и итоговые. Усвоение каждой системы географических знаний осуществляется в комплексе работ «обучающие - тренировочные – итоговые - творческие», которые должны быть взаимосвязаны и усложняться от одного курса к другому.

Обучающие работы направлены на усвоение приемов работы, компонентов географических объектов и явлений. Они выполняются под руководством учителя, который объясняет последовательность действий, показывает образец выполнения и формулирует задания для первичного закрепления действий учащимися.

Тренировочные работы нацелены на отработку, совершенствование и коррекцию умений. Эти работы выполняются на уроке под контролем учителя или в форме домашнего задания, результаты которого отслеживает учитель.

Количество и тематика обучающих/тренировочных практических работ определяется учителем. Результаты обучающих и тренировочных работ выставляются в журнал выборочно, но учитываются педагогом для организации учебного процесса на последующих уроках. Они не имеют нумерации, но обязательно записываются в рабочей программе учителя, фиксируются в тетрадях учащихся.

Итоговые работы выполняют контролирующую функцию. Они осуществляются школьниками с наибольшей степенью самостоятельности. К выполнению итоговых практических работ целесообразно приступать только после того, как учащиеся овладеют необходимыми приемами, последовательностью действий, работой с картой, диаграммой, статистической таблицей, схемой, которые важно сформировать при выполнении работ обучающего характера. Их задания рассчитаны на перенос усвоенных умений и действий в условия, сходные с обучающими и тренировочными работами, или в новые условия. Итоговые практические работы проводятся по каждому крупному разделу или теме, но не более 10-12 по каждому курсу. Итоговые практические работы пронумерованы, они оцениваются у всех обучающихся и заносятся в классный журнал.

После качественного выполнения итоговой практической работы всеми учащимися может быть проведена одна или несколько самостоятельных работ творческого характера, позволяющая применить знания и опыт в новой учебной ситуации.

Все практические работы являются этапом комбинированных уроков. В программе запланировано 15 практических работ: тренировочных - 5, итоговых – 10.

Итоговые оценочные работы составляют около 66% работ, в тематическом планировании они выделены жирным шрифтом и подчеркнуты.

Итоговые (оценочные) практические работы:

10 класс

  1. Типы стран современного мира.

  2. Государственный строй и административно-территориальное устройство стран мира.

  3. Характеристика ПГП одной из стран мира (по выбору уч-ся)

  4. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира.

  5. Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира.

  6. Составление картосхем размещения основных районов энергетической, машиностроительной, химической отраслей промышленности.

  7. Обозначение на контурной карте районов распространения важнейших с/х культур.

11 класс

  1. (8) Составление сравнительной ЭГХ двух стран Зарубежной Европы.

  2. (9) Составление картосхемы производственных связей стран Северной Америки.

  3. (10) Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Лат. Америки.



Содержание программы
10 класс

(35 часов, 1 час в неделю)
Введение (1 час).

География как наука. Процессы дифференциации и интеграции в географии. Сквозные направления в географии. Экономическая и социальная география, как одна из «стволовых ветвей» географии. Современные методы географических исследований. Подразделение общегеографических методов на традиционные (описания, картографический, сравнительно-географический, статистический) и новые (математический, математико-географического моделирования, дистанционно-аэрокосмический, геоинформационный). Методы физической и социально-экономической географии. Источники географической информации. Географическая карта как важнейший универсальный источник информации. Переход от бумажной — к машинной информации. Значение Интернета и глобальных спутниковых систем информации. Понятие о геоинформатике и геоинформационной системе (ГИС).

Структура учебника. Как работать с учебником.
Часть I. Общая характеристика мира (33 часа).
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного предмета «География» iconРабочая программа по географии для 10 класса (базовый уровень)
Рабочая программа учебного предмета «География. Экономическая и социальная география мира» составлена на основании
Рабочая программа учебного предмета «География» iconПриказ директора моу «сош №17 г. Красавино» №01 10 /72 от 30. 08....
Рабочая программа учебного предмета «География. Экономическая и социальная география мира» составлена на основании
Рабочая программа учебного предмета «География» iconРабочая программа учебного предмета по географии для 9 класса Шамсутдинов...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ивановская основная общеобразовательная школа» муниципального образования «Лениногорский...
Рабочая программа учебного предмета «География» iconПрограмма учебного предмета «география»
«География» составлена на основе авторской программы Е. М. Домогацких для 5-9 классов. Программа соответствует Федеральному компоненту...
Рабочая программа учебного предмета «География» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Ка учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «География» iconРабочая программа по предмету «Русский язык»
Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Русский язык»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «География» iconРабочая программа предмета «география»
Николина В. В., Алексеев А. И., Липкина Е. К. География. Программы образовательных учреждений. 6-9 классы. География. Природа и люди....
Рабочая программа учебного предмета «География» iconРабочая программа учебного предмета «География»
Федерального Закона от 29. 12. 2012 г. №273 – фз «Об образовании в Российской Федерации» п, ст. 28
Рабочая программа учебного предмета «География» iconРабочая учебная программа учебного предмета «География»
И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г
Рабочая программа учебного предмета «География» iconРабочая учебная программа учебного предмета «География»
И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г
Рабочая программа учебного предмета «География» iconРабочая учебная программа учебного предмета «География»
И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г
Рабочая программа учебного предмета «География» iconПояснительная записка Ведение рабочая программа по биологии для основной...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета биология; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «География» iconРабочая программа учебного предмета география мбоу «Тюгеевская средняя...
«Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации...
Рабочая программа учебного предмета «География» iconРабочая программа предназначена для планирования преподавания курса...
Цель рабочей программы учебного предмета география создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом...
Рабочая программа учебного предмета «География» iconПояснительная записка Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения...
Рабочая программа учебного предмета «География» iconРабочая программа учебного курса «География»
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск