Скачать 213.61 Kb.
|
Министерство образования и науки МОУ Хатар-Хадайская средняя общеобразовательная школа им. Е.Х. Хулхасовой - Ехануровой Адаптированная программа курса «Окружающий мир в социокультурных условиях региона» (2 класс) Выполнила: учитель начальных классов Хажеева Мария Григорьевна Хадай 2010 Пояснительная записка Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, традиции, обычаи бурятского и русского народа, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей. Для того чтобы приобщить детей к глубинному традиционному наследию и культуре, разработан курс «Окружающий мир» с введением РНК. Кроме чисто познавательного он имеет важное воспитательное значение, так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствует формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании духовных ценностей, своего народа. Место нового курса — в образовательном компоненте «Окружающий мир» с введением РНК, с учетом часов национально-регионального компонента и интеграцией в уроки чтения, письма, развития речи, музыки, искусства и труда и т. д. Данная программа составлена на основе программы «Гармония» по учебнику «Окружающий мир», автор О. Т. Поглазова. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Основными задачами курса являются:
Примерное распределение часов
Красота и разнообразие неживой природы (12 ч) Отличительные признаки живого (все живое растет, развивается, размножается, дышит, питается, умирает). Проявление признаков живого у растений, грибов. Местные растения, грибы, животные — живые организмы. Основные объекты неживой природы, наблюдаемые на дневном и ночном небе (Солнце, облака, Луна, звезды и созвездия). Красота неба. Цвет неба утром, днем, вечером и ночью. Значение солнца у бурят. Солнце — звезда, ближайшая к планете Земля. Значение Солнца для растений, животных и человека (источник света и тепла). Солнце и здоровье. Как беречься от жаркого солнца. Почитание Солнца древними. Образ Солнца в произведениях бурятских писателей. Разнообразие форм и цвета облаков. Значение облака у бурят. Что несут с собой облака (дождь, снег, град, грозы). Кислотные дожди. Виды облаков (перистые, кучевые, слоистые, тучи). Из чего состоят облака (из капелек воды или кристалликов льда). Красота ночного неба. Луна — самый крупный и яркий объект на ночном небе. Значение луны у бурят. Отчего светится Луна (отражает свет невидимого ночью Солнца). Разнообразие вида Луны (фазы Луны). Звезды и созвездия (группы звезд). Красота и разнообразие созвездий. Виды форм земной поверхности: равнины, холмы, горы, овраги родного края. Разнообразие форм и высоты гор. Части холма, горы (вершина, склон, подошва). Как образуются овраги. Борьба с оврагами. Красота природного пейзажа (изображение земной поверхности на полотнах бурятских художников; красота земли в произведениях поэтов). Что портит красоту земли (местные карьеры и отвалы, свалки из промышленных и бытовых отходов). Возможность нахождения на свалках ядовитых веществ. Бережное отношение к родной земле. Значение воды для человека, растений, животных. Источники питьевой воды (реки Курумчинской долины, колодцы, родники). Много ли на Земле питьевой воды (соленость воды океанов и морей). Виды природных водоемов родного края: моря, озера, реки, болота. Куда текут и впадают реки (в другие реки, в озера, в моря). Части реки: исток, притоки, устье. Зачем нужны болота (кладовые запасов пресной воды). Искусственные водоемы (водохранилища, пруды, каналы). Красота водопадов, гейзеров, фонтанов. Проблема загрязнения рек промышленными и сельскохозяйственными отходами. Бережное отношение к воде. Безопасное поведение на берегах водоемов. Наблюдения, практические и творческие работы: изготовление моделей облаков; домашнее наблюдение звездного неба; изготовление аппликации «Ночное небо»; изготовление из пластилина моделей разных форм рельефа; изготовление аппликаций «На озере Байкал», «Болотное царство». Экскурсия на природу (к берегу реки Тамаринка, к холму «Улан»). Человек — часть живой природы (4 ч) Чем человек похож на животных и чем отличается. Одно из важнейших отличий человека от животных — способность изобретать, творить новое. Понятие о народе, народной культуре. Чем отличаются друг от друга и чем могут быть похожи люди. Какие черты характера человека позволяют судить о его красоте (щедрость, искренность, честность, доброта, умение дружить). Эмоции человека: радость, грусть, гнев, удивление. Что делает человека некрасивым (грубость, неряшливость, жадность, нечестность, леность, недоброжелательность). Правила вежливости. Может ли считаться красивым человек, обижающий животных, портящий красоту природы. Здоровье — тоже красота. Как сохранять и укреплять свое здоровье. Режим дня. Чем природа может помочь человеку сохранить здоровье. Значение физической культуры. Спорт и здоровье. Многообразие видов народной художественной культуры. В человеке все должно быть прекрасно (внешность, мысли, чувства, поступки). Твои отличительные признаки (рост, вес, внешний вид, черты характера, умения, увлечения). Что надо делать, чтобы стать красивее. Ты — член семьи и общества (6 ч) Семья, в которой ты живешь: состав семьи, сколько поколений живет в семье. Твоя родословная: ближайшие родственники и предки. Профессии твоих родителей и предков. Семейные традиции в твоей семье. Распределение обязанностей в семье. Твои обязанности в семье. Твой родной край, родные места твоей семьи. Что такое Родина. Твоя Родина — Россия, одно из крупнейших государств мира. Просторы и природные богатства России. Россия — многонациональное государство. Народы, населяющие Россию. Флаг и герб России. Конституция — основной закон страны. Обязанности и права гражданина России. Государственные и народные праздники. Москва — столица России, ее административный, промышленный и культурный центр. Самые большие города России. Города-герои России. Столица Бурятии - Улан-Удэ. Главное богатство Родины — ее народ, ее люди-творцы. Человек — творец (7 ч) Творческие способности человека и возможность их развития. Талант и трудолюбие. Красота человека-творца, мастера своего дела. Кем ты мечтаешь быть. Человек — строитель своего дома, поселка, города. Что такое деревня, село, улус, город. Что производят жители городской и сельской местности. Бурятские блюда. Как и из чего строили в старину современные жилища (бурятские юрты). Город (поселок), в котором ты живешь. Почему так назван твой город (поселок, село). Красота площадей улиц, парков и скверов города, села. Культурные центры, городские театры, музеи, библиотеки, стадионы. Объекты городского хозяйства: почта, магазины, поликлиника, аптека. Достопримечательности твоего города, села (самые красивые и самые знаменитые здания). Что портит красоту твоего города, села. Как сделать город, село краше. Важность озеленения городов. Человек — изобретатель транспортных средств. Что человек подсмотрел у природы, изобретая различные транспортные средства. Виды транспортных средств: наземные, водные, воздушные. Виды пассажирского и специального транспорта. Проблема загрязнения окружающей среды транспортом. Каким должен быть транспорт будущего. Разнообразие предметов быта людей в прошлом и сейчас. История письменности и книги. Бережное отношение к книге — источнику знаний. Как и с помощью чего считали раньше. Современные счетные устройства. Почта, телефон, радио, телевизор — средства связи. Правила безопасного пользования осветительными и другими бытовыми электрическими приборами, противопожарная безопасность. Виды художественного творчества человека: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Художественные и исторические музеи — хранители старинных и современных произведений искусства и предметов быта. Разнообразие профессий людей. Для чего создали роботов. Основные занятия людей в городской и сельской местности. Профессии, связанные с природой. Влияние человеческой деятельности на природу. Чем занимаются экологи. Наблюдения, практические и творческие работы: составление родословной; составление карточки-определителя «Какой я»; придумывание и показ сюжетных сценок «Волшебные слова»; выяснение местонахождения ближайших к дому объектов городского сельского хозяйства: почты, магазинов, поликлиники, аптеки, библиотеки; освоение на столе правил обхода автобуса, троллейбуса, трамвая; выявление источников загрязнения своего двора, своей улицы; составление проекта украшения двора или улицы зелеными насаждениями. Экскурсии: к достопримечательностям города, в исторический или краеведческий музей, в музей истории техники (архитектуры), в художественный музей, школьный музей. Красота и симметрия в окружающем мире (5 ч) Многообразие форм объектов окружающего мира. Симметричные и несимметричные объекты окружающего мира. Многообразие видов симметрии. Зеркально-симметричное расположение предметов. Где важна и нужна симметрия. Примеры симметрии строения растений, тела животных и человека. Использование симметрии в творениях людей. Наблюдения, практические и творческие работы: проверки | симметричности плоских фигур; вырезание из бумаги симметричных фигур и салфеток; составление бордюров и национальных орнаментов; выявление симметричных узоров на предметах домашнего обихода. Экскурсии: по деревне, в лес, в школьный музей. К концу 2 класса учащиеся должны знать: отличительные признаки живого; три царства живой природы (растения, грибы, животные); что относится к неживой природе; объекты дневного и ночного неба: облака, Солнце, Луна, звёзды и созвездия; основные формы земной поверхности (равнина, холм, гора, овраг); части холма (вершина, склон, подошва); основные виды природных и искусственных водоёмов (океан, море, озеро, река, болото, пруд, канал, водохранилище); части реки (исток, притоки, устье); человек - часть живой природы; средства сохранения и укрепления здоровья человека: личная гигиена, режим дня, общение с природой, физкультура, знание правил безопасного поведения; народные способы закаливания детей; в чём красота человека; правила культурного общения со взрослыми и сверстниками; что такое семья, обязанности члена семьи; семейные праздники; что такое Родина, название своей страны и её столицы, флаг и герб своего государства; памятники природы Бурятии; чем отличается город от села; что производят жители городской и сельской местности; виды наземных, водных, воздушных транспортных средств, средств связи; назначение музеев; виды художественного творчества человека; среди объектов окружающего мира есть несимметричные и симметричные объекты, обладающие разными видами симметрии. Учащиеся должны уметь: выделять отличительные признаки объектов окружающего мира; определять существенные признаки групп объектов; анализировать объекты окружающего мира, выделяя его части (части холма, части реки); магическую функцию узоров, их семантической и цветовой символики; определять и называть своих ближайших родственников; вежливо общаться со взрослыми и сверстниками; объяснять, чем важны для здоровья Солнце, воздух и вода, свою родословную; рассказывать о назначении объектов городского хозяйства и о достопримечательностях родного города (села), (магазин, почта, аптека, поликлиника); называть по 2 примера наземных, водных, воздушных транспортных средств и выделять некоторые их отличия друг от друга; правильно обходить автобус, троллейбус, трамвай; правильно пользоваться осветительными и другими электрическими приборами; магическую функцию почитания животных, деревьев бурятского на рода отличать симметричные объекты от несимметричных; рисовать и вырезать из бумаги фигуры и узоры с разными видами симметрии; вести наблюдения в природе, в быту, в городе и рассказывать о своих наблюдениях; использовать дидактический рисунок для познания окружающего мира; легенды, предания, мифы песни сказки об охране природы; Учащиеся должны понимать: значение Солнца, воды для всего живого на Земле; человек не должен загромождать землю горами промышленных и бытовых отходов; расположенные на берегах водоёмов города, промышленные и сельскохозяйственные объекты являются источниками их загрязнения; что на Земле мало чистой питьевой воды и её необходимо беречь; человек красив не только внешностью, но в большей степени - своими душевными качествами, поведением, поступками, своим мастерством и своими творениями; красота человека несовместима с плохим отношением к окружающим людям, животным, к природе; здоровье - тоже красота; для сохранения и укрепления здоровья важны личная гигиена, режим дня, общение с природой, физкультура; надо выявлять и развивать свои творческие способности; они являются членами семьи, родители нуждаются в их помощи; они члены классного коллектива, члены общества горожан (односельчане), граждане своей страны; надо внимательно, доброжелательно, дружески относиться к сверстникам, уважительно к старшим, любить свою Родину и её народ; Россия - одно из крупнейших многонациональных государств мира; все народы равны между собой; надо уважительно относиться к культуре, обычаям, языку других народов; край, где они живут - их малая родина, которую надо беречь и любить; охранять и ухаживать за природными памятниками окрестных мест; город - это сложное творение человека- строителя, в котором, кроме жилищ, сооружаются различные объекты городского хозяйства и объекты культуры; которые надо беречь и сохранять; надо поддерживать чистоту и беречь зелёные насаждения в городе; письменность, книги, вычислительные средства - одни из важнейших творений человека; искусство - это одна из сфер творчества человека; все профессии важны и нужны; для многих профессий важны знания о живой и неживой природе; жизнедеятельность людей может оказывать положительное и отрицательное влияние на природу, человек может и должен сохранять её; важность и целесообразность симметрии в естественном и рукотворном мире. Тематическое планирование уроков по «Окружающему миру» с введением РНК во 2 классе
Список литературы 1. Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии / Под ред. 2. 2. 2. Абаева Н.В.-Новосибирск, 1992. 3. Басаева К.Д. Семья и брак у бурят.-Улан-Удэ, 1991. 4. Баторов П.П. Белкование у аларских бурят и народные поверья // Бурятиеведение.-1925.-№1гС. 9-12. 5. Болонев Ф.Ф. Календарные обычаи и обряды семейских. -Улан-Удэ, 1975. 6. Галданова Г.Р. Почитание животных у бурят // Буддизм и традиционные верования Центральной Азии.-Новосибирск, 1991. 7. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов.-СПб., 1709. 8. Кудрявцев А.А. История бурят-монгольского народа (от XVII в. до 60-х XIX в.).-М., 1940. 9. Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма.-Новосибирск, 1980. 10. Михайлов В.А. Бурятская юрта.-Улан-Удэ, 1994. 11. Окладников А.П. Очерки из истории западных бурят-монголов (ХУИ-ХУШ вв.).-Л., 1937. 12. Окружающий мир. О.Т. Поглазова, учебник-тетрадь 1, 2 часть. 13. Окружающий мир. О.Т. Поглазова. Методические рекомендации. - Смоленск: Ассоциация XXI в., 2001 14. Потанина А.В. Рассказы о бурятах.-М., 1912. 15. Потанина А.В. Рассказы о бурятах, их вере, обычаях.-М., 1905. 16. Соктоева И.И. Изобразительное и декоративное искусство Бурятии.-Новосибирск, 1988. 17. Уледов А.К. Духовная жизнь общества.-М., 1980. 18. Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские хроники и родословные.-Улан-Удэ, 1979. |
Класс: 2 класс Название материала Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2011 2012 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования... | Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена на основе стандарта начального общего... | ||
Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир, 1 класс... А. А. Вахрушева, А. С. Раутиана; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования... | Учебный курс «Окружающий мир» Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А. А. Плешакова «Мир... | ||
Конспект урока Окружающий мир 2 класс «Животные леса» Учебный комплект (система учебников, автор учебника, стр в учебнике): «Школа России». Окружающий мир, 3 класс. Плешаков А. А., стр.... | Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» (3 класс) Учебник «Окружающий мир», А. А. Плешаков. «Просвещение», аоа «Московские учебники», Москва 2012 г | ||
Пояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир» | Конспект урока «Домашние животные. Значение домашних животных в жизни... Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир, 2 класс, 2 часть. М.: Академкнига/учебник, 2007 | ||
Плешаков А. А. Окружающий мир 1 класс, М.: Просвещение, 2007 Плешаков... Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова "Окружающий мир", утвержденной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предмет: окружающий мир Класс: 2 умк: «Окружающий мир». Плешаков А. А. Школа России | ||
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2011 – 2012 учебный год составлена на основе стандарта начального общего... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А. А. Плешаков Окружающий мир: рабочие программы: 1-4 класс. М.: «Просвещение», 2011г. К учебнику А. А. Плешаков Окружающий мир.... | ||
Календарно-тематическое планирование на 2013 2014 уч г. Предмет:... Учебный комплекс для учащихся: учебник «Окружающий мир» 3 кл., авт. А. А. Плешаков | Урок проект «Окружающий мир» 4 класс система Л. В. Занкова Дмитриева Н. Я.,Казаков А. Н. Окружающий мир: учебник для 4 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2012 | ||
Пояснительная записка Изучение учебного курса «Окружающий мир» Изучение учебного курса «Окружающий мир» рассчитано на четыре года (по2 часа в неделю) на уроках ознакомления с окружающим миром... | Урока проектная задача окружающий мир, технология по теме: «Московский кремль» Учебник: «Окружающий мир» 2 класс, А. А. Плешаков, М: «Просвещение», «Технология» 2 класс,М: «Просвещение» |