МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 156» ГОРОДА КРАСНОДАРА
350072 г. Краснодар, ул. им. 40- летия Победы , 29/2 тел/факс (861) 257-10-89
e-mail: KRSSkazka156@mail.ru
Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников с нарушениями речи через внедрение регионального компонента в логопедическую работу.
Автор: учитель-логопед МДОУ
«Детский сад компенсирующего
вида №156» г. Краснодара
Цыганок Ирина Юрьевна
Пояснительная записка. В настоящее время имеется большой контингент детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), для этих детей не выявлены и не обоснованы с позиций современных научных достижений сущностные характеристики процесса формирования основ, патриотического воспитания дошкольников с нарушениями речи.
Дети с ОНР испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: несформированность чувства языка; неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности. Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может и должно служить средством в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей. Одной из форм развития патриотического воспитания является внедрение регионального компонента в логопедическую работу с детьми.
Анализ состояния теории и педагогической практики позволили выявить противоречия между:
- современными высокими требованиями общества в патриотическом воспитании дошкольников и отсутствием теоретической и методической разработанности для формирования патриотической воспитанности у детей с нарушениями речи в дошкольных учреждениях;
- значительными потенциальными возможностями патриотического воспитания для личностного развития, социального становления, преодоления имеющихся нарушений речи у дошкольников и отсутствием целостной модели процесса их патриотического воспитания.
Проблемы развития патриотического воспитания дошкольников с речевым недоразвитием через внедрение регионального компонента доказывают актуальность необходимости создания условий для патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
В соответствии с изучением потребностей, литературы по краеведению, можно сделать вывод о том, что патриотическое воспитание дошкольников с речевыми нарушениями через внедрение регионального компонента будет эффективным, если:
- определены основные критерии формирования патриотизма у дошкольников с нарушениями речи;
- разработана и внедряется в педагогический процесс модель коррекционно-развивающего пространства .
- внесены элементы патриотической направленности в формирование речевых навыков такие как: обогащение и активация словарного запаса; правильное употребление грамматических категорий родного языка; развитие навыков связной речи;
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями речи будет эффективно при условии создания трехвекторной системы коррекционно-развивающего пространства, включающего:
1) общеобразовательное и коррекционно-развивающее воздействие патриотической направленности на детей дошкольного возраста с нарушениями речи, базирующееся на разработанной комплексной программе патриотического воспитания:
а) логопедическую коррекцию на фронтальных занятиях по формированию знаний о родном крае патриотической направленности;
б) проведение в группе комплекса интегрированных занятий воспитателем по тематическому плану работы патриотического воспитания дошкольников с нарушениями речи;
в) проведение музыкальным руководителем тематических утренников патриотической направленности.
2) просветительскую работу с родителями;
3) повышение педагогической компетентности педагогов в области патриотического воспитания дошкольников с нарушениями речи.
В нашем дошкольном учреждении внедрение регионального компонента осуществляется на занятиях всех специалистов. Вот некоторые конспекты логопедических занятий по формированию нравственно-патриотического воспитания дошкольников с нарушениями речи.
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе
«ЗНАКОМСТВО С СИМВОЛИКОЙ КРАЯ». Программные задачи:
1. Познакомить детей с государственной символикой края: гербом, флагом, гимном.
2. Расширить представления детей о стране, родном крае, в котором они живут; воспитывать любовь к родному краю, Родине.
3. Активизировать словарь по теме.
4. Учить изменять слова в роде, числе, падеже.
5. Воспитать чувство гордости за свою Родину, чувство патриотизма.
Оборудование:
1. Изображение герба, гимна, флага Кубани.
2. Музыкальная запись гимна Краснодарского края
3. Политическая карта мира.
4. Картинки гербов России и Краснодарского края.
5.Макет кораблика. Ход занятия:
Логопед:
-Ребята, сегодня мы поговорим о символах Краснодарского края.
Читает пословицы русского народа:
Родная сторона, как мать: и накормит и приласкает.
Родная сторона - мать, чужая - мачеха.
- С кем сравнивает родину русский народ? (с матерью)
- А вы знаете, как зовут вашу маму? Поднимите руки кто знает имя и отчество своей мамы, а можете его назвать? (Ответы)
-Так же вы должны знать название своей страны, родины в которой вы живёте и которая о вас заботится.
-Как же называется страна в которой мы родились и живём? (Россия)
Политическая карта мира - А что для нас Россия?
- Как мы называем страну в которой мы родились? (Родина, Отечество)
- Россия это самая большая в мире страна. Когда в Москве вечер, то на Чукотке день.
-Посмотрите на карту, мы здесь видим много разных стран.
-Как на карте одна страна отличается от другой? (По цвету)
-А сейчас мы найдём на карте найдём нашу Родину - Краснодарский край.
(краснодарский край выглядит на карте как маленькое родимое пятно).
- У всякого государства и почти у всякого города есть свой отличительный знак. Такой знак мы называем гербом. Герб изображён на печатях, документах, медалях, монетах.
Давайте познакомимся с гербом Краснодарского края. Новый герб Краснодарского края был утверждён Законодательным собранием 24 марта в 1995году.
-Что изображено на гербе Краснодарского края?
На зелёном щите изображена крепость, говорящая о военных заслугах казачества с двумя круглыми башнями с открытыми воротами.
Щит украшен золотыми дубовыми листьями, соединёнными алой лентой, над щитом накрест расположены 4 лазоревых знамени, украшенных золотой бахромой, и с вензелями, окружёнными дубовыми и лавровыми ветвями. В золотой верхней части щита чёрный орёл.
- Где мы можем видеть изображение герба?
Герб помещён на зданиях местного самоуправления, в кабинетах глав администраций, в залах законодательного собрания)
Физминутка. Ветер по морю гуляет (шагаем) И кораблик подгоняет (машем руками) Он бежит себе в волнах (бег на месте) На раздутых парусах.. (дуем)
- Дети, внимательно посмотрите на кораблик, что развивается на кораблике? (паруса, Флаги)
- А сейчас мы рассмотрим изображение флага Краснодарского края.
- Какую форму имеет наш флаг? ( прямоугольную)
- Кто из вас знает, как иначе называется флаг? (знамя)
Эти слова означают одно и тоже, только слово знамя - славянское, а флаг - голландское.
В 1919году Законодательная рада утвердила флаг Кубанского края .Он представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из 3 горизонтальных полос.
- Какие цвета вы видите на флаге нашего края?
(На флаге Краснодарского края полосы лазоревого, малинового и зелёного цветов) Расшифровка полос
Верхняя узкая полоса лазоревого цвета символизирует иногороднее население края
Средняя широкая полоса малинового цвета символизирует казачье население
Нижняя узкая полоса зелёного цвета символизирует черкесское население.
Флаг - это полотнище, состоящее из 3 горизонтальных полос лазоревой, малиновой ( она вдвое шире остальных) и зелёной. В центре золотом изображается герб края.
- Где мы можем видеть флаг? (На зданиях)
Флаг Кубани поднимают перед проведением праздников.
Флаги поднимают в случае победы наших спортсменов на соревнованиях. Мы должны гордиться своим флагом.
Представьте, что наш кораблик участвует в спортивных соревнованиях по гребле.
Наше парусное судно с Кубанским флагом финиширует первым. Наступает торжественный минута награждения и звучит Гимн Кубани
- А кто слышал Гимн Краснодарского края?
- Где и когда вы его слышали?
- Кто знает слова гимна Краснодарского края?
Слово ГИМН - в перевод с греческого означает «хвалебная, торжественная песня». Гимн мы слышим в дни торжественных праздников.
Давайте послушаем гимн Краснодарского края
-ГИМН СЛУШАЮТ СТОЯ, ВЫРАЖАЯ УВАЖЕНИЕ К КРАЮ, СЕРЬЁЗНО, МОЖНО ПОДПЕВАТЬ, СОЛДАТЫ И ОФИЦЕРЫ ОТДАЮТ ЧЕСТЬ, А МУЖЧИНЫ СНИМАЮТ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ.
- Гимном Краснодарского края является произведение на стихи полкового Священника К. Образцова, положенное на народную музыку, Но сколько бы хороших песен ни будет сложено о Кубани, они, можно не сомневаться , не затмят песню «Ты, Кубань, ты наша Родина».
- Она и сегодня как 90 лет назад, волнует сердца кубанцев, вызывает гордость за героическое прошлое, учит любить и беречь Родину, Нашу Кубань.
Итог
Подводя итог занятия, воспитатель спрашивает детей о каких символах Кубани они сегодня говорили, хвалит ребят.
-Послушаем стихотворение о Родине.
Встанем утром рано.
Выглянем в окно
Смотрит с неба солнце,
Светит нам оно.
Всё, что ясным утром
Видно из окна-
Это наша Родина,
Родная сторона.
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе
«Наш любимый город Краснодар» Цели:
закрепить знания детей о родном городе Краснодаре;
уточнить представления детей о достопримечательностях города, об эмблеме города;
развивать связную речь при составлении описательного рассказа по фотографии и рисунку;
упражнять в создании коллективной работы;
воспитывать любовь к своему городу.
Предварительная работа:
-Экскурсия по городу.
-Рассматривание альбома с фотографиями.
-Заучивание стихотворения о городе Краснодаре.
Материал: фотографии города; эмблема города. Альбомный лист, гуашь, кисть, акварельные краски; цветные карандаши.
Ход занятия.
Логопед: Сегодня, дети, я хочу поговорить с вами о .... А о чем, вы догадаетесь, когда соберете картинку.
Дети двумя подгруппами собирают разрезную картинку «Герб города».
Логопед: Что у вас получилось?
Дети: Это герб нашего города.
Логопед: Верно! Что же еще вы знаете о Краснодаре. С помощью диктофона я буду брать у каждого интервью.
Вопросы:
1. Как называется наш город?
2Как ты думаешь, почему наш город имеет такое название?
3.Как называют жителей нашего города?
4.Сколько лет нашему городу?
5.Какие ты знаешь улицы в нашем городе?
6.Скажи ласковые слова о нашем городе.
7.Как называется река?
8.Назови самое красивое место в городе.
9.Что нужно сделать, чтобы город оставался красивым и чистым?
Логопед: Спасибо! Много вы знаете о нашем городе. Давайте сядем в волшебный поезд и поедем на фотовыставку о нашем городе (звучит песенка о поезде, дети рассматривают фотографии).
Предлагаю каждому выбрать одну фотографию и рассказать о достопримечательностях города.
Интересно вы рассказывали о городе. А хотели бы вы нарисовать наш город?
Дети: Да, хотим!!!
Логопед: Я начала рисовать площадь, улицу, помогите мне продолжить. А для этого нам нужно сесть в волшебный поезд и поехать туда, где нас ждут краски, карандаши все то, что необходимо для рисования. (Дети садятся в поезд и едут к столам, где можно выбрать материал для рисования.)
-Подумайте, что вы будете рисовать?
Дети начинают рисовать, включается музыка. По окончанию работы дети раскладывают рисунки на ватмане и рассказывают о них.
Логопед: Вот какой красивый наш город. Давайте прочитаем стихотворение о нашем любимом городе Краснодаре. (Дети читают стихотворение по 2 строчки.)
Земля - большой и круглый шар, На нем есть место - Краснодар, Где расположена и школа и наш дом, Где с мамой, папой и сестричкой мы живем! Березки есть, есть ивы, тополя, Растит их всех кубанская земля! У нас есть очень интересные места, Мила мне Краснодара красота! Вот чище всех и самая прекрасная Главная улица города - Красная, Надо вам книжку купить - чего проще, Есть книжный рынок в Первомайской роще, На Солнечном острове много зверей, Дети, идите, смотрите скорей! Поет кто громче всех - оставьте спор, Вот он - Кубанский Казачий хор! А это кто пропускает вновь гол? Желто-Зеленые! Мы пришли на футбол! Есть много интересного у нас, Про все мне и не рассказать за раз.
Библиографический список.
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: ЦГЛ. - 2005. - 256 с.
Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М.: ТЦ «Сфера», 1999 - 112с.
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников (младшей, средней, старшей, подготовительной к школе группах) детского сада г. Москвы. - М.: ЦГЛ. - 2004. - 256с.
Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Управление дошкольным образовательным учреждением №1(19), 2005.
Бабунова Е.С. Основы этнопедагогики: Учеб.-метод. пособие. Магнитогорск, 2004. 56с.
Борякова Н.Ю., Касицина М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. - М.: В.Секачев, ИОИ, 66 с., 2004г.
Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Наша Родина: Пособие для воспитателя детского сада / Сост. Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. - М.: Просвещение, 1984. - 304 с.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4 - 6 лет (старшая возрастная группа): Кн. Для воспитателя дет. Сада. - М.: Просвещение, 1987. - 207 с.
Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно- развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. Редактор С.Г. Шевченко. - М.: «Ника-Пресс», 1997 г.
Данилина Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - М.: АРКТИ, 2005. - 184 с.
Духовное и нравственное воспитание старших дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Сост. Н.П. Шитякова, Т.Г. Феоктистова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. - 72 с.
Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 160 с.
Ерохина Е.Л., Круглова Т.А. Государственные символы России: флаг, герб, гимн. Альбом для занятий с детьми 5-7 лет. - М.: Издательство «Ювента», 2002. - 13 с.
Знакомимся с Конституцией России: Иллюстративно-дидактический материал для детей младшего дошкольного возраста. - М.: АРКТИ, 2005. - 28 с.
Кириллова Ю.А., Лебедева М.Е., Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно- речевые занятия для дошольникова с ОНР 4 - 7 лет: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 - 224 с.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2000.
Мой дом родной. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Ред. - сост. Н.А. Арапова-Пискарева. - М., 2005. - 136 с.
Никонова Е.А. Чудо-богатыри земли Русской. Учебное пособие. - СПб.: «Паритет»,
- 48 с.
Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка- Пресс, 2003. - 200 с.
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/под общей ред. СГ. Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 96 с.
Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В., Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2005.-208с.
Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 144 с.
Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 64 с.
|