Скачать 147.72 Kb.
|
Тема урока: «Великие географические открытия». Тип урока: изучения и первичного закрепления. Оборудование:
План урока:
1. Путешествия португальцев (Б. Диаш, В. да Гама). Открытие морского пути из Европы в Индию вокруг Африки. 2. Христофор Колумб. Поиски пути в Индию. Открытие нового материка. 3. Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие. 4. Закрепление изученного на уроке.
Цели урока:
Конспект урока.
Ребята, вы уже обратили внимание на предметы на ваших столах? Лавровый лист, перец, корица, эти пряности в Европу привозили из Индии и Китая и стоили они дороже золота. Торговля ими давала огромные прибыли. Но все сухопутные пути в Индию держали в своих руках мусульмане. Стремление добраться до Индии и Китая и разбогатеть, торгуя диковинными товарами, привело ко многим открытиям. Эти открытия изменили представления о нашей планете и о жизни людей на ней. Времена, когда они совершались, получили в истории название эпохи Великих географических открытий. (тему урока записываем в тетрадь) О них нам и предстоит сегодня узнать. Цели урока:
Уметь:
Задание: - перед вами карточка с вопросами. Прочитайте их и дайте краткий ответ. Карточка №1 Какую роль в жизни людей играет появление новых орудий труда? Какие успехи были достигнуты в развитии ремесленной техники? (примерный ответ учащихся: стремясь облегчить свой труд и сделать его более производительным, крестьяне и ремесленники веками искали новые приёмы работы, вносили усовершенствования в орудия труда, изобретали новые) - каково же было значение технических открытий и изобретений XV- XVI веков? Заполните таблицу на карточке №2. Карточка №2
(проверяем таблицу, взаимоконтроль) И так, ребята, вам предстоит сделать вывод, к чему привели технические изобретения и открытия? У вас на столах есть карточка №3, которая поможет вам. (работа с карточкой №3) Карточка №3 Причины Великих географических открытий Рост производства товаров расширение торговли Рост потребностей европейцев в золоте и серебре Невыгодность торговли со странами Востока после завоеваний турок-османов невыгодность «Жажда золота» и поиск его европейскими мореплавателями Поиски новых морских путей в страны Востока Великие географические открытия Вывод: технические изобретения и открытия способствовали росту производства товаров, что в свою очередь привело к расширению торговли. Это и стало причиной великих географических открытий. (вывод записываем в тетрадь)
1. Путешествия португальцев (Б. Диаш, В. да Гама). Открытие морского пути из Европы в Индию вокруг Африки. Географическое положение Португалии способствовало превращению её в морскую державу. Освободившись от власти арабов, португальцы под руководством опытных генуэзских моряков и жителей о. Майорки овладели техникой морского дела, познакомились с арабской математикой и географией. Они вступили в борьбу с мавританскими пиратами, которые сильно мешали португальской торговле, и в 1415 году захватили Сеуту, расположенную на африканском берегу Гибралтарского пролива. С этого времени начинаются непрерывные плавания португальских моряков вдоль западного побережья Африки. Одним из таких моряков был Бартоломеу Диаш. ( историческая справка о Б. Диаш. Параллельно ведётся заполнение таблицы «Великие географические открытия» ) Сообщения: Бартоломеу Диаш. Надежда на ограбление всего африканского побережья ускорило португальское продвижение на юг. В начале 80-х годов Диего Као совершил три путешествия на юг Золотого берега и у южного тропика поставил каменный столб, воздвигаемой на открытой территории в знак её присоединения к владениям короля Португалии, наконец, Бартоломеу Диаш в 1488 году достиг мыса Доброй Надежды, обогнул его и вышел в Индийский океан. Однако экипаж его кораблей, утомлённый трудностями пути, отказался продолжать плавание, и Диаш был вынужден вернуться в Лиссабон, не достигнув берегов Индии. Но он утверждал, что от Южной Африки можно пройти морем до берегов Индии. Учитель: И эта мысль не покидала европейцев. На поиски морского пути в Индию отправился Васко да Гама. Васко да Гама. На поиски морского пути в Индию португальский король отправил новую экспедицию во главе с Васко да Гаммой. Через четыре с половиной месяца после отплытия португальцы обогнули Африку, и вышли к её восточному побережью. Где европейцы ещё не были. Сильные бури, и встречные течения затрудняли плавание. В мае 1498 года португальские корабли бросили якоря у индийского города Каликут. Васко да Гама побывал на приёме у раджи и, получив от него разрешения, приказал матросам закупать на берегу пряности, жемчуг и драгоценные камни. Нагрузив корабли восточными товарами, португальцы двинулись в обратный путь. 2. Христофор Колумб. Поиски пути в Индию. Открытие нового материка. Учитель: За шесть лет до открытия морского пути от Южной Африки до берегов Индии европейские мореплаватели пытались достичь Индии через западный (атлантический) океан. Одним из них был Христофор Колумб. Христофор Колумб. Родился в Генуе в 1451 году. Дата рождения всё ещё вызывает сомнения. Спорны и факты из жизни Колумба в Португалии. Поселившись в 70-х годах Лиссабоне, он продолжал заниматься составлением географических карт и мореплаванием. В это время у него возникает мысль о существовании морского пути в Индию через западный (атлантический) океан. Существует версия, что Фернандо Мартинецу, одному из приближённых португальского короля, другу Колумба, удалось привлечь внимание Альфонса V к проекту Колумба о возможности существования западного морского пути в Индию. Король поручил Мартинецу обратиться за советом к известному в то время космографу Пауло Тосканелли. Выдвинутый Колумбом проект не получил поддержки ни в Португалии, ни в Англии, ни в родной Генуе. Окончательно убедившись в этом, он в 1485 году переехал в Кастилию. Здесь в 1492г. королевой Изабеллой и королём Фернандом был утверждён договор с Колумбом о снаряжении кораблей, чтобы достичь Азии западным путём. 12 октября 1492 года корабли Колумба достигли берегов неизвестной земли. Учитель: Новый материк, открытый Колумбом , вначале стали называть Вест-Индией, то есть западной Индией. И лишь позднее его назвали Америкой. Почему так случилось? Ответить на этот вопрос вы сможете посмотрев фрагмент видеофильма (найдёте в учебнике на стр.19 пункт «Эти страны следует называть Новым Светом»). Ответ учащихся: …. 3. Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие. И так, поиски западного пути в Индию привели к открытию новой части света, но это не утолило жажду европейцев в новых географических открытиях. (просмотр видео фрагмента о путешествии Фернандо Магеллана). Фернан Магеллан. Сын португальского рыцаря, участник экспедиции Ф. да Альменды, долго служил в Индии, Софале и на Манокке. Бежав из Португалии в Испанию, заключил «капитуляцию» с королём и в сентябре 1519 года отправился в плавание. Он был убит 27 апреля 1521 года в стычке с туземцами на острове Макатан. Магеллан доказал своим путешествием не только шарообразность Земли, но и возможность обойти её кругом по водным просторам, а также наличие «часовых поясов» - разницы во времени, проистекающей из вращения Земли. 4. Закрепление изученного на уроке. 1) Проверка правильности заполнения хронологической таблицы «Великие географические открытия» Великие географические открытия
2)Работа с контурными картами: обозначьте маршруты известных вам путешествий. Учитель: После открытия испанцами и португальцами «новых» земель началось их завоевание, получившее название конкиста (в переводе с испанского - завоевание). У завоевателей был девиз: «Бог, слава и золото!» Подумайте, чьи это ценности? Представители каких слоёв населения могли входить в состав экспедиции завоевателей? Ответ учащихся: среди завоевателей были рыцари, наёмники, люди, не имевшие постоянного заработка, монахи. Среди них было много и тех, кто стремился скрыться от инквизиции. Учитель: Какие представления европейцев складывались об аборигенах? Познакомьтесь с фрагментами из дневника первого путешествия Колумба и ответе на вопросы. Из дневника Христофора Колумба 12 октября 1492 года после встречи с индейцами острова Гуанахани Колумб записал: «Поскольку они держали себя дружественно по отношению к нам и поскольку я сознавал, что лучше обратить их в нашу святую веру любовью, а не силой, я дал им красные колпаки и стеклянные чётки, что вешают на шею, и много других малоценных предметов, которые доставили им большое удовольствие. И они так хорошо отнеслись к нам, что это казалось чудом. Они вплавь переправлялись к лодкам, где мы находились, и приносили нам попугаев и хлопковую пряжу в мотках, и дротики, и много других вещей, и обменивали всё это на другие предметы, которые мы им давали, как, например, на маленькие стеклянные чётки и погремушки. С большой охотой отдавали всё, чем владели. Но мне казалось, что эти люди бедны и нуждаются во всём. Все они ходят нагие…и все люди, которых я видел, были ещё молоды, никому из них не было более 30 лет, и сложены они были хорошо, и тела у них были красивые, а волосы грубые, совсем как конские, и короткие… Некоторые разрисовывают себя чёрной краской...другие красной краской… они не носят и не знают железного оружия: когда я показывал им шпаги, они хватались за лезвия и по неведению обрезали себе пальцы. Никакого железа у них нет. Их дротики – это палицы без железа. Некоторые дротики имеют на конце рыбьи зубы, у других же наконечники из другого материала… Они должны быть хорошими, и толковыми, и сметливыми слугами – я заметил, что они очень быстро научились повторять то, что им говорилось, и я полагаю, что они легко станут христианами, так как мне показалось, что нет у них никаких верований. И, с Божьей помощью, я привезу отсюда для ваших высочеств шесть человек, которых возьму при отправлении в обратный путь, чтобы научились они говорить по-испански. Тварей никаких, кроме попугаев, я на острове не видел». Вопросы и задания:1. Какие действия аборигенов позволили Христофору Колумбу оценить их поступки как дружественные? 2. Найдите в тексте доказательства того, что аборигены и испанцы принадлежали к разным формам человеческого общества. 3. Следует ли из характеристики Колумба, данной им аборигенам, что он отнёсся к ним как к равным? Свою точку зрения подтвердите текстом. 3) Индивидуальная работа по карточкам (кроссворд).
По горизонтали: 1. Печь для выплавки металла. 7. Географическое положение какой страны способствовало превращению её в морскую державу? 8. Мореплаватель открывший мыс Доброй надежды. 10. У какого индийского города , в мае 1498 года, португальские корабли, под командованием Васко да Гама, бросили якоря. 12. Кто изобрёл книгопечатание в 1450 году. По вертикали: 2. Кто совершил первое кругосветное путешествие? 3. Назовите фамилию человека, именем которого назван целый материк. 4. Какое название получило завоевание испанцами и португальцами «новых» земель? 5. Прибор, с помощью которого определяют стороны света.6. Быстрый лёгкий парусник. 9. Тяжёлые ружья. 10. Назовите фамилию человека открывшего Америку. 11. В какую страну европейцы искали морской путь?
и Эрнандо Кортесе
|