Скачать 79.17 Kb.
|
Муниципальное специальное ( коррекционное ) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья , специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 59 VIII вида г.Томска. Учитель первой квалификационной категории Давудова Ирина Леонидовна Урок в 3 классе V вида по предмету « окружающий мир». Тип урока: урок- путешествие. Тема: В царстве грибов. Цель: Формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы. Развитие умений различать съедобные и несъедобные грибы, оказывать первую помощь при отравлении. Воспитание бережного отношения к природе вообще и к царству грибов в частности; правильного поведения в природе. Задачи: Познакомить с разновидностью грибов и особенностями строения шляпочных грибов. Показать значение грибов в жизни растений, животных и человека. Сформулировать правила сбора грибов. Ход урока: I. Организационный момент.Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На уроках и в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим. - А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте возьмемся за руки и друг другу передадим частичку тепла и доброты движением руки. Я передаю сигнал , а вы по цепочке принимаете его и передаете другому в виде пожатия руки. И таким образом сигнал, пройдя по кругу через каждого из вас, снова дойдет до меня. (Сигналы пожатия руки пошли от одного к другому) До меня сигнал дошел, Начинаем разговор. II. Повторение пройденного материала.- Мы сегодня с вами совершим воображаемое путешествие в лес. Слайд 1 А для этого мы должны четко представлять, куда мы идем. - Ребята, а что такое лес? (Это место, где много деревьев). - Совершенно верно, это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные. - Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи). - А для нас, человека, какое значение имеет лес? (Место отдыха, источник топлива, древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха). - Итак, мы отправляемся в лес на природу. Фонограмма “Звуки природы”. - Кстати, почему я вам не предлагаю спеть песню или включить магнитофон, чтобы было веселее идти? (В лесу нельзя шуметь, иначе птицы и звери разбегутся). - Молодцы! - А давайте вспомним, что такое природа? Слайд 2 (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека). - Какая бывает природа? (Живая и неживая). Слайд 3 - Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает). - Проверим, как вы хорошо различаете живую и неживую природу. Поиграем в игру “Кто внимательный?” На доске будут показаны явления живой или неживой природы, сначала надо перечислить, что относится к живой природе, а потом – к неживой. Слайд 4 - Ребята, а на какие два мира можно разделить живую природу? (На мир животных и растений). Слайд 5 III. Сообщение темы и задач урока.- Во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на то, о чём говорится в загадке: Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть – нет головы. - Что это? (это гриб). Верно. Речь пойдет о грибах. Слайд 6 - Существует даже целая наука, изучающая грибное царство. Она называется “микология” (“микос” – гриб, “логос” – наука). Слайд 7- 8 - Как можно перевести “микология” с латыни? (Наука о грибах). Нашим путеводителем будет лесник Добродей. Изображение персонажа помещается на доску. - Как вы думаете, почему у него такое необычное имя? - Я вижу, что вы вполне готовы, тогда давайте возьмем воображаемые лукошки и отправимся на “тихую охоту”. - Ребята, а кто знает, что означает “тихая охота”? Слайд 9 (Это собирание грибов.) IV. Изучение материала.- Сегодня за ваши правильные ответы вы будете получать грибочки . Лесник Добродей хотел бы знать: - Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? (Живая). - Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают…) - А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (К миру растений). - Почему? (Они растут на земле). - А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод). - Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток). - А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так “не умеют”. - В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет). - А к миру животных? (Тоже нет). - Так, что же такое грибы? (Наверное, это особое царство (мир) природы). Вывод: Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится Слайд 10 ни к миру растений, ни к миру животных. Лесник Добродей нашел первый гриб: Под старой сосною, Где склонился пень - старик, Окружён своей семьёю Первым найден… Боровик Рассмотрим гриб внимательнее, узнаем о его строении. Слайд 11 * Закрепим ваши знания, выполнив задание в рабочей тетради стр ….. ( Учащиеся подписывают части гриба на рисунке) Лесник Добродей вместе с вами нашел еще много разных грибов. Назовите их: Слайд 12 Загадки Очень дружные сестрички, Ходят в рыженьких беретах. Осень в лес приносят летом Золотистые…( лисички) Там, где елочки шумят. И трава примята Дружно шляпками блестят Скользкие …….(маслята) За кустом, где ручеек Плещется и скачет Этот гриб в листве Свою шляпку прячет Боровик( белый гриб) А за высохшей рекой У лесной опушки Под опавшею листвой Спрятались…( волнушки) Этот гриб наморщил лоб- Он сердит немножко, Что копает землю крот Рядом с его ножкой (груздь) Шляпки сдвинув набекрень Смотрят виновато. Облепив беднягу пень Малыши…( опята) Это съедобные грибы, значит их можно употреблять в пищу после специальной обработки ( варения, жарения, маринования, соления). Лесник Добродей опытный грибник знает грибные места. Слайд 13 Написаны слова: “дубовик”, “подберезовик”, “подосиновик”. - О чем говорят названия этих грибов? (Они растут под осинами, дубами и березами). - Совершенно верно. Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Например, маслята – под хвойными, белые – под дубами… - Почему так происходит? (Дети предлагают свои версии). - У них одинаковая питательная среда и они друг другу помогают. Гриб помогает дереву при помощи грибницы всасывать из почвы воду и минеральные вещества, а от деревьев взамен получают готовый сахар. Загадка Слайд 14 На грибы она сердита И от злости ядовита. Чопорна, как англичанка, - Это бледная … (поганка). - Красный в крапинку наряд, Брюки белые до пят, Снизу кружево-узор – Это яркий - … (мухомор) - Почему мы не будем брать эти грибы в кузовок? ( несъедобные) -Какие еще несъедобные грибы вы знаете? *( стр 121 учебника – рисунки, стр 120 – работа с текстом) На полянке увидели мухомор. Что вы сделаете? а/ пройду мимо; б/ собью его палкой или ногой, т.к.он вреден для человека; в/ вспомню слова учителя: «Всё в природе взаимосвязано. Уничтожая одно, вы приносите вред многим.» Какая же польза от мухомора? Вывод: Эти грибы нужны лесным обитателям, которые вылечивают себя от болезней. Заповедь должна быть одна – все живое имеет право на жизнь. Любуйся их красотой. Лесник Добродей У этих грибов есть шляпка, и относятся они к группе шляпочных грибов. Физминутка Ваня шел, шел, шел – Подберезовик нашел. Дима шел, шел, шел – И лисичку нашел. Катя шла, шла, шла – Сыроежку нашла. Андрей шел, шел, шел – Боровик нашел. Лесник Добродей собирая грибы, призывает помнить правила их сбора. * Работа с учебником стр 121 Слайд 15 - Что может произойти, если не соблюдать правила сбора грибов? 1. Исчезнут некоторые виды грибов. Слайд 16 Рассмотрите эти грибы ( стр 119). Они занесены в Красную книгу России, а значит, они редки и требуют особого внимания. 2. Человек может отравиться Помощь при отравлении грибами: Слайд 17-18 1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно вызвать “скорую помощь” по телефону “03”. 2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь: - нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты - дать холодный крепкий чай или кофе - уложить в постель на живот, положить в ноги грелку 3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории. Детям до 10 лет есть грибы, не рекомендуется! Лесник Добродей много интересного знает о грибах и о их разновидностях. Слайд 19 В лесу можно встретить шляпочные и древесные грибы, а дома мы часто сталкиваемся с плесневыми грибами. V. Закрепление пройденного материала ( самостоятельная работа)
VII. Подведение итогов урока.- Давайте подведем итоги. Слайд 20 Вопросы: Грибы – это растения или животные? (Особое царство природы). Какая часть грибов является самой важной? (Грибница). Какие бывают грибы? (Шляпочные, древесные и плесневые. Съедобные и ядовитые). Назовите самый ядовитый гриб. (Бледная поганка). Можно ли палками и ногами сбивать ядовитые грибы? Почему? (Ими лечатся животные). - Посмотрите, как оказывается много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах! - Сегодня мы так много узнали на уроке. - Наше путешествие в царство грибов подходит к концу. - Я хотела бы обратить ваше внимание на тот лесной трофей ваших знаний в корзине, который мы с вами собрали на “тихой охоте”. Рефлексия. Посчитайте свои грибы. Каждый грибок – это крупинка ваших полученных знаний. Оцените свою работу. - Давайте объединим их в общую корзину и вручим нашему гостю-проводнику Добродею. Поработали на “5”, А теперь всем отдыхать! - Всем спасибо за хорошую работу! Слайд 21 |
Урок по предмету "Окружающий мир" (3 класс) Тема: «Человек и природа.... «природы Экологическая опасность» и др.; фотографии растений, животных, занесенных в Красную книгу. Учебник “Окружающий мир”, 3Кл... | План-конспект интегрированного урока. Предметы: Окружающий мир и Основы православной культуры Учебный материал: окружающий мир- урок 7, с. 39-45; Древняя Русь- страна городов; опк урок 7; Устройство храма | ||
Урок по предмету «Окружающий мир» в 1 б классе по теме: «В царстве грибов» Формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы | Урок литературы в 6 классе Вьюшина Ирина Викторовна, учитель литературы,... ... | ||
Урок по предмету «Окружающий мир» 3 класс Тема: «Разнообразие животных» | Соловещук Ирина Александровна Класс: 4 Дата: 17. 02. 12г. Предмет: окружающий мир Тема урок Дать первоначальное представление о пищеварительной системе, работе органов пищеварения | ||
Урок по предмету «Окружающий мир» в 3 «Д» классе Тема: «Прирожденные разрушители» Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из 120 страниц текста, содержит введение, четыре главы, заключение, список литературы... | Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе Программа разработана на основе фгос ноо Федерального государственного образовательного стандарта по начальной школе второго поколения и на основе умк «Гармония» программы... | ||
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» «Окружающий мир» составлена на основе авторской программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России»,... | Урок проект «Окружающий мир» 4 класс система Л. В. Занкова Дмитриева Н. Я.,Казаков А. Н. Окружающий мир: учебник для 4 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2012 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок по теме «Разнообразие растений» проводится по курсу Окружающий мир в третьем классе по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг... | Урок по предмету «Окружающий мир» 2 класс тема: Водоемы Задачи: познакомить детей с разнообразием водоемов, частями реки, развивать способность к эстетическому восприятию природы | ||
Урок – сказка «Золушка». Вид: Урок закрепление пройденного материала. Тип Урок математики в 4 классе, по программе «Школа России», авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др | Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» Мбоу сош №2 г. Тайшета и авторской программы А. А. Вахрушева,, Д. Д. Данилова, А. С. Раутиана, С. В. Тырина «Окружающий мир»,Образовательная... | ||
Урок по предмету "Окружающий мир" Тема урока: «Почва. Свойства почвы» Сформулировать причины, какое значение имеет почва для животных, растений и человека | Учебный курс «Окружающий мир» Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А. А. Плешакова «Мир... |