Тема. Разнообразие растений





Скачать 70.67 Kb.
НазваниеТема. Разнообразие растений
Дата публикации05.10.2013
Размер70.67 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > География > Конспект
Конспект урока природоведения

(3 «г» класс, учитель Антонова Л.В.)

Тема. Разнообразие растений.

Цель: познакомить учащихся с основной классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений; сформулировать понятие «виды растений», «органы растений»; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: слайды с изображением различных групп и видов растений; таблицы «Разнообразие растений» и «Классификация растений».

Ход урока.

  1. Организация класса.

Сообщение дежурного прогноза погоды

Сегодня 27 октября ожидается облачная с прояснением погода, без осадков. В природе продолжается листопад. День убывает. Восход солнца в 8.25, заход в 18.00, долгота дня 9.35. По утрам на почве наблюдаются (или не наблюдаются) заморозки.

  1. Проверка домашнего задания. Слайды 1 – 10.

1 Ответьте на вопросы, записывая буквы правильных ответов.

2 Что такое почва?

я) Верхний слой земли, где есть песок и глина.

е) Верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух.

о) Верхний плодородный слой земли.

3 Какая главная часть почвы?

т) перегной;

д) песок;

б) глина.

4 Что образуется из перегноя под действием микробов?

м) вода;

н) воздух;

л) соли.

5 Что используют растения для питания?

е) микробы;

и) соли;

ю) перегной.

6 Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?

ш) песок;

щ) глина;

ч) перегной.

7 Какое главное свойство почвы?

н) плодородие;

л) поглощение воды.

8 Какая из почв самая плодородная?

а) каштановая;

у) подзолистая;

о) чернозем.

9 Какое слово получилось?

10 Отлично.

_ Что значит плодородная почва?

3. Работа над новым материалом.

Слайды №11, «12.

  • Вы, наверное, слышали выражение «Растения – зеленая одежда Земли». И действительно, на Земле почти повсюду есть растения. Они образуют леса, луга. Мы видим их в парках, садах, поле, на улицах городов и сел. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой!

  • Тема нашего урока «Разнообразие растений». Перед нами стоит цель: понять почему ученые распределили растения на низшие и отнесли к ним водоросли, и высшие и отнесли к ним мхи, папоротники, хвойные и цветковые. Поможет нам в этом учебник (с. 72)

  • Так чем же руководствовались ученые, классифицируя растения?

  • Каждое растение – это живое тело, организм. И хотя растения очень разнообразны, многие из них имеют такие органы: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.

Заполнение таблицы.




Корень

Стебель

Лист

Цветок

Плод

семена

Водоросли



















Мхи



















Папоротники



















Хвойные



















Цветковые



















  • Давайте познакомимся поближе с каждой из групп растений.

Слайд №13

  • Присев на берегу пруда или реки, вы можете полюбоваться белоснежными цветками кувшинки, послушать шелест рогоза и камыша в прибрежных зарослях. Поверхность прудов сплошь затянута ряской. Но все эти растения, хотя они и обитают в воде или рядом с ней, - не водоросли.

  • Чаще всего водоросли – это микроскопические организмы, плавающие или «парящие» в толще вод, это скопление зеленоватых нитей, называемых тиной, это буроватый ил на дне водоема, это слизистый налет на погруженных в воду предметах. Ошибочно представление о том, что водоросли живут только в воде. Очень много их в почве, в воздухе.

Слайд №14

  • А хлореллу можно найти в каплях дождя. Диатомеи – один из самых распространенных на Земле растений. Эти одноклеточные водоросли одинаково хорошо себя чувствуют в водах и снегах Арктики и Антарктики, горячих (до 85 градусов по Цельсию) гейзерах Исландии, почти в любых пресных и соленых водоемах. Роль диатомей в природе велика. Количество выделяемого ими кислорода сравнимо, пожалуй, только с тем, которое выделяют все высшие растения земного шара. Размер хлореллы и диатомеи здесь сильно увеличен. Самые крупные из них не превышают 1,5 мм.

  • Багряные и бурые – древняя группа водорослей, обитатели морей. В некоторых странах широко используют их в пищу как приправы и закуски.

  • В период массового размножения одноклеточных водорослей вода окрашивается яркими красками – «цветет», говорят в народе. Некоторые водоросли могут размножаться даже на снегу в горах или в полярных областях, придавая снегу различные оттенки. Снежные поля Гренландии порой окрашиваются то в желтый, то в зеленый, то в красный цвет. Быть может, именно этому Гренландия обязана своим названием (в переводе – зеленая страна).

Слайд №15

  • Мхи – любители сырого сумрака таежных лесов. В сухих местах мхи можно встретить не часто. Поскольку у мхов нет настоящих корней, а только лишь небольшие выросты, прикрепляющие их к почве, то вода из почвы для них почти недоступна. Довольствуются они росой и дождем. Но уж если идет дождь, то мхи не пропускают мимо себя ни одной капли. Они как гигантские губки впитывают влагу в себя, а затем постепенно и расчетливо отдают эту влагу большим и малым рекам, не давая им пересохнуть даже в разгар летней жары. Отмершие мхи образуют залежи торфа, который используют как топливо и удобрение. В сухом торфе можно хранить фрукты и овощи. Они долго сохраняют вкусовые качества.

Слайд №16

  • Папоротники – растения древние. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается один раз в год в глухую ночь под раскаты грома и при сверкании молнии в праздник Ивана Купалы (7 июля). Считалось, что кто сумеет сорвать этот цветок – тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав.

Многие искали цветок папоротника, но не нашли. Оказывается, на самом деле папоротник цветков не имеет, а размножается спорами. На обратной стороне листа появляются бугорки ржавого цвета (сорусы), рассыпающие коричневую пыль – споры. Каждый папоротник может дать миллионы спор. Любопытно, что вырастет из проросшей споры отнюдь не папоротник привычного нам облика, а нечто невиданное – маленькая зеленая пластинка величиной с арбузное семя.

  • Перед нами папоротник страусово перо. Неправда ли красиво!

Слайд №17

  • Папоротники – лианы высоко поднимаются по стволам деревьев; папоротники – эпифиты (т.е. живущие на стволах и ветвях деревьев.

  • Олений рог – эпифит – гигант порой весит около 100кг. Под тяжестью эпифитов иногда выворачиваются с корнями даже крупные деревья.

Слайд №18

  • Хвойные насчитывают около 600 видов. Сосна, ель… Вам хорошо знакомы эти деревья. Узнать хвойные легко. Почти все они вечнозеленые и вместо листьев у них иголки – хвоя. Хвоя бывает разной – твердой, колючей и мягкой, как трава. Бывает длинной, как вязальная спица и такой же толстой. Много интересного и полезного о хвойных вы узнаете, прочитав книгу «Это все хвойные».

Слайд №19

  • Самая большая группа – цветковые. Насчитывает более 250 тысяч видов. Название говорит за себя. А к какой группе вы отнесете каштан, березу, липу? Почему?

Слайд №20 – 23 Угадай-ка

  • Ты растение не тронь,

Жжется больно, как огонь.(крапива)

  • Горел в траве росистой,

Затем померк, потух

И превратился в пух.(одуванчик)

  • Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.(подорожник)

  • Стоят кругом сестрички

Желтые глазки. Белые реснички.(ромашки)

Слайд №24

  • А знаете ли вы, что в природе существуют карандашное дерево, хлебное, бумажное, клубничное, тюльпанное, железное? К какой группе вы их отнесете?

Слайд №25

Много трав растет полезных

На земле родной.

Помогают от болезней

Мята, пижма, зверобой.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

  • Ребята, а кто из вас во время болезни пользовался лекарственными растениями и какими?

4. Самостоятельная работа (печатные тетради).

  • Определите, к какой группе относятся данные растения, поставьте рядом соответствующую цифру.

Слайд №26 (Лесная поляна)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все и я и ты,

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты,

Если мы сорвем цветы… (Тим Собакин)

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется – природа,

Давайте же всегда ее беречь!

5. Итог урока.

  • Какой теме посвящен урок?

  • На какие группы разделили ученые растения?

  • Чем они руководствовались?

  • Какие растения вас удивили?

6. Домашнее задание. с.71.74

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема. Разнообразие растений iconТема: Комнатные растения
Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Органы цветковых растений – общий обзор
Тема. Разнообразие растений iconТема. Понятие, предмет, метод и система криминологии
Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Органы цветковых растений – общий обзор
Тема. Разнообразие растений iconУрок проект Тема урока: «Разнообразие растений на Земле»
Цель урока : знакомство с разнообразием растений на Земле, формирование умения работать в группах
Тема. Разнообразие растений iconТема: «Красная книга России. Правила поведения на природе».(третий...
Цель: Познакомить с названиями растений и животных Красной книги, правилами поведения на природе
Тема. Разнообразие растений iconЖертва научной ошибки
Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Органы цветковых растений – общий обзор
Тема. Разнообразие растений iconУчебнике “ Окружающий мир. 3 класс. Автор Н. Ф. Виноградова” по теме: «Растительный мир Земли»
Название проекта: “Разнообразие растений на Земле. Как сохранить это разнообразие”
Тема. Разнообразие растений iconМетапредметный подход в обучении химии. Сегодня понятия «метапредмет»
Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Органы цветковых растений – общий обзор
Тема. Разнообразие растений iconПлан подготовки к егэ по биологии. 2012/2013 учебный год
Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Органы цветковых растений – общий обзор
Тема. Разнообразие растений iconПлан подготовки к гиа по биологии. 2012/2013 учебный год
Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Органы цветковых растений – общий обзор
Тема. Разнообразие растений iconТема «Разнообразие растений»
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося...
Тема. Разнообразие растений iconУрок по окружающему миру. Тема: Разнообразие животных. Задачи
Ребята мы с вами знаем, что нас окружает мир живой и неживой природы: царство растений и царство животных
Тема. Разнообразие растений iconУрок по окружающему миру 4 класс Тема : Разнообразие природы нашей Родины
Тема: Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах России
Тема. Разнообразие растений iconОрганизационный момент
Биологическое разнообразие- разнообразие жизни на различных уровнях ее организации( внутривидовом, видовом и экосистемном), разнообразие...
Тема. Разнообразие растений iconУстановка Тариэля Капанадзе
Биологическое разнообразие- разнообразие жизни на различных уровнях ее организации( внутривидовом, видовом и экосистемном), разнообразие...
Тема. Разнообразие растений iconЭкзаменационные ответы по предмету «Литургика»
Биологическое разнообразие- разнообразие жизни на различных уровнях ее организации( внутривидовом, видовом и экосистемном), разнообразие...
Тема. Разнообразие растений iconРазнообразие растений
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск