Конспект занятия «Красная книга Волгоградской области. Растения»





Скачать 140.42 Kb.
НазваниеКонспект занятия «Красная книга Волгоградской области. Растения»
Дата публикации13.10.2013
Размер140.42 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > География > Конспект
Конспект занятия «Красная книга Волгоградской области. Растения»

Цели:
познакомить обучающихся с растениями, занесенными в Красную книгу Волгоградской области, их категориями редкости, расширять кругозор обучающихся.

Задачи:
развивать познавательную активность обучающихся, формировать потребность познавать природу своей малой родины, расширять знания об окружающем мире, стимулировать к поиску новых знаний;
воспитывать бережное отношение к природе, эстетические чувства;
формировать методом живописной импровизации непрагматичное отношение к природе родного края на основе применения художественных материалов.
Планируемые результаты: обучающиеся должны иметь представления о роли Красной книги в сохранении биоразнообразия природы Волгоградской области, знать основные категории растений (исчезнувшие виды, находящиеся под угрозой, уязвимые виды, редкие виды, виды с неопределенным статусом).

Средства обучения: компьютер для учителя, компьютеры для учащихся, проектор, экран, презентационное сопровождение урока «приложение 1», Красная книга Волгоградской области.

Метод обучения: словесный, наглядный, рассуждение, беседа.

Программное обеспечение: Microsoft Office, PowerPoint.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Учитель. Послушайте внимательно стихотворение и ответьте на вопрос: «О чем шептал материк, родники, река, олень?»

Смотрю на глобус-шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
“Ты береги нас, береги!”
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза,
И тихо шепчут родники:
“Ты береги нас, береги!”
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
“Ты береги нас, береги!”
Остановил олень свой бег:
“Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги.
Ты береги нас, береги!”
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: “Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!”.

Учитель. Какое обещание дает автор этого стихотворения всем тем, кого он услышал?

Ученики. Я сберегу вас, сберегу!

2. Роль Красной книги в сохранении биоразнообразия природы Волгоградской области. (Рассказ учителя в сопровождении презентации с демонстрацией Красной книги РФ, Волгоградской области).

Красная книга – аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений, грибов. Красные книги бывают различного уровня – международные, национальные и региональные.

МСОП – Международный Союз Охраны природы объединил и возглавил в 1948 году работу по охране живой природы государственных, научных и общественных организаций большинства стран мира. В числе первых его решений в 1949 году было создание постоянной Комиссии по выживанию видов или, как принято называть в нашей литературе, - Комиссии по редким видам.

Флора Волгоградской области отличается уникальным для равнинной части Восточной Европы разнообразием. По оценкам специалистов, на ее территории только сосудистых растений обитает более 2500 видов, многие из которых являются редкими. Причины редкости растений очень разные, отчасти связаны с естественными биологическими, экологическими и историческими факторами. Однако совершенно очевидно, что для многих видов главным обстоятельством, приводящим к сокращению численности и ареала, является хозяйственная деятельность человека. Растущее понимание необходимости бережного отношения к природе, несмотря на неотвратимость дальнейшего развития цивилизации, заставляет искать пути сохранения живой природы, и в первую очередь наиболее уязвимой ее части – редких видов. Красная книга Волгоградской области – официальный документ, содержащий справочную информацию о распространении, состоянии и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, животных и грибов, обитающих на территории области. Положение о порядке ведения Красной книги Волгоградской области утверждено Постановлением главы Администрации Волгоградской области от 13 октября 2004 года № 981. В нее включены виды, современное состояние которых вызывает серьезные опасения за их дальнейшую судьбу и даже выживание на территории области. По имеющимся данным, несколько видов растений, когда-то обитавших в нашей области, в настоящее время не обнаруживаются. Чтобы не допустить расширения этого списка и обеспечить условия для поддержания существования даже наиболее уязвимых из редких растений, необходимо жесткое регламентирование всех видов деятельности человека, которые могут нанести ущерб этим объектам. В соответствии с федеральным законодательством добывание, продажа, нарушение среды обитания для видов, занесенных в Красную книгу, запрещаются. Однако этих мер может быть не достаточно! Требуется специальные адресные программы по сохранении. А возможно, и целенаправленному разведению видов, особо в этом нуждающихся.

3. Сообщение темы и целей урока.

4. Изучение нового материала.

Учитель. Сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с редкими и нуждающимися в охране, и бережном отношении к ним человека, растениями. Будьте на занятии внимательными и постарайтесь запомнить названия этих растений!

Название растения, о котором я буду сейчас вам рассказывать, спряталось в этом стихотворении. Назовите его!

Там мрак и гул, обломки мифа,
Простор бескрайний, ковыли…
Глухой и мертвой схваткой скифа,
Хватают зори край земли.

Ученики. Ковыль.

Приложение 1, слайд 3

Учитель. Молодцы! Именно эти строки вспоминаются, когда случайно попадешь в такие уголки нашей области, где еще уцелел участки, нетронутых степей. Мало их осталось, но кое-где в Заволжье, в междуречье Волги и Дона сохранились крупные массивы ковыльной целины. Тот, кто хотя бы раз видел ковыльную степь в ее полной красе, никогда уже не забудет щемящего чувства восторга, которое возникает на открытом пространстве среди бескрайнего моря волнующего седого ковыля, особенно на закате или восходе.В предвечерние или утренние часы, когда лучи солнца подсвечивают серебристо-серые перья и слабый ветерок почти беззвучно шелестит среди степных трав, словно шепчет о чем-то, хочет сказать и все никак не выскажет свою извечную древнюю тайну… Когда же налетит шквалистый порыв перед грозой или подует степняк-суховей, заволнуется ковыльное море и пойдет седыми валами вдаль, унося твою душу в бог весть какие края. И стоишь ты среди этого бескрайнего степного простора, и ощущаешь себя частицей чего-то большого и одновременно песчинкой малой на этой древней и такой прекрасной земле… Что означает слово «ковыль»? Из толкового словаря Владимира Даля можно узнать, что название растения происходит от славянского корня и родственно словам «вилять», «ковылять», «колыхаться».

Ковыли представляют собой многолетние засухоустойчивые растения с узкими и длинными листьями. Цветки мелкие, невзрачные. Плоды - зерновки с длинным волосовидным выростом на верхушке, остью, в нижней части закрученной спиралеобразно, а выше почти голой.

Самый красивый представитель ковылей на территории нашего края, занесенный в Красную книгу не только Волгоградской области, но и России – Ковыль красивейший. Это растение имеет густоопушенные серебристые «перья» с длинными волосками. При созревании плоды, благодаря своим перьям, легко подхватываются порывами степного ветра и переносятся на значительные расстояния. Упав на поверхность почвы строго вертикально, они «зарываются» в землю с помощью специальных выростов на заостренном кончике зерновки. Во время первого же дождя спиралеобразно закрученная нижняя часть ости начинает раскручиваться и ввинчивается в почву на глубину несколько сантиметров. Таким образом, плоды ковыля сами себя зарывают в плотную степную почву.

Эта особенность ковылей имеет прямое отношение к животноводству. В заволжских степях чабаны казахи рассказывали, что после созревания плодов ковылей нельзя пасти отары овец в ковыльной степи. Неопытные молодые пастухи, пренебрегши таким запретом, рискуют лишиться значительной части своего стада, а оставшиеся животные будут серьезно болеть. Попадая в шерсть овец, зрелые зерновки ковылей род воздействием овечьего пота раскручиваются и ввинчиваются в кожу. При этом они не только дырявят шкуры, но и проникают глубоко в ткани тела животных, причиняя им мучительную боль и даже их гибель. Известны случаи травмирования и гибели коров и лошадей, когда зерновки ковыля попадали им в желудок, в нос, уши, в глаза. Отсюда и русское название этого растения «овечья смерть».

Интересное поэтическое объяснение этому обычаю можно найти в народных поверьях и легендах. Вот что говорится о ковылях в одном из донских сказаний, записанном известным собирателем казачьего фольклора, нашим земляком Степаном Земцовым: «Давно это было. В те времена гудела степь от копыт коней ногайцев да татар. Стонала донская земля от горя: угоняли степняки людей русских, молодежь и детей малых в рабство. Вслед за отрядами татарскими бежали по дороге матери, пытаясь в последний раз взглянуть на своих кровинушек, дочерей и сыновей ненаглядных. Хлестали их нещадно, лошадьми топтали. Обезумевшие от горя и отчаяния, взбегали тогда матери на придорожные курганы, рвали в безысходности свои поседевшие волосы и голосили, голосили. А потом падали на курганную землю и уже не вставали. С тех пор и одеты склоны степных холмов и курганов серебряным ковром волнующегося ковыля. Это седые волосы матерей наших взошли на горючих слезах. Оттого ковыль и волнист и мягок. А на вкус солоноват да горек.

Ни один зверь, ни одна животина не осмелится употреблять в пищу эту святую траву. Ни один человек не рвет ковыль в букеты – какая же от него радость? Ведь он – материнские, поседевшие волосы…»

Безвременник яркий. Приложение 1, слайд 4

Он и в самом деле необычен: прямо из земли выходят узкие тонкие лепестки нежно- розовой окраски, кверху они расширяются и образуют сначала трубку, а потом и сам воронковидный цветок. В народе его зовут Безвременник, потому что он цветет не ко времени осенью, в сентябре, когда пройдут осенние дожди и большая часть степных трав уже давно отцвела и отплодоносила. Листья у безвременника развиваются весной, а в июне уже увядают. У этого растения подземное хранилище запасных веществ – крупная клубнелуковица, покрытая темно-бурой чешуей.

Замечательной особенностью всех безвременников является наличие в их клубнелуковицах особой группы ядовитых веществ – алкалоидов, которые обладают способностью в ничтожных количествах приостанавливать деление клеток и потому используются для лечения ряда злокачественных заболеваний, а также широко применяются в научных исследованиях. В пределах нашей области он встречается в Котельниковском, Октябрьском, Светлоярском, Калачевском, Городищенском и Иловлинском районах. Основная причина сокращения числа местонахождений этого растения – это распашка участков земли, где он произрастает. Из-за своей редкости колхикум яркий внесен в списки редких и охраняемых видов растений Волгоградской области и в «Красную книгу» России. Наш долг – сохранить это прекрасное растение в составе степей области, сберечь его первозданную красоту.

Продолжение изучения новой темы.

Учитель. Водяной орех, или чилим. Приложение 1, слайд 5

Изредка на спокойной глади какого-нибудь водоема, озера, на не очень глубоких участках (0,5-2-3 м глубины) можно заметить округлую розетку из листьев. Осенью эта розетка из зеленой становится сначала оранжево-желтой, а затем багряно-красной. Это замечательное водное растение- Водяной орех, или чилим, ранее широко распространенное, а теперь сильно сократившееся в численности. Водяной орех-растение, сохранившееся у нас со времен межледниковый и являющееся наглядным доказательством существования в наших краях времен с более теплым климатом. Важнейшим условием произрастания водяного ореха – высокая температура воды, необходимая для развития цветков и завязывания плодов. При более внимательном изучении становится заметно, что листья его несколько напоминают листья березы, однако они более плотные. Плоды-орешки с острыми выростами – напоминают чертиков с рогами, отсюда и еще одно название этого растения – «чертовы орехи». У одного растения образуется до 10-15 плодов. Они довольно тяжелые и удерживаются на поверхности благодаря «плавательным пузырям» утолщенных черешков листьев. Осенью листья и стебли отмирают, и созревшие плоды падают на дно, закрепляясь в грунте своими рожками. А весной, по мере прогревания водоема (не ниже +10-12 градусов тепла) они произрастают.

Плоды водяного ореха вкусны и питательны, они содержат много полезных веществ. В пищу их употребляют в сыром, вареном, печеном, жареном виде. Мука может быть использована для выпечки хлеба и лепешек, приготовления каши, а поджаренные семена являются прекрасным заменителем кофе. Археологами доказано, что водяной орех использовали в пищу еще люди каменного века. В дореволюционной России крестьяне проводили массовые заготовки водяного ореха и продавали возами на рынках Владимира, Нижнего Новгорода и других городов. В прежние годы урожай водяного ореха достигал 4 тонны с гектара. В неурожайные годы водяной орех спасал жизнь многим людям. В старину жителей окрестностей Астрахани в шутку называли «чилимниками» по причине важности водяного ореха в их повседневном рационе. Астраханцы предпочитали отваривать чилим в соленой воде, а потом подсушивать – такие орешки считались лакомством. В довоенные годы орех употреблялся в пищу жителями Ерзовки, Калача-на-Дону, казаками на реке Медведице. Плоды водяного ореха используют как источник лекарственного сырья: в настоящее время из него изготавливают препарат, употребляемый против вируса гриппа и как общеукрепляющее средство. В настоящее время численность водяного ореха заметно сокращается, это связано с обмелением, высыханием и загрязнением водоемов. Как показывают наблюдения, большой вред водяному ореху наносит ондатра, в свое время завезенная из Северной Америки и намеренно расселенная в нашей стране. Отмечено исчезновение чилима из тех водоемов, в которых поселилась ондатра. На территории нашей области чилим встречается в поймах Медведицы, Терсы, Хопра и Дона. Поскольку водяной орех хорошо культивируется, то предполагается проводить подсев ореха в водоемы, где есть подходящие для него условия. Очень хочется надеяться, что древний чилим-свидетель многочисленных природно-климатических катастроф, неизменный спутник наших предков – переживет и нынешние непростые для него времена. Может быть, придет тот день, когда он будет известен не только как растение, нуждающееся в охране, а станет обычным лакомством на нашем столе.

5.Категории редкости вида. Приложение 1, слайд 6 – 24

Изучение учащимися растений по презентации на персональных компьютерах.

При определении категорий редкости видов растений используется следующая шкала:

Категория 0 (Ex).  Виды, по-видимому, исчезнувшие с территории региона (венерин башмачок).
Категория 1 (Е). Виды, численность которых сокращается катастрофически быстро, что в недалеком будущем может поставить их под угрозу исчезновения (тюльпан Геснера).
Категория 2 (V).  Уязвимые виды, которым в настоящее время еще не грозит исчезновение, но встречаются они в таком небольшом количестве или на таких ограниченных территориях, что могут исчезнуть при неблагоприятном изменении среды обитания под воздействием природных или антропогенных факторов (ковыль Залесского).
Категория 3 (R). Виды, редкие, численность и состояние их вызывает тревогу, однако недостаток сведений не позволяет отнести их ни к одной из первых категорий (ковыль меловой, лук голубой).
Категория 4 (I).  Малоизученные виды, состояние которых, вызывает опасения (майник двулистный, аир обыкновенный)

6. Экологический мониторинг. Приложение 1, слайд 25 – 37

Экологический мониторинг - [от англ. monitoring] - регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выполнить оценку их состояния и происходящие в них процессы в связи с хозяйственной деятельностью человека. Целью мониторинга является накопление информации о динамике природных объектов и процессов для последующей оценки и прогноза их состояния

7. Работа по определению растений. Приложение 1, слайд 38-40

- Задания: предложите меры по их спасению.

8. Беседа «Рассуждалки».

1) Почему люди не рвут ковыль в букеты цветов?

2) Почему пастухи называют ковыль «овечьей смертью»?

3) Почему это растение в народе зовут Безвременником?

4) Назовите причину сокращения числа местонахождений Безвременника яркого!

5) Какой замечательной особенностью обладает это удивительное растение?

6) Почему чилим называют Водяным орехом?

7) Чем замечательно это растение?

8) Почему его еще называют «чертовы орехи»?

9) Какие лекарства делают из этого растения?

9. Проверка знаний.

Выполнение теста «Красная книга Волгоградской области. Растения.».

Учитель. Поставь + напротив правильного ответа.

1. Красная книга содержит сведения о:

а) растениях и животных;

б) редких и исчезающих растениях и животных; +

в) исчезающих растениях.

2. Почему Красная книга имеет такой цвет?

а) для красоты;

б) цвет “ внимание”;+

в) не знаю.

3. Растения, занесенные в Красную книгу Волгоградской области:

а) одуванчик;

б) тюльпан Геснера; +

в) ромашка.

4. Народное название, занесенного в Красную книгу растения:

ирис карликовый:

а) любимый;

б) касатик; +

в) пузатик.

5. Как называют по-другому Красную книгу растений?

а) желтая книга;

б) толстая книга;

в) зеленая книга. +

6. Как в народе называют по-другому растение кувшинка белоснежная?

а) Одолень – трава; +

б) водяная лилия;

в) кувшинка-нимфея.

7. Когда была учреждена Красная книга Волгоградской области?

а) 2000 г.;

б) 2003 г.;

в) 2004 г. +

8. Как в народе называют по-другому тюльпан Геснера:

а) подснежник;

б) лазоревый цветок;

в) рябчик русский.

10. Итог занятия.

Учитель. Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Сегодня все молодцы, слушали мой рассказ внимательно и правильно отвечали на мои вопросы.

Ученики читают стихотворение вслух.

Приложение 1, слайд 42

Погляди на степи и поля,
Погляди, как прекрасна земля!
Кроны сосен и птиц голоса -
Здесь на каждом шагу чудеса!
Даже объехать весь свет,
На земле лучше края нет.
Этот зеленый мир,
Этот волшебный добрый мир -
Он мне навеки мил.

Литература:

  1. Красная книга РСФСР. Растения.- М.:Росагропромиздат,1988.

  2. Красная книга СССР, т.1,2.- М.:»Лесная промышленность»,1984.

  3. Красная книга Волгоградской области. Т.1.Животные. Т.2.Растения и грибы.- Волгоград: «Волгоград», 2006.

  4. Красная книга Волгоградской области. Электронное издание Комитета охраны природы Администрации Волгоградской области, 2007.

  5. Оданович М.В. Электронная энциклопедия «Растения Красной книги Волгоградской области»

  6. Сагалаев В.А. Растения «Красной книги» Волгоградской области. Научно-популярные очерки.- М.: Глобус, 2008 г.

Сайты интернета:

  1. Красная книга России http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%E0%F1%ED%E0%FF_%EA%ED%E8%E3%E0_%D0%EE%F1%F1%E8%E8

  2. Красная книга Волгоградской области. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%E0%F1%ED%E0%FF_%EA%ED%E8%E3%E0_%C2%EE%EB%E3%EE%E3%F0%E0%E4%F1%EA%EE%E9_%EE%E1%EB%E0%F1%F2%E8

  3. Электронная энциклопедия «Растения Красной книги Волгоградской области» http://www.muldyr.ru/a/a/krasnaya_kniga_volgogradskoy_oblasti

  4. Фотографии растений Волгоградской области http://www.plantarium.ru/page/dwellers/district/1-218.html

  5. Определитель растений http://www.plantarium.ru/

  6. Дополнительная информация http://www.miroznai.ru/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект занятия «Красная книга Волгоградской области. Растения» iconПроект " Красная книга Костромской области"
Поэтому актуальность проектного метода в образовании очевидна. Предлагаемый проект «Красная книга Костромской области» актуален ещё...
Конспект занятия «Красная книга Волгоградской области. Растения» icon"Оценка восприятия населением проявлений коррупции в органах власти...
Российской Федерации по Волгоградской области, начальник Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по...
Конспект занятия «Красная книга Волгоградской области. Растения» iconТема: Красная книга России. Правила поведения в природе красная книга Кубани
Оборудование: рисунки для лесной полянки, запись мелодии леса, слайды редких растений Росси и Кубани, Красная книга России и тетрадь...
Конспект занятия «Красная книга Волгоградской области. Растения» iconТема урока: красная книга
...
Конспект занятия «Красная книга Волгоградской области. Растения» iconКонспект занятия: «Пасха красная, Пасха светлая»
Место урока в рабочей программе: урок №12 раздела «Библия – главная книга христианства»
Конспект занятия «Красная книга Волгоградской области. Растения» iconО проведении открытого конкурса
Во исполнение Закона Волгоградской области от 20 мая 2005 г. N 1064-од "О премиях Волгоградской области в сфере науки и техники"...
Конспект занятия «Красная книга Волгоградской области. Растения» iconПостановление От 9 апреля 2013 г. N 155-п об утверждении порядка...
Во исполнение Закона Волгоградской области от 20 мая 2005 г. N 1064-од "О премиях Волгоградской области в сфере науки и техники"...
Конспект занятия «Красная книга Волгоградской области. Растения» iconМ. О. У. «Зубово Полянская средняя общеобразовательная школа №1». Урок естествознания в 4 классе
Оборудование: физическая карта России, книги, «Животный мир нашей Родины», В. П. Герасимов, «Красная книга растений Мордовии», «Красная...
Конспект занятия «Красная книга Волгоградской области. Растения» iconУрок-презентация по окружающему миру во 2-м классе по теме "Красная книга России "
Для того чтобы люди охраняли растения и животных, занесенных в Красную книгу, и бережно относились ко всем растениям и животным,...
Конспект занятия «Красная книга Волгоградской области. Растения» iconДоклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области...
Советом на основе общей информации о ее деятельности, материалов, представленных в сми, отчетов председателей профильных Комиссий,...
Конспект занятия «Красная книга Волгоградской области. Растения» iconДоклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области...
Советом на основе общей информации о ее деятельности, материалов, представленных в сми, отчетов председателей профильных Комиссий,...
Конспект занятия «Красная книга Волгоградской области. Растения» iconУрок по предмету «Живой мир, кубановедение» в 1 классе по теме: «Растения...
Цель урока: сформировать представления о разновидностях растений Краснодарского края
Конспект занятия «Красная книга Волгоградской области. Растения» iconВолгоградской области доклад
Министерства промышленности и торговли волгоградской области о результатах за 2011 год, оценке 2012 года и основных направлениях...
Конспект занятия «Красная книга Волгоградской области. Растения» iconЗакон волгоградской области о дополнительных мерах по противодействию...
Подготовка выступлений (отчетов) о состоянии архивного дела для обсуждения на заседаниях
Конспект занятия «Красная книга Волгоградской области. Растения» iconКраткое содержание проекта Охрана редких видов растений и животных...
Охрана редких видов растений и животных важная задача государства. Проект «Красная книга» поможет учащимся 7-8 классов сформировать...
Конспект занятия «Красная книга Волгоградской области. Растения» iconПроект Экспертное заключение о законе Волгоградской области «О дополнительных...
Оборудование нового компьютерного класса. Установка по. Объединение пк в единую локальную сеть


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск