Е. И. Чердымова Экологическое сознание студентов в современном образовательном пространстве





Скачать 87.34 Kb.
НазваниеЕ. И. Чердымова Экологическое сознание студентов в современном образовательном пространстве
Дата публикации30.06.2013
Размер87.34 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Е.И.Чердымова

Экологическое сознание студентов в современном образовательном пространстве.

Для формирования в обществе экологической культуры в качестве осознанной личностью и обществом необходимости ответственно относиться к природе и окружающей среде, к собственному здоровью и здоровью других людей, в соответствии с правовыми и нравственными нормами, принятыми в обществе и формируемыми целенаправленно в течение жизни и деятельности поколений, в образовательных учреждениях Российской Федерации осуществляется экологическое воспитание и обучение, как неотъемлемая составляющая системы образования. Для подготовки квалифицированных специалистов с высоким интеллектуальным и культурным уровнем, имеющих научные знания об основах устойчивого развития, о правах и обязанностях граждан в отношении окружающей природной среды, способных оценить уровень воздействия хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека, а также обеспечить соблюдение стандартов, правил и нормативов, установленных в сфере охраны окружающей природной среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности, высшие учебные заведения обеспечивают экологоориентированную подготовку специалистов путем: формирования у студентов экологического сознания, трансформируемого в профессиональной деятельности в навыки и умения по организации экологического образования и просвещения людей; вовлечения в практическую природоохранную деятельность; развития представлений о технико-экономических, организационно-правовых, информационных и иных возможностях и путях решения экологических проблем. [1]

Применительно к вузам, ти­пичными недостатками в организации экологического воспитания являются: от­сутствие целенаправленного планирования этой работы на уровне вуза, деканатов, кафедр, студенческих групп.

В юношеском возрасте окончательно закрепляется объективный характер модальности отношения к природе. В этот период уровень субъектификации природных объектов до­стигает своего минимума в процессе онтогенеза. Природные объекты теперь существенно реже называются в качестве «зна­чимых других»: они являются таковыми только для каждого пятого школьника этого возраста. Но даже у тех, кто их по-прежнему включает в список, снижается степень психологической близости с ними: если в предыдущие пери­оды она была выше, чем со всеми остальными «значимыми другими», то теперь переходит на третье место. [2]

Для психологии экологическое сознание есть феномен развивающийся, который имеет в своей основе возможность к появлению и развитию. Поэтому как объект психологии экологическое сознание может быть предметом диагностики его наличия или отсутствия и даже предметом целенаправленного формирования. Вопросы наличия и формирования экологического сознания, а также его типологии зависят от содержания, которое мы вкладываем в само это понятие. Исследователи экологического сознания дают ему разные определения. Однако если говорить о психологии экологического сознания, то разработка его типологии, особенностей формирования у разных субъектов (общностей, индивидов), методов его диагностики, коррекции и формирования самым существенным образом зависят именно от определения экологического сознания и как предмета исследования [3].

Экологическое сознание может быть определено как сложное образование, состоящее из структурных (экологическое внимание, экологическая память, экологическая перцепция, экологический аффект, экологическое мышление, экологическая воля) и функциональных компонентов (экологическое целеполагание, экологическое знание, экологическое планирование, экологическое программирование, экологическое прогнозирование, экологическое отношение, экологическое самосознание, экологическая оценка, экологическая самооценка, экологический самоконтроль, экологическое намерение). В структуре индивидуального экологического сознания можно выделить четыре основные психологические характеристики: совокупность экологических знаний; отношение к миру природы (экологическое отношение), экологические установки и экологическое намерение.

«Экологическое знание» - результат процесса познания окружающей природной среды, отражающее ее в экологическом сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, принципов, законов, закономерностей и т.д.

«Экологическое отношение» - интериоризированная система рефлексивных связей субъекта с природными объектами или явлениями, основанная на способности к мысленному отражению своих чувств, позиций, мнений относительно природных объектов и действий в природной среде. «Экологическая установка» - готовность, предрасположенность личности к восприятию будущих событий и действиям в природной среде в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответственной деятельности в природной среде и служит основой целесообразной избирательной активности человека в мире природы.

«Экологическое намерение» – сознательное стремление завершить экологическое действие соответственно намеченной программе, направленной на достижение предполагаемого результата. Особое функциональное образование психики, возникающее в итоге акта целеполагания и предполагающее выбор соответственных средств, которыми человек собирается достичь, поставленные цели. В условиях ожидания осуществления сложных, длительных, непривычных или трудных действий намерение выступает как момент внутренней подготовки к их исполнению.

Нами были классифицированы уровни развития экологического сознания студенческой молодежи. Результаты представлены в таблице №1.
Таблица №1

Уровневая градация развития экологического сознания и его структурных компонентов у студентов

уровни

знание

отношение

установки и намерение

Высокий уровень

  • Системные экологические знания: освоенные закономерности распростроняются на познание природных объектов

  • Глубокие научные знания о природе, взаимосвязи человека с природой

  • Знания об историческом опыте взаимодействия человека с окружающим миром

  • Знание федеральных и региональных законов и законодательств об охране окружающей среды, природопользования, экологических проблемах и возможных путях их решения

  • Способность видеть не только прямые, но и обратные экологические связи, не только ближайшие, но и отдаленные последствия производимых в природе изменений

  • Понимает и принимает для характеристики экологических процессов естественнонаучные, социальные и технологические знания

  • Развито экологическое мышление, умение применять знания при анализе экологической обстановки


  • Выражают эмоциональное отношение к природе

  • Полнота экологических отношений

  • Нравственная и эстетическая оценка природы

  • Эколого-эстетические идеалы

  • Опыт эмоционального восприятия окружающей среды

  • Способность испытывать разнообразные чувства по отношению к природным объектам и явлениям, выражать их посредством эмоций, видеть, сопереживать, созерцать, наслаждаться красотой природы

  • Готовность к экологической деятельности

  • Наличие устойчивой мотивации (убеждений, потребностей, интересов, стремлений, установок) на познание и сохранение природы

  • Оказание помощи природным объектам

  • Активность, самостоятельность, ответственность, инициативность в природоохранной деятельности

  • Достаточно глубокие, полные знания о способах деятельности, нормах и правилах природосообразного поведения и деятельности, критериях оценки

  • Осознанное и гибкое применение экологических методов и методик для решения экологических проблем

  • Проявление творческих способностей в решении экологических проблем

  • Проявление компетентности в экологической деятельности

  • Прогнозирование последствий выполняемой экологической деятельности

  • Ведение пропаганды экологических идей

  • Проявление устойчивой потребности в творческой самореализации по решению экологических проблем




Средний уровень

  • Обладает смежными знаниями, отражающими сопряжение экологии с другими сферами, но недостаточно использует знания в практической ситуации




  • Эмоционально отзывчивы к объектам природы

  • Доброжелателен к природе

  • Проявляет интерес (но не системный ) к животным, растениям, явлениям природы

  • Положительно ориентированные эмоции от общения с природой, негативное воспритятие наносимого ей ущерба

  • Экологическое наблюдение и опытническтво не постоянные

  • Отражаются экологические впечатления в творчестве, играх, общении

  • Опыт природоохранительной деятельности, забота о природе

  • Активность, самостоятельность, ответственность по отношению к объектам природы

  • Недостаточно полные и глубокие знания о способах деятельности, методах познания, не всегда оперативное, гибкое и осознанное их применение для решения экологических проблем

  • Недостаточно глубокие и полные знания о нормах и правилах экологического поведения и экологической деятельности

  • Экологическая деятельность выполняется точно, без особых затруднений

  • Владеет умениями и навыками экологически грамотной организации труда

  • Проявляет потребность в экологических знаниях и умениях, понимает экологическую направленность экологического поведения

  • Имеет неустойчивую ситуативную потребность в самореализации по решению экологических проблем

  • Проявляет желание участвовать в экологической деятельности




Низкий уровень

  • Отсутствие полноты и глубины экологических знаний

  • Познавательный интерес появляется при помощи других людей

  • Ограничены теоретические знания для характеристики экосистем

  • Не владеет понятийным аппаратом

  • Не использует знания по экологии из других предметов

  • Отсутствует интерес к познанию взаимосвязей природы и общества, но проявляется интерес к экологическим проблемам как новым явлениям

  • В недостаточной степени осознает необходимость охраны природы

  • Отсутствуют позитивные чувства и эмоции

  • Нет интереса к экологической деятельности

  • Незначительная эмоциональность

Впечатления отражаются в разных видах экологической деятельности при напоминании со стороны взрослых или других людей

  • Желание участвовать в экологической деятельности отсутствует

  • Не наблюдается опытническтво

  • Поведение в природной среде безразличное и равнодушное

  • Отсутствие полноты и глубины экологических знаний о способах деятельности, эмпирических и теоретических методах познания , не умение их применять при решении экологических проблем

  • Знания о нормах и правилах природоохранного поведения, критериях оценки состояния природной среды

  • Ценностные отношения к природе не проявляются

  • Выполняет задание, но не объясняет свои действия

  • Не достаточно владеет умениями и навыками бережного отношения к природной среде

  • В действиях преобладают стереотипные формы





Таким образом, для подготовки квалифицированных специалистов с высоким интеллектуальным и культурным уровнем, способных оценить уровень воздействия хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека, а также обеспечить соблюдение стандартов, правил и нормативов, установленных в сфере охраны окружающей природной среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности, высшие учебные заведения должны обеспечивать экологоориентированную подготовку специалистов путем: развития студентов экологического сознания, его структурных компонентов трансформируемых в профессиональной деятельности в навыки и умения по организации экологического образования и просвещения людей; вовлечения в практическую природоохранную деятельность и путях решения экологических проблем.

Используемая литература:

1. Грачев В.А., Ахметханов С.М. и др. Федеральный проект закона Российской Федерации Об экологической культуре , 2008.

2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на - Дону: Издательство «Феникс», 1996.

3. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004.- 197 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. И. Чердымова Экологическое сознание студентов в современном образовательном пространстве iconЗадачами фестиваля-конкурса являются: повышение исполнительского...
Выявление и поддержка одаренных, профессионально перспективных музыкантов, приумножение и создание новых педагогических и исполнительских...
Е. И. Чердымова Экологическое сознание студентов в современном образовательном пространстве iconВ современном информационном пространстве материалы I международной...
Язык и межкультурная коммуникация в современном информационном пространстве: Материалы I международной научно-практической конференции...
Е. И. Чердымова Экологическое сознание студентов в современном образовательном пространстве iconПринято на педагогическом совете Утвержден
Содержанием экологического воспитания являются базовые национальные ценности: природа, родная земля, заповедная природная, планета...
Е. И. Чердымова Экологическое сознание студентов в современном образовательном пространстве iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Теория и практика гуманистических подходов к интегрированному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в современном...
Е. И. Чердымова Экологическое сознание студентов в современном образовательном пространстве iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Список статей, принятых к публикации в сборнике по итогам XI сократовских педагогических чтений «Исследовательская деятельность учащихся...
Е. И. Чердымова Экологическое сознание студентов в современном образовательном пространстве iconАнализ работы районного мо учителей химии, биологии за 2011-2012 учебный год
Формирование профессиональной компетентности учителя химии и биологии в современном образовательном пространстве
Е. И. Чердымова Экологическое сознание студентов в современном образовательном пространстве iconЭкологическое сознание и экологическая культура
Забайкальский краевой институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Е. И. Чердымова Экологическое сознание студентов в современном образовательном пространстве iconУрок литературы. Использование различных стилей речи в художественном...
Проектирование индивидуально ориентированной среды в образовательном пространстве лицея
Е. И. Чердымова Экологическое сознание студентов в современном образовательном пространстве iconИсследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо...
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции....
Е. И. Чердымова Экологическое сознание студентов в современном образовательном пространстве iconУроки знаний для взрослых на тему: «Место государства и гражданина...
«Место государства и гражданина в современном интернет-пространстве. Госуслуги и электронное правительство.»
Е. И. Чердымова Экологическое сознание студентов в современном образовательном пространстве iconПрограмма дисциплины «Маркетинговые коммуникации в публичном пространстве: пр, event marketing»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 «Менеджмент»...
Е. И. Чердымова Экологическое сознание студентов в современном образовательном пространстве iconИсследование Проблемы противостояния толпы и личности в современном цифровом пространстве
...
Е. И. Чердымова Экологическое сознание студентов в современном образовательном пространстве iconРасписание открытых мероприятий по теме «Роль и место проектной деятельности...
«Роль и место проектной деятельности учащихся в образовательном пространстве школы»
Е. И. Чердымова Экологическое сознание студентов в современном образовательном пространстве iconВнеклассное мероприятие Тема: Место государства в современном интернет-пространстве....
Тема: Место государства в современном интернет-пространстве. Госуслуги и электронное правительство
Е. И. Чердымова Экологическое сознание студентов в современном образовательном пространстве iconПрограмма Введение фгос нового поколения в образовательном пространстве...
Программа введения фгос нового поколения в образовательном пространстве городского округа «Город Чита» (2010-2014 г г.)
Е. И. Чердымова Экологическое сознание студентов в современном образовательном пространстве iconЗдоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск