Скачать 87.34 Kb.
|
Е.И.Чердымова Экологическое сознание студентов в современном образовательном пространстве. Для формирования в обществе экологической культуры в качестве осознанной личностью и обществом необходимости ответственно относиться к природе и окружающей среде, к собственному здоровью и здоровью других людей, в соответствии с правовыми и нравственными нормами, принятыми в обществе и формируемыми целенаправленно в течение жизни и деятельности поколений, в образовательных учреждениях Российской Федерации осуществляется экологическое воспитание и обучение, как неотъемлемая составляющая системы образования. Для подготовки квалифицированных специалистов с высоким интеллектуальным и культурным уровнем, имеющих научные знания об основах устойчивого развития, о правах и обязанностях граждан в отношении окружающей природной среды, способных оценить уровень воздействия хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека, а также обеспечить соблюдение стандартов, правил и нормативов, установленных в сфере охраны окружающей природной среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности, высшие учебные заведения обеспечивают экологоориентированную подготовку специалистов путем: формирования у студентов экологического сознания, трансформируемого в профессиональной деятельности в навыки и умения по организации экологического образования и просвещения людей; вовлечения в практическую природоохранную деятельность; развития представлений о технико-экономических, организационно-правовых, информационных и иных возможностях и путях решения экологических проблем. [1] Применительно к вузам, типичными недостатками в организации экологического воспитания являются: отсутствие целенаправленного планирования этой работы на уровне вуза, деканатов, кафедр, студенческих групп. В юношеском возрасте окончательно закрепляется объективный характер модальности отношения к природе. В этот период уровень субъектификации природных объектов достигает своего минимума в процессе онтогенеза. Природные объекты теперь существенно реже называются в качестве «значимых других»: они являются таковыми только для каждого пятого школьника этого возраста. Но даже у тех, кто их по-прежнему включает в список, снижается степень психологической близости с ними: если в предыдущие периоды она была выше, чем со всеми остальными «значимыми другими», то теперь переходит на третье место. [2] Для психологии экологическое сознание есть феномен развивающийся, который имеет в своей основе возможность к появлению и развитию. Поэтому как объект психологии экологическое сознание может быть предметом диагностики его наличия или отсутствия и даже предметом целенаправленного формирования. Вопросы наличия и формирования экологического сознания, а также его типологии зависят от содержания, которое мы вкладываем в само это понятие. Исследователи экологического сознания дают ему разные определения. Однако если говорить о психологии экологического сознания, то разработка его типологии, особенностей формирования у разных субъектов (общностей, индивидов), методов его диагностики, коррекции и формирования самым существенным образом зависят именно от определения экологического сознания и как предмета исследования [3]. Экологическое сознание может быть определено как сложное образование, состоящее из структурных (экологическое внимание, экологическая память, экологическая перцепция, экологический аффект, экологическое мышление, экологическая воля) и функциональных компонентов (экологическое целеполагание, экологическое знание, экологическое планирование, экологическое программирование, экологическое прогнозирование, экологическое отношение, экологическое самосознание, экологическая оценка, экологическая самооценка, экологический самоконтроль, экологическое намерение). В структуре индивидуального экологического сознания можно выделить четыре основные психологические характеристики: совокупность экологических знаний; отношение к миру природы (экологическое отношение), экологические установки и экологическое намерение. «Экологическое знание» - результат процесса познания окружающей природной среды, отражающее ее в экологическом сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, принципов, законов, закономерностей и т.д. «Экологическое отношение» - интериоризированная система рефлексивных связей субъекта с природными объектами или явлениями, основанная на способности к мысленному отражению своих чувств, позиций, мнений относительно природных объектов и действий в природной среде. «Экологическая установка» - готовность, предрасположенность личности к восприятию будущих событий и действиям в природной среде в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответственной деятельности в природной среде и служит основой целесообразной избирательной активности человека в мире природы. «Экологическое намерение» – сознательное стремление завершить экологическое действие соответственно намеченной программе, направленной на достижение предполагаемого результата. Особое функциональное образование психики, возникающее в итоге акта целеполагания и предполагающее выбор соответственных средств, которыми человек собирается достичь, поставленные цели. В условиях ожидания осуществления сложных, длительных, непривычных или трудных действий намерение выступает как момент внутренней подготовки к их исполнению. Нами были классифицированы уровни развития экологического сознания студенческой молодежи. Результаты представлены в таблице №1. Таблица №1 Уровневая градация развития экологического сознания и его структурных компонентов у студентов
Таким образом, для подготовки квалифицированных специалистов с высоким интеллектуальным и культурным уровнем, способных оценить уровень воздействия хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека, а также обеспечить соблюдение стандартов, правил и нормативов, установленных в сфере охраны окружающей природной среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности, высшие учебные заведения должны обеспечивать экологоориентированную подготовку специалистов путем: развития студентов экологического сознания, его структурных компонентов трансформируемых в профессиональной деятельности в навыки и умения по организации экологического образования и просвещения людей; вовлечения в практическую природоохранную деятельность и путях решения экологических проблем. Используемая литература: 1. Грачев В.А., Ахметханов С.М. и др. Федеральный проект закона Российской Федерации Об экологической культуре , 2008. 2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на - Дону: Издательство «Феникс», 1996. 3. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004.- 197 с. |
Задачами фестиваля-конкурса являются: повышение исполнительского... Выявление и поддержка одаренных, профессионально перспективных музыкантов, приумножение и создание новых педагогических и исполнительских... | В современном информационном пространстве материалы I международной... Язык и межкультурная коммуникация в современном информационном пространстве: Материалы I международной научно-практической конференции... | ||
Принято на педагогическом совете Утвержден Содержанием экологического воспитания являются базовые национальные ценности: природа, родная земля, заповедная природная, планета... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Теория и практика гуманистических подходов к интегрированному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в современном... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Список статей, принятых к публикации в сборнике по итогам XI сократовских педагогических чтений «Исследовательская деятельность учащихся... | Анализ работы районного мо учителей химии, биологии за 2011-2012 учебный год Формирование профессиональной компетентности учителя химии и биологии в современном образовательном пространстве | ||
Экологическое сознание и экологическая культура Забайкальский краевой институт повышения квалификации и переподготовки работников образования | Урок литературы. Использование различных стилей речи в художественном... Проектирование индивидуально ориентированной среды в образовательном пространстве лицея | ||
Исследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо... Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции.... | Уроки знаний для взрослых на тему: «Место государства и гражданина... «Место государства и гражданина в современном интернет-пространстве. Госуслуги и электронное правительство.» | ||
Программа дисциплины «Маркетинговые коммуникации в публичном пространстве: пр, event marketing» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 «Менеджмент»... | Исследование Проблемы противостояния толпы и личности в современном цифровом пространстве ... | ||
Расписание открытых мероприятий по теме «Роль и место проектной деятельности... «Роль и место проектной деятельности учащихся в образовательном пространстве школы» | Внеклассное мероприятие Тема: Место государства в современном интернет-пространстве.... Тема: Место государства в современном интернет-пространстве. Госуслуги и электронное правительство | ||
Программа Введение фгос нового поколения в образовательном пространстве... Программа введения фгос нового поколения в образовательном пространстве городского округа «Город Чита» (2010-2014 г г.) | Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном... |