Принято на педагогическом совете Утвержден.МБОУ ООШ №22 г. Липецка Конференция МБОУ ООШ№22протокол №10 от 01.11.2011 протокол №____ от ________приказ № ____ от 01.11.2011 приказ № ____ от ________ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №22 г .Липецка Проект программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (2012-2015 гг)Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения раннее начало систематического обучения привело к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Важно не только сохранить здоровье в процессе обучения, но и научить детей заботиться о нем: формировать установки на здоровый образ жизни; формировать нетерпимость и умение противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.Содержанием экологического воспитания являются базовые национальные ценности: природа, родная земля, заповедная природная, планета Земля, экологическое сознание. Экологическое воспитание обеспечивает развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся - комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.Нормативно-правовая и документальная основа Программы Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесс.1» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001 «Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»;
Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»;
Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999 «О недопустимости перегрузок обучающихся 1! начальной школе»;
Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002 «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе»;
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
Программа сформирована с учётом факторов, отзывающих существенное влияние на состояние здоровья детей: неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
Паспорт комплексно-целевой «Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» Наименование комплексно- целевой программы
| «Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни»
| Заказчик
| Педагогический совет
| Основные разработчики
| Рабочая группа из представителей администрации, педагогов и родителей
| Цель
| Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса.
Формирование у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьсберегающей и здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении;
Формирование у школьников экологической культуры, взаимоотношения человека и природы в историческом аспекте; личностное развитие школьников, развитие эмоционально-ценностной сферы обучающихся.
| Задачи
| •Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса
•сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
•дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
•сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни:
•научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье: сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
•сформировать представление о характере взаимоотношений человека и природы, основах экологической безопасности проблемах, возникающих в результате нарушения экологического равновесия и способах их разрешения ;
•сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять анализировать и контролировать свой режим дня;
- сформировать экологическое сознание школьника;
•обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
•сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
•научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
•научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять экологию региона, страны;
•сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
| Сроки реализации программы
| 2011-2014
| Орган, ответственный за реализацию программы
| Педагогический совет
| Источники финансирования
| Бюджетные средства, спонсорская помощь
| Ожидаемые конечные результаты реализации программы
| -Создание комфортного образовательного пространства.
-Эффективное физическое развитие школьников.
-Сохранение и улучшение здоровья обучающихся.
Снижение уровня заболеваемости детей простудными заболевания, заболеваниями позвоночника.
Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
Уменьшение количества детей, употребляющих табак, алкоголь, наркотики.
-Обеспечение статистического учета, контроля и анализа на всех уровнях;
-Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода; обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию;
-Повышение заинтересованности участников образовательного процесса в укреплении здоровья обучающихся; стимулирование внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности;
-Широкая пропаганда здорового образа жизни, физкультуры и спорта;
-Улучшение состояния здоровья обучающихся, положительная мотивация на здоровье, улучшение их физического и психического состояния здоровья, а также их успеваемости;
-Формирование экологической культуры школьника
- Развитие чувства ответственности при моделировании решения локальных экологических проблем;
- Формирование эмоционально-ценностного отношения к природному и культурному окружению через интеграцию гуманитарного и естественно-научного знания в содержательном плане.
| |