Скачать 117.59 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Голубова Н.В. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины «Социально-экономические последствия природных процессов» по специальности 0130301 «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых» Ростов-на-Дону 2007 Учебно-методический комплекс разработан кандидатом геолого-минералогических наук, доцентом кафедры минералогии и петрографии Голубовой Н.В. Ответственный редактор доктор геол-мин.наук, проф. Н.И.Бойко Компьютерный набор и верстка зав.кабитеном Т.П.Федулова Печатается в соответствии с решением кафедры минералоги и петрографии геолого-географического факультета ЮФУ, протокол № 6 от 7 февраля 2007 г. Содержание 1. Пояснительная записка 4 2. Рабочая программа 4 2.1. Учебно-тематический план курса 4 3. Контрольные вопросы 9 4. Глоссарий 12 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель преподавания дисциплины – получение студентами необходимых сведений о геологии наиболее опасных природных явлений (извержения вулканов, землетрясения, наводнения, оползни и др.), их распространении, возможных очагах их возникновения, классификации и типизации, социально - экономическими, экологическими последствиями. Особое внимание будет уделено рассмотрению взаимосвязи природных, техногенных и экологических катастроф, способах прогнозирования и предупреждения стихийных бедствий. 2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2.1 Учебно-тематический план курса Лекции (8 часов) Тема 1. Вводная лекция. Природные катастрофы и человек (2 часа)Природные катастрофы в центре внимания ученых. Распространенность природных катастроф. 15 наиболее распространенных и опасных природных явлений: землетрясения, извержения вулканов, оползни, наводнения на реках, тропические штормы (ураганы, циклоны, тайфуны), цунами, не тропические штормы, снежные лавины, засухи, заморозки, суховеи, голод, эпидемии, пожары, нашествие насекомых. Экономические и социальные потери от природных катастроф (анализ и тенденция развития). Связь природных и техногенных катастроф. Прогнозирование и предупреждение - основа новой стратегии. Природные катастрофы и устойчивое развитие. Литература1. Аллисон А., Палмер Д. Геология: наука о вечно меняющейся Земле. - М., 1984. – 567 с. 2. Бестужев-Лада И.В. Окно в будущее: Современные проблемы социального прогнозирования. - М., 1970. - 270 с. 3. Болт Б.А. и др. Геологические стихии. - М., 1978. - 440 с. 4. Герасимов И.П. Экологические проблемы в прошлой, настоящей и будущей географии мира. – М., 1985. – 281 с. 5. Григорьев А.А. Антропогенные воздействия на природную среду по наблюдениям из космоса. - Л., 1985.- 239 с. 6. Григорьев А.А. Экологические уроки прошлого и современности. – Л. : Наука, 1991.- 252 с. 7. Григорьев С.И. Вулканы, вулканические процессы и вулканиты. – Л., 1995. – 95 с. 8. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Экология. – М.: Изд-во ПРИОР, 2000. – 304 с. Тема 2. Землетрясения. Извержение вулканов (2 часа) Природа землетрясений. Ударные волны. Интенсивность землетрясений и способы их измерений. Связь землетрясений с геологическим строением: а) сейсмические пояса и устойчивые зоны; б) землетрясения и состав горных пород; в) землетрясения и разломы. Сопутствующие землетрясениям явления: трещины в земле, оползни, обвалы, лавины, сейши, цунами и другие явления. Социально-экономические последствия землетрясений. Прогноз и защита от землетрясений. Общая характеристика вулканов. Природа вулканической деятельности: а) форма вулканов; б) продукты извержения; в) типы вулканической деятельности. Сила вулканических извержений и ущерб, наносимый ими. Грязевые вулканы. Прогноз вулканических извержений и защита от них: а) закономерности распространения действующих вулканов на Земле; б) прогноз извержений; в) защита от извержений. Литература 1. Григорьев С.И. Вулканы, вулканические процессы и вулканиты. – Л., 1995. – 95 с. 2. Денисова П. Тайны катастроф. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2000. С.111-135. 3. Непомнящий Н., Курушин М. ХХ век: хроника необъяснимого. От катастрофы к катастрофе. – М.: Олимп, 1998. – 493 с. 4. Уолтхэм Т. Катастрофы: неистовая Земля. – Л.: Недра, 1982, С.9-70. 5. Эйби Дж. А. Землетрясения. – М.: Недра, 1982. – 264 с. Тема 3. Оползни. Снежные лавины. Наводнения (2 часа) Общая характеристика и движущие силы. Классификация оползней: а) камнепады; б) обвалы; в) оползни обводненных пород; г) оползни в рыхлых породах; д) оползни течения. Камнепады и их последствия. Обвалы и их последствия. Вода и оползни. Оползни в рыхлых породах. Оползни течения. Контроль над оползнями и их прогноз. Снежные лавины: а) типы; б) условия возникновения; в) социально-экономические последствия; г) прогноз и защита от лавин. Классификация наводнений: а) наводнения на реках; б) наводнения, связанные с тропическими ураганами; в) наводнения, связанные с цунами; г) наводнения, связанные с не тропическими ураганами на морских побережьях; д) наводнения, связанные с подъемом уровня морей и озер. Наводнения на реках: а) причины возникновения; б) частота и сила; в) масштаб опасности; г) оценка населением исторического урока прошлого; д) борьба с наводнениями - важный аспект гражданского строительства. Тропические ураганы и их последствия: а) движущие силы; б) районы распространения; в) социально-экономические последствия. Цунами: а) районы распространения; б) социально-экономические последствия; в) защита. Не тропические ураганы и связанные с ними наводнения на морских побережьях: а) районы распространения; б) социально-экономические последствия; в) защита. Наводнения, связанные с колебанием уровня морей и океанов: а) геологическая суть процессов; б) социально-экономические последствия. Литература
5. Уолтхэм Т. Катастрофы: неистовая Земля. – Л.: Недра, 1982, С.71-141. Тема 4. Засухи, заморозки, суховеи, эпидемии, пожары, нашествия насекомых, антропогенные катастрофы (2 часа) Засухи: а) зоны распространения; б) причины возникновения; в) социально-экономические последствия. Заморозки: а) зоны распространения; б) причины возникновения; в) социально-экономические последствия. Суховеи: а) зоны распространения; б) причины возникновения; в) социально-экономические последствия. Эпидемии: а) зоны распространения; б) причины возникновения; в) социально-экономические последствия. Пожары: а) зоны распространения; б) причины возникновения; в) социально-экономические последствия. Нашествие насекомых: а) зоны распространения; б) причины возникновения; в) социально-экономические последствия. Деятельность человека - активная геологическая сила. Крупномасштабные антропогенные изменения природы больших регионов (Балтийское море, Арал и др.) Экологические последствия техногенных аварий. Военные воздействия на природу. Международные конфликты из-за окружающей среды. Взгляд в будущее. Литература
4. Вавилов А.М. Экологические последствия гонки вооружений. – М., 1984.- 176с.
3 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
4 Г Л О С С А Р И Й
|
«южный федеральный университет» Р. Г. Матухин учебно-методический... Энергия. Энтропия. Химический потенциал и термодинамическая теория химического сродства | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Эвристические методы... Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут» | ||
Учебно-методический комплекс по специальностям: 030501. 65 «Юриспруденция» «Юриспруденция» (гсэ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Федеральный компонент гсэ. Ф. 04.) | Учебно-методический комплекс дисциплины языкознание. Введение в языкознание... Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины практический курс первого... Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут» | Учебно-методический комплекс «Древние языки и культуры» для студентов заочного отделения пи юфу Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо южный Федеральный Университет | ||
Учебно-методический комплекс по специальности и направлению подготовки: 030501. 65 «Юриспруденция» гсэ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины гсэ. В. 05. Дисциплины и курсы по выбору студента, установленные... | Учебно-методический комплекс правоведение Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности и является обязательной... | ||
Рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо южный Федеральный Университет | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию южный федеральный Университет В сборнике представлены доклады участников научно-методической конференции «Современные информационные технологии в образовании:... | ||
Научно-методическая конференция «Современные информационные технологии... В сборнике представлены доклады участников научно-методической конференции «Современные информационные технологии в образовании:... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история... Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности и является обязательной... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине кв1 Целью дисциплины является обучение студентов основным методам статистической обработки данных с использованием одного из ведущих... | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Предисловие учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс (умк) совокупность материалов, регламентирующих содержание учебной и методической работы по организации... | 1. Последствия Первой мировой войны Геополитические, социально-экономические,... Цель курса – изучение истории международных отношений в период между двумя мировыми войнами и на начальном этапе Второй мировой войны... |