Лингвопрагматические и когнитивные аспекты репрезентации языковой личности в художественном описании природы 10. 02. 19 теория языка





Скачать 442.88 Kb.
НазваниеЛингвопрагматические и когнитивные аспекты репрезентации языковой личности в художественном описании природы 10. 02. 19 теория языка
страница1/3
Дата публикации07.08.2013
Размер442.88 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > География > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи

Куршакова Татьяна Дмитриевна

ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИЕ И КОГНИТИВНЫЕ

АСПЕКТЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОПИСАНИИ

ПРИРОДЫ
10.02.19 – теория языка

Автореферат диссертации

на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Краснодар 2011

Работа выполнена на кафедре общего и славяно-русского языкознания

ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»

Научный руководитель – доктор филологических наук,

профессор Рядчикова Елена Николаевна
Официальные оппоненты – доктор филологических наук, профессор Серебрякова Светлана Васильевна
кандидат филологических наук, доцент Шаповалова Анна

Александровна

Ведущая организация – ФГАОУ ВПО «Педагогический институт Южного федерального университета»

Защита состоится декабря 2011 г. в 9.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.101.08 при ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» по адресу: 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, ауд. 231.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет».

Автореферат разослан ноября 2011 г.
Ученый секретарь диссертационного совета Баклагова Ю. В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования определяется обращением к миру природы через призму лингвистики, анализом представленности культуры, языка и стиля писателей в художественных описаниях природы.

По мнению В. фон Гумбольдта, «в каждом языке заложено самобытное миросозерцание. Как отдельный звук встает между предметом и человеком, так и весь язык в целом выступает посредником между человеком и природой, воздействующей на него изнутри и извне» (Гумбольдт 1984, с. 80). Поэтому художественные описания природы могут быть причислены к ценностям культуры, литературы, языка. «Культурные ценности, – отмечает В.А. Маслова, – выполняют самые разные функции в ме­ханизмах жизни человека: координирующую между человеком и миром природы, стимулирующую, регулирующую и др.» (Маслова 2001, с. 50).

Очень редко описания живой и неживой природы в художественных произведениях беспристрастны и безоценочны, в подавляющем большинстве случаев, как нам представляется, они антропоцентричны и/или антропоморфичны.

Опираясь на идеи Э. Бенвениста, сформировавшего принципы антропоцентричной лингвистики, Ю.С. Степанов еще в 70-е годы ХХ в. отнес антропоцентризм к числу главных принципов современной лингвистики (Степанов 1975, с. 49–51). Конец ХХ – начало ХХI в. характеризуется усилением тенденции интерпретировать языковые и речевые феномены в диаде «язык и личность», в триаде «мир – сознание – человек». В данной связи, как пишет Л.Ю. Буянова, существенна имманентная связь бытия языковой личности с целями и условиями ее постоянной креативно-когнитивной деятельности, выражающейся в сплетении событийно-фабульной сети посредством речевого дискурса (Буянова 1999, с. 60). Поэтому при анализе авторских описаний природы важно «попытаться найти хотя бы некоторые закономерности субъектной организации, иными словами, выявить некоторые закономерности трансляции культуры, которая, как нам кажется, осуществляется прежде всего на субъектно-субъектном уровне» (Дуров 2001, с. 132).

В этом аспекте филологическая наука еще далека от завершения исследований: «Словесно-художественный пейзаж является предметом изучения большого количества работ в литературоведении (Е.М. Апенко, М.Ф. Вазина, Б.Е. Галанов, Н.Д. Иванова, Г.Н. Толова, И.О. Шайтанов, Н.А. Шогенцукова и др.) и лингвистике (В.А. Кухаренко, И.М. Вознесенская, Ю.Б. Курасовская, Г.И. Лушникова, О.А. Нечаева, В.Н. Рябова, Н.В. Ситянина и др.). Однако нельзя назвать тему исчерпанной» (Гостева 2007, с. 3). Ученые отмечают, что «русская литература в этом отношении изучена недостаточно: то внимание, которое уделялось до сих пор типическим образам человека,.. оттесняло в сознании исследователей первостепенную значимость образов природы, через которые национальная специфика литературы проявляется особенно четко» (Степанова 2008, с. 158). Это же можно сказать и об английской литературе.

Поскольку настоящие мастера художественного слова по отношению к природе редко становятся на утилитарную точку зрения, на первом плане у них познавательный и эстетический идеал, постольку эти аспекты языкового творчества нуждаются в детальном изучении и понимании. Нельзя не согласиться с мнением о том, что «проблема “человек и природа” волнует теперь всех, кому дороги судьбы грядущих поколений. Она стала предметом внимания ученых, работающих в различных областях знаний. При современном состоянии науки и техники, когда человек располагает столь мощными средствами воздействия на окружающий его мир, вопрос о взаимодействии человека и природы, о путях, формах и границах этого взаимодействия приобретает особо важное значение» (Зотов 1982, с. 49).

Наличие указанных языковедческих лакун и определило актуальность данной работы.

Цель исследования – выявить особенности и языковые средства репрезентации лингвопрагматических, лингвокогнитивных и эстетико-этических аспектов отражения языковой личности автора в художественном описании природы.

Задачи исследования:

– рассмотреть художественное описание природы в качестве средства формирования лингвопрагматического пространства текста;

– изучить лингвистические исследования художественного описания природы в аспекте антропоцентризма;

– определить роль описания природы в актуализации и субъективации автора произведения;

– исследовать особенности языковой реализации интеллектуальных, этических и эстетических усилий автора в художественном описании природы;

– выявить и систематизировать лингвокогнитивные и эстетико-этические аспекты и языковые средства репрезентации языковой личности автора в описании им природы и ее законов.

Объект исследования – механизмы и результат объективации языковой личности автора художественного произведения в процессе описания природы.

Предмет исследования – языковые единицы, приемы, способы и средства, репрезентирующие языковую личность автора, её этические и эстетические представления.

Источники иллюстративного материала – художественные произведения отечественных и зарубежных писателей (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, М.М. Пришвин, И.А. Бунин, Б. Зайцев, С. Медведева, Э. По, Т. Пинчон и др.); сплошная выборка производилась из оригиналов произведений Джека Лондона и их переводов на русский язык. Картотека пейзажных описаний включает свыше 2100 единиц на английском и русском языках.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Художественное описание природы есть один из способов авторизации – как основной, так и дополнительный, имплицитно характеризующий повествователя. Описание природы как единица художественного текста, опосредованная личностью и интенциями автора, является не только функционально-семантической категорией, но и синтаксической номинацией.

  2. Художественное описание природы формирует когнитивно-прагматическое пространство текста. Описание природы в художественном произведении является эстетическим событием, этическим и интеллектуальным поступком субъекта. Природа как объективно существующее, чужеродное явление проходит сквозь «ментальные сита» автора и неизбежно оказывается вовлеченной в процесс модификации чувствования и оценивания. В результате чувствования, оценивания и вербализации явлений и фактов природы автор становится субъектом-действующим, совершающим акт субъективно-ценностной модификации.

  3. При художественном описании природы и его восприятии читателем актуализируются все онтологические уровни: эмоционально-волевая сфера сознания (при «чувствовании» её принимает участие большинство органов чувств), регулятивная (мельчайшие движения и изменения в природе проживаются на психофизиологическом уровне), когнитивная (читатель присутствует при глубоких размышлениях автора).

  4. Тексты и дискурсы, содержащие художественное описание природы, можно в полной мере отнести к национально-культурным универсалиям и ценностям. Они приобретают статус когнитивно-прагматического знака, а репрезентирующие их языковые знаки – статус эстетического знака.

  5. В художественных описаниях природы языковая личность Джека Лондона наиболее ярко и системно репрезентируется посредством трех составляющих: языковой (сравнения), когнитивной (интеллектуальные усилия), прагматической (воздействие). По доминирующей установке воздействия на читателя языковую личность Дж. Лондона можно отнести к нравственно ориентированной. Когнитивно-прагматические, эстетико-этические, философские, ценностные аспекты и установки языковой личности писателя наиболее ярко и последовательно отражаются при эстетизации сравнений, придании животным большого перечня свойств и черт человека (разнообразные чувства, умение предпринимать определенные действия, свойственные человеку, различные ментальные процессы), в описании законов природы, в представлении взаимовлияния природы и человека. Нравственная составляющая заключается также в выборе писателем языковых стратегий при описании законов природы: внешне, на поверхностном уровне – стратегия объясняющая, на глубинном уровне – более важная стратегия – воспитательная. Эстетические поступки автора наибольшей силы достигают тогда, когда он ведет повествование не только от имени животного, но и как бы изнутри его существа – описывая переживания, специфику мировидения, представления, сомнения – то, что может чувствовать только само живое существо.

Методы исследования, использовавшиеся в работе: описательный метод, методы семантического, прагматического, когнитивного, герменевтического анализа, приемы компонентного, концептуального и контекстуального анализа, классифицирование.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем художественное описание природы определяется как средство формирования лингвопрагматического пространства текста, актуализации и субъективации языковой личности автора, её интеллектуальных, этических и эстетических усилий, а также тем, что в нем классифицированы и проанализированы лингвокогнитивные и эстетико-этические аспекты отражения языковой личности Дж. Лондона в описании им живой и неживой природы.

Методологической базой исследования послужили труды по анализу художественного текста И.Р. Гальперина, М.И. Гореликовой, Д.М. Магомедовой, Г.В. Колшанского, А.И. Новикова, З.Я. Тураевой; по лингвистическому изучению пейзажных описаний Т.Ф. Гостевой, Н.А. Кожевниковой, О.В. Романенко, С.В. Тихомирова; по изучению этического и эстетического компонентов художественного текста М.М. Бахтина, Ю.Б. Борева, А.А. Дурова, А. Киклевича, О.В. Киселевой, Р. Моля, А.П. Чудакова, Л.А. Новикова; по когнитивной лингвистике Е.С. Кубряковой, М.В. Пименовой, Ю.С. Степанова, Т.А. Фесенко и др.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что её материалы и результаты могут дополнить теорию языка, теорию лингвистической прагматики, когнитивной лингвистики, лингвокультурологии, межкультурной коммуникации, способствовать расширению знаний о языке и стиле писателя. Отдельные положения работы могут быть использованы в разработке систематизирующего подхода к языку произведений о природе, к языковой личности Дж. Лондона.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов на практических занятиях вузе, посвященных стилистике, интерпретации и анализу художественного текста, языку английской литературы, идиостилю писателей, в частности Джека Лондона.

Апробация исследования была осуществлена на ежегодной 8-й и 9-й межвузовской научно-практических конференциях молодых ученых «Актуальные вопросы современного языкознания и литературоведения», проводимой Кубанским госуниверситетом (Краснодар, 17 апреля 2009 и 24 апреля 2010); на II Международной научной конференции «Континуальность и дискретность в языке и русской речи», посвященной памяти А.Г. Лыкова (Краснодар, октябрь 2009); на Международной научной конференции «Когнитивная лингвистика и вопросы языкового сознания», проводимой Кубанским госуниверситетом (Краснодар, 25 ноября 2010 г.); на академической научно-практической конференции курсантов, проводимой Морской государственной академией имени адмирала Ф.Ф. Ушакова (Новороссийск, 2010); на заседаниях кафедры теоретической и прикладной лингвистики КубГУ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 201 наименование, и приложения. Общий объем работы – 188 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются цель и задачи, объект и предмет исследования. Введение содержит также сведения о материале и методах, обозначаются положения, выносимые на защиту.

В главе 1 «ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА» рассматриваются проблемы лингвистических исследований описания природы сквозь призму антропоцентризма, выявляется роль описания природы в актуализации и субъективации автора художественного произведения.

Для лингвистики, начиная со второй половины ХХ в., характерна переориентация научных интересов с преимущественного изучения внутренних закономерностей языковой системы на рассмотрение функционирования языка как важнейшего средства человеческого общения – лингвистика становится антропоцентричной, появляется и успешно развивается лингвистическая прагматика как «один из планов или аспектов исследования языка, выделяющий и исследующий единицы языка в их отношении к тому лицу или лицам, которые пользуются языком» (Ахманова 1966, с. 344). В поле зрения лингвистической прагматики находятся уже не только знаки и средства языка, но также и языковые личности – те, кто порождает тексты (автор речи, адресант), и те, кто их воспринимает (адресат речи, реципиент). Очень важную роль играют такие прагматические проблемы, как эстетическое и этическое воздействие на языковое мышление адресата – изучение применяющихся для него принципов, приемов и средств.

Прагматический аспект рассмотрения языковых единиц и категорий включает следующие направления: 1) лингвистическое окружение рассматриваемой единицы; 2) конкретно-речевую ситуацию (включенность в дискурс); 3) универсальную, энциклопедическую (фоновую) информацию; 4) знание говорящих о языке, которым они пользуются; 5) коммуникативную интенцию говорящего (Сорокина 2003, с. 93). Большую роль в этом аспекте играет оценка, на что обращают особое внимание многие современные ученые.

Лингвистическая прагматика является составной частью антропоцентрического подхода.

Антропоцентризм как особый принцип исследования, господство которого роднит лингвистику со многими другими, причем не только гуманитарными, заключается в том, что «научные объекты изучаются прежде всего по их роли для человека, по их назначению в его жизнедеятельности, по их функциям для развития человеческой личности и ее усовершенствования. Он обнаруживается в том, что человек становится точкой отсчета в анализе тех или иных явлений, что он вовлечен в этот анализ, определяя его перспективы и конечные цели. Он… знаменует тенденцию поставить человека во главу угла во всех теоретических предпосылках научного исследования и обусловливает его специфический ракурс» (Кубрякова 1995, с. 12).

В подавляющем большинстве художественных текстов в том или ином объеме встречаются описания природы, природных явлений. Для них В.Н. Рябова вводит в научный обиход понятие пейзажного компонента – особой текстовой единицы как одного из сложных композиционных элементов, обладающего системой семантических, грамматических и функциональных признаков и формирующего изобразительную семантику в тексте, а также участвующего в развитии его общего содержания, что дает возможность дополнить теорию текста материалами об особенностях его структуры, характере текстовых единиц, занимаемой ими позиции, семантике и функциональной значимости. Вследствие этого определяются индивидуальность стиля, образного языка одного писателя через оценку ведущей текстовой единицы (Рябова 2002, с. 3). 

В зависимости от предназначения пейзаж может иметь разнообразные формы проявления в художественных произведениях: известны пейзажные описания, пейзажные образы, пейзажи-предварения, пейзажные штрихи, психологические и эпические пейзажные параллели, пунктирные пейзажные линии, пейзажные мазки (Барбашова 2009, с. 25–26). Все эти разновидности мы считаем возможным объединить в понятии «
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лингвопрагматические и когнитивные аспекты репрезентации языковой личности в художественном описании природы 10. 02. 19 теория языка iconФразеологизмы как способ репрезентации языковой личности автора художественного...
Фразеологизмы как способ репрезентации языковой личности автора художественного текста
Лингвопрагматические и когнитивные аспекты репрезентации языковой личности в художественном описании природы 10. 02. 19 теория языка iconАктуализация концепта «компьютер» в немецкой языковой картине мира
Охватывает однородный в структурно-семантическом отношении языковой материал. Второе направление учитывает все возможные разноструктурные...
Лингвопрагматические и когнитивные аспекты репрезентации языковой личности в художественном описании природы 10. 02. 19 теория языка iconАксиологический аспект языковой репрезентации образа россии в современном немецком медиадискурсе
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический...
Лингвопрагматические и когнитивные аспекты репрезентации языковой личности в художественном описании природы 10. 02. 19 теория языка iconКогнитивные основы формирования значения устойчивых сочетаний с компонентом-цветообозначением...
Обязательного минимума содержания образования по русскому языку федерального компонента государственного образовательного стандарта...
Лингвопрагматические и когнитивные аспекты репрезентации языковой личности в художественном описании природы 10. 02. 19 теория языка iconУрок основы языка изображения
Ц е л и : обобщить знания о видах изобразительного искусства, художественных материалах, их выразительных возможностях, художественном...
Лингвопрагматические и когнитивные аспекты репрезентации языковой личности в художественном описании природы 10. 02. 19 теория языка iconИ теория аргументации Карпенко И. А, к филос н. Москва, 2010
Мышление, познание, язык. Естественные и искусственные языки. Знак, значение, смысл. Синтаксический, семантический и прагматический...
Лингвопрагматические и когнитивные аспекты репрезентации языковой личности в художественном описании природы 10. 02. 19 теория языка iconПовышение квалиф.(дата, название, место прохождения курсов)
Аппо уроки русского языка и литературы, как средство формирования языковой личности
Лингвопрагматические и когнитивные аспекты репрезентации языковой личности в художественном описании природы 10. 02. 19 теория языка iconВозможности работы с художественным текстом на уроках русского языка
Формирование языковой личности ученика – важнейшая задача обучения русскому языку в средней школе
Лингвопрагматические и когнитивные аспекты репрезентации языковой личности в художественном описании природы 10. 02. 19 теория языка iconМуниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная...
Цели: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе; определить роль пейзажа, увидеть и понять, как создаются картины природы...
Лингвопрагматические и когнитивные аспекты репрезентации языковой личности в художественном описании природы 10. 02. 19 теория языка iconТазиева Е. М. Культура речи: Учеб пособие / Новосиб гос ун-т. Новосибирск, 2009. 2- е изд
«Письмо. История письма, развитие и совершенствование русского алфавита», «Литературный язык и нелитературные формы национального...
Лингвопрагматические и когнитивные аспекты репрезентации языковой личности в художественном описании природы 10. 02. 19 теория языка iconРеферат. Тема: «Лингвистические аспекты формирования языковой личности учащегося»
Муниципальное учреждение отдел образования администрация муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан Муниципальное...
Лингвопрагматические и когнитивные аспекты репрезентации языковой личности в художественном описании природы 10. 02. 19 теория языка iconТ. Ю. Тамерьян профессор кафедры английского языка согу, д ф. н....
Программа развития научно-исследовательского и экспедиционного флота Росгидромета на 2010 – 2012 годы
Лингвопрагматические и когнитивные аспекты репрезентации языковой личности в художественном описании природы 10. 02. 19 теория языка iconДиссертационного исследования
«Когнитивные и лингвокультурологичсекие исследования языка» магистерской программы «Английский язык» на 2014-2015 уч год
Лингвопрагматические и когнитивные аспекты репрезентации языковой личности в художественном описании природы 10. 02. 19 теория языка iconКогнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности
К настоящему времени описано около двух десятков когнитивных стилей, выявленных независимо друг от друга психологами разных научных...
Лингвопрагматические и когнитивные аспекты репрезентации языковой личности в художественном описании природы 10. 02. 19 теория языка iconПрограмма «теория языка»
Теория языка: Программа кандидатского экзамена для аспирантов: Направление подготовки 45. 06. 01 Языкознание и литературоведение...
Лингвопрагматические и когнитивные аспекты репрезентации языковой личности в художественном описании природы 10. 02. 19 теория языка iconФеномен языковой игры в рекламном дискурсе: лингвокультурологический...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск