Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности





Скачать 46.56 Kb.
НазваниеКогнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности
Дата публикации03.05.2015
Размер46.56 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ КАК РЕГУЛЯТОРЫ МИРОВОСПРИЯТИЯ ЛИЧНОСТИ
И.П. Шкуратова

Ростовский государственный университет

shkuratov@rnd.runnet.ru
В середине прошлого века западная психология обогатилась понятием когнитивного стиля, под которым имеются в виду стабильные индивидуально-своеобразные способы приема и переработки информации. Предпосылкой к возникновению исследований когнитивного стиля послужили работы представителей направления “Новый взгляд”, доказавших перспективность личностного подхода к изучению познавательных процессов и побудивших к поиску индивидуальных характеристик, влияющих на их протекание. К настоящему времени описано около двух десятков когнитивных стилей, выявленных независимо друг от друга психологами разных научных направлений (Г.Виткин, Р.Гарднер, Дж.Каган и др.).

Как показали многочисленные исследования зарубежных и отечественных авторов, когнитивные стили во многом определяют отражение как внешней информации (поступающей из предметного и межличностного миров), так и внутренней (связанной с самоощущением и Я-концепцией личности) (2,3). Можно предположить, что их основная функция состоит в индивидуальной настройке протекания когнитивных процессов, причем каждый когнитивный стиль отвечает за определенный аспект процесса принятия решений.

Большая часть когнитивных стилей (когнитивная сложность, понятийная дифференцированность, сглаживание-заострение и др.) связана со степенью аналитичности-синтетичности восприятия объектов или, иначе говоря, с жесткостью критерия при оценке сходства или различий между объектами. Вся обработка поступающей к человеку информации базируется на механизмах сличения объектов и определения степени сходства между ними.

Если индивид имеет устойчивую тенденцию пренебрегать различиями между объектами, что характерно для лиц с низкой когнитивной сложностью или низкой понятийной дифференцированностью, мир видится ему более однородным и простым. С одной стороны, это дает ему преимущество в установлении общности между классами объектов. Например, такие люди легче идентифицируют себя с разными людьми из их окружения (3). Но, с другой стороны, они же проигрывают в нечувствительности к менее очевидным различиям или к изменениям объекта. Наоборот, лица с высокой когнитивной сложностью и высокой понятийной дифференцированностью имеют более сложную картину мира, основанную на большем количестве различительных признаков, но они являются жертвами избыточной информации, а также демонстрируют неспособность к синтезу своих представлений.

Импульсивность-рефлективность определяет скорость принятия решения и учет разных альтернатив. Импульсивными принято считать тех, кто принимает решения быстро и с большим количеством ошибок, а рефлективными - тех, кто придерживается противоположной стратегии. Этот стиль также является устойчивым личностным образованием, проявляющим себя в разных видах деятельности, определяющим, в первую очередь, ее быстроту и качество (1).

Полезависимость-поленезависимость, выявленная Г.Виткиным, отвечает за разграничение между пространством Я и внешним миром и выбор преимущественной ориентации при принятии решений на других людей или на себя (5). Поленезависимые люди имеют более структурированную систему представлений об окружающем мире, которую они с успехом применяют в предметной деятельности. Но они менее успешны в коммуникативной деятельности, поскольку мало интересуются чужими мнениями и оценками, а также склонны к дистанциированию от других людей. Полезависимые люди нуждаются в посторонней помощи в процессе принятия решений, так как больше полагаются на чужие мнения и оценки. Эти различия прослеживаются от детского возраста до старости и накладывают отпечаток на все виды деятельности.

Лица, имеющие крайнюю степень выраженности любого из когнитивных стилей менее адаптивны, чем те, кто располагается в среднем диапазоне. Самыми адаптивными являются люди с мобильным когнитивным стилем, т.е. умеющие произвольно менять настройки своего когнитивного аппарата, исходя из требований ситуации.

Нами высказывалось предположение о том, что формирование когнитивного стиля (на примере полезависимости-поленезависимости) проходит три стадии:

а) стиль не выражен и нет явного предпочтения одной из двух стратегий поведения;

б) стиль ярко выражен и укоренен;

в) стиль мобилен.

Благодаря личностной и интеллектуальной зрелости, человек получает на определенном этапе своего развития возможность совмещать в себе умение действовать по-разному в зависимости от требований ситуации, сохраняя некоторое тяготение к одному из полюсов. Мобильность, согласно нашему предположению, является свидетельством высокой зрелости когнитивных структур личности (4).

Природа когнитивных стилей не до конца изучена. Есть свидетельства их связи с межполушарной асимметрией, уровнем интеллекта, свойствами темперамента и с мотивацией личности (3). В то же время есть все основания считать когнитивные стили образованием, которое формируется прижизненно под влиянием социокультурных факторов (5). Например, эмпирически доказано, что полезависимость более характерна для женщин, а также для детей, чьи родители осуществляют избыточный контроль над их поведением (3,5).

Когнитивный стиль, как и другие стилевые образования личности, выполняет следующие функции:

1. адаптационную, состоящую в приспособлении индивидуальности к требованиям данной деятельности и социальной среды;

2. компенсаторную, поскольку его формирование строится с опорой на сильные стороны индивидуальности и с учетом слабых сторон;

3. системообразующую, позволяющую, с одной стороны, формироваться стилю на основе многих ранее сложившихся характеристик индивидуальности, с другой стороны, влиять на многие аспекты поведения человека;

4. самовыражения, состоящую в возможности индивидуальности выразить себя через уникальный способ выполнения деятельности или через манеру поведения.

Последняя функция связана с мало изученной проблемой влияния когнитивных стилей на вариативность реального поведения человека в сфере общения (например, на его самораскрытие и самопредъявление). Есть все основания ожидать, что дифференцированность объектов (партнеров по общению) на сенсорном входе приведет к дифференцированности поведенческих реакций на выходе.

Изучение когнитивных стилей как детерминант поведения человека представляется нам очень перспективным, поскольку их исследование выводит на фундаментальные проблемы мировосприятия человека.
Литература:

  1. Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998. 310 с.

  2. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. М.: ПЕРСЭ, 2002. 304 с.

  3. Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1994. 156 с.

  4. Шкуратова И.П. Теоретические проблемы диагностики полезависимости-поленезависимости. // Методы психологии. Ежегодник РПО. Т.3, вып.2. Ростов-на-Дону, 1997, с.293-294.

Witkin H., Goodenough D. Cognitive style: essence and origins. N.Y. 1982. 135 p

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности iconкогнитивные стили и процесс творческого мышления
Материалы XIV международной конференции молодых ученых «Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии,...
Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности iconИзучение регулятора света на базе транзистора
Но регуляторы яркости света помогают настроить свет так, чтобы не яркий, не тусклый свет не могли навредить. Регуляторы яркости света...
Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока : сформировать представление о личности Ф. И. Тютчева, особенностях мировосприятия поэта
Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности iconЛингвопрагматические и когнитивные аспекты репрезентации языковой...
Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности iconТаблицы (стиль Таб-заг)
Набор статьи следует выполнять непосредственно в данном шаблоне, используя стили (стили – не изменять!)
Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности iconОбразовательная программа дополнительного образования научно-технической...
Очень важно для развития личности ребенка в имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами...
Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности iconТазиева Е. М. Культура речи: Учеб пособие / Новосиб гос ун-т. Новосибирск, 2009. 2- е изд
«Письмо. История письма, развитие и совершенствование русского алфавита», «Литературный язык и нелитературные формы национального...
Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности iconСтили в интерьере
Рабочая программа по учебной дисциплине «Стили в интерьере» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 62 «Дизайн» на...
Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности iconУчебный курс «Самосовершенствование личности» Познай себя (самопознание)
Человек как индивид и как личность. Физическое и психическое содержание человека. Сознание – основная характеристика человеческой...
Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности iconЛекция №3. Функциональные стили русского языка (продолжение) Стили художественной литературы
Котюрова М. П. Лингвистическое выражение связности речи в научном стиле (сравнительно с художественным) : Автореферат диссертации...
Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности iconУшк как способ формирования и измерения профессиональной компетенции
Данные изменения касаются, в том числе, и требований, предъявляемых к личности педагога как творческой личности, конкурентоспособному...
Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности iconКонспект урока " Русский литературный язык и его стили". (9 класс)...
Цель: научить различать стили литературного языка, развивать устную и письменную речь учащихся, воспитать любовь и уважение к русскому...
Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности iconЛ. С. Выготский и а. Р. Лурия как когнитивные психологи: проблема...
Начало когнитивной революции в психологии и смежных науках, к которой подталкивали и разработка вычислительных машин и создание трансформационной...
Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности iconУрока Тема урока Разговорный и книжные стили речи
Обучающая: формировать понятие разговорного и книжных стилей речи, познакомить с отличительными признаками книжной речи, научить...
Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности iconКонкурс методических разработок по теме «Педагогическое мастерство...
В коррекционных классах уровень речевого развития еще ниже, поэтому таким детям трудно освоить такие понятия, как основная мысль...
Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности iconРецензия на книгу Р. К. Потапова и В. В. Потапов «Язык, речь, личность», 491 стр
Фонема как единица языка, звук как единица речи. Фонологические школы. Методы фонологического анализа. Морфонология. Интонация и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск