Кукалев А. Вакантное место служанки теологии





НазваниеКукалев А. Вакантное место служанки теологии
Дата публикации02.07.2013
Размер98.5 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Библиотека сайта «Свет Разума»

Кукалев А. Вакантное место служанки теологии

Стены и заборы человеческой цивилизации пестрят клочками бумаги и пергамента, черепками и глиняными табличками: "Необходима домработница" — сообщает одна, "Ищу работу" — взывает другая, "Требуются официантки" — сухо информирует третья. Продажа, покупка, учеба, наем работников осуществляются людьми с древнейших времен: чаще индивидуально, реже в рамках цехов или корпораций и никогда целыми видами человеческой деятельности. А жаль! Только представьте себе, как полезна была бы система заявок на создание новой мировой религии или разработку и фиксацию художественных канонов…

История слов несет в себе историю человечества. Редко когда одно понятие остается неизменным из века в век, когда значение одного сочетания звуков застывает неизменным. Такое случается только с простыми словами-понятиями: овца, хлеб, очаг — да и то не всегда! Современный человек понимает под "наукой" прежде всего науку опытную, своей главной характеристикой считающую критерий воспроизводимости. Слово λογιοσ — однозначно переводимое нами как «наука» в составе сложных слов с разнообразными приставками "био-", "гео-", "фило-" — в греческом языке означало прежде всего "знание" или "учение", а также "откровение". Аристотель, которого часто именуют отцом-основателем различных наук, словом "наука" даже не пользовался, также говоря вместо этого о "знании" — επιστηµη. Да и позднее, как в античную эпоху так и в Средневековье понятия "философии", "знания" и "науки" фактически совпадали, являясь полными синонимами. Строго говоря, в рамках философии объединялись сведения о правилах логических и математических построений, природных явлениях, антропологические, гносеологические и теологические идеи.

Впрочем, семейное родство будущих теологии и науки, их органическая взаимосвязь, лежит глубже этой синонимичности и состоит не только из трансформации теологии в естественнонаучную дисциплину, но и из самого генезиса теологии. Превращение библейского откровения в мировую религию Pax Romana преобразовало античное представление о природе и мире. Если для Аристотеля и Платона природа представляла собой мир рождающихся и проходящих жизненный цикл смертных вещей (Метафизика, 5; Тимей, 27d—28a), была текуча

и неустойчива — то библейское мировоззрение несло в себе идею цельности и единства мира. Уже эта идея содержит в себе зародыш целеустремленного познания мира: раз мир един, целен и органичен — значит, его можно познать, значит можно выявить законы, обеспечивающие его единство. Не менее важно другое: для кого Бог творил мир? Стихи Бытия 1:26-28 "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле" средневековыми теологами цитировалась особенно часто. Раз мир сотворен для человека — то он должен быть познаваем человеком, без этого ему невозможно владеть миром, со знанием дела осуществлять свою власть над ним. Обещание Иисуса апостолам "Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам" (Ин, 16:12) не только предвещало события Пятидесятницы, но и открыло путь к познанию мира — важнейший мотив грядущих полутора тысяч лет. А полное право на познание мира имели, разумеется, теологи.

Понятно, что любое новое, а, следовательно, относительное знание способно обрести ценность только благодаря опоре на вечность, на абсолют того или иного рода. Все лишенное надежного фундамента абсолюта, любая попытка определения относительного через относительное — обречена на гибель. А все причастное вечности обязано пройти через сакрализацию: формализоваться, обретая новое значение на фоне вечности, и далеко выходя за пределы краткой человеческой жизни.

Сила абсолютного основания в любой системе познания подобна "гераклейскому камню" Платона, с описания которого он начинает объяснение природы познания и творчества: "Этот камень не только притягивает железные кольца, но и сообщает им такую силу, что они, в свою очередь, могут делать то же самое, что и камень, т. е. притягивать другие кольца, так что иногда получается очень длинная цепь из кусочков железа и колец, висящих одно за другим, и вся их сила зависит от того камня" (Ион, 533de). В работе теолога функцию абсолюта выполняет Священное писание, для ученого (как мы увидим далее) ту же роль играет концепция неизменности законов природы. Подключая текст Библии к своим построениям, теолог, тем самым, создает наполненную истиной последовательность утверждений, подобно тому как цепь "из кусочков железа и колец" наполняется магнетической силой при контакте с "гераклейским камнем".

Впрочем, по одному параметру христианская теология оказалась отличной от предшествующей ему религиозно философствующей античности. Античный философ был, прежде всего, профессионалом. Получив плащ философа, он мог открыть свою школу и заняться преподаванием школьной мудрости, или же заняться торговлей, политикой, юриспруденцией. Обязательство новаторства перед ним не стояло — как не стоит оно сегодня перед профессиональным химиком или экономистом. Принципиально та же схема сохранилась у неоплатоников, системы которых идеально подходили для классификаций различающихся элементов — но не для создания новых. Новаторство не являлось непременной характеристикой их профессии, даже для тех, кто вел активную литературную работу. Христианский теолог обязан сказать нечто новое — уже он сам, а не Бог, должен двигаться вперед, отталкиваясь от заданного Абсолютом Священного текста. Более того, теолог может ссылаться на одно и то же место для подтверждения самых различных идей и не обязан отслеживать кто еще и в каких целях ссылался на тот же фрагмент — так догматизм переходит в свою полную противоположность, открывая простор для герменевтики и раскрепощая теолога. В этом заключена важнейшая характеристика наступившей эпохи:

появление теолога — смертного творца.

Библейское учение о тварности мироздания не исчерпывается идеей создания мира из ничего. Тварность означает не-самобытность, существование мира в силу его сопричастности Творцу, осознание которой в исповедующем Боговоплощение христианстве по сравнению с иудаизмом лишь усилилось. Тварность означает взаимосвязь творения и Творца. Взаимосвязь столь же глубокую, как и связь с дарованным Им Священным текстом. Уже в IV веке один из основателей каппадокийского богословия Григорий Назианзин описывал "весь сей мир" как "великую и преславную книгу Божию". Постепенно, сама природа осознается теологами как книга — носитель текста и, поскольку у Библии и природы один и тот же автор, как текст священный. Текст, несущий истину в последней инстанции. Текст равного с Библией достоинства. К XI веку разделение двух книг: Книги природы и Библии становится общепринятым. "Бог дал нам две книги — Книгу природы и Библию", — напишет Раймунд Себундский. Полтора столетия спустя, св. Бонавентура в специальном трактате "О возвращении наук к теологии" скажет: " ... многоразличная премудрость Божия открыто передается в Священном Писании, сокрыто же во всяком познании и во всякой природе".

Теологии не хватало лишь метода чтения "Книги природы", чтобы поставить познание мира себе на службу. Однако, к его принятию средневековая Европа была еще не готова. О сочинениях монаха-францисканца Роджера Бэкона, современника св. Бонавентуры, вспомнили лишь после публикации работ его знаменитого однофамильца — лорд-канцлера Его Королевского Величества

сэра Френсиса Бэкона. Причиной этого была глубокая религиозность средневекового западноевропейского общества привыкшего жить в близости с Богом, в прямом молитвенном и повседневном контакте с Ним. Для сознания того времени возможность вмешательства Бога в повседневные дела человека — иными словами, чуда — представлялась чуть ли не обыденным явлением. Современники потешались над Галилеем, который раз за разом сбрасывал с Пизанской башни легкие и тяжелые шары и его подручным, великим силачом, Пико делла Мирандола, в свою очередь, закидывавшем эти шары обратно, для ускорения опытов. Потешались, будучи убеждены, что эти двое занимаются совершенно бессмысленным делом: во-первых, даже если в Пизе шары и упадут одновременно, то с чего вдруг они станут вести себя точно так же в Париже или Лондоне? А главное, ведь Бог в любой момент может вмешаться в действия Галилея — каким же образом Галилей сможет определить, что это произошло?

Паруса планируемого эксперимента практика Галилея и теоретика Френсиса Бэкона никогда не смогли бы привести человеческую цивилизацию к новому типу миропознания, не будь под ними надежной палубы христианской теологии. Но и одной палубы мало, когда негде закрепить мачту. Парадоксально, но идея сопричастности мира Божеству, активно способствовавшая изучению "Книги природы", в равной мере препятствовала оформлению критерия воспроизводимости как метода познания в области естественных наук. В результате, средневековое изучение природы вплоть до XV века сводилось лишь к собиранию и коллекционированию фактов.

Чтобы изменить ситуацию, нужно было разрушить триединую целостность философии, теологии и науки. Первые шаги к отделению философии от теологии в самостоятельную область деятельности оформились уже к XII веку и, чем дальше, тем более напряженными становились их отношения — словно у супругов еще не решивших разойтись окончательно, но уже уставших друг от друга.

Параллельно началась трансформация теологии в будущее естественнонаучное направление. Начало этого процесса выразилось в разделении самой теологии на теологию откровения (theologia revelata) и теологию естественную (theologia naturalis), изучавшую сущность Бога выраженную в Библии и Книге природы.

К XV веку невозможность найти Бога на том пути, на котором его веками искали средневековые схоласты, стала очевидной. Бесплодные споры об универсалиях и схоластические штудии зашли в тупик, вызывая резко сатирическую реакцию, воплотившуюся в "Похвале глупости", "Письмах темных людей" и "Корабле дураков". "Бог сокрыт, пути Его — не наши пути, Его мысли — не

наши мысли, — писал знаменитый теолог Яков Шпенер, подводя черту под многовековыми результатами развития средневековой схоластики, — но в точных естественных науках, где Его творения физически осязаемы, мы имеем надежду напасть на след Его намерений относительно Мира". "Я докажу вам существование божественного провидения, анатомируя вошь", — добавлял его современник, знаменитый анатом и изобретатель микроскопа Иоганн Сваммердам. В то время как современная наука ставит своей целью постижение законов управляющих миром, в эпоху возникновения точного естествознания от науки ожидали куда большего: выхода за пределы мироздания, открытия пути к Богу.

Ни в одной из философских систем античности природа не выступала в роли чего-то устойчивого, а уж тем более в роли носителя истинного и божественного знания. Для античности искать вневременные и внепространственные образцы устойчивости в природе было немыслимо. Где угодно — только не в квинтэссенции непостоянства! Платон мог только отвернуться от теней на стенах пещеры — спустя две тысячи лет наука повернулась к ним лицом, дабы выбрать крупицы вечного из прихотливой игры теней. Так планируемый эксперимент Галилея и Бэкона стал инструментом отбора общих, а значит вневременных и внепространственных характеристик природы. Только пройдя через горнило христианской теологии, с ее идеей Вечного и Неизменного Бога, западноевропейская цивилизация смогла вернуться к изучению природы создав новый догмат. Научный догмат о неизменности законов природы.

Подобно тому, как теолог обеспечивает истинность своих построений, апеллируя к тексту Священного писания — ученый присоединяет полученные им данные к массиву уже накопленной информации ссылкой на неизменные законов природы. Неизменные и независимые от конкретного момента времени, точки пространства и, что особенно важно — независимые от личности экспериментатора. "Не от себя" должен был говорить обещанный Иисусом Дух Истины — ученый и теолог также говорят не от себя, но от имени причастной к вечности истины.

Уберите неизменность законов природы — и повторяемость научного эксперимента станет бессмысленной. Эксперимент, поставленный ученым в Европе — нельзя будет повторить в Китае. Результаты, полученные вчера, станет невозможно воспроизвести завтра или спустя тысячу лет. Научное утверждение истинно лишь тогда, когда устремлено в будущее и прошлое одновременно — когда способно объяснить как все прошлые, так и будущие результаты. Оно обязано находится вне времени. Любой ученый знает, что результаты его работы неизбежно устареют — в норме лет через 10-20; если очень повезет — через век-полтора. Такова судьба всякой научной работы. Она, по самому своему существу, желает быть превзойденной, ставя вопросы перед грядущими поколениями. Только так она обретает свой высочайший смысл, становясь причастной к вечности благодаря вере в неизменность устройства мироздания.

Когда китайские мудрецы впервые услышали о европейской науке, они сочли ее нелепой. "Хотя повелителю Поднебесной дано устанавливать законы и требовать их исполнения под угрозой наказания, — сказали они, — но исполнять законы способны лишь те, кто может эти законы "понять", а "дерево, вода и камни", очевидно, этим свойством "понятливости" не обладают. Следовательно, им нельзя предписывать законы — нелепо и ожидать от них послушания". Наука возникла, будучи убежденна, что детальное познание мира открывает дорогу за его пределы. Познание было средством, цель — лежала за его пределами. Сегодня средство стало целью. Кто из современных биологов или химиков верит, что знание их дисциплин способно хоть в малейшей степени объяснить смысл мироздания? Кто из современных физиков или астрономов считает, что их исследования могут указать нам путь способный вывести на след этого смысла, если он вообще существует? Современная наука обрела иные задачи и цели. Отталкиваясь от библейского ощущения единства мироздания, биология, химия, физика считают само собой разумеющимся, что законы природы стоят того, чтобы их знать.

Философов часто укоряют за то, что они любят игнорировать бесславный тысячелетний период служения философии теологии, но разве ученые не склонны, столь же искренне, замалчивать не менее бесславный, хотя и более краткий период служения теологии со стороны науки? А ведь за периоды этого "служения" обе дисциплины оформились в полностью самостоятельные области. Теологии есть, чем гордиться! Что как не успехи ученика, его самостоятельность составляют основной предмет гордости для учителя, пусть даже сам ученик и не всегда осознает, сколь многим он обязан своему наставнику?

Любая теология убеждена, что мир должен иметь смысл — весь вопрос только в том, какое толкование наиболее полно его раскрывает. Современная наука отважно берется за разрешение самых сложных задач — но смиренно отступает перед загадкой всего мироздания. Современная философия, рационально исследуя мир, берется за решение самых глобальных задач — но не может дать однозначного ответа. "Жаден разум человеческий", — говорил Френсис Бэкон. Жаден — чрезмерно стремится он к удовлетворению своего желания. Разум "не может ни остановиться, ни пребывать в покое". Кто бы ни устанавливал границы мироздания, наука или традиция — разум вечно стремится за них выйти. Века проходят, но вопросы остаются — человек мало изменился за последние 2-3 тысячи лет.

Философия не справилась с ролью служанки теологии, науке и без того хватает забот: что придет им на смену? Мы уже знаем, что помощница такого рода может зреть только в недрах самой теологии. Давайте присмотримся: не заметна ли ее беременность? Давайте прислушаемся: не слышны ли толчки маленького ребенка, первые признаки его самостоятельности? Место служанки теологии снова вакантно. Увы, нам неясно кто займет его в будущем, но давайте, хотя бы, вывесим объявление!

Ссылка на источник в Web

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кукалев А. Вакантное место служанки теологии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания теологии»
Кукалев А. Вакантное место служанки теологии iconТеологических вопросах господствует принцип авторитета Священного...
Священного Писания. «Авторитет фундаментален для теологии, в ней он неотделим от истины…сообщить абсолютную точность вещам, решительно...
Кукалев А. Вакантное место служанки теологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Барканов Антон 3 место (высота), 3 место ( тройной), Барканов Максим 2 место (3000м с/п), Иванова Лиза 2 место ( высота),Клементьев...
Кукалев А. Вакантное место служанки теологии iconПрограмма повышение квалификации по направлению «Основы духовно-нравственного образования»
Цель: дать представления о богословских, культурологических, педагогических и методических основах теологии
Кукалев А. Вакантное место служанки теологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: дать представления о богословских, культурологических, педагогических и методических основах теологии
Кукалев А. Вакантное место служанки теологии iconПримерная программа дисциплины опд. Ф. 03 «Религиозная философия»
Опд гос впо второго поколения по направлению 520200 подготовки бакалавров теологии
Кукалев А. Вакантное место служанки теологии iconПолитическое и социальное развитие латинской америки в условиях глобализации...
Диссертационная работа выполнена на кафедре дипломатии Дипломатической академии мид россии
Кукалев А. Вакантное место служанки теологии iconПрограмма дисциплины История протестантской теологии (начальный период)...
...
Кукалев А. Вакантное место служанки теологии iconПрограмма дисциплины История протестантской теологии (начальный период)...
...
Кукалев А. Вакантное место служанки теологии iconПрограмма дисциплины История протестантской теологии (начальный период)...
...
Кукалев А. Вакантное место служанки теологии iconРоссийской федерации институт теологии и международных отношений имени маммадибира ар-рочи
Фгос во по направлению подготовки 48. 03. 01 Теология утвержден приказом Минобрнауки России от 17 февраля 2014 г. №124. Зарегистрирован...
Кукалев А. Вакантное место служанки теологии iconРеферат: Георг Вильгельм Фридрих
Австрии в период Контрреформации. Окончив гимназию в родном городе, Гегель учился на богословском отделении Тюбингенского университета...
Кукалев А. Вакантное место служанки теологии iconДиплом 1 место 5 класс Диплом 1 место 8 класс Диплом 1 место 11 класс...
Посещают секцию мальчики и девочки разных возрастов ( от 7 до 16 лет). В конце каждого учебного организуются общешкольные ежегодные...
Кукалев А. Вакантное место служанки теологии iconИзменение отношения к иудаизму в христианской теологии в наше время
Высшее и послевузовское профессиональное образование" раздела "Образование" классификации расходов бюджетов на совершенствование...
Кукалев А. Вакантное место служанки теологии iconМетодические рекомендации по теме «Смерть и умирание. Эвтаназия»
Первый вопрос. Приступая к рассмотрению данной проблемы, обратите внимание, что в биологии, теологии, культуре понимают под понятиями...
Кукалев А. Вакантное место служанки теологии iconРеспублики Казахстан Площадь 2725 тыс кв км. (9 место в мире) 26...
Занимает 1 место в мире по запасам цинка, вольфрама, барита, 2 место – серебра, свинца, хромитов, 3 – меди и флюорита, 4 – молибдена,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск