Введение Многообразие явлений природы





Скачать 281.33 Kb.
НазваниеВведение Многообразие явлений природы
Дата публикации03.07.2013
Размер281.33 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Введение
Многообразие явлений природы
Окружающая нас природа постоянно изменяется. Вы уже знаете, что изменения, которые происходят в природе, называют явлениями. Различают явления физические, химические, биологические и другие.

К физическим явлениям относятся тепловые, све­товые, звуковые, электрические, магнитные. С этими яв­лениями вы часто встречаетесь в повседневной жизни. Днем ярко светит Солнце, ночью на небе загадочно мерцают звезды, во время грозы небо озаряется яркими вспышками молний. Все это световые явления.

Окружающий нас мир полон самых разнообразных звуков. Это шелест листьев, шум прибоя, журчание ручья, треск льда, пение птиц.

С электрическими явлениями вы имеете дело, когда включаете телевизор, пользуетесь электрическим утю­гом или чайником, настольной лампой.

Многие из вас пользовались компасом, но не все знают, что его действие основано на магнитных явле­ниях.

В явлениях, которые мы относим к физическим, с телами происходят такие изменения, при которых вещество этих тел не меняется. Например, известное вам явление таяния льда заключается в том, что вода переходит из твердого состояния в жидкое. Само же вещество (вода) в данном явлении не меняется.

Разнообразны химические явления в природе, свя­занные с превращением одних веществ в другие. При горении древесины образуется зола, углекислый газ и вода. Железо, окисляясь, превращается в ржавчину. На поверхности медных предметов в результате взаи­модействия меди, воды и кислорода появляется зеленый налет. Красноватая медь при этом превращается в дру­гое вещество голубовато-зеленого цвета. Вы не раз ви­дели такие позеленевшие старинные медные изделия — монеты, подсвечники, самовары, а также скульптурные произведения.

Проведите несложный опыт.

На дно стакана насыпьте немного пищевой соды, чтобы она лишь покрыла его тонким слоем. Проверьте горящей лучинкой*, есть ли в стакане углекислый газ. Если лучинка продолжает гореть, то это значит, что в стакане над содой находится кислород.

Теперь налейте несколько капель уксуса, чтобы смо­чить соду. Прикройте стакан блюдцем. Что вы наблю­даете?

Через 1 минуту внесите в стакан горящую лучин­ку. Вы заметите, что она быстро погаснет. Значит, в стакане накопился углекислый газ. Он образовался в результате химического явления, которое произошло при взаимодействии уксуса и соды.

К биологическим относятся явления, происходящие в живой природе. Это — цветение и плодоношение у растений, сокодвижение, листопад. У животных в раз­ные сезоны года наблюдается спячка, линька, миграции (от латинского слова migratio — переселение, переме­щение).

Все биологические явления протекают ритмично, периодически. На Земле, как известно, день сменяется ночью, во многих районах земного шара весна сменяет­ся летом, а осень — зимой. В соответствии с этим ме­няется и активность живых организмов.

Суточные ритмы обнаружены у всех организмов — от одноклеточных до многоклеточных. Так, у растений они проявляются в усилении или ослаблении процессов фотосинтеза и дыхания, в открывании и закрывании цветков, устьиц.

У животных и человека в течение суток происходит смена бодрствования н сна, изменяется активность внутренних органов, двигательная активность, температура и другие.

На рассвете раскрываются цветки многих растений.

С первыми лучами солнца пробуждаются птицы. С наступлением сумерек активизируют деятельность ля­гушки, ежи и летучие мыши.

Весной начинается рост и развитие растений, при­летают многие птицы, становятся активными насеко­мые. Осенью растения сбрасывают листья, большин­ство птиц улетают, некоторые звери впадают в спячку.

Ритмичность — основное свойство живой природы. Годичные циклы роста и размножения организмов, периоды цветения и плодоношения растений, весенние и осенние перелеты птиц, миграции зверей, различ­ная активность животных в течение суток — вот не­которые примеры периодичности в живой природе. Подробнее с ними вы познакомитесь на уроках естест­вознания.

Изучением закономерностей сезонных изменений природы занимается наука фенология (от греческих слов phaino — являю и logos — учение — наука о явле­ниях в живой природе).

Физические, химические и биологические явления тесно взаимосвязаны. Все вы знакомы с таким природ­ным явлением, как гроза. Во время грозы можно наблю­дать вспышки молнии, слышать раскаты грома. Вспыш­ка молнии — это электрическое явление, раскаты гро­ма — звуковое. После грозы иногда появляется раду­га — это световое явление. В капельках дождя, выпа­дающего во время грозы, растворяются содержащиеся в воздухе вещества. Например, оксид серы растворяется в воде, в результате образуется новое вещество — сер­нистая кислота. Это — химическое явление. Дождь влияет на скорость биологических явлений: после дождя растения усиленно поглощают корнями воду, растут и развиваются.
Изменения, которые происходят в природе, назы­ваются явлениями, Различают физические, химичес­кие, биологические и другие явления. Все явления тесно связаны между собой.

Вопросы:

  1. Приведите примеры физических, химических и биологических явлений.

  2. Какие биологические явления можно наблюдать летом. Осенью, зимой, весной?

  3. Приведите примеры, показывающие взаимосвязи различных явлений природы.

  4. Какие из перечисленных явлений биологические: свечения моря, свечение лампы дневного света, рост тела, шум леса, пение птиц? Обоснуйте свой ответ.

Домашнее задание:

Практическая работа «Наблюдение осенних явлений»

Цель работы: наблюдение и классификация осенних явлений.

  1. Во время прогулки вам необходимо «подметить» 20 осенних явлений.

  2. Расклассифицируйте подмеченные явления на 3 группы: физические, химические и биологические. Результаты занесите в таблицу.

    Физические явления

    Биологические явления

    Химические явления



















  3. Придумайте свою классификацию, например, видимые и невидимые, быстрые и медленные. Разделите найденные вами явления в соответствии со своей классификацией.

§ 11. Нормальное зрение. Близорукость. Дальнозоркость
Чтобы рассматриваемый предмет был ясно виден, надо, чтобы лучи от всех его точек попали на сетчатку, т. е. были сфокусированы на ней.

Когда человек смотрит вдаль, предметы, располо­женные на близком расстоянии, кажутся расплывчаты­ми, они не в фокусе. Если глаз ясно видит близкие предметы, неясно видны отдаленные.

Попробуйте одновременно одинаково ясно увидеть шрифт книги через марлевую сетку и саму марлевую сетку. Это вам не удастся, так как предметы располо­жены от глаза на разных расстояниях.

Глаз способен приспосабливаться к четкому видению предметов, находящихся от него на различных расстоя­ниях. Эту способность глаза называют аккомодацией (от латинского слова accomodatio — приспособление к чему-либо).

При рассматривании близких предметов хрусталик делается более выпуклым, благодаря чему лучи от пред­мета после преломлений сходятся на сетчатке. Вы уже знаете, что от хрусталика к ресничному телу тянутся тонкие, упругие волокна. Благодаря мышце в реснич­ном теле хрусталик может менять свою форму, стано­виться более или менее выпуклым и соответственно сильнее или слабее преломлять попадающие в глаз лучи света.

При рассматривании предметов, находящихся на далеком расстоянии, ресничная мышца расслаблена, а волокна, прикрепленные к капсуле хрусталика, в это время натянуты, что вызывает сдавливание хрусталика и его растягивание. Поэтому при взгляде вдаль кривиз­на хрусталика и, следовательно, преломляющая сила его становятся наименьшими.

При приближении предмета к глазу происходит сокращение ресничной мышцы, волокна, прикреплен­ные к капсуле хрусталика, расслабляются. Вследствие эластичности хрусталик становится более выпуклым и его преломляющая сила увеличивается.

Интересно осуществляется аккомодация у рыб. Хрусталик у них имеет форму шара и не изменяет своей кривизны, но под действием мышц может перемещаться вред или назад (вглубь) в глазном яблоке (рис. 36).

В нормальном глазу преломляющие свойства его оптической системы обеспечивают фокусирование изображения на сетчатке, т. е. параллельные лучи от предмета после преломления сходятся на сетчатке.

Далеко не у всех людей глаз является нормальным.

Дальнозоркость. Дальнозоркость является следствием короткой продольной оси глаза. Она либо бывает связана с неправильной формой глаза от рождения (укороченное глазное яблоко), либо может развиться вследствие уменьшения выпуклости хрусталика, что наблюдается чаще всего у пожилых людей. Дальнозоркий глаз обладает относительно слабой преломляющей способностью. В таком глазу параллельные лучи, идущие от далеких предметов, пересекаются за сетчаткой. На сетчатке получается расплывчатое изображе­ние.

|Для перемещения изображения на сетчатку дальнозоркий глаз должен усилить свою преломляющую способность за счет увеличения кривизны хрусталика уже при рассматривании отдаленных предметов. Еще большее напряжение аккомодации потребуется для ясного видения близко расположенных предметов. Если аккомодация не в состоянии обеспечить получение на сетчатке дальнозоркого глаза четких изображений предметов, необходимы очки с собирающими двояковыпуклыми стеклами.

Близорукость. В близоруком глазу параллельные лучи идущие от далеких предметов, пересекаются перед сетчаткой, не доходя до нее. Это может быть связано со слишком длинной продольной осью глаза или с большей, чем нормальная, кривизной хрусталика. Такому глазу, преломляющая способность которого и без того велика, аккомодация помочь не в состоянии. Близорукий глаз видит хорошо только близко расположенные предметы. При близорукости врач рекомендует пациенту носить очки с рассеиваю­щими двояковогнутыми стеклами, которые превращают параллельные лучи в расходящиеся.

Близорукость в большинстве случаев врожденная, однако она постепенно увеличивается в школьном возрасте.

В тяжелых случаях близорукость сопровождается изменениями сетчатки, что ухудшает зрение и может привести даже к отслоению сетчатки. Поэтому своевре­менное ношение очков школьниками, страдающими близорукостью, является обязательным.

По каким признакам судят о развитии близору­кости? Обычно такие школьники говорят, что они стали плохо видеть написанное на классной доске, просят пересадить ближе к доске. При чтении они прибли­жают книгу к глазам, сильно склоняют голову во время письма, в кино или театре стремятся занять место поближе к экрану или сцене.

Для близоруких характерно прищуривание глаз при рассматривании отдаленных предметов. Стремление приблизить рассматриваемый предмет к близоруким глазам, чтобы сделать его изображение на сетчатке более четким, требует значительной нагрузки на мы­шечный аппарат глаза. Нередко мышцы не справляются с такой напряженной работой и один глаз отклоняет­ся в сторону виска или носа. Появляется косоглазие.

При неосложненной близорукости правильно подоб­ранные очки часто восстанавливают нормальное зрение.

Для четкого видения предмета необходимо, чтобы лучи от всех его точек после преломления в глазу были сфокусированы на сетчатке. В близоруком гла­зу лучи от предмета пересекаются перед сетчаткой. Близорукий глаз хорошо видит только близко рас­положенные предметы. При близорукости пользуют­ся очками с рассеивающими линзами.

Дальнозоркий глаз обладает относительно сла­бой преломляющей способностью, и лучи, идущие от далеких предметов, фокусируются за сетчаткой. При дальнозоркости пользуются очками с собираю­щими двояковыпуклыми линзами.
Вопросы:

1. Что такое аккомодация глаза?

2. Какова ее роль в зрении?

3. Почему близорукие учащиеся допускают много ошибок при описании с доски, становятся рассеянными, теряют интерес к знаниям? Как им можно помочь?

4. Можно ли пользоваться чужими очками?

5. Каковы причины близорукости? Дальнозоркости?

§ 12. Гигиена зрения.

Зрение нарушается от воспалительных болезней (конъюнктивиты и др.), болезней век и слезных желез. С возрастом у детей и подростков увеличивается частота травм глаза. Нужно смолоду соблюдать правила личной гигиены: часто мыть руки с мылом, менять личные полотенца индивидуального пользования наволочки, носовые платки.

При ярком солнечном свете следует пользоваться специальными защитными очками. Яркое освещение раздражает клетки сетчатки. Это вредит зрению. Поэтому в быту и на производстве источники сильного света прикрывают абажурами или плафонами из матового стекла или пластика.

При занятиях учащихся свет обязательно должен падать с левой стороны; при освещении справа книга или тетрадь затемняется правой рукой, а свет, падающий: спереди, слепит глаза. Важно, чтобы свет от источника света падал на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени, в противном случае быстро развивается утомляемость. Абажур настольной лампы, желательно зеленого или желто-зеленого цвета, должен полностью закрывать от глаз нить накала лампы.

Следует избегать избыточного освещения рабочего га, так как это утомляет, может вызвать резь в глазах, головные боли.

Поверхность рабочего стола не должна давать слепящих глаза бликов, поэтому не следует покры­вать рабочий стол стеклом или плексигласом.

Стены учебных помещений рекомендуется окраши­вать клеевыми красками светлых тонов, максимально отражающих свет, отчего освещенность в помещении увеличивается. Лучше всего отражают свет поверхнос­ти, окрашенные белой (до 8090%), светло-желтой (60%), светло-зеленой (46%) красками.

В помещение, где занимаются ученики, должно по­падать как можно больше солнечного света. Окна долж­ны быть свободными от посторонних предметов (на них можно держать лишь низкорослые растения), шторы на окнах днем должны быть раздвинуты; оконные стекла следует регулярно очищать от пыли.

В профилактике близорукости большое значение имеет расстояние от глаз до верхней и нижней строк на странице книги или тетради. Наклон крышки стола (или парты) облегчает работу школьника, ибо при этом верхняя и нижняя строки страницы находятся приблизительно на одинаковом расстоянии от глаз. Дома также желательна наклонная крышка стола, для чего можно использовать деревянную подставку. Такая подставка облегчит работу глаз, обеспечит пра­вильную посадку. Тетрадь или книга должна нахо­диться от глаз на расстоянии 3035 см. Такое расстоя­ние не требует напряжения зрения и дает возможность работать не наклоняясь.

Когда человек читает или пишет за высоким рабочим столом или при слабом освещении, он вынужден на­прягать зрение. При этом хрусталик долго находится в состоянии максимальной выпуклости, что может при­вести с течением времени к близорукости.

Для профилактики близорукости во время приго­товления домашних заданий через каждые 3545 мин следует давать отдых глазам примерно на 10 мин. При этом рекомендуется поглядеть вдаль на зеленые деревья. Во время прогулки, экскурсии старайтесь рас­сматривать далеко стоящие деревья, строения, другие предметы. Полезны игры типа городков, метания в цель мяча, снежков.

Во время зрительной работы полезно, закрыв глаза, подвигать ими в разных направлениях: вверхвниз, влево вправо.

Вредно читать лежа: в таком положении трудно книгу на нужном для глаз расстоянии. Не рекомендуется читать в движущемся транспорте: сотрясение книги увеличивают нагрузку на глазные мышцы, напряжение аккомодационного аппарата. Вредно также читать во время перемены: это препятствует полноценному отдыху глаз между уроками.

Следует помнить о вредном действии курения на зрение. В молодости, особенно в школьном возрасте, ядовитый никотин, который содержится в табаке, может вызвать тяжелое поражение зрительного нерва. От табачного дыма глаза курильщиков начинают слезиться, веки краснеют, часто воспаляются.

Первая помощь при повреждении глаз. Если в глаза попала соринка, промойте его водой и удалите с века соринку чистой влажной ватой (руки предварительно вымойте с мылом).

При ушибе приложите к глазу вату или чистый носовой платок, смоченные холодной водой.

При тяжелых ранениях глаза нельзя промывать его и пытаться удалить инородное тело. Нужно наложить на глаз чистую повязку и пострадавшего отправить в больницу.

При попадании в глаза щелочи, кислоты, ядовитых веществ следует промывать глаза чистой проточной водой в течение 1520 мин, затем пострадавшего шить к врачу.

Причины нарушения зрения разнообразны: травмы, инфекция, недостаток или избыток света, не­правильно оборудованное рабочее место, чтение в движущемся транспорте или лежа, курение. Для сохранения зрения следует соблюдать ряд гигиеничес­ких правил.

  1. Правильно ли оборудовано ваше рабочее место в школе и дома? 2. Что нужно сделать, чтобы сохранить зрение?

§ 13. Восприятие света животными

Все живые организмы реагируют на свет. Чувст­вительны к свету и животные. У одноклеточных жи­вотных имеются особые участки тела, которые воспри­нимают световые раздражения. Одни организмы при ос­вещении уплывают в более темные места, а другие, как, например, эвглена зеленая (рис. 39), собираются в освещенной части водоема. У эвглены есть чувстви­тельный к свету красный глазок, благодаря которо­му она движется к наиболее освещенным частям во­доема.

У дождевых червей в коже имеются чувствитель­ные к свету клетки. Они воспринимают свет всей поверхностью тела и способны отличать свет от тем­ноты.

У более сложно организованных животных есть спе­циальные органы зрения — глаза. У насекомых и рако­образных глаза — сложные органы (рис. 40), в которых имеется сетчатка и оптическая система, состоящая из роговицы и клеток хрустального конуса.

При сильном увеличении можно увидеть, что такой глаз состоит из многих крошечных глазков — фасеток. Число отдельных глазков зависит от особенностей жи­вотного, его образа жизни. Глаз речного рака, напри­мер, состоит из 3000 глазков, глаз комнатной мухи — из 4000, глаз активных хищников — стрекоз — из 28 000 глазков. А вот у муравьев, в основном живу­щих под землей, сложный глаз состоит из 8—9 глазков.

Каждый из глазков воспринимает лишь небольшую часть предмета. В результате совместной работы всех глазков воспринимается весь предмет. Малейшее сме­щение предмета приводит к смещению изображения с одного глазка на другой, поэтому сложный глаз очень точно реагирует на движущиеся предметы. Насекомые способны при помощи органов зрения определять даже скорость перемещения предметов, различать форму предмета.

У всех позвоночных животных глаза сходны по строению с глазом человека. Среди рыб наиболее развиты глаза у хищников, например щуки, судака. Хорошо развито зрение у птиц. Так, сокол сапсан замечает перемещающуюся птицу с расстояния до 1100 м.

Среди зверей особенно далеко видят хищники (например, гепард) и обитатели открытых пространств (например, антилопы). У одних это объясняется необходимостью обнаруживать добычу, у другихскрываться от опасности.

Острое зрение у обезьян. Так, обезьяна может разглядеть черную нитку диаметром 0,2 мм с расстояния 23 см даже при слабом освещении.

При помощи органов зрения животные не только воспринимают свет, но и различают цвета. Бабочки, шмели, жуки и другие насекомые хорошо различают цвета. Различают цвета птицы, а среди зверейобезьяны.

У некоторых животных (кошек, сов, крокодилов) глаза светятся в темноте. Чем это объясняется? На дне глаз у этих животных имеются своеобразные «зеркальца», состоящие из мелких серебристых кристаллов. Эти «зеркальца» отражают световые лучи. Таким образом на сетчатку попадает больше света: прямые и отраженные лучи. Благодаря этому кошка, например, при освещенности, в 6 раз меньшей, чем человек. Красный крокодилов) или зеленый кошек) цвет я глаз зависит от формы и размеров кристаллов.

Благодаря способности воспринимать свет и различать цвета животные ориентируются в пространстве, находят пищу, убежище, скрываются от опасности.

Животные в ходе исторического развития приспособились к дневному и ночному образу жизни. Днем активны многие насекомые, птицы, звери, а ночьюбурые лягушки, совы, летучие мыши.

Все животные реагируют на свет. Многие животные не только воспринимают свет, но и различают цвета. У большинства животных имеются органы зрения глаза. Зрение животных зависит от слож­ности строения органа зрения, что тесно связано с образом жизни животных.

? 1. Какова роль света в жизни животных? 2. Как восприни­мают свет одноклеточные животные, насекомые, птицы и звери? 3. Многие животные, ведущие ночной образ жизни, например, совы, хорошо видят в темноте. Чем это объясняется?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Введение Многообразие явлений природы iconКалендарно-тематическое планирование по предмету «Природоведение» 5 класс
Цель: сформулировать у учащихся представление о курсе «природа живая и неживая. 5 класс» как продолжение курса природоведения начальной...
Введение Многообразие явлений природы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Выявить имеющиеся у учащихся знания об изменениях в природе с наступлением осени. Формировать представления об экологической...
Введение Многообразие явлений природы iconУчебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная...
Введение Многообразие явлений природы iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
Введение. Биохимия как наука о веществах, входящих в состав живой природы, и их превращениях, лежащих в основе жизненных явлений....
Введение Многообразие явлений природы iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 2 Введение в языкознание...
Данный курс вырабатывает первичные навыки лингвистического анализа звуковой, лексической и грамматической сторон языка, осмысленного...
Введение Многообразие явлений природы iconМетодическое письмо I. Введение Физика ― наука, изучающая наиболее...
М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,...
Введение Многообразие явлений природы iconРабочая программа учебного курса природоведения 5класса
Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы
Введение Многообразие явлений природы iconДоклад Теория малых колебаний
Физика изучает наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы её движения
Введение Многообразие явлений природы iconРеферат на тему: «Материальные и информационные модели»
Моделирование — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов...
Введение Многообразие явлений природы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы
Введение Многообразие явлений природы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Законы природы. Физические тела. Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений
Введение Многообразие явлений природы iconРабочая программа учебной дисциплины физика
Освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений; величинах, характеризующих эти явления; законах,...
Введение Многообразие явлений природы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года, расширить знания детей об изменениях в неживой...
Введение Многообразие явлений природы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: исследовать какими средствами и приёмами пользуются поэты, художники и композиторы, создавая образы природы и природных...
Введение Многообразие явлений природы iconПротокол № 2010 ел
Цель урока: создание условий для формирования первоначальных навыков исследовательской деятельности посредством интерактивного включения...
Введение Многообразие явлений природы iconВведение 3 Косвенные и прямые налоги 5 Заключение 20 Использованная литература 21
Классификация, которую изучает наука, позволяет все разнообразие явлений свести к небольшому числу групп


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск