Скачать 166.77 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 128 Урок химии в 9 – классе Водородные соединения неметаллов Выполнила канд. пед наук, учитель химии Тяглова Елена Викторовна. Волгоград - 2005 Водородные соединения неметаллов Урок «Водородные соединения неметаллов» завершает в систематическом курсе химии 9 – го класса изучение темы «Неметаллы» программы О. С. Габриэляна. К этому моменту учащиеся уже должны знать положение неметаллов в ПСХЭ, особенности электронного строения неметаллов; изучить галогены, кислород, серу, азот, фосфор, углерод, а также соединения этих неметаллов. Особое внимание при изучении данной темы уделяется свойствам кислородсодержащим соединениям данных химических элементов, а также хлороводорода, сероводорода, аммиака. В заключение темы «Неметаллы» проводиться ряд обобщающих уроков «Соединения неметаллов». Обобщающий урок «Водородные соединения неметаллов» заканчивает этот цикл уроков, следует (примерно через семь дней) за уроком «Кислородсодержащие соединения неметаллов», на котором рассматривались строения и свойства оксидов и гидроксидов неметаллов в сравнении, выявлялась зависимость свойств соединений в зависимости от элемента их образующего. План проведения обобщающего урока заранее вывешивается в кабинете химии, и учащиеся самостоятельно готовятся к уроку по следующим вопросам:
Индивидуальное экологическое задание (подготовить выступление) получает ряд учащихся, учителю необходимо просмотреть отобранный ребенком материал и внести коррективы. Другим учащимся: подготовить транспаранты: «Крестики – нолики» и «Лабиринт», которые располагаются, открыто в кабине, что позволяет учащимся заранее подготовиться по этим вопросам к уроку. Однажды заготовленные транспаранты можно использовать многократно потом. Самому учителю необходимо подготовить лабораторную работу – исходные отравляющие вещества: растворы хлороводорода, сероводорода, аммиака накануне проведения урока, поскольку сероводородная вода и аммиак долго не хранятся. Тип урока: Обобщение знаний. Вид урока: лабораторный. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Ход урока План урока записывается на доске План
Ι. Актуализация опорных знаний. 1. Вопрос к учащимся. Выяснить состав водородных соединений, отражаемый их химическими формулами по таблице 1. Таблица 1.
Планируемый ответ: К водородным соединениям неметаллов относятся бинарные водородные соединения с ковалентным типом связи элементов ΙV−VΙΙ групп главных подгрупп. Во всех этих соединениях водород проявляет степень окисления +1, а степень окисления неметалла определяется как разность 8 - № группы (т. е. равна количеству принятых электронов до 8 – оболочки завершенного уровня, со знаком минус). Водородные соединения металлов не летучи, т. к. образованы ионным типом связи. В: А что предполагает знание типа связи? Планируемый ответ: Физические свойства веществ зависят от вида химической связи и типа кристаллической решетки. Так как связь в молекулах водородных соединений неметаллов ковалентная полярная связь, а в узлах кристаллической решетки лежат полярные молекулы. Все соединения будут жидкостями или газами, легко растворимыми в воде, с низкими температурами кипения, имеющими запах и окраску. ΙΙ. В: Но водородные соединения неметаллов различаются по свойствам. От чего это зависит? (Обращается внимание на таблицу) Таблица 2. H + _ .. .. .. .. H: O:H + H: Cl: H:O:H + :Cl: ˙˙ ˙˙ ˙˙ ˙˙ + - + - H2O + HCl H3O + Cl ____________________________________________________________________ + - NH3 + H2O NH4 + OH H + - .. .. .. .. H : N : H + H : O : H H : N : H + : O : H ˙˙ ˙˙ ˙˙ ˙˙ H H Планируемый ответ. Исходя из того, что связь в водородных соединениях неметаллов ковалентная полярная, данные соединения хорошо растворимы в воде. Хлороводород при растворении в воде образует соляную кислоту. Она диссоциирует следующим образом: вследствие большой полярности связи H→ Cl, ион водорода со свободной орбиталью присоединяется к кислороду воды. Водород «приносит» свободную орбиталь – акцептор, а кислород располагает на ней пару электронов – донор. В растворе образуются ионы гидроксония – среда кислая, лакмус красный. Во втором случае азот принимает от воды водород со свободной орбиталью и в растворе остаются гидроксид ионы. Среда раствора основная, лакмус синий. Это зависит от силы притяжения электронов последнего электронного уровня ядром атома. Из двух связей N - H и H – O более полярна последняя, поэтому не поделенная электронная азота легче атакует положительно поляризованный атом водорода в воде, образуя донорно-акцепторную связь. В случае хлороводорода: связь H – Cl более полярна, чем связь O – H, поэтому здесь атаке подвергается протон хлороводорода. В: А какое водородное соединение неметалла обладает амфотерными свойствами? Планируемый ответ: Вода – H2O диссоциирует на ионы водорода и гидроксид ионы. В: Сила кислот тоже различна. Чем это можно объяснить? Таблица 3 Перекрывание электронных облаков при образовании молекул 0,092 нм 0,161 нм HF HI Планируемый ответ. Сила кислот возрастает в ряду HCl – HBr – HI; несмотря на то, что полярность связей в этом направлении уменьшается, однако, в этом же направлении падает и прочность связи ( увеличивается расстояние). Чем больше расстояние, тем выше сила кислот. К примеру, самая сильная кислота среди галогеноводородов будет HI, а самая слабая HF. ΙΙΙ. Выбери выигрышный путь. Смена вида деятельности способствует быстрому переключению внимания на другой вид работы, позволяет учащимся немного расслабиться и отдохнуть, поскольку этот этап урока они воспринимают как игру. Таблица 4. Крестики - нолики
Планируемый ответ. HI – HCl – HF. В: почему вы выбрали именно этот путь? Планируемый ответ. Обычно сначала учащиеся отвечают так: «В этом случае собраны все галогеноводороды», затем немного подумав: «Степень окисления у всех неметаллов: -1» и, наконец, самые внимательные увидят возрастание или уменьшение силы кислот. В: А кто решиться пройти по лабиринту?! (Учащимся предлагается выйти к доске, где появляется таблица - лабиринт) Таблица 5 Лабиринт водородных соединений неметаллов Аммиак обладает Основными свойствами да нет Pb(NO3)2 – реактив на соляную кислоту Хлороводородная – самая сильная кислота среди галогеноводородов нет нет нет ВХОД Все галогеноводороды растворимы в воде Все водородные соединения неМе – кислоты да да Плавиковая кислота - HI AgNO3 – реактив на соляную кислоту Да да нет нет нет да Сероводород не имеет запаха Аммиак хорошо растворим в воде да н Все водородные соединения неметаллов обладают амфотерными свойствами ет нет нет Соединения брома действуют на нервную систему Финиш! Осторожно водородные соединения неМе да ΙV. В: А почему осторожно?! Мы знаем, что все водородные соединения имеют большое практическое значение для народного хозяйства страны. Они используются в производстве минеральных удобрений, синтезе синтетических волокон и пластмасс, лекарственных средств и т. д. Вода – вообще основа жизни на земле. Но сами по себе они чрезвычайно ядовиты! 1-й ученик: Свободная соляная кислота содержится в желудочном соке и играет важную роль, так как, с одной стороны, способствует перевариванию пищи, с другой – убивает различные болезнетворные бактерии (холеры, тифа и др.). Если последние попадают в желудок вместе с большим количеством воды, то вследствие разбавления раствора соляной кислоты, они выживают и вызывают заболевания организма. Поэтому во время эпидемий особенно опасна сырая вода. При повышенной концентрации соляной кислоты в желудке ощущается «изжога», которую устраняют, принимая внутрь небольшое количество гидрокарбоната натрия или оксида магния. Наоборот, при недостаточной кислотности желудочного сока, для приема внутрь приписывается разбавленный раствор соляной кислоты. Содержание в воздухе уже 0,05 мг/л хлористого водорода быстро вызывает раздражение в носу и гортани, колотье в груди, хрипоту и ощущение удушья в горле. При хроническом отравлении малыми его концентрациями (порядка 0,01 мг/л) особенно страдают зубы, эмаль которых подвергается более или менее быстрому разрушению. 2-й ученик: Ядовитость сероводорода часто недооценивают и работы с ним ведут без соблюдения достаточных мер предосторожности. Между тем уже 0,1% сероводорода в воздухе быстро вызывает тяжелое заболевание. При вдыхании сероводорода в значительных концентрациях, может мгновенно наступить обморочное состояние или даже смерть от паралича дыхания (если пострадавший не был своевременно удален из отравленной атмосферы). В случае меньших концентраций сероводорода, внезапные обмороки часто наступают лишь через некоторое время после отравления. Тяжело отравленным сероводородом дают вдыхать чистый кислород. При слабой и неправильной работе дыхательных органов приходится применять искусственное дыхание. Хроническое отравление малыми количествами сероводорода обуславливает общее ухудшение самочувствия, исхудание, появление головных болей. 3-й ученик: Газообразный аммиак уже при содержании 0,05% его в воздухе очень сильно раздражает слизистые оболочки глаз и дыхательных путей. При остром отравлении им в сильной форме появляются поражения глазных тканей и дыхательных путей, отдышка (вплоть до приступов удушья) и воспаления легких. Средствами первой помощи служат свежий воздух, обильное промывание глаз водой, вдыхание паров. Хронические отравления аммиаком вызывают упорные катары дыхательного горла и воспаления голосовых связок. V. В: В жилой зоне наблюдаются странные явления, сигнализирующие о наличие отравляющих веществ в воздухе и водоеме. Определите отравляющее вещество, возможно появившееся в результате утечки на химическом комбинате, продуктами переработки которого являются сероводород, хлороводород и аммиак. Определите, утечка какого вещества произошла, испытав пробы воды, взятые из водоема близь химкомбината. (Учащиеся в тетради оформляют в тетрадях лабораторную работу «Определение отравляющих веществ в пробах воды» и проводят эксперимент). Инструктивная карточка
а) если среда основная, осторожно испытайте содержимое пробирки на запах; б) если среда кислотная, то разделите пробу на две части: в первой проведите качественную реакцию на хлороводород, а во второй – качественную реакцию на сероводород.
а) диссоциации вещества в воде; б) качественные реакции, имеющие место в вашем опыте; в) сделайте вывод о том, какое отравляющее вещество попало в окружающую среду; г) рассчитайте относительную плотность вашего газа по воздуху и предложите направление эвакуации населения из зоны поражения (идти на возвышенность или в низину). (Один ученик из каждой группы воспроизводит уравнения реакций на доске и делает вывод о содержимом пробирки). Осуществляется проверка. У разных групп учащихся свое отравляющее вещество. VΙ. Фронтальный контроль знаний – графический диктант. 1 вариант – аммиак; 2 вариант – сероводород; 3 вариант – хлороводород. - Да; - Нет Вопросы
Ответы 1 вариант NH3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2 вариант H2S 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 3 вариант HCl 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Собрать работы и дать проверить трем учащимся по вариантам. VΙΙ. (Задача решается в том случае если осталось время урока, в противном случае она остается для решения дома). В: Решаем задачу. Целлюлозно-бумажный комбинат произвел сброс сточных вод. Вычислите объем хлора при н. у., необходимого для очистки 1000 м³ сточных вод от сероводорода. Концентрация сероводорода в сточных водах 0,05мг/л. H2S + Cl2 = S + 2HCl _ _ Дано: С(H2S)= 0,05 · 10³ г/л; Vводы = 1000м³=1000 · 10³л V (Cl2) - ? _ Решение: 1) в 1л – 0,05 · 10³ 6 в 10 - х Х = 0,05 · 0,001 · 100000 / 1 = 50 г H2S 2) n (H2S) = m (H2S) / M (H2S) = 50 / 34 = 1,47 моль 3) по урав.: 1 моль H2S – 1 моль Cl2 по задаче: 1,47 моль H2S – 1,47 моль Cl2 4) V = Vm · n = 22,4 л/моль · 1,47 моль = 32,928 л Cl2 Ответ: объем хлора 32,928 л. VΙΙΙ. Подведение итогов уроков. Выставление оценок. ΙХ. Запись домашнего задания. Анализ урока ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ: Дата проведения: Класс: 9 А На уроке использовалось оборудование: таблица «Летучие водородные соединения», таблица «Диссоциация хлороводорода и аммиака в сравнении», таблица «Перекрывание электронных облаков при образовании молекул», транспаранты «Крестики – нолики» и «Лабиринт», штатив с пробирками, индивидуальная карта учета знаний, инструктивная карточка для проведения лабораторной работы «Определение отравляющих веществ в пробах воды» и реактивы: растворы хлороводорода, сероводорода, нашатырный спирт, бумажные полоски универсального индикатора, нитрат серебра, нитрат свинца. СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:
СТРУКТУРА УРОКА И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ:
СИСТЕМА РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ:
СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ:
ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Литература
|
Урок химии в 9 классе. «Неметаллы» Цели урока: Обратить внимание учащихся на положение неметаллов в периодической системе, особенности строения их атомов, физические... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная тема изучается в курсе средней школы на уроках природоведения, биологии, географии, экологии, физики, химии. В химии при изучении... | ||
Домашнее задание по химии ноябрь –декабрь 2013 г. Учитель Леонова Н. А Рефераты на выбор: «Соединения щелочных и щелочно-земельных металлов и их применение», «Соединения алюминия, их применение», «Соединения... | Урок по химии в 8-м классе на тему: «Основания» «Основания», мультимедийный диск «Химия 7-11 классы. Виртуальная лаборатория», видеопроектор, компьютер; задания «Тренажёр Неорганические... | ||
План-конспект урока №22 по химии в 9 классе по теме: «соединения... Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация знаний, изложение нового материала, практические занятия) | Урок – игра «Счастливый случай» Урок проводится в 10 классе после изучения раздела «Кислородсодержащие соединения» | ||
Урок химии в 9 классе Тема: Углерод и его соединения Урок-сказка... Цель. Закрепить знания по теме в игровой, занимательной форме. Подготовить учащихся к самостоятельной работе. Вызвать у них интерес... | Урок по химии в 8 классе на тему «Предмет химии. Вещества и их свойства» Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна | ||
Тематическое планирование по химии 11 класс Предмет органической химии. Краткий исторический очерк: виталистическая теория. Связь органической и неорганической химии. Органические... | Урок немецкого языка Классный час Урок химии Урок химии Уроки химии... | ||
Урок химии в 8 классе по теме: «Основания» Конспект урока может быть использован учителями химии при изучении темы «Основания» в 8 классе | Конкурс методических разработок учителей в рамках проекта нфпк «Интернет-поддержка... Краткая аннотация в 9 классе по неорганической химии изучается тема «Углерод и его соединения». Урок-практикум направлен на формирование... | ||
Урок химии по теме: "Кремний и его соединения" Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» с. Манычское Апанасенковского района... | Урок по химии в 9 классе на тему: "Роль М. В. Ломоносова в развитии... ... | ||
Урок биологии в 8 классе. Тема урока: Типы соединения костей Задачи урока: Показать значение различного способа соединения костей для функций скелета; на примере сустава продолжить формирование... | Урок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей» Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства» |