ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА – ИНТЕРНАТ П ВИДА №48 г. РОСТОВА – ДОНУ.
Принята Утверждено
Педагогическим советом директор
протокол №1
…………. Р.И.Маетная
«……»……………2013г. «……»……………2013г.
ПРОГРАММА ПО ХИМИИ
II ОТДЕЛЕНИЕ 1 ВАРИАНТ
в 9 КЛАССЕ
На 2013- 2014 учебный год
Составитель: Головатенко Н.В.
Пояснительная записка. Данная программа по химии для 9 класса разработана на основе программы О.С. Габриеляна, (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.). Программа адаптирована с учётом психофизических особенностей обучающихся и рассчитана на 68 часов (2 урока в неделю).
Цели:
обеспечение усвоения школьниками теоретических и прикладных основ химии в 9 классе на базовом уровне преподавания предмета. Осуществление личностно-ориентированного учебного процесса по химии путём внедрения активных форм и методов обучения и новых информационных технологий.
Задачи:
освоить важнейшие знания об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладеть умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитать отношение к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Коррекционная направленность обучения слабослышащих школьников обеспечивается реализацией следующих условий организации учебного процесса:
-ориентация педагогического процесса на преобразование всех сторон личности, коррекцию и воссоздание наиболее важных психических функций, их качеств и свойств;
-преодоление речевого недоразвития посредством обучения химии (накопление словарного запаса, овладение разными формами и видами речевой деятельности).
-максимальное расширение речевой практики, использование химического материала в речи, в разных видах общения.
-развитие устной и письменной речи средствами предмета;
-использование и коррекция в учебно-воспитательном процессе самостоятельно приобретенных обучающимися речевых навыков, дальнейшее их развитие и обогащение;
-учёт индивидуальных и психофизических особенностей школьников, их природных задатков и способностей. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Знать/понимать:
химические понятия: химический элемент, атом, молекула, вещество, классификация веществ, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, группа, период, кристаллическая решётка, металлическая связь, ионная связь.
основные законы химии: периодический закон; закон сохранения вещества, теория строения органических соединений А.М. Бутлерова, закон Авогадро.
Уметь называть: химические элементы по их символам; соединения изученных классов; соединения щелочных металлов оксиды, гидроксиды, основания, соли, соединения алюминия, железа по их химическим формулам.
Уметь характеризовать: положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов; общие физические свойства металлов; связь между физическими свойствами и строением металлов (металлическая связь, металлическая кристаллическая решётка)
щелочные металлы (литий, натрий, калий) по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; связь между составом, строением и свойствами щелочных металлов; особенности строения атома железа по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; физические и химические свойства железа, оксидов железа (II) и (III);области применения железа; неметаллы малых периодов на основе их положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; особенности строения атомов неметаллов; связь между составом, строением (кристаллические решётки) и свойствами неметаллов – простых веществ.
Уметь составлять:
схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях и их положения в электрохимическом ряду напряжений (взаимодействие с неметаллами, кислотами и солями); уравнения реакций восстановления металлов из их оксидов водородом, оксидом углерода (II), алюминием; уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочноземельных металлов, их оксидов и гидроксидов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия и железа; уравнения химических реакций, характеризующие свойства водорода, углерода, серы, фосфора.
Уметь объяснять:
физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств щелочных металлов в
пределах главной подгруппы; сходства и различия в строении атомов щелочных металлов; закономерности изменения свойств неметаллов в пределах малых
периодов и главных подгрупп; двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Уметь: использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; - определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Уметь проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: Положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в редакции Постановления Правительства РФ от 10.03.2009№216
Обязательный минимум содержания основного общего образования.
Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. (Биология Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев, -М.:Дрофа)
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005).
Горковенко М.Ю. Химия. 9 -10 класс: Поурочные разработки по химии к учебникам О.С.Габриеляна; Л.С.Гузея и др.; -М.: ВАКО, 2005.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ:
Учебник: «Химия 9 класс» О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005 (можно использовать учебники О.С.Габриеляна 2000-2004 г.г. издания).
ГабриелянО.С. Химия. 9 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 9» \О.С.Габриелян, А.В.Якушева. -М.: Дрофа, 2004.
Э.Гроссе Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты.-Л.:Химия,1985
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ХИМИИ 9 КЛАСС 9 класс химия Тема1. Повторение (6ч. из них 1ч д.к.р.)
Химическая символика. Формулы хим. Соединений. Основные классы химических соединений.
Практикум на классификацию веществ. Типы химических соединений.
Диагностическая контрольная работа
Тема 2. Атомы химических элементов (10 ч., из них 1ч к.т.) Задача: формировать знания о составе и строении атомов химических элементов, составе атомного ядра, строении электронной оболочки, видах химической связи, понятия «ион», учить определять вид связи в различных веществах Строение атома: ядро, электронная оболочка Электроны. Электронная оболочка
Электронные и электронно-графические формулы элементов малых периодов
Периодическая система элементов и строение атома Ионы. Ионная связь.
Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь Металлическая связь
Обобщение знаний о строении атома и типах связи Контрольный тест.
Тема 3. Растворы. Растворение. Реакции в растворах электролитов (25 ч, из них 3 ч. п.р.)
Задача: рассмотреть процесс растворения как физико-химическое явление; раскрыть свойства классов неорганических веществ в свете ТЭД, формировать понятие о генетической связи химических соединений, познакомить с особенностями протекания ОВР. Растворение как физико-химический процесс
Электролитическая диссоциация Теория электролитической диссоциации
Ионные уравнения. Сокращённые ионные уравнения.
«Условия протекания реакций обмена до конца» Кислоты в свете ТЭД. Основания в свете ТЭД. Оксиды. Соли в свете ТЭД.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Практическая работа №3. «Оксиды. Кислоты. Соли. Основания»
Контрольная работа по теме «ТЭД» Классификация химических реакций
Окислительно-восстановительные реакции Окислитель. Восстановитель.
Метод электронного баланса. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса.
.
Тема 4. «Шеренга великих химиков» (8 ч.)
Цель: повторить материал 8 класса – основных понятий, законов, теорий через знакомство с жизнью и деятельностью ученых, совершивших открытие.
Химия как наука в трудах Парацельса и Р.Бойля Атомно-молекулярное учение и его создатели М.В.Ломоносов и Д.Дальтон Д.И.Менделеев и учение о строении атома Химическая кинетика и учение о равновесии. К.Бертолле и А.Шателье. С.Аррениус – основоположник теории электролитической диссоциации Джон Дальтон создатель химической атомистики. Иван Алексеевич Каблуков основоположник теории хим. равновесия. Тема5. « Металлы».(18ч из них 1ч пр.р. 1ч к.р.) Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов, физические и химические свойства. Значение металлов.
Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Металлы в природе. Способы получения металлов. Сплавы.
Щелочные металлы, значение щелочных металлов. Щелочноземельные металлы и их значение.
Соединения кальция. Алюминий. Соединения алюминия.
Железо. Соединения железа Получение и свойства соединений металлов.
Коррозия металлов. Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы».
Металлы и организм человека. Вода и металлы.
Календарно-тематическое планирование по химии, 9 класс,
(2часа в неделю), УМК О. С. Габриеляна
№№
п/п
| Тема урока | Д\з
| Тема 1. Повторение курса 8 класса (6 часов)
| 1.
| Химическая символика
| §4-5
| 2.
| Основные классы химических соединений.
| §17-21
| 3.
| Практикум на классификацию веществ.
| §42
| 4.
| Типы химических соединений, реакций
| §29-30
| 5.
| Практикум по решению задач.
| стр.37
| 6.
| Диагностическая контрольная работа
|
| Тема 2. Атомы химических элементов (12 часов)
| 1 (7)
| Строение атома.
| §6
| 2(8)
| Электроны. Электронная оболочка атомов.
| §7
| 3(9)
| Электронные и электронно-графические формулы элементов малых периодов
| §8
| 4.(10)
| Периодическая система элементов и строение атомов.
| §8-9
| 5(11)
| Ионы. Ионная связь.
| §9
| 6(12)
| Ковалентная неполярная связь
| §10
| 7(13)
| Ковалентная полярная связь.
| §11
| 8(14
| Металлическая химическая связь.
| §11
| 9(15)
| Подготовка к контрольной работе.
| §12
| 10(16)
| Контрольная работа.
|
| 11(17)
| Итоги контрольной работы.
| §34
| 12 (18)
| Обобщающий урок.
|
| 1 – четверть по плану: 18 часов, к.р.-1ч., Д.к.р.-1ч
| Тема 3. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. Окислительно–восстановительные реакции (24 ч.)
| 1(19)
| Растворение как физико–химический процесс.
|
| 2(20)
| Электролитическая диссоциация Практическая работа №1
«Электролиты и неэлектролиты»
| §35
| 3(21)
| Теория электролитической диссоциации
| стр.180
| 4(22)
| Ионные уравнения реакций.
| §37
| 5(23)
| Сокращенные ионные уравнения
| §37
| 6(24)
| Практическая работа №2 « Ионные реакции
| §37
| 7(25)
| Практическая работа №3 «Условия протекания реакций обмена до конца»
| стр.181,182
| 8(26)
| Кислоты в свете ТЭД
| стр.183,184
| 9(27)
| Кислоты в свете ТЭД
| §38
| 10(28)
| Основания в свете ТЭД
| §38
| 11(29)
| Основания в свете ТЭД
| §39
| 12(30)
| Оксиды, их классификация и свойства
| §39
| 13(31)
| Соли в свете ТЭД.
| §40
| 14(32)
| Генетические связи между неорганическими соединениями
| §42
| 2-четверть по плану 14ч Пр.р.-3ч
|
| 15(33)
| Практическая работа №4
«Оксиды. Кислоты. Соли. Основания»
| стр. 183,184
| 16(34)
| Повторение типов химических реакций.
| §29-30
| 17(35)
| Классификация химических реакций.
| §32
| 18(36)
| Окислительно-восстановительные реакции.
| §43
| 19(37)
| Окислитель.
| §43стр.174
| 20(38)
| Восстановитель.
| стр.175
| 21(39)
| Метод электронного баланса.
| стр.176-179
| 22(40)
| Составление уравнений ОВР методом электронного баланса
| стр.176,177
| 23(41)
| Составление уравнений ОВР методом электронного баланса
| стр.176,178
| 24(42)
| Обобщающий урок
| стр.174,
| Тема 4 Галерея великих химиков (9ч)
| 179
| 1(43)
| Химия как наука в трудах Парацельса
| стр.186,187
| 2(44)
| М.В. Ломоносов и его вклад в науку
| стр.190,191
| 3(45)
| Р. Бойль и его вклад в развитие химии.
| стр. 188,189
| 4(46)
| Химическая кинетика и учение о равновесии. К. Бертолле и А. Шателье
| стр. 194,195
| 5(47)
| С. Аррениус – основоположник теории электролитической диссоциации
| стр. 201,203
| 6(48)
| Джон Дальтон создатель химической атомистики
| стр. 196,197
| 7(49)
| Иван Алексеевич Каблуков основоположник теории хим. равновесия
| стр. 203,204
| 8(50)
| Д.И. Менделеев и учение о строении атома
| стр. 199,200
| 9(51)
| Обобщающий урок
| стр.186-200
| 3 – четверть по плану: 18 час.
Тема 5 Металлы (13ч) Учебник 9 класс
| 1(52)
| Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, строение их атомов и физические свойства. Значение металлов.
| §5
| 2(53)
| Химические свойства металлов.
| §6
| 3(54)
| Электрохимический ряд напряжений металлов.
| §7
| 4(55)
| Металлы в природе.
| §8
| 5(56)
| Способы получения металлов. Сплавы.
| §9
| 6(57)
| Щелочные металлы, значение
| §10
| 7(58)
| Щелочноземельные металлы и их соединения.
| §11
| 8(59)
| Соединения кальция.
| §12
| 9(60)
| Железо и его соединения. Коррозия.
| §13
| 10(61)
| Алюминий и его соединения. Значение металлов.
| §14
| 11(62)
| Практическая работа №5 Получение и свойства соединений металлов.
| стр. 134
| 12(63)
| Обобщающий урок.
| §5-14
| 13(64)
| Годовая контрольная работа
|
|
| Тема 6 Повторение (3)
|
| 1(65)
| Повторение темы: «Растворы»
| §34-37
| 2(66)
| Повторение темы: «Окислительно-восстановительные реакции»
| §43
| 3(67)
| Повторение темы: «Строение атома»
| §6-9
| 4 – четверть по плану: 15ч. Пр.р.1ч. К.р.1ч.
Год по плану: 67ч. Пр.р. 5ч. К.р.-2ч. К.т.-1ч
| ПРИЛОЖЕНИЕ
ТЕРМИНОЛОГИЯ по химии 9 класс
№ п/п
| Наименование темы
| терминология
| 1.
| ПОВТОРЕНИЕ. | Оксид, основание, соль, кислота, валентность, химия, вещество, сложное и простое вещество, индекс, коэффициент, химическое уравнение, степень окисления, сульфат, карбонат, хлорид, фосфат, ион аммония, нитрат, нитрит.
| 2.
| Тема 1.
Атомы химических элементов
| Атом, молекула, протон, электрон, заряд ядра, порядковый номер, период, группа, металлы, неметаллы, орбиталь, валентный электронный слой, ковалентная полярная и неполярная связи, металлическая связь, ионная связь, кристаллическая решётка.
| 6.
| Тема 2.
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.
| Электролиты, неэлектролиты, катион, анион, ионные уравнения,
диссоциация, распад электронов на ионы, окисление, восстановление, электронный баланс, растворы, взвеси, насыщенный раствор, кислота, основание, оксиды, соли, ненасыщенный, гидраты, диполь,
перенасыщенный, степень диссоциации, кристаллогидраты, глауберова соль, основные и кислые соли.
|
| Тема 3.
Шеренга великих химиков.
| Парацельс, Роберт Бойль, М.В.Ломоносов, Антуан Лавуазье, К.Л.Бертолле, Д.Дальтон, Амедео Авогадро, закон Авогадро, Д.И.Менделеев, С.А. Аррениус, И.А.Каблуков.
|
| Тема4.
Металлы
| Драгоценные металлы, сплавы, чугун, хром, никель, легированная сталь, марганец, титан, вольфрам, молибден, кремний, ванадий, бронза, латунь, мельхиор, дюраль, минералы, коррозия, бериллий, мрамор, алюмосиликаты,
|
Вопросы РСВ Химия 1 четверть 9 класс
1.Какие ты знаешь металлы? Натрий, кальций, магний, серебро, золото, железо, медь, барий, цинк…
2.Назови драгоценные металлы. Серебро, золото
3.Назови жидкий металл. Ртуть
4.Кто открыл периодический закон? Д.И.Менделеев
5.Из чего состоит таблица Менделеева? Из периодов и групп
6.Сколько групп в таблице? 8 восемь
7.Сколько периодов в таблице Менделеева? Семь
8.Что такое группа? –вертикальный ряд элементов, объединяющий сходные по свойствам элементы.
9.Что такое период? Горизонтальный ряд элементов, начинающийся с щелочно-земельных металлов и заканчивающийся инертным газом.
10Чему соответствует номер группы? Номер группы соответствует валентности элементов.
11.Чему соответствует номер периода? Количеству электронных слоев в атоме.
12.Что такое валентность? Способность химического элемента присоединять к себе определенное количество других атомов.
13.Чему соответствует порядковый номер? Заряду ядра
14.Из чего состоит ядро атома? Из протонов и нейтронов
15.Какой заряд имеют протоны? Положительный
16.Какой заряд имеют нейтроны? Не имеют заряда
17.Какой заряд имеют электроны? отрицательный
Речевой материал по химия 9 класс II четверть 1. Степень окисления показывает, сколько электронов отдает или принимает данный атом
2. электролиты – это вещества, способные проводить электрический ток
3. Неэлектролиты – вещества, которые не проводят электрический ток
4. Ион – это заряженная частица
5. Реакции обмена идут до конца если:
- выпадает осадок;
- образуется газ;
- образуется малодиссоциирующее вещество
6. Кислота – это сложное вещество, состоящее из атомов водорода и кислотного остатка
7. Основание – это сложное вещество, состоящее из атома водорода и одной или нескольких гидроксогрупп
8. Оксид – это сложное вещество, состоящие из 2 элементов один из которых кислород
9. Соли – это сложные вещества, состоящие из атома металла и кислотного остатка
10. 1. Оксиды; 2. Кислоты; 3. Соли; 4. Гидроксиды
11. Гидроксид натрия, гидроксид кальция, хлорид железа, сульфат меди
12. Кислотные остатки: карбонат ион, сульфид ион, нитрат ион, фосфат ион
13. Формула мела: карбонат кальция
14. Формула поваренной соли: хлорид натрия
15. Формула воды: Н2О РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ПО ХИМИИ 3 ЧЕТВЕРТЬ
1. Молекула – это .. (мельчайшая частица вещества)
2. Ион – (заряженная частица вещества)
3. Протон – (положительно заряженный атом водорода)
4. Катион – ((положительно заряженный ион)
5. Анион – ( отрицательно заряженный ион)
6. Что происходит с угольной кислотой, когда она образуется? Угольная кислота (Н2СO3) распадается на СО2 и Н2О ( углекислый газ и воду)
7. Как распадается гидроксид аммония? Распадается на молекулы воды и аммиака.
NH3 ( аммиак)
NH4OH H2O (вода)
8. Как называется распад электролитов на ионы? – электролитическая диссоциация
Вставь слово:
9. Вещества, которые в растворах проводят электрический ток называются …..- электролитами.
10. Диссоциация – это распад электролита на ионы
11. Напиши на доске:
1) Сульфат ион – SO4-2
2) Карбонат ион – CO3-2
3) Фосфат ион – PO4-3
4) Нитрат ион – NO3-
5) Хлорид ион – Cl-
12. Разложи на ионы на доске:
1) Серную кислоту ( Н2SO4 2H++SO4-2)
2) Угольную кислоту (Н2СO3 2H++СO3-2)
3) Фосфорную кислоту (Н3PO4 3H++PO4-3)
4) Азотную кислоту (НNO3 H++NO3-)
5) Соляную кислоту (НСl H++Сl-)
13.Какие 2 очень слабые кислоты, вы знаете?
- угольная кислота H2CO3; - сернистая кислота H2SO3
14. По каким признакам эти кислоты относят к слабым кислотам? Слабая кислота как только образуется, сразу же распадается на воду и газ.
15. Как распадается угольная кислота? H2CO3 H2O + CO2
Угольная кислота распадается на воду и углекислый газ.
16. Как распадается сернистая кислота? H2SO3 SO2 + H2O
Cернистая кислота распадается на воду и оксид серы (4)
17. Какие бывают соли в ионных уравнениях?
- соли бывают растворимые и нерастворимые.
18. Чем отличаются растворимые соли от нерастворимых?
- растворимые соли распадаются на ионы, а нерастворимые не распадаются, а выпадают в осадок.
19.Что показывает индекс? Индекс показывает, сколько атомов данного элемента входит в молекулу.
20.Что показывает коэффициент? Коэффициент показывает, сколько молекул входит в данное уравнение. Речевой материал по Химия 9 класс IV четверть 1. Металлы: калий, натрий, медь, золото, серебро
2. Неметаллы: сера, фосфор, азот, кислород, хлор, бром
3. Ряд напряжений металлов расположен в порядке убывания их химической активности
4. Металлы в ПТ. расположены в нижнем правом углу, а в верхнем левом - неметаллы
5. Из металлов делают машины, замки, ключи, самолеты и Т.Д.
6. В крови у человека находится железо
7. В зеленых растениях находится магний
8. Мел, гипс, ракушка это карбонат кальция
9. Степень окисления показывает, сколько электронов отдаёт или принимает данный атом
10. Из алюминия делают кухонную посуду, самолеты, ключи, замки
11. Период это горизонтальный ряд элементов ПТ
12. Что такое группа – вертикальный ряд элементов в ПТ.
13. Номер группы соответствует количеству электронов на внешнем уровне атома.
14. Номер периода соответствует количеству электронных слоев атома
15. Заряд ядра атома соответствует порядковому номеру химического элемента
16. Коррозия это разрушение металла .
17. ¾ всего железа портится из-за коррозии
18. Большое количество оксида железа отравляет воду и землю и портит экологию
18. Химически чистое железо не окисляется и не разрушается даже в воде – в нем нет никаких примесей
19. С коррозией борются при помощи покрытий лаком, краской или более активным металлом |