Дударева Елена Викторовна
МКОУ «Овечкинская средняя общеобразовательная школа Завьяловского района»
Краевой заочный конкурс ИКТО-2013
Номинация “Электронный образовательный ресурс”
Подноминация “ЭОР учителя естественнонаучных дисциплин” (химия)
Сценарии уроков химии в 9 классе по теме «Неметаллы».
Тема уроков «Кремний и его соединения»
Выполнила учитель химии МКОУ «Овечкинская средняя общеобразовательная школа Завьяловского района» Алтайского края
Дударева Елена Викторовна
2013 г.
Инновационный потенциал урока:
Использование мультимедийных компьютерных презентаций.
Использование интернет-ресурсов.
Возможность использования презентации для самостоятельного изучения материала.
Педагог Дударева Елена Викторовна
Предмет химия Класс 9
Тема урока Урок № 44: Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение.
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: мультимедийная презентация, учебник «Химия» под. Ред. О.С.Габриеляна, коллекция минералов.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Примечания
| 1.Организационный
| Доброе утро, я рада c вами снова встретиться. Давайте поприветствуем друг друга, пожелаем друг другу удачи и начнем урок. Кто хочет съесть зерно ореха, должен расколоть его скорлупу. Как вы понимаете данное высказывание?
| Учащиеся здороваются, приветствуют соседа по парте, желают удачи.
Отвечают, что для того, чтобы узнать что-то новое нужно приложить усилия.
| Слайд 2
| 2. Целеполагание
| Мы заканчиваем изучение большой темы «Неметаллы» и познакомились уже с достаточно большим количеством неметаллов, с их разнообразием и свойствами. Сегодня мы познакомимся с кремнием. С чего начнем?
Давайте определим цель нашей работы на уроке.
Обобщаются цели урока.
| Учащиеся отвечают. Что начать нужно с общей характеристики.
Учащиеся предлагают свои варианты целей урока.
| Слайд 3
Слайд 4.
| 3. Изучение нового материала
Самостоятельная работа
Рефлексия
Изучение нового материала
Самостоятельная работа
Рефлексия.
| Учитель включает слайд 5.
Учитель предлагает заполнить самостоятельно таблицу из задания.
Предлагается сделать вывод по таблице.
Далее предлагается перейти непосредственно к изучению кремния. Обобщаются знания о строении атома кремния, демонстрируется его внешний вид.
Предлагается ответить на вопросы.
Мы отметили, что кремний один из самых распространенных элементов в природе. Где же он встречается? Предлагается рассмотреть схему и поработать с коллекцией минералов.
На следующем слайде предлагается посмотреть, где кремний встречается в природе. Затем поработать с текстом учебника, чтобы выполнить задание. Предлагается также создать творческие группы для сбора дополнительной информации и подготовке сообщения к следующему уроку.
Переходим к изучению химических свойств кремния. Предлагается составить уравнения реакций, характеризующих свойства кремния как простого вещества.
Затем проверить свои записи.
| Учащиеся выполняют задание. Один учащийся выходит к доске и записывает полную характеристику строения атома кремния.
Устно анализируют таблицу и выполняют вторую часть задания.
Заполняют таблицу.
Делают выводы о свойствах углерода и кремния.
Учащиеся смотрят, таблицы, сравнивают с тем, что составили они.
Отвечают на вопросы.
Рассматривают схему из презентации.
Рассматривают коллекцию минералов, выписывают названия минералов, содержащих кремний и сравнивают со схемой.
Учащиеся находят в учебнике ответы на поставленный вопрос.
Учащиеся организуют группы (2-3 человека) и выбирают себе задание.
Учащиеся составляют соответствующие уравнения.
Проверяют их, сравнивая со слайдом
| Слайд 5
Слайд 6.
Слайд 7.
Слайды 8-9
Слайд 10.
Слайд 11.
Слайд 12.
Слайд 13.
Слайд 14.
Слайд 15.
Слайд 16.
| 4.Закрепление изученного материала.
| Предлагается выполнить упражнение № 2 на стр.185 устно.
Затем упражнение № 3 письменно, у доски и в тетрадях.
| Учащиеся выполняют упражнения.
| Слайд 17.
| 5. Подведение итогов урока
| Мы познакомились с еще одним неметаллом, изучили его строение и свойства. Прошу вас закончить фразы на слайде и оценить свою работу на уроке по 5-балльной системе.
| Учащиеся заканчивают фразы и ставят оценки, объясняя, что вызвало затруднение.
| Слайд 18.
| 6. Домашнее задание
| Параграф 31 страницы 178 – 181 прочитать, подготовить сообщения в группах.
| Записывают домашнее задание.
| Слайд 19
| Ожидаемый результат.
Учащиеся должны знать:
строение атома кремния и его основные характеристики,
содержание кремния в земной коре и природных формах,
физические и химические свойства кремния как простого вещества.
Учащиеся должны уметь:
Составлять уравнения реакций с участием кремния,
Решать расчетные задачи по уравнению реакции,
Работать с учебником,
Находить дополнительный материал, используя различные источники информации.
Педагог Дударева Елена Викторовна
Предмет химия Класс 9
Тема урока Урок № 45: Соединения кремния, их свойства, значение и применение.
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: мультимедийная презентация, учебник «Химия» под. Ред. О.С.Габриеляна, коллекция минералов, CD – диск «Химия 9 класс», растворы силиката калия и соляной кислоты.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Примечания
| 1.Организационный
| Доброе утро, я рада c вами снова встретиться. Давайте поприветствуем друг друга, пожелаем друг другу удачи и начнем урок.
| Учащиеся здороваются, приветствуют соседа по парте, желают удачи.
|
| 2. Целеполагание
| Предыдущий урок мы посвятили изучению замечательного простого вещества. Какого?
Сегодня мы продолжим знакомство с соединениями кремния. Давайте определим цель нашей работы на уроке.
Обобщаются цели урока.
| Учащиеся отвечают.
Учащиеся предлагают свои варианты целей урока.
| Слайды 20,21
| 3.Проверка домашнего задания.
Рефлексия.
Рефлексия.
| Предлагаю начать работу с проверки домашнего задания и для этого прошу вас перейти к компьютерам, на рабочем столе установлен диск «Химия 9 класс», в разделе «Кремний и его соединения» имеется тест, который я бы попросила вас решить.
Какие трудности возникли у вас при решении теста?
Вы подготовили сообщения в группах. Прошу вас поделиться найденной информацией с остальными ребятами.
Ребята, скажите, ценные сведения представили вам выступающие? Что вас больше всего заинтересовало?
| Учащиеся садятся за компьютеры и решают тест. Проверяют его сразу и получают оценку своих знаний.
Анализируют результаты теста.
Выступления от групп. Сообщения возможны в разных видах, в т.ч. устные, компьютерные презентации и т.п.
Отвечают.
| Слайд 22
| Изучение нового материала
Самостоятельная работа с учебником.
Рефлексия.
Изучение нового материала
Рефлексия.
| Мы выяснили, что Земная кора более чем на четверть состоит из соединений кремния, мы посмотрели их в коллекции минералов и определили, что наиболее распространенным соединением является …(включается слайд)
Предлагается познакомиться со свойствами оксида кремния. Работать предлагается вместе, опираясь на знания учащихся.
Предлагается познакомиться с химическими свойствами оксида кремния.
Познакомимся с другими соединениями кремния – силициды, силикаты, кремниевая кислота.
Предлагается самостоятельно найти в учебнике сведения.
Выясняет, что узнали учащиеся о силане.
Предлагается провести качественную реакцию на силикат-ион. Используется химический опыт с реактивами.
Применение кремния и его соединений. Предлагается рассмотреть сначала схему. Затем поработать с презентацией и рассмотреть примеры изделий из кремния и его соединений.
Предлагается подумать над вопросом на слайде и высказать свое мнение.
| Читают сведения со слайда. Затем отвечают на вопрос.
Проверяют правильность ответа.
Учащиеся работают совместно с учителем. Затем обобщают свои ответы.
Учащиеся предлагают свои варианты химических свойств. Затем записывают уравнения реакций.
Знакомятся с соединениями, их свойствами.
Работают с учебником, записывают соответствующее уравнение реакции.
Учащиеся наблюдают за проведением опыта.
Учащиеся работают с презентацией, делают пометки в тетрадях.
Учащиеся отвечают.
| Слайд 23
Слайд 24.
Слайд 25.
Слайд 26
Слайды 27,28
Слайд 29.
Слайды 30-40
Слайд 41.
| Подведение итогов урока
| Давайте подведем итог сегодняшнего урока. Прошу вас закончить фразы.
Оцените, пожалуйста, свою деятельность на уроке, насколько вы усвоили материал, а что осталось не понятно.
| Заканчивают фразы со слайда.
Оценивают свою деятельность.
| Слайд 42
| Домашнее задание
| Параграф 31 страницы 182 – 184. Упражнение 4 а) страница 185
| Записывают домашнее задание.
| Слайд 43.
| Ожидаемый результат.
Учащиеся должны знать:
Особенности соединений кремния, их физические и химические свойства.
Области применения кремния и его соединений.
Учащиеся должны уметь:
Составлять уравнения реакций с участием соединений кремния,
Работать с учебником,
Анализировать получаемую информацию,
Представить полученную ими информацию и донести ее до товарищей.
|