№ урока
| № урока в теме
дата
| Тема урока
| Термины
| Содержание
| Эксперимент
| Д/з
РРЗ
|
Тема 1. Строение атома и Периодический закон Д.И.Менделеева (6 часов)
|
1
| 1
| Атом – сложная частица
|
| Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны, нейтроны.
|
| § 1
ч 1
В 1-4
|
2
| 2
| Состояние электронов в атоме
|
| Электронное облако и орбиталь. Формы орбиталей. Энергетические уровни и подуровни
|
| § 1
ч 2
В 5-6
|
3
| 3
| Электронные конфигурации атомов элементов.
|
| Электронные конфигурации атомов элементов. Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов.
|
| § 1
Ч 3
В 6-8
|
4-5
| 4-5
| Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома
|
| Личностные качества Д.И.Менделеева. открытие Менделеевым ПЗ первая формулировка ПЗ. Горизонтальная и вертикальная закономерности. ПЗ и строение атома. Изотопы. Современная трактовка понятия «химический элемент» Вторая формулировка ПЗ. ПС и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. Валентные электроны. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших. Третья формулировка ПЗ. Значение ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева для развития науки.
|
| § 2
Ч 1
В 1-6
|
6
| 6
| Положение водорода в периодической системе. Контрольная работа № 1
|
| Положение водорода в ПСХЭ. Особенности строения атома. Выполнение упражнений. Решение расчетных задач.
|
| § 2
Ч 2
В 7
|
Тема 2. Строение вещества (23 часа)
|
7
| 1
| Ионная химическая связь.
|
| Ионная связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
| Д моделей кристаллических решеток веществ с различным типом связи.
| § 3
В 3-8
|
8-9
| 2-3
| Ковалентная химическая связь
|
| Ковалентная связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами решеток.
|
| § 4
В 1-8
|
10
| 4
| Металлическая химическая связь
|
| Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.
| Л определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств
| § 5
В 1-4
|
11
| 5
| Водородная химическая связь
|
| Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.
|
| § 6
В 1-6
|
12
| 6
| Полимеры. Пластмассы
|
| Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение.
|
| § 7
Ч 1
В 1-5
|
13
| 7
| Полимеры. Волокна
|
| Волокна: природные (растительные и животные) и химические ( искусственные и синтетические), их представители и применение.
|
| § 7
Ч 2
В 6
|
14
| 8
| Неорганические полимеры
|
| Неорганические полимеры, строение, представители, применение. Выполнение упражнений. Решение расчетных задач.
| Л ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон
| § 7
Ч 3
В 10
|
15
| 9
| Молярный объем газообразных веществ
|
| Молярный объем газообразных веществ. Закон Авогадро. Решение расчетных задач.
|
| § 8
Ч 1
В 1-4
|
16
| 10
| Газообразные природные смеси
|
| Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.
|
| § 9
Ч 2
В 8-9
|
17-18
| 11-12
| Представители газообразных веществ
|
| Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
|
| § 9
Ч 3
В 11-12
|
19
| 13
| Практическая работа 1 Получение, собирание и распознавание газов.
|
| Получение, собирание и распознавание газов. Совершенствование практических умений и навыков.
|
| С 214-215
|
20
| 14
| Жидкое состояние вещества. Вода
|
| Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. Жидкие кристаллы и их применение.
| Л ознакомление с минеральными водами
| § 9
Ч 1
В 1-6, 8
|
21
| 15
| Жесткость воды и способы ее устранения.
|
| Жесткость воды и способы ее устранения.
| Л испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды.
| § 9
Ч 2
В 7
|
22
| 16
| Твердое состояние вещества
|
| Твердое строение вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.
|
| § 10
В 1-4
|
23
| 17
| Дисперсные системы
|
| Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы.
| Л ознакомление с дисперсными системами
| § 11
Ч 1
В 1, 3, 6
|
24
| 18
| Грубодисперсные и тонкодисперсные системы
|
| Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели и золи.
|
| § 11
Ч 2
В 2, 4-5, 7-8
|
25
| 19
| Состав вещества и смесей
|
| Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава вещества.
|
| § 12
Ч 1
В 1-3
|
26
| 20
| Массовая и объемная доли
|
| Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси – доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная . Решение расчетных задач.
|
| § 12
Ч 2
В 3-4
|
27
| 21
| Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного
|
| Молярная концентрация. Решение расчетных задач на нахождение доли выхода продукта от теоретически возможного
|
| § 12
Ч 3
В 10, 13-14
|
28
| 22
| Обобщение знаний по теме
|
|
|
|
|
29
| 23
| Контрольная работа 2
|
| Контроль и учет знаний по теме
|
|
|
Тема 3. Химические реакции (17 часов)
|
30
| 1
| Реакции, идущие без изменения состава веществ
|
| Понятие о химической реакции. Реакции аллотропизации и изомеризации, идущие без изменения качественного состава вещества. Аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Изомеры и изомерия.
|
| § 13
В 3-4, 6
|
31-32
| 2-3
| Реакции, идущие с изменением состава веществ
|
| Реакции, идущие с изменением состава веществ: по числу и характеру реагирующих и образующихся веществ; по изменению степеней окисления элементов, образующих вещества; по тепловому эффекту. по фазе; по направлению; по использованию катализатора.
| Д типы химических реакций.
Л реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.
Л реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды.
| § 14
В 1-5
|
33-34
| 4-5
| Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций
|
| Понятие о скорости химической реакции. Скорость гомо- и гетерогенной реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Природа реагирующих веществ. Температура. Концентрация. Катализаторы. Ферменты. Поверхность соприкосновения реагирующих веществ.
| Д взаимодействие порошка и гранул цинка с соляной кислотой.
Л получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца и каталазы сырого картофеля.
| § 15
В 1-12
|
35
| 6
| Обратимость химических реакций. Химическое равновесие
|
| Необратимые и обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии. Динамичность химического равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление, температура.
|
| § 16
Ч 1
В 1-3, 5
|
36
| 7
| Основные научные принципы химического производства
|
| Основные научные принципы химического производства на примере синтеза аммиака и серной кислоты.
|
| § 16
Ч 2
В 4
|
37
| 8
| Роль воды в химических реакциях
|
| Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые, нерастворимые. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения ТЭД
|
| § 17
Ч 1
В 1-7
|
38
| 9
| Химические свойства воды
|
| Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.
|
| § 17
Ч 2
В 8-10
|
39-40
| 10-11
| Гидролиз
| Гидролиз
| Понятие «гидролиз». Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз. Гидролиз органических веществ (галогеналканов, сложных эфиров, углеводов, белков, АТФ) и его значение. 3 случая гидролиза солей. Практическое применение гидролиза.
| Л разные случаи гидролиза солей.
| § 18
В 1-3, 7-9
|
41-42
| 12-13
| Окислительно-восстановительные реакции
|
| Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление. Окислитель и восстановитель.
| Л получение водорода взаимодействием кислоты с цинком.
| § 19
Ч 1
В 1-4
|
43-44
| 14-15
| Электролиз
|
| Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.
|
| § 19
Ч 2
В 5-8
|
45
| 16
| Обобщение и систематизация знаний по теме 3
|
| Решение задач и упражнений, подготовка к контрольной работе.
|
|
|
46
| 17
| Контрольная работа по теме 3
|
| Контроль и учет знаний.
|
|
|
Тема 4. Вещества и их свойства (22 часа).
|
47
| 1
| Классификация неорганических веществ
|
| Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. Соли средние, кислые, основные.
| Л взаимодействие растворов кислот, оснований и солей индикаторами
| П 17
1 часть
|
48
| 2
| Классификация органических веществ
|
| Углеводороды, их классификация в зависимости от строения углеродной цепи и от кратности связей. Гомологический ряд. Производные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, нитросоединения, амины, аминокислоты.
|
| П 17
2 часть
В 1-8
|
49-50
| 3-4
| Металлы
|
| Положение металлов в Периодической системе химических элементов и строение их атомов. Простые вещества – металлы: металлическая связь и строение кристаллов. Аллотропия. Общие физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов (восстановительные свойства): взаимодействие с неметаллами, с водой, кислотами, солями в растворах, органическими веществами (спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), со щелочами. Значение металлов, в том числе в природе и жизни организмов.
| Л взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами
| П 18
1 часть
В 1-13
|
51
| 5
| Коррозия металлов
|
| Понятие «коррозия». Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии.
|
| П 18
2 часть, в 14-20
|
52
| 6
| Общие способы получения металлов
| Электролиз
| Металлы в природе. Металлургия: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Электролиз расплавов соединений металлов, его практическое значение.
| Д коллекция минералов и горных пород.
| П 18
3 часть
В 21-27
|
53-54
| 7-8
| Урок-упражнение по теме «Металлы»
|
| Решение задач и упражнений по теме.
|
| П 18
Ост вопр
|
55-56
| 9-10
| Неметаллы
|
| Положение неметаллов в Периодической системе, строение их атомов, ЭО. Инертные газы. Двойственное положение водорода в Периодической системе. Неметаллы – простые вещества, их атомное и молекулярное строение. Аллотропия. Химические свойства неметаллов окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства неметаллов в реакциях со фтором, кислородом, сложными веществами-окислителями. Водородные соединения неметаллов.
|
| П 19
В 1-21
|
57
| 11
| Урок-упражнение по теме «Неметаллы»
|
| Решение задач и упражнений по теме.
|
|
|
58-59
| 12-13
| Кислоты органические и неорганические
|
| Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, основными и амфотерными оксидами и гидроксидами, с солями, образование сложных эфиров. Свойства азотной и серной концентрированных кислот.
| Л взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями.
| П 20
В 1-9
|
60
| 14
| Основания органические и неорганические
|
| Классификация органических и неорганических оснований. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина.
| Л получение и свойства нерастворимых оснований
Д разложение гидроксида меди (II)
| П 21
В 1-7
|
61
| 15
| Амфотерные органические и неорганические основания
|
| Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных металлов и алюминия: взаимодействие с кислотами и щелочами. Амфотерность аминокислот: взаимодействие аминокислот со щелочами, кислотами, спиртами, друг с другом (образование полипептидов).
| Л получение и амфотерные свойства гидроксида алюминия.
| П 22
В 1-5
|
62-63
| 16-17
| Соли
|
| Классификация солей: средние, кислые, основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция, гидрокарбонаты натрия и аммония, гидроксокарбонат меди (малахит). Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа.
| Л гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов
|
|
64-65
| 18-19
| Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений
|
| Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла (на примере кальция и железа), неметалла (на примере серы и кремния), переходного элемента (цинк). Генетические ряды и генетическая связь органических веществ (для соединений, содержащих два атома углерода). Единство мира веществ.
|
| П 23
В 1-4
|
66
| 20
| Практическая работа 2 Решение экспериментальных задач
|
| Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений
|
|
|
67
| 21
| Обобщение и систематизация знаний
|
| Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе.
|
|
|
68
| 22
| Контрольная работа по теме 4
|
| Контроль и учет знаний.
|
|
|