-
«РАССМОТРЕНО»
Руководитель РМО учителей
Химии Миннигалеева А,Н.
Протокол № _____
от «_26_» ___августа___2013г.
| «СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР МБОУ «Клянчеевская ООШ» ______ Шангараева З.И.
«__29__» _августа__2013 г.
| «УТВЕРЖДЕНО»
Директор МБОУ «Клянчеевская ООШ» _____________________Гимранов И. М.
Приказ № 61_______
от «__02__» сентября_2013 г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета
МБОУ «Клянчеевская основная общеобразовательная школа»
Камско –Устьинского муниципального района РТ
Агмаловой Анисы Котдусовны
учителя химии второй квалификационной категории
по учебному курсу «химия»
9 класс
Базовый уровень
Рассмотрено на
заседании пед совета протокол № 1 от «_28_»августа_2013 г.
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рассчитана на 68 часов. (2 часа в неделю).
Контрольных работ – 4.
Практических работ – 6.
Резервное время (проверочная работа) -3 час.
Форма итоговой аттестации – контрольная работа.
Рабочая программа по химии в 9 классе составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), и государственного образовательного стандарта, а так же Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень).
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта, умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире. В содержании курса 9 класса вначале рассматривается теория электролитической диссоциации, раскрыты сведения об основных закономерностях химических реакций, свойствах веществ - металлов и неметаллов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).
Цели курса:
Усвоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике
Овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений реакций
Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведение химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями
Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры
Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждении явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи курса:
1. Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде
2. Формировать умения: обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, фиксировать результаты опытов, делать обобщения.
3. Подготовка творчески мыслящих, умеющих без опаски обращаться с веществами и знающих их практическое значение, экологически грамотных учащихся. В процессе овладения химическими знаниями и умениями учащиеся должны осознать очевидный факт: химия не более опасна, чем любая другая наука, - опасно ее непонимание или пренебрежение законами, что ведет к созданию экологически неполноценных технологий и производств; опасно сознательное использование достижений химической науки и химической промышленности во вред человеку.
4. Привитие ученикам навыков самостоятельной работы с дополнительной учебной, научной, научно-популярной литературой по предмету, с электронными ресурсами.
Учебно – методический комплект:
Рудзитис Г.Е. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2008.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень).
Н.П. Гаврусейко. Проверочные работы по неорганической химии. Дидактический материал для 8 класса.
М.В. Зуева, Н.Н.Гара. Контрольные и проверочные работы по химии 8-9 классы. Методическое пособие. Москва. «Дрофа» 2000г.
И.Г. Хомченко. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. Москва «Новая волна» 2001г.
Дополнительная литература:
1.Химия в школе: научно-методический журнал. М.: Российская академия образования; издательство «Центрхимпресс».
2. Е.В. Савинкина, Г.П.Логинова. Химия. Сборник задач 8-9 классы. Москва «АСТ – ПРЕСС» 2001г.
При оформлении рабочей программы были использованы следующие условные обозначения:
- урок изучения новых знаний УИНЗ
- урок закрепления новых знаний УЗЗ
- комбинированный урок КУ
- урок обобщения и систематизации знаний УОИСЗ
- урок контроля УК
- дидактический материал ДМ
- упражнение упр.
- страница с.
- Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева ПС
- контрольная работа к/р
- практическая работа п/р
- самостоятельная работа с/р
Содержание темы.
Повторение основных вопросов 8 класса.(4 часа)
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете теории строения атома.
Химическая связь. Строение вещества.
Основные классы неорганических соединений: оксиды, кислоты, основания, соли.Их состав,классификация.
Расчёты по химическим уравнениям химических реакций.если одно из веществ дано в избытке.
Тема1. Теория электролитической диссоциации (13 часов)
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ с ионной и ковалентной полярной связью: кислот, щелочей, солей (тепловые явления при растворении).
Степень электролитической диссоциации (сильные и слабые электролиты)
Реакция ионного обмена. Окислительно-востановительные реакции.
Химические свойства оснований, кислот и солей в свете представлений об электролитической диссоциации и об окислительно-востановительных процессах.
Расчеты по уравнениям химических реакций для случаев, когда одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Демонстрации:
1. Теория электролитической диссоциации.
1)механизм диссоциации
2) основные типы электролитов.
2.Окислительно-востановительные реакции.
1) окислители и восстановители
2) окисление и восстановление
3) составление уравнений окислительно-востановительной реакции.
Таблицы.
Лабораторные опыты:
Реакции обмена между растворами электролитов.
Качественная реакция на хлорид-ионов.
Практическое занятие: «Решение экспериментальных работ по теме «ТЭД».
Расчетные задачи: расчеты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Тема 2. Подгруппа кислорода.(4 часа)
Общая характеристика элементов подгруппы кислорода.
Понятие об аллотропии на примере кислорода и серы.
Сера. Строение молекул, физические и химические свойства, применение.
Серная кислота. Строение, свойства, применение. Качественная реакция на сульфат-ион.
Тема3.Основные закономерности химических реакций(4 часа)
Скорость химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных условий: от природы реагирующих веществ, площади поверхности соприкосновения, концентрации реагирующих веществ, температуры и катализатора. Химическое равновесие, условия его смещения. Обобщение и систематизация знаний.Решения задач.
Демонстрации:
.Элементы VII группы. Кислород и сера.
Лабораторные опыты:
1. Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений.
2. Распознавание сульфат-ионов в растворе.
Расчетные задачи:
1.Расчеты с использованием понятия «молярный объем газов» по формуле и по уравнению.
Демонстрации:
Опыты, выясняющие зависимость скорости химических реакций от различных условий: от природы реагирующих веществ (взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами), от площади поверхности соприкосновения (взаимодействие различных по размеру кусочков мела с кислотой), концентрации и температуры (взаимодействие цинка с соляной кислотой разной концентрации и взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при разных температурах).
Компакт- диск «Химия 9 класс).
Тема 4. Подгруппа азота. (11 часов)
Общая характеристика элементов подгруппы азота.
Азот. Строение молекулы, физические и химические свойства. Взаимодействие азота с металлами, водородом, кислородом.
Аммиак, строение молекулы, физические свойства. Химические свойства аммиака: взаимодействие с кислородом, кислотами. Водой, оксидами металлов.
Образование иона аммония. Соли аммония, состав. Строение, физические и химические свойства: взаимодействие со щелочами. Качественные реакции на ион аммония.
Применение аммиака. Производство аммиака.
Азотная кислота. Строение молекулы, физические и химические свойства , применение.
Производство азотной кислоты, круговорот азота.
Фосфор и его соединения (краткая характеристика).
Минеральные удобрения. Расчетные задачи на определение массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Демонстрации:
1. Растворение аммиака в воде.
2. Получение аммиака и его обнаружение.
3. Качественные реакции на сухие соли аммония и нитраты, растворы аммиака.
4. Видеофильм. Элементы (V) группы. Азот и фосфор.
5. Плакат.
Лабораторные опыты:
1. Качественные реакции на растворы солей аммония (взаимодействие их с растворами щелочей при нагревании).
2. Ознакомление с азотными, фосфорными и калийными удобрениями.
Практическое занятие: решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота»: (1 час).
Расчетные задачи: решение задач на определение массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Тема 5. Подгруппа углерода. (7 часов).
Общая характеристика углерода. Сравнительная характеристика углерода и кремния как химических элементов и как простых веществ. Аллотропия углерода и кремния.Химические свойства углерода Оксиды углерода (II) и(IV) и оксид кремния: строение молекул (тип связи, тип кристаллической решетки), физические и химические свойства (в сравнении). Применение оксидов.
Угольная и кремниевые кислоты, их соли. Строение, свойства. Качественная реакция на карбонат-ион.
Круговорот углерода в природе. Силикатная промышленность. Расчетные задачи на вычисление массыи объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.
Демонстрации:
1. Поглощение углем растворенных веществ и газов.
2. Получение оксида углерода (IV) и взаимодействие его с водой и раствором щелочи.
3. Получение кремниевой кислоты.
4. Коллекция «Стекло и изделия из стекла».
5. Видеофильм. Подгруппа углерода.
Лабораторные опыты:
1.Качественная реакция на карбонат-ион.
2.Ознакомление с образцами природных силикатов.
Прктическая работа:
Получение и собирание ,распознавание углекислого газа»
Расчетные задачи: вычисление массы и объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси
Тема 6. Общие свойства металлов (4 часа).
Общая характеристика металлов. Физические и химические свойства металлов. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка.Электролиз. Понятие о коррозии металлов и способах защиты от нее (образно).
Демонстрации:
1.Образцы металлов. Модели кристаллических решеток металлов.
2.Взаимодействие металлов с водой, другими веществами.
3.Опыты по коррозии металлов и защите от коррозии.
Лабораторный опыт: рассмотрение образцов металлов.
Тема 7. Металлы главных подгрупп I-III групп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева (4 часа)
Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева (в сравнении). Натрий и кальций. Строение и свойства. Соединения натрия и кальция. Их свойства. Жесткость воды и способы ее устранения.
Алюминий. Характеристика алюминия и его соединений. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Применение алюминия и его сплавов.
Демонстрации:
1.Взаимодействие кальция и натрия с водой.
2.Качественная реакция на ионы кальция и бария.
3.Устранение жесткости воды.
4.Взаимодействие алюминия с водой, кислотами, щелочью, солями.
1.Механическая прочность оксидной пленки алюминия.
Лабораторные опыты:
1.Ознакомление с важнейшими соединениями – солями натрия, калия, кальция.
2.Ознакомление с образцами алюминия и его соединений. Тема 8. Железо – элемент побочной подгруппы VIII группы периодической системы элементов Д.И. Менделеева.
(4 часа).
Железо: строение, свойства. Характеристика соединений железа (II) и (III): оксиды, гидроксиды, соли. Природные соединений железа.
Демонстрации:
1.Природные соединения железа, получение гидроксидов железа (II) и (III), их свойства.
|