В) Имя Михаила Васильевича Ломоносова не только представляет для нас исторический интерес, но и пробуждает гордость. Велико созвездие выдающихся русских святых отцов,





Скачать 213.29 Kb.
НазваниеВ) Имя Михаила Васильевича Ломоносова не только представляет для нас исторический интерес, но и пробуждает гордость. Велико созвездие выдающихся русских святых отцов,
Дата публикации09.07.2013
Размер213.29 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
МОУ СОШ 44 Первомайского района г. Ростова-на-Дону

Учитель: Аматуни Е.С.

Герб Ломоносова

Великий сын Отечества. Великий гражданин.


(В) Имя Михаила Васильевича Ломоносова не только представляет для нас исторический интерес, но и пробуждает гордость. Велико созвездие выдающихся русских святых отцов, мыслителей, учёных, поэтов, изобретателей ,мудрых государственных руководителей, талантливых полководцев, прославивших великую нашу державу- Россию. И в этом уникальном многонациональном созвездии ,как немеркнущий маяк, сияет имя сына поморского крестьянина.

(Л1) Родился я 19 ноября 1711 года в деревне Денисовка Архангельской губернии. Отец мой был черносошенным крестьянином, имел землю и суда для рыбного промысла по Мурманскому берегу. Моя бедная мать умерла, когда мне было 9 лет. Я очень любил ее, это она обучила меня грамоте, именно ей я обязан жаждой знания. Все свободное от промысла время я читал. Первые мои недуховные книги, «врата учености», словесная грамматика Смотрицкого и арифметика Магницкого.





Когда после смерти жены отец во второй раз женился, жизнь моя в родном селе сделалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. И чем шире становились мои интересы ,тем безысходнее казалась окружающая действительность. Особенно ожесточала мачеху страсть моя к книгам.

Узнав, что отец хочет женить меня, я решил бежать в Москву. Прикинулся больным, женитьбу отложили. В декабре 1730 года из Холмлгор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, я надел две рубахи, нагольный тулуп, взял с собой "Грамматику" М.Смотрицкого и "Арифметику" Л.Магницкого и отправился вдогонку за караваном. На третий день достиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Была

долгая и нелёгкая зимняя дорога. Преодолели с рыбным обозом весь путь за три недели, и прибыли в Москву, где я никого не знал.

"В Московских Спасских школах записался 1731 года января 15 числа, Выдав себя за дворянского сына. Жалованья в шести нижних школах по три копейки на день, а в седьмой 4 копейки на день, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил. С одной стороны, писали, что, зная моего отца достатки, хорошие тамошние люди дочерей своих за меня выдадут которые и в мою там бытность предлагали ;с другой стороны, школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают :смотри-де какой болван пришёл лет в двадцать латыни учиться!". Мне некогда было бузить с ребятами, жажда знаний и возраст подгоняли меня, в год проходил я по три класса.

В то время как многие товарищи по Спасским школам свободные от занятий часы проводили беззаботно, я читал в библиотеке Заиконоспасского монастыря летописи, патристику и другие богословские книги ,издания светского содержания, философские и даже физические и математические сочинения .

Усердия мои были замечены, и в 1736 году был я послан в числе 3-х лучших учеников академии в Германию.

(Л2) Почти 5 лет длилась моя заграничная жизнь, главным образом в Марбургском университете. Мы с товарищами с большим интересом изучали теоретическую химию, посещали лабораторные занятия по экспериментальной химии, учились ставить опыты, обобщать, анализировать, делать научно обоснованные выводы и заключения.


220px-lomonosov-house_marburg1Дом, в котором жил в Марбурге

Паспорт, выданный в Марбурге.
В 1740 году женился я на Елизавете- Христиане -дочери своей квартирной хозяйки.


В том же году решил вернуться в Россию, но попал в руки вербовщиков и был "забрит в рекруты" в прусскую армию, вступившую в войну за Австрийское наследство. Мне удалось бежать из армии и через Арнгейм и Утрехт добраться до Амстердама, оттуда в Гаагу, из Гааги снова в Амстердам. 8 июня 1741 года, наконец, вернулся на родину. Только через два года ко мне в Москву переехала жена.

В 1742 Ломоносов сделан адъюнктом по физике, в 1745, по отъезде проф. Гмелина за границу, профессором химии, в этой должности оставался до конца жизни.



Диплом профессора химии
(В) М.Ломоносов работал с увлечением и не щадил себя, наука была сильнейшей страстью его души. Нет ни одной отрасли знания, где бы он не оставил свой след.

(1) Основным направлением в своей научной работе Ломоносов избрал химию. Химия была его любимицей, страстью, но это, конечно, не каприз, не причуда. Дело в том, что химия, показывающая, как «из нескольких взятых тел пораждаются новые», вела к познанию внутренней структуры вещества, что было заветной целью многих наук о неживой природе.

Но как подступиться к тому, что сокрыто от человеческого глаза за «семью печатями» владычицей- природой? Нужны эксперименты. Эпоха Ломоносова требовала видимых результатов, годных для промышленного использования в производстве. Но для постановки химических опытов нужна экспериментальная база, лаборатория. Михаил Васильевич разработал проект лаборатории и в1742 году передал его на рассмотрение в академию. И только через 6 лет в 1748 году, после неоднократных просьб и протестов, руководство Петербургской академии согласилось на постройку химической лаборатории.




Первый научный труд Ломоносова «О превращении твердого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости» написан в 1738 г. Вторая работа «О различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул» была завершена год спустя.

- Химия - наука об изменениях, происходящих в смешанном теле. Таким образом, в этой формулировке предмета химии Ломоносов впервые представляет её в виде науки, а не искусства.

- Создал атомно - молекулярное учение. М. В. Ломоносов утверждает, что все вещества состоят из корпускулмолекул, которые являются «собраниями» элементоватомов. В своей диссертации «Элементы математической химии» (1741; незакончена) учёный дает такое определения: «Элемент есть часть тела, не состоящая из каких-либо других меньших и отличающихся от него тел... Корпускула есть собрание элементов, образующее одну малую массу».В более поздней работе (1748) он вместо «элемента» употребляет слово «атом», а вместо «корпускула» — партикула (лат. particula) — «частица» или «молекула» (лат. molecula). «Элементу» он придаёт современное ему значение — в смысле предела делимости тел — последней составной их части.

- Он разработал более совершенные способы весового анализа;

- Разработал теорию растворов в диссертации «О действии химических растворителей вообще» 1744г.;

- В особенности большое значение имеет открытый им закон сохранения материи, точнее веса и движения. «Все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, Столько же отнимаю у бодрствования и т.д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому». Осознать до конца значимость этого закона современники не смогли. Свои выводы он подтвердил экспериментально (3)«Делал я опыты в заплавленных накрепко стеклянных сосудах, чтобы исследовать, прибывает ли вес металлов от чистого жару. Оными опытами нашлось, что без пропущения внешнего воздуха вес отожженного металла остается в одной мере». Увеличение веса металла при обжиге я связываю с соединением его с воздухом.

- Теоретическая химия Ломоносова целиком опиралась на достижения физики. "Физическая химия, — писал он, — есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях... Химия моя физическая". В 1752 — 53 Ломоносов прочитал студентам курс "Введение в истинную физическую химию", сопровождавшийся демонстрационными опытами и практическими занятиями. Он составил обширную программу исследований свойств растворов;

-В декабре 1759 года М. В. Ломоносов и И.А. Браун первыми получили ртуть в твердом состоянии.

-Ломоносов подробно описал способ получения и очистки «крепкой водки», как в то время называли азотную кислоту, употреблявшуюся в горнорудном деле.

e:\ломоносов м.в\оганисян\000010.jpg

- Ломоносов уделял значительное внимание развитию в России геологии и минералогии и лично произвел большое количество анализов горных пород.

e:\ломоносов м.в\оганисян\l9_.jpg

Он доказывал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря...Напрасно многие думают, что все, как видим, сначала Творцом создано, — писал Ломоносов, — ...Таковые рассуждения весьма вредны приращению всех наук..." В этой же работе Ломоносов приводил доказательства существования материка на Южном полюсе Земли.

(2) - Во времена М. В. Ломоносова во всём мире искусство производства стекла, основываясь исключительно на эмпирических данных, находилось в руках научно необразованных практиков, так называемых «арканистов», то есть «знатоков тайн». Невозможно переоценить вклад М.В.Ломоносова в развитие стекольного дела и создания минеральных красителей. Впервые в мире он поставил на научные рельсы данное производство.

Наука о стекле — один из наиболее важных разделов в естественнонаучном наследии Михаила Васильевича Ломоносова. Настоящая дисциплина, в современном понимании научно-исследовательских теории и практике, была основана именно им.

Стекольное производство того времени имело в своём распоряжении весьма скудный ассортимент реактивов, что, конечно, сказывалось на окраске изделий: производившееся Санкт-Петербургским стеклянным заводом было в основном бесцветно, или окрашено в синий и зелёный цвета. Немецкий стеклодел Иоганн Кункель ещё в XVII веке обладал секретом красного стекла — «золотого рубина» (известен ещё в Древнем Риме — включение золота при варке). Но и Кункель унёс в могилу свою тайну. М. В. Ломоносов был одним из первых, кто разгадал эту рецептуру. Одновременно он занимается и теорией цвета, что пребывает в отчётливой связи с настоящими и другими его исследованиями. Он интересовался природой света и цветов с самого начала своей научной деятельности. Тогда же, в ходе размышлений о природе цветов, им был задуман ряд опытов с цветными стёклами. И в согласовании со своими теоретическими исследованиями эти эксперименты М. В. Ломоносов получил возможность проводить с 1748 года в своей Химической лаборатории, когда им были получены такие стёкла, рецептуры которых нашли применение впоследствии, при создании его мозаичных работ. Результатом этого комплекса научных исследований явилось также создание им собственной теории света и цвета, основывающейся на представлении о распространении света посредством колебания частиц эфира, заполняющего мировое пространство (уже в XIX веке академик Б. Б. Голицын назовёт её «теорией волнения»)

За короткое время в основанной им химической лаборатории были заложены научные основы русской промышленности по производству цветного стекла. Разработаны приемы и методы аналитических исследований руд и сырья из различных месторождений России. В 1753—1754 годах недалеко от Ораниенбаума в деревне Усть-Рудицы Копорского уезда М. В. Ломоносов получает для строительства стекольной фабрики земельный надел, а в 1756 году земли были ему жалованы в вечное пользование.

Жалованная грамота М. В. Ломоносову на владение землями в Ораниенбаумском уезде.

250px-the_granted_letter_for_lomonosov_on_possession_in_ust_rudici

При постройке этой фабрики учёный проявляет свои инженерные и конструкторские способности, начиная с выбора места строительства, расчётов строительных материалов и ориентации на первоклассные ямбургские пески и достаточное количество леса для стеклоплавильных печей и пережигания на золу; — проектирования цехов завода, детальной разработки технологического процесса, конструирования лабораторных и производственных печей, оригинальных станков и инструментов; — и кончая оформлением графических материалов, которые выполняются им также собственноручно или при непосредственном его руководстве. Усть-Рудицкая фабрика представляла собой своеобразное и в полной мере новое стекольное промышленное предприятие, и поскольку руководил ею создатель науки о стекле, ведущее место отведено было лаборатории, причём находившейся в процессе эксперимента и в постоянном совершенствовании. Первоначально на фабрике выпускался только бисер, пронизка, стеклярус и мозаичные составы (смальты). Через год появляются различные «галантерейные изделия»: гранёные камни, подвески, броши и запонки. С 1757 года фабрика начинает выпускать столовые сервизы, туалетные и письменные приборы — всё из разноцветного стекла, по большей части бирюзового. Постепенно, по прошествии нескольких лет, было налажено производство крупных вещей: дутых фигур, цветников, украшений для садов, литых столовых досок, цветных оконных стекол.

c:\users\))\desktop\ломоносов м.в\изворска алина 11 а\1275642348.jpg

c:\users\))\desktop\ломоносов м.в\изворска алина 11 а\ваза сантк-петербурского стеклянного завода.jpgВаза стекольного завода






Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые Стекло чтут ниже Минералов,
Приманчивым лучом блистающих в глаза:
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.

Далече до конца Стеклу достойных хвал,
На кои целый год едва бы мне достал.
Затем уже слова похвальны оставляю
И что о нем писал, то делом начинаю.




(3) - Неоценим вклад ученого в развитие художественной мозаики в России. На Васильевском острове была открыта мастерская для набора мозаичных картин. Он демонстрирует свойства безошибочного художественного чутья, благородный пафос замыслов; имея трезвый взгляд на искусство, М.В.Ломоносов в кратчайший срок становится руководителем группы художников, прославившихся созданием первоклассных мозаичных картин, по качествам своим сравнимых с лучшими живописными произведениями.

«Профессор химии и советник Академии г-н Михаил Ломоносов начал изготовлять удивительный запас окрашенных стеклянных сплавов всех оттенков, какие только можно придумать, резать их на мелкие и мельчайшие кубы, призмы и цилиндры и сперва удачно выполнил в мозаике образ Божьей матери с несравненного оригинала Солимены, в два фута высотой и полтора шириной. За тот удачный опыт он заслужил честь всемилостивейшего одобрения Ея императорского величества и большое вознаграждение. А Ее величество отвела этой картине место среди икон в своих апартаментах.». Далее Я. Штелин сообщает о созданных в 1756 году «погрудном портрете Петра I и его дочери Анны», как достоинства он отмечает то, что «в портрете герцогини кружева исполнены из одних только маленьких осколков белого литика, и вообще швы набора между кусочками смальты не видны». В то же время, В.К. Макаров находит, что как раз «исполненный Ломоносовым портрет Петра I, набранный крупными, неправильной формы кусками колотой смальты, является драгоценной реликвией высокой художественной культуры 18 века и дает один из самых выразительных одухотворенных образов Петра».

c:\users\))\desktop\ломоносов м.в\саенко- шкалдык\мозаика\петр 1 1754 год.jpg

e:\ломоносов м.в\саенко- шкалдык\мозаика\анна петровна 1756-1757.jpg

e:\ломоносов м.в\крохмаль оля\екатерина 2.jpg

Осенью 1764 года была закончена работа над грандиозным и по замыслу и по размерам (14 футов длиной и 9 высотой) полотном «Полтавская баталия».

c:\users\))\desktop\ломоносов м.в\саенко- шкалдык\мозаика\полтавская баталия.jpeg

(В) И, пожалуй, самое важное в его трудах - это пропаганда химических знаний. Непревзойденным образцом такого рода остается «Слово о пользе химии», прочитанное в Академическом собрании в 1751 г. До сих пор живут сказанные тогда слова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие... Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи ея прилежания ».

(4)Велик вклад ученого в развитие фундаментальной физики. Он, вообще, работал на стыке этих двух мировоззрений, создал новую науку- физическую химию.

- Создал молекулярно- кинетическую теорию тепла, Объясняя изменение температуры тела изменением скорости вращательного движения частиц его образующих, высказал мысль о существовании абсолютного нуля, т.е. температуры, при которой полностью прекращается тепловое движение частиц материи; ;

-Создал кинетическую модель идеального газа;

- Рассматривая тепло и свет, учёный в «Слове о происхождении света...»

200px-lomonosov_word_about_genesis_of_light_new_theory_about_colors_1756

(1756—1757) приходит к выводам о вращательном («коловратном») распространении первого и волновом («зыблющемся») — частиц второго, первые — поглощаются «зажигательным сильным зеркалом», а вторые — отражаются; в 1771 году тепловое излучение («лучистая теплота») рассматривает К. В. Шееле. Русский учёный указывает на происхождение света и электричества как следствия движения одного и того же эфира, что при определённых поправках и с учётом обусловленного временем упрощённого понимания явления, можно сопоставить с положениями электромагнитной теории Д. К. Максвелла. Ломоносову принадлежит несколько работ, посвященных исследованию атмосферного и статического электричества;

e:\ломоносов м.в\саенко- шкалдык\изобритение\слово о явлениях воздушных.jpg Слово о явлениях воздушных

- Одним из важных изобретений Ломоносова в области оптики была "ночезрительная труба" (1756-58), позволявшая в сумерки более отчетливо различать предметы. Кроме того, задолго до В. Гершеля Ломоносов сконструировал отражательный (зеркальный) телескоп для дополнительного плоского зеркала.

- Ломоносова интересовали также астрономия и геофизика. Одним из самых важных и известных достижений Ломоносова было его открытие атмосферы на Венере. Двадцать четвертого июня 1761 года Венера проходила через солнечный диск, и это явление наблюдали через телескоп десятки астрономов не только в России, но и в других странах. Ученые внимательно вглядывались в небо, стараясь не пропустить тот момент, когда произойдет контакт дисков Солнца и Венеры. Во время этого опыта астрономы предполагали уточнить расстояние от Земли до Солнца.

После того как диск планеты стал отчетливо виден на фоне солнечного, Ломоносов заметил небольшую дымку на крае солнечного диска. Когда же Венера подошла к другому краю, на нем появилась выпуклость, которая вскоре исчезла, после чего диск некоторое время имел такой вид, как будто его край был срезан.

Эти явления были замечены не только Ломоносовым, но и другими астрономами. Однако только русский ученый смог правильно объяснить их, возможно потому, что его целью были не астрометрические, а астрофизические наблюдения. Это дало возможность Ломоносову сделать важное открытие: «По сим примечаниям, планета Венера окружена знатной воздушной атмосферой, таковой (лишь бы не большею), каковая обливается около нашего шара земного».

Открытие Ломоносова очень скоро было признано в научном мире и вновь привлекло ученых к идее об обитаемости других планет.

Достижения Ломоносова в астрономии не ограничивались наблюдениями и расчетами. Он известен и как конструктор телескопа. Ученый работал над его созданием два года и в 1762 году изобрел однозеркальную схему рефлектора с зеркалом, расположенным под углом 4°.

e:\ломоносов м.в\саенко- шкалдык\изобритение\телескоп ломоносова.jpg

По всей видимости, Ломоносов осознавал, что космос таит множество загадок, которые будут разгадывать грядущие поколения. Новый телескоп должен был помочь в этом. Однако ученый понимал, что Вселенная бесконечна и до конца понять ее не в состоянии ни один человек.

В то время полагали, что оно имеет твердую каменную, хоть и раскаленную оболочку. Ломоносов же первым высказал предположение, что Солнце имеет расплавленную поверхность: …горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся и не находят берегов;
Там вихри пламенны кружатся, борющись множество веков…


(5) В 1758 Ломоносову было поручено "смотрение" за Географическим департаментом, Историческим собранием, Университетом и Академической гимназией при АН. Основной задачей Географического департамента было составление "Атласа Российского". Ломоносов разработал обширный план получения как физико- географических, так и экономико-географических данных для составления "Атласа" с помощью организации географических экспедиций, а также обработки ответов на специальные анкеты, разосланные в различные пункты страны. В "Рассуждениях о большой точности морского пути" (1759) Ломоносов предложил ряд новых приборов и методов для определения долготы и широты места. В этом сочинении он впервые внес предложение об организации международной Мореплавательской академии для совместного решения наиболее важных научно- технических проблем мореплавания. Ломоносов исследовал морские льды и дал первую их классификацию. Он неоднократно подчеркивал политическую и хозяйственную важность для России освоения Северного морского пути. В 1762-63 написал "Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию", а в 1764 — "прибавление" к этой работе "О северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану", сопроводив его "примерной" инструкцией "морским командующим офицерам". Он предвидел, что "России могущество будет прирастать Сибирью".

(6)В области русской словесности существенная заслуга Ломоносова — усовершенствование русского литературного, прозаического и стихотворного языка ("Письмо о правилах российского стихотворства", 1739, "О пользе книг церковных в российском языке", 1755-57). Ломоносов написал грамматику русского языка (1755)



и первую риторику на русском языке (краткую, 1748, и пространную, 1748), дал образцы красноречия и поэзии в разных родах и формах (похвальные слова: похвальное слово Елизавете, 1749, Петру Великому, 1755, и др.;

оды, духовные, похвальные надписи; стихотворения: экспромты, послания к имп. Елизавете, Екатерине и вельможам; эпическая поэма "Петр Великий"; трагедии: "Тамира и Селим", "Демофонт"). Сам Ломоносов писал: «Стихотворство – моя утеха». Но эта «утеха» привела, по существу , к реформизму в русской поэзии, стала революцией в истории развития русского языка. О русском языке он говорил торжественно: «Повелитель многих языков, язык российский, не токмо обширностью мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе…Карл Y Римский император, говаривал, ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка ». Так сказать о родном языке мог только истинный сын своего отечества. Даже не прикоснувшись к науке, он ужу вписал бы свое имя в историю русской культуры как поэт………(стих)..

c:\users\))\desktop\ломоносов м.в\оганисян\books-lot2-lomonosov.jpg.pagespeed.ce.jpg

(7)Ломоносов был крупнейшим историком своего времени. Его основные сочинения — "Древняя Российская история" (ч. 1-2,1766), "Происхождение имени и народа российского" (1749-50) и "Краткий российский летописец" (1760). Ломоносов написал "Замечания на "Историю..." Вольтера" (1757-60, изд. 1829) и на "Сибирскую историю" Г.Ф. Миллера (1751); "Краткое описание разных путешествий по северным морям..." (1763).c:\users\))\desktop\ломоносов м.в\гадзиян\ломоносов.записки по русской истории..jpg

Исторические взгляды Ломоносова формировались в острой борьбе против норманнской теории, отрицавшей самостоятельное развитие русского народа. Ломоносов разработал историческую концепцию, в которой подчеркивал решающую роль Православия, Самодержавия и духовно-нравственных ценностей русского народа в формировании Российского государства; не изолировал отечественную историю от европейской, выявлял черты сходства и различий в исторической жизни разных народов. Ломоносов выделял в русской истории периоды становления, роста, упадка и нового, более высокого подъема и делил в связи с этим историю России на шесть периодов. 1-й период — "век древний до Рюрика". Ему посвящена 1-я ч. "Древней Российской истории", в которой доказывается, что создателями Киевского государства являлись не скандинавские завоеватели, а местные, в основном славянские и отчасти чудские (угро-финские) племена. 2-й — от призвания Рюрика до смерти Ярослава I, ему посвящена 2-я ч. "Древней Российской истории". 3-й — до нашествия Батыя. 4-й период (до княжения Ивана III (Грозного)) Ломоносов выделил в соответствии с утверждением, нарушением и восстановлением политического единства ("самодержавства") и успехами Руси в борьбе против иноземных захватчиков. 5-й период (от царствования Ивана IV до смерти Федора Алексеевича) — усиление Русского государства в связи с присоединением новых народов на востоке и западе страны. 6-й период (от Петра I до Елизаветы Петровны) — превращение России в могучую европейскую державу на основе начавшегося просвещения российского народа. Выдвинутая Ломоносовым теория славяно-чудского происхождения Древней Руси была принята позднейшей историографией.

Тесно связан с этими работами Ломоносова его замечательный трактат "О сохранении и размножении российского народа" (1761), имеющий общественно-политический характер. В нем Ломоносов предложил ряд законодательных и общественных мероприятий, направленных на увеличение народонаселения России путем повышения рождаемости, сохранения родившихся и привлечения иностранцев в русское подданство.

Большой заслугой М.Ломоносова перед Отечеством является его вклад в создание первого русского университета в 1755 году. Он стремился сделать науку общим достоянием, и его желание организовать в Москве университет было продиктовано необходимостью вывести высшее образование из-под опеки правительственных учреждений, иностранных учёных, которые заполнили Академию наук и не интересовались подготовкой русских учёных

c:\users\))\desktop\ломоносов м.в\гадзиян\lrg_87583_14.04.2006008.jpg

Он первым в России стал читать лекции на русском языке и для широкой публики. По идее Ломоносова, которую он изложил в своём обращении к И.И.Шувалову, "университет должен служить во все будущие роды российского населения". У лиц из простых сословий (приём крепостных молодых людей И.И.Шувалову удалось утвердить в Сенате-Т.Ж.), ранее мечтавших о просвещении и науках, появлялась реальная возможность получить образование и стать просветителем народа. М.Ломоносов настаивал, чтобы при университете была гимназия"без Гимназии Университет, как пашня без семян". Он считал, что"выгоднее для государства российского снять с талантливого крестьянского сына оброк в 20 алтын в год и поместить его в гимназию, нежели платить тысячи рублей на выписку иноземцев, которые к тому же и не заинтересованы в делах российских".Интересен такой факт. Руководитель академической канцелярии немец И.Шумахер при обсуждении новых кандидатов в Академию наук заявил: "Я великую ошибку в политике своей сделал, что допустил Ломоносова в профессоры...Разве нам десять Ломоносовых надобно? И один нам в тягость".

С появлением Михаила Ломоносова в России в середине восемнадцатого века обозначился новый невиданный подъём русской национальной культуры, т.к. его многосторонняя деятельность отражала стремительное развитие могущественного русского национального государства. Прогрессивные идеи, знания, талант, творческая энергия, целеустремлённость и вдохновенный практицизм сделали М.Ломоносова инноватором и символом своей эпохи, свои инновационные проекты он плодотворно внедрял в реальную экономику.

Выражаясь современными понятиями, Михаил Ломоносов олицетворял собой в своё время целый "наукоград Сколково", показал нам беспримерный научный и гражданский подвиг русского учёного. Его научные достижения и открытия явились основой динамичного развития России в восемнадцатом-девятнадцатом веках. Ряд его мировых открытий использовался им в постановке и решении практических задач по развитию производительных сил России, усилению её могущества, духовного и социально-экономического процветания. Какие бы открытия он ни совершал, какие бы великие законы ни открывал, М.Ломоносов стремился обратить достижения науки на благо своего народа, посильно содействовать своим трудом "приобщению общей пользы"."Ломоносов страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага его Родины. Он хотел служить не чистой науке, а только Отечеству",-сказал о нём Н.Г.Чернышевский.



Славу России принесли и потомки Михаила Ломоносова. Дочь Елена(1749-1772)стала женой домашнего библиотекаря Екатерины || , видного книговеда и педагога своего времени Алексея Алексеевича Константинова(1728-1808). У них появились дети, внуки Ломоносова-Алексей(1767-1814), Софья(1769-1844), Екатерина(1771-1846) и Анна(1772-1864). Софья Алексеевна в 1794 году вышла замуж за прославленного в будущем героя Отечественной войны 1812 года генерала Николая Николаевича Раевского-старшего (1771-1829). Всем известен знаменитый эпизод в битве с французами при Салтыковке, когда генерал Н.Н.Раевский пошёл в атаку со своими сыновьями, правнуками Ломоносова - семнадцатилетним Александром(1795-1868) (впоследствии камергер), и одиннадцатилетним Николаем (1801-1843). Николай станет потом участником Кавказских войн, генерал-лейтенантом, основателем города Новороссийска. Среди дочерей Раевских, правнучек Ломоносова, -три фрейлины двора: Екатерина(1797-1885), жена декабриста, генерала Михаила Федоровича Орлова (1788-1842); Елена(1803-1852), Софья(1806-1883) и Мария (1805-1863)-жена героя Отечественной войны 1812 года, декабриста генерала князя Сергея Григорьевича Волконского(1788-1865).Она последовала за мужем на каторгу в Сибирь.



Благородная непоколебимость сердца! Право, лучше не скажешь о тех, кто жизни своей не щадили для славы Отечества! Великий ученый был из их числа. Того, кто познакомится хотя бы с перечнем трудов Ломоносова в энциклопедическом словаре поразит разносторонность и огромность сделанного им, и подсознательно возникнет уверенность в его научном долголетии. Между тем умер наш гений рано на 54 году жизни от банальной простуды, а самостоятельным научным творчеством занимался всего 24 года. Сидящему у его постели академику Штелину сказал: «Друг, я вижу, что должен умереть, и спокойно и равнодушно смотрю на смерть; жалею только о том. Что не мог я совершить всего того, что предпринимал я для пользы отечества, для приращения наук и для славы Академии».



За гробом шло много народу, в том числе, как свидетельствует воспитатель 10-летнего великого князя Павла Семен Порошин, «множество простых людей». Семен Порошин поспешил во дворец, чтобы сообщить наследнику российского престола о столь печальном событии. – Что о дураке жалеть. Казну только разорял и ничего не сделал,- бросил в ответ курносый мальчик.

Ломоносова похоронили в Александро-Невской лавре, на Лазаревском кладбище. У семьи не было денег на мраморный памятник.



В день похорон императрица, как записал в своем дневнике ее секретарь, «изволила смотреть французскую комедию».

Это Ломоносов первым ввел в нашу речь гордое понятие «сын Отечества». Великим сыном отечества остался он в благодарной памяти потомков. И великим гражданином.

Заслуги М.В.Ломоносова признаны во всем мире. Вот только несколько примеров:





c:\users\))\desktop\ломоносов м.в\гадзиян\xin_e3d921055f6b44aca68eb8002d737362.jpg

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В) Имя Михаила Васильевича Ломоносова не только представляет для нас исторический интерес, но и пробуждает гордость. Велико созвездие выдающихся русских святых отцов, iconДоклад по теме «Выдающиеся открытия Ломоносова в естествознании»
В 2011 г исполняется 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова, русского ученого-естествоиспытателя. Это человек энциклопедических...
В) Имя Михаила Васильевича Ломоносова не только представляет для нас исторический интерес, но и пробуждает гордость. Велико созвездие выдающихся русских святых отцов, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Новый этап в развитии русской литературы связан с именем Михаила Васильевича Ломоносова. (Далее эпиграф к уроку). (Слайд №2) Сегодня...
В) Имя Михаила Васильевича Ломоносова не только представляет для нас исторический интерес, но и пробуждает гордость. Велико созвездие выдающихся русских святых отцов, iconК 300- летию Михаила Васильевича Ломоносова Он создал первый университет...
«Гений М. В. Ломоносова проявился в его многогранном таланте, благодаря которому он смог стать «первым нашим университетом». (А....
В) Имя Михаила Васильевича Ломоносова не только представляет для нас исторический интерес, но и пробуждает гордость. Велико созвездие выдающихся русских святых отцов, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели Помочь учащимся осознать понятия: грех, гордость, смирение на примере отрывка из Священной истории «Мытарь и Фарисей», высказываний...
В) Имя Михаила Васильевича Ломоносова не только представляет для нас исторический интерес, но и пробуждает гордость. Велико созвездие выдающихся русских святых отцов, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Актуальность: в ноябре 2011 года исполняется 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова
В) Имя Михаила Васильевича Ломоносова не только представляет для нас исторический интерес, но и пробуждает гордость. Велико созвездие выдающихся русских святых отцов, icon«К пользе и славе Отечества»: 300-летие со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова
Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по...
В) Имя Михаила Васильевича Ломоносова не только представляет для нас исторический интерес, но и пробуждает гордость. Велико созвездие выдающихся русских святых отцов, iconРеферат Тема: «Догмат о творении из ничего: свидетельство Священного...
Тема: «Догмат о творении из ничего: свидетельство Священного Писания и их богословское осмысление в трудах Святых отцов»
В) Имя Михаила Васильевича Ломоносова не только представляет для нас исторический интерес, но и пробуждает гордость. Велико созвездие выдающихся русских святых отцов, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В формировании исторического сознания, патриотических чувств, неоценимую роль играет художественная и историческая литература, т...
В) Имя Михаила Васильевича Ломоносова не только представляет для нас исторический интерес, но и пробуждает гордость. Велико созвездие выдающихся русских святых отцов, iconКонфликт интересов
Ответ, вероятно, находится в сознании каждого из нас. Для кого-то интуитивные знания побуждают к расширению кругозора и образованию,...
В) Имя Михаила Васильевича Ломоносова не только представляет для нас исторический интерес, но и пробуждает гордость. Велико созвездие выдающихся русских святых отцов, iconКонкурс научных разработок
Ответ, вероятно, находится в сознании каждого из нас. Для кого-то интуитивные знания побуждают к расширению кругозора и образованию,...
В) Имя Михаила Васильевича Ломоносова не только представляет для нас исторический интерес, но и пробуждает гордость. Велико созвездие выдающихся русских святых отцов, iconПривлечь Фонд Бортника и программу У. М. Н. И. К. для участия в конкурс
Ответ, вероятно, находится в сознании каждого из нас. Для кого-то интуитивные знания побуждают к расширению кругозора и образованию,...
В) Имя Михаила Васильевича Ломоносова не только представляет для нас исторический интерес, но и пробуждает гордость. Велико созвездие выдающихся русских святых отцов, icon06: 18 – Прибытие поезда №73 на Ладожский вокзал. 06: 30 – Автобус...
Ответ, вероятно, находится в сознании каждого из нас. Для кого-то интуитивные знания побуждают к расширению кругозора и образованию,...
В) Имя Михаила Васильевича Ломоносова не только представляет для нас исторический интерес, но и пробуждает гордость. Велико созвездие выдающихся русских святых отцов, iconУрока:  систематизировать и обобщить знания по данной теме
Всем вам хорошо известно высказывание знаменитого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова о том, что математику уже затем...
В) Имя Михаила Васильевича Ломоносова не только представляет для нас исторический интерес, но и пробуждает гордость. Велико созвездие выдающихся русских святых отцов, iconДень Знаний – 2011 (1 класс) Школьные песни. Танец. Буги–вуги. Фанфары
Ответ, вероятно, находится в сознании каждого из нас. Для кого-то интуитивные знания побуждают к расширению кругозора и образованию,...
В) Имя Михаила Васильевича Ломоносова не только представляет для нас исторический интерес, но и пробуждает гордость. Велико созвездие выдающихся русских святых отцов, iconТиповые ситуации конфликта интересов на государственной службе Российской...
Ответ, вероятно, находится в сознании каждого из нас. Для кого-то интуитивные знания побуждают к расширению кругозора и образованию,...
В) Имя Михаила Васильевича Ломоносова не только представляет для нас исторический интерес, но и пробуждает гордость. Велико созвездие выдающихся русских святых отцов, iconТематическое планирование синхронно с нрк история россии (44 ч)
Исторический опыт, накопленный поколениями в ходе предшествующего развития, закономерно представляет интерес для молодежи, поскольку...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск