Скачать 94.84 Kb.
|
Мухаметова Ф.Р., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д.Дергачевка «Умники и умницы М.В. Ломоносова» (урок-исследование по литературе для учащихся 9 класса). (Слайд № 1) “С Ломоносова начинается наша литература; он был её Петром Великим” В.Г. Белинский Цели урока:
М.В. Ломоносова;
Тип урока: повторение Форма урока: урок-исследование Оборудование.
Ход урока:
- Новый этап в развитии русской литературы связан с именем Михаила Васильевича Ломоносова. (Далее эпиграф к уроку). (Слайд № 2) Сегодня мы попытаемся стать умниками и умницами Ломоносова, проведем исследование его творчества и биографии.
Условия игры: все учащиеся класса делятся на три команды, в каждой из которых выбирается капитан. За ходом урока следит компетентное жюри, которое оценивает ответы детей. Важным условием является знание учащимися биографии и деятельности Ломоносова. Учитель: - Каждой команде необходимо в течение одной минуты придумать название, связанное с именем и творчеством Ломоносова. (Ответы детей) Учитель: - Перед вами три дорожки: красная, желтая и зеленая. Та команда, которая лучше всех выполнит задание, будет выбирать первой, аналогично другие. На красной дорожке всего три этапа, но здесь нельзя ошибаться; на желтой – четыре, но допускается одна ошибка; на зеленой - пять этапов с двумя допустимыми ошибками.(Слайд № 3) Выиграет та команда, которая первая пройдет все этапы. Успехов вам! I этап Задание № 1. Представьте, что вы оратор, который воспевает жизнь и творчество Михаила Ломоносова перед широкой публикой. Составьте лекцию для выступления. На выполнение задание дается 5 минут. (Жюри оценивает ответы учащихся и присуждает за них места, затем капитаны команд занимают выбранные командой дорожки) Задание № 2 для красной дорожки. Как известно, Ломоносов разработал «теорию трех штилей». Назовите по два жанра литературы, которые свойственны каждому из стилей. (2 минуты на обдумывание ответа) (Слайд № 3, гиперссылка 1) Ответ: высокий стиль – оды, героические поэмы; средний – письма, сатиры; низкий – комедии, песни, эпиграммы. Задание № 2 для желтой дорожки. Каждый стиль отличался наличием славянизмов в большей или меньшей степени. Как рекомендовал Ломоносов употреблять славянские слова во всех стилях? (2 минуты на обдумывание ответа) (Слайд № 3, гиперссылка 1 ) Ответ: для высокого стиля характерно употребление славянизмов, в среднем стиле рекомендовал употреблять славянские слова «с великой осторожностью, чтоб слог не казался надутым», в низком – Ломоносов предлагает отказаться от славянизмов. Задание № 2 для зеленой дорожки. Назовите и кратко охарактеризуйте литературное направление и преобладающий жанр произведений, в которых работал Михаил Васильевич Ломоносов. (Слайд № 3, гиперссылка 1) Ответ: классицизм – литературное направление, получившее развитие в XVII и XVIII вв. Одним из важных принципов этого направления было подражание классическим образцам античности – Древней Греции и Древнего Рима. Жанр – ода – торжественное стихотворное произведение, обычно приуроченное к какому-нибудь значительному событию. II этап Учитель: - Гениальность Ломоносова сказалось не только в том, как точно он нашел применение старославянизмам в русском языке, но и как он смог их применить в собственном творчестве. Каждой команде даются карточки с описанием трех признаков старославянизмов, вам нужно, опираясь на них, найти из «Письма о пользе стекла» (каждой команде по одному экземпляру) Ломоносова по 10 примеров старославянизмов и отнести их к определенному признаку. На выполнение дается 15 минут. (Слайд № 3, гиперссылка 2 ) Карточка № 1 Фонетическими признаками старославянизмов являются: 1) неполногласные сочетания ра, ла, ре, ле между согласными, соотносительно с русскими полногласными сочетаниями оро, оло, ере (град — город, младой — молодой, чрез — через, влеку — волоку); 2) начальные сочетания ра, ла перед согласными, противопоставляемые русским ро, ло (равный — ровный, ладья — лодка); 3) жд и щ, противопоставляемые русским ж и ч (прежде — опережать, вождь — вожатый, освещать — свеча); 4) начальная буква «е», противопоставляемая русской «о» (един — один, еленъ — олень); 5) начальная буква «а», противопоставляемая русской «я» (агнец — ягнёнок, аз — яз); 6) начальная буква «ю», противопоставляемая русской «у» (юродивый — урод, юноша).; 7) В связи с различными фонетическими изменениями в живом языке (после 12 века) появились приставки "с-", "вс-" и другие. Особенности церковного произношения в срок, когда происходило это фонетическое изменение, привело к формированию слов с приставками "вос-", "со-". Родство этих слов часто затемнено, так как значения разошлись. К примеру, такие пары составляют слова "всходы" и "восход", "сбор" и "собор". Можно найти подобные пары и с суффиксами – "грецкий" как русизм и "греческий". Подобные пары не совсем точно иллюстрируют ситуацию "русизм" - "старославянизм", ведь приведенные слова когда-то представляли одну лексему. Скорее они иллюстрируют другую эпоху и должны характеризоваться как "русизм" и "церковнославянизм", то есть слово, заимствованное живым русским языком из книжного церковнославянского уже в срок их совместного существования на Руси. Карточка № 2 Словообразовательными признаками старославянизмов являются: 1) приставки воз-, из-, низ-, соответствующие русским за-, вы-, с- , пре-, чрез- (возгордиться — загордиться, иссушить — высушить, низвергнуть — свергнуть, преломить, чрезмерный); 2) суффиксы -ащ-(ящ), -ущ- (-ющ-), -ын(я), -тв(а-), -знъ-, стви(е), -чий , -тель, -арь, -анин, -ств и др. (зрящий, алчущий, твердыня, жатва, боязнь, бедствие, кормчий, житель, вратарь, египтянин,братство ); 3) наличие основ добро-, зло-, благо-, велико-, често-, суе- , бого-, мало- в качестве первой части сложных слов (добронравие, злословие, благополучие, великомудрый, честолюбие, суеверие, богослов, малодушие). Карточка № 3 Семантические признаки. Создание старославянского языка связано с религиозными потребностями, поэтому понятно, что группа слов, связанных с христианскими понятиями, будет по происхождению старославянской. В этой группе будут такие понятия, как "грех" (а соответственно и все производные слова), "пророк", "воскресение", "святой", "ангел". Часть подобных слов употребляется в современном русском языке и в значениях, не связанных напрямую с христианским учением. Надо только подметить, что не все слова этой группы имеют славянское, старославянское происхождение, есть множество грецизмов и слов с латинской основой (скажем, слово "поп" не является славянским). Ответ:
III этап Учитель: - Перед вами отрывок «Письма о пользе стекла», определите каким метром написано стихотворение, каким размером, типом рифмы, особенности рифмовки, осложнено ли стихотворение пиррихиями, спондеями, удлиненными или усеченными стопами. Та команда, которая быстрее и правильнее всех ответит, перейдет в следующий этап. (Слайд № 3, гиперссылка 3) Карточка № 1,2,3: Неправо о вещах те думают Шувалов, Которые стекло чтут ниже минералов, Приманчивым лучом блистающих в глаза: Не меньше пользы в нем, не меньше в нем краса. Ответ: схема стихотворения _ `_ _ _ _ `_ _ `_ _ _ _ `_ _ _ `_ _ _ _ `_ _ `_ _ _ _ `_ _ _ `_ _ _ _ `_ _` _ _ _ _ `_ _` _ _ `_ _ _ _ `_ _ _ _ `_ Это стихотворение написано четырехстопным ямбом, схема рифмовки ААбб, это означает, что 1-й и 2й стих соединены мужской рифмой, а 3-й и 4-й – женской и стихи соединены парной рифмовкой. Осложнено удлиненными стопами в 1-м и 2-м стихах и пиррихиями 2-я и 5-я стопы в 1, 2, 3 стихах, 3-я и 5-я в 4 стихе. IV этап Вопрос для желтой дорожки. - В каком году был основан Московский университет? Как он теперь называется? (Слайд № 3, гиперссылка 4) Ответ: В 1755 году. Московский государственный университет имени Ломоносова. Вопрос для зеленой дорожки. - Как называлось учебное заведение, в котором Ломоносов прошёл курс трёх классов за один год? (Слайд № 3, гиперссылка 4) Ответ: Славяно-греко-латинская академия. V этап Вопрос для зеленой дорожки. - Какие книги Ломоносов называл “вратами своей учёности”? (Слайд № 3, гиперссылка 5) Ответ: «Арифметика» Магницкого и «Грамматика» Смотрицкого.
|