Скачать 351.54 Kb.
|
Рабочая программа по химии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Арская средняя общеобразовательная школа №7 » Арского муниципального района Республики Татарстан учителя высшей квалификационной категории Нуриевой Зульфиры Зуферовны 9-ые классы Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №1 от «29» августа 2012г. 2012-2013 учебный год Учебно-тематическое планирование Предмет: химия Классы: 9а, 9б Учитель: Нуриева Зульфира Зуферовна Количество часов: всего 102 часов, в неделю 3 часа. Плановых контрольных работ 4 Практических работ 7 Лабораторные работы 18 Административных контрольных работ 1 час. Учебник: Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия. 9 класс. – М.: Русское слово, 2008 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Изучение неорганической химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Данная рабочая программа по химии для 9 класса составлена в соответствии со следующими нормативными документами: - Законы РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции); - Приказа МО и Н РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального Компонента Государственных Образовательных Стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями); - Примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень) для 8-9 классов, рекомендованной письмом Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 №03-1263, а также с использованием авторской программы Новошинского И.И., Новошинской Н.С., 2009 год. - Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2012-2013 учебный год - Учебного плана МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №7» Арского муниципального района Республики Татарстан на 2012–2013 учебный год, утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1 , от 29 августа 2012 года) -Инструктивно-методического письма Министерства образования и науки Республики Татарстан от 18.01.01 № 250/7 «О преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введения государственного образовательного стандарта общего образования»; -Инструктивно-методического письма Министерства образования и науки Республики Татарстан от 12.03.09 № 1532/9 «Об особенностях преподавания химии в условиях перехода на компетентностный подход». СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Повторение некоторых вопросов курса химии 8 класса (5 ч) Свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации. Практическая работа №1 Решение экспериментальных задач по темам «Важнейшие классы неорганических соединений» и «Реакции ионного обмена». Тема 1 Окислительно-восстановительные реакции (5ч) Определение окислительно-восстановительных реакции. Окислители и восстановители. Окислительно-восстановительная двойственность. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакции методом электронного баланса. Демонстрации 1. Взаимодействие соляной кис лоты с цинком и оксидом кальция. 2. Горение серы (угля) и взаимодействие оксида серы(IV) с водой. Лабораторный опыт 1 Окислительно-восстановительные реакции. Тема 2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева — основа изучения и предсказания свойств элементов и их соединений (5 ч) Первые попытки классификации химических элементов. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Предсказательная роль этого открытия. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете современных представлений. Периодическое изменение свойств атомов, простых и сложных веществ (оксидов, гидроксидов). Современная формулировка периодического закона. Причины периодичности свойств элементов и образованных ими веществ. Характеристика химического элемента и его соединений на основе положения элемента в Периодической системе. Значение закона для развития науки и техники. Роль периодического закона в создании научной картины мира. Научный подвиг Д. И. Менделеева. Демонстрации 1. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. 2.Опыты по сопоставлению: а)металлических и неметаллических свойств простых веществ; б)кислотно-основных свойств оксидов и гидроксидов. Лабораторный опыт 2 Сущность явления периодичности Тема 3 Водород и его важнейшие соединения (10 ч) Водород — химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Положение водорода в Периодической системе. Водород — простое вещество. Молекула водорода. Нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. Химические свойства (окислшпелъно-восстановителъная двойственностъ) водорода: взаимодействие с неметаллами, активнымы металлами и оксидами металлов. Водород — экологически чистое топливо. Применение водорода. Меры предосторожности при работе с водородом. Молярный объем газа. I Закон Авогадро. Относительная плотность газов. I Объемные отношения газов в реакциях. Оксид водорода — вода. Состав, строение. I Особенности (аномальные свойства) воды. Химические свойства воды: взаимодействие с активными металлами (щелочными и щелочно-земельными) и оксидами этих металлов, с кислотными оксидами. Кислотно-основные свойства воды. Круговорот воды в природе. Вода и здоровье. Охрана водных ресурсов. Очистка воды. Демонстрации 1. Получение водорода и ознакомление с его физическими и химическими свойствами. 2. Модель молекулы воды. 3. Очистка воды перегонкой. 4. Взаимодействие воды с натрием, оксидом фосфора(V) и оксидом кальция, испытание полученных растворов гидроксидов индикаторами. Расчетные задачи 1. Расчеты с использованием физической величины «молярный объем газа». 2. Определение относительной плотности газов. 3. Вычисление по уравнениям химических реакций объемов газов по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию или образующихся в результате реакции веществ. 4. Расчет объемных отношений газов по уравнениям химических реакций. Тема 4 Галогены (7 ч) Общая характеристика галогенов на основе положения химических элементов в Периодической системе, Сходства и различия в строении атомов элементов подгруппы. Молекулы простых веществ и галогеноводородов. Физические и химические свойства галогенов. Хлор — химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степень окисления. Хлор — простое вещество. Нахождение в природе. Получение хлора и его физические свойства, растворимость в воде (хлорная вода), действие на организм. Химические (окислительные) свойства хлора: взаимодействие с металлами и водородом. Взаимодействие хлора с другими неметаллами. Применение хлора. Хлороводород и соляная кислота: получение, свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Фтор, бром, йод. Сравнительная характеристика окислительных свойств галогенов. Качественные реакций на бромид-, иодид-ионы и йод. Применение галогенов и их соединений. Демонстрации 1. Образцы галогенов — простых веществ. 2. Получение хлорной воды. 3. Обесцвечивание хлорной водой красящих веществ. 4. Сравнение растворимости иода в воде, водном растворе иодида кал ия и органических растворителях (спирте). 5. Получение хлороводорода и соляной кислоты. Лабораторный опыт 3 Вытеснение одних галогенов другими из соединений (галогенидов). Лабораторный опыт 4 Растворимость брома и иода в органических растворителях. Лабораторный опыт 5 Распознавание иода. Лабораторный опыт 6 Распознавание хлорид-, бромид-, иодид-ионов в растворах. Практическая работа №2 по теме: «Галогены» Расчетные задачи 1. Решение задач по материалу темы. 2. Вычисление массы (объема, количества вещества) продукта реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. Тема 5 Скорость химических реакций (3 ч) Понятие о скорости химической реакций. Реакций гомогенные и гетерогенные. Факторы, влияющие на скоростъ химических реакций: природа, концентрация веществ, площадъ поверхности соприкосновения реагирующих веществ, температура и катализатор. Необратимые и обратимые реакций. Классификация химических реакций. Демонстрация Опыты, показывающие зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ (взаимодействие алюминия и железа с соляной кислотой или взаимодействие цинка с уксусной и соляной кислотами), концентрации и температуры (взаимодействие цинка или оксида меди(II) с серной кислотой различной концентрации при различных тем-пературах), катализатора (разложение пероксида водорода в присутствии оксида марганца(IV). Лабораторный опыт 7 Влияние площади поверхности твердого вещества на скорость растворения мела в соляной кислоте Тема 6 Подгруппа кислорода (11 ч) Кислород — химический элемент. Строение атома, элек-троотрицательность и степени окисления. Кислород — простое вещество. Нахождение в природе. Получение кислорода, его физические и химические (окислительные) свойства: взаимодействие с металлами и неметаллами. Роль кислорода в природе и его применение. Аллотропные видоизменения кислорода. Озон. Получение, свойства и применение. Действие озона на организм. Озоновый щит Земли. Сера. Строение атома, степени окисления, аллотропия. Сера в природе. Физические и химические (окислительно-восстановительная двойственность) свойства серы: взаимодействие с металлами, водород ом и кислород ом. I Взаимодействие серы с другими неметаллами. Применение серы. Сероводород. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства. Действие сероводорода на организм. Сероводородная кислота. Сульфиды. Качественная реакция на сулъфид-ион. Применение сероводорода и сулъфидов. Оксид серы(IV). Получение, свойства и применение. Сернистая кислота. Качественная реакция на сульфит-ион. Оксид серы(VI). Получение и свойства. Серная кислота, ее физические и химические свойства. Свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Действие концентрированной серной кислоты на организм. Сульфаты. Качественная реакция на сульфат-ион. Значение серной кислоты в народном хозяйстве. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в современной жизни. Демонстрации 1. Получение кислорода и ознакомление с его физическими и химическими свойствами. 2.Образцы серы и ее природных соединений. 3. Взаимодействие серы с металлами и кислородом. 4. Распознавание сульфид- и сульфит-ионов в растворе. 5.Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром. Лабораторный опыт 8 Качественная реакция на сульфат-ион. Практическая работа№ 3 по теме: «Получение кислорода и изучение его свойств.» Расчетные задачи 1. Решение задач по материалу темы. 2. Вычисление массы или объема продукта реакций по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси. Тема 7 Подгруппа азота (10 ч) Азот — химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Азот — простое вещество. Нахождение в природе, получение и физические свойства. Химические свойства (окислительно-восстановительная двойственность) азота: взаимодействие с металлами, водородом и кислородом. Применение азота. Аммиак. Строение молекулы, получение, физические и химические свойства: горение, взаимодействие с водой, кислотами и оксидами металлов. Соли аммония, их получение и свойства. Качественная реакция на ион аммония. Применение аммиака и солей аммония. Оксиды азота. Получение, свойства, действие на организм и окружающую среду оксидов азота(II) и (IV). Азотная кислота, ее получение, физические и химические (окислительные) свойства: взаимодействие с металлами, стоящими в ряду активности после водорода. Применение. Нитраты. Качественная реакция на нитрат-ион. Круговорот азота в природе. Фосфор. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Аллотропия (белый, красный, черный фосфор). Химические свойства фосфора: взаимодействие с металлами и кислородом. Важнейшие соединения фосфора: оксид фосфора(V) и ортофосфорная кислота, фосфаты и гидрофос-фаты. Качественная реакция на фосфат-ион. Круговорот фосфора в природе. Применение фосфора и его соединений. Демонстрации 1. Растворение аммиака в воде. 2. Горение аммиака в кислороде. 3.Взаимодействие аммиака с хлороводородом. 4. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. 5. Образцы азотных, калийных и фосфорных удобрений. Лабораторный опыт 9 Качественная реакция на соли аммония. Лабораторный опыт 10 Качественная реакция на фосфат-ион. Практическая работа №4 «Получение аммиака и изучение его свойств. Соли аммония.» Расчетные задачи Решение задач по материалу темы. Тема 8 Подгруппа углерода (9 ч) Углерод — химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Углерод — простое вещество. Аллотропные модификации (алмаз, графит) и их свойства. Химические свойства (окислительно-восстанови-тельная двойственность) углерода: горение, восстановление оксидов металл ов, взаимодействие с металлами и водородом. Оксиды углерода(II) и (IV), получение, свойства и примене-ние. Действие оксида углерода(II) на организм. Угольная кислота, карбонаты и гидрокарбонаты. Качественная реакция на карбонаты и гидрокарбонаты. Углерод — основа живой (органической) природы. Охрана атмосферного воздуха от загрязнений. Парниковый эффект. Круговорот углерода в природе. Кремний — химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Кремний — простое вещество. Нахождение в природе, получение и физические свойства. Химические свойства (окислительно-восстановительная двойственность) кремния: взаимодействие с неметал-лами и металлами. Оксид кремния(IV) и кремниевая кислота, силикаты. Кремний — основа неживой (неорганической) природы. Применение кремния. Понятие о силикатной промышленности (производство керамики, стекла, цемента, бетона, железобетона). Водородные соединения неметаллов IV—VII групп, их состав и свойства. Закономерности изменения кислотно-основных свойств водных растворов этих соединений в периодах и главных подгруппах Периодической системы. Демонстрации 1. Образцы природных соединений углерода и кремния. 2. Кристаллические решеткиалмаза и графита. 3.Горение магния в углекислом газе 4.Отношение карбонатов и гидрокарбонатов к кислотам. 5.Схема круговорота углерода в природе. 6.Проблема загрязнения воздуха. 7. Получение кремниевой кислоты. Лабораторный опыт 11 Адсорбционные свойства угля. Лабораторный опыт 12 Распознавание карбонатов. Лабораторный опыт 13 Свойства водных растворов водородных соединений неметаллов. Практическая работа№ 5 «Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Свойства карбонатов.» Расчетные задачи Решение задач по материалу темы. |
Рабочая программа по химии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Новошинский И. И., Новошинская Н. С. «Химия -9»: Учебник для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово»,... | ||
Новошинский И. И., Новошинская Н. С химия. 8 кл.: Учебник В содержание включен проблемный материал, стимулирующий творческую деятельность учащихся, в том числе задания исследовательского... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская. – 7 изд. – М.: Ооо «Русское слово»,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок в 9-ом классе при двух часовой нагрузке в неделю при использовании учебно-методического комплекса авторов И. И. Новошинский,... | Аналитическая химия учебно-методический комплекс «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,... | ||
Моу голубинской сош на 2011-2012 учебный год Учебник: Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс.: учеб для общеобразоват учреждений | Тематическое планирование на 2013 2014 уч год* химия 10 класс Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник: Химия. Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман,Химия. Неорганическая химия. 8 класс, Просвещение, Москва 2010 | Высокомолекулярные соединения учебно-методический комплекс «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,... | ||
Химические основы биологических процессов учебно-методический комплекс «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,... | М. Ю. Лермонтова Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии... Учебник: Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс.: учеб для общеобразоват учреждений | ||
Программа вступительных экзаменов по специальным дисциплинам, соответствующих... ... | Программа вступительных экзаменов по специальным дисциплинам, соответствующих... «Неорганическая химия»; «Аналитическая химия»; «Органическая химия»; «Физическая химия» | ||
Учебник для общеобразовательных учреждений/ Г. Е рудзитис, Ф. Г фельдман.... Учебник: Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс.: учеб для общеобразоват учреждений | Рабочая программа по курсу «Химия» 9 класс И. И. Новошинского, Н. С. Новошинской «Химия», базовый уровень, Москва, «Русское слово», 2008г |