Урок Лабораторные опыты «Взаимодействие веществ в водных растворах»





Скачать 26.45 Kb.
НазваниеУрок Лабораторные опыты «Взаимодействие веществ в водных растворах»
Дата публикации22.08.2014
Размер26.45 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок

Урок 8.

Лабораторные опыты

«Взаимодействие веществ в водных растворах»


Цель урока. Закрепить представление о признаках химических реакций.

Место в курсе. Выражения «выпадение осадка» и «выделение газа» встречаются во всех курсах химии. Между тем, некоторые школьники плохо представляют себе эти процессы. Чтобы это понять, они должны это увидеть, причем желательно – несколько раз.

Общие замечания. В этой работе важно, чтобы школьники самостоятельно готовили растворы из твердых веществ, так как только тогда они будут различать понятия «вещество» и его «раствор» в связи друг с другом.





Рис. 1. Бумажный ярлык на пробирке
Оптимально, если школьник готовит раствор в пробирке один раз и дальше пользуется им – иначе на приготовление растворов уйдет слишком много времени. Чтобы не перепутать растворы, рекомендуем надевать на пробирки бумажные ярлыки с формулами (Рис. 1).

Как показывает опыт автора, школьники вполне с интересом выполняют эту работу, поэтому какие-то специальные меры по поддержанию дисциплины в течение урока не требуются.

Трудности и ошибки. Некоторые школьники не верно интерпретируют признаки реакций. Например, цветной раствор могут принять за осадок; быстро протекающее выделение газа при смешении кислоты с карбонатом, учащиеся не принимают как признак реакции. Имеет смысл продемонстрировать школьникам опыты с данными признаками реакций.

Использование УМК в 7-м классе. После этой работы следует изучить § 47 («Кристаллогидраты») и провести лабораторные опыты после него.

Подготовка к уроку. Перед уроком школьникам раздают индивидуальные лодки, содержащие:

  • пробирки;

  • штатив для пробирок;

  • емкость с дистиллятом;

  • ершик;

  • стакан для слива;

  • сульфат меди;

  • карбонат натрия;

  • соляная кислота (10% р-р);

  • нитрат серебра (1−3% р-р);

  • тиосульфат натрия.

Кроме того, для демонстраций потребуется две больших пробирки или цилиндра, раствор соляной кислоты, карбоната натрия и сульфат или хлорид меди.

Ход урока. Перед началом урока учитель напоминает учащимся суть работы и показывает один пример реакции с выпадением осадка (карбонат натрия с солью переходного металла) и выделением газа (карбонат натрия с соляной кислотой). Этикетки при этом желательно школьникам не показывать.

Далее они выполняют работы по инструкции в лабораторном журнале, входящем в УМК, или в тетрадях. Весьма вероятно, что у них будут возникать вопросы по оформлению, в этом случае им надо помогать.

Нужно также следить, чтобы школьники не проводили опыты в грязных пробирках (ополаскивали их водой и при необходимости протирали ершиком) и закрывали все реактивы крышками.

Рекомендации по проверке и оценке. Одну оценку ставят за правильность описания процессов. Если процесс указан неверно или пропущен, то это считается ошибкой. Например, при смешении растворов нитрата серебра с хлоридом натрия наблюдалось выпадение осадка, а в отчете отсутствует указание на признак реакции. С другой стороны, газа при этом взаимодействии выделяться не может, но если школьник указывает этот признак реакции, то это считается ошибкой.

Некоторые реакции могут идти неоднозначно. В этом случае засчитывается любой из указанных вариантов:

1. AgNO3 + HCl

Цвет осадка как белый, желтоватый или голубоватый.

2. AgNO3 + Na2S2O3

Видимых признаков реакции нет (если Na2S2O3 в избытке); белый или коричневый осадок.

3. CuSO4 + Na2S2O3

Зеленый раствор, из которого со временем выпадает черный осадок.

Отличная оценка ставится, если правильно описано 9 или 10 взаимодействий, «хорошо» ставится за правильное описание 7 или 8 взаимодействий, «удовлетворительно» – пяти или шести, если правильно описано менее пяти взаимодействий − ставится неудовлетворительная оценка.

Домашнее задание по учебнику (домашний эксперимент к § 6).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок Лабораторные опыты «Взаимодействие веществ в водных растворах» iconКомплексообразование холестеринсодержащих полимеров в водных растворах
Назмиева Г. Н., Вахонина Т. А., Шарипова С. М., Иванова Н. В., Низамеев И. Р., Валитов М. И., Смирнов Н. Н., Якиманский А. В., Балакина...
Урок Лабораторные опыты «Взаимодействие веществ в водных растворах» iconУрок по теме: «Реакции электролитов в водных растворах»
Цели урока: опираясь на ранее полученные знания учащихся, сформировать понятие о реакциях ионного обмена идущих до конца; закрепить...
Урок Лабораторные опыты «Взаимодействие веществ в водных растворах» iconНазвание Страна
...
Урок Лабораторные опыты «Взаимодействие веществ в водных растворах» iconРаспоряжени е правительства камчатского края
...
Урок Лабораторные опыты «Взаимодействие веществ в водных растворах» iconРеспект Татьяна Анатольевна!!! Вулкан круче Фудзиямы!!!! Круто!!!!...
...
Урок Лабораторные опыты «Взаимодействие веществ в водных растворах» iconОткрытый урок. 6 класс. Транспорт веществ в организме растения. Цели
Особенности транспорта веществ в растении. Роль корневого давления и испарения в перемещении воды и минеральных веществ
Урок Лабораторные опыты «Взаимодействие веществ в водных растворах» iconСоли. Основания. Цели урока
Методы: работа с технологическими картами, беседа с учащимися, лабораторные опыты, демонстрационный эксперимент, работа по карточкам...
Урок Лабораторные опыты «Взаимодействие веществ в водных растворах» iconУрок 7 Растворы (§ 6) Цель урока. Ввести понятие «раствор»
Цель урока. Ввести понятие «раствор», «растворенное вещество», «растворитель» и сформировать понимание понятий «раствор – индивидуальное...
Урок Лабораторные опыты «Взаимодействие веществ в водных растворах» iconГеоинформационное картографирование лесов особо охраняемых природных...
...
Урок Лабораторные опыты «Взаимодействие веществ в водных растворах» icon7 класс Урок 2 Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты
Цели урока: ученик должен знать некоторые физические термины, уметь различать опыты и наблюдения, отличать понятия вещество и тело...
Урок Лабораторные опыты «Взаимодействие веществ в водных растворах» iconВсемирный день Водных ресурсов
В подведомственных районах Волжско-Камскому территориальному управлению 22 марта 2013г проводился «Единый экологический урок», посвященный...
Урок Лабораторные опыты «Взаимодействие веществ в водных растворах» iconУрок в 8 классе по теме «Химические свойства кислот»
Образовательная цель: Повторить состав основных классов веществ, изучить свойства кислот – взаимодействие с металлами, оксидами,...
Урок Лабораторные опыты «Взаимодействие веществ в водных растворах» iconПростые и наглядные демонстрационные опыты на уроках физики
Параньгинского района Республики Марий Эл, с 1989 года. На уроках часто приходится применять различные демонстрационные опыты, часть...
Урок Лабораторные опыты «Взаимодействие веществ в водных растворах» iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
...
Урок Лабораторные опыты «Взаимодействие веществ в водных растворах» iconУрок по теме «Движение и взаимодействие тел» ( 7 класс) Тип урока:...
Цель урока: повторить изученный материал по теме «Движение и взаимодействие тел», подготовиться к контрольной работе
Урок Лабораторные опыты «Взаимодействие веществ в водных растворах» iconГосударственное санитарно-эпидемиологическое нормирование российской федерации
Гн 1 1316-03 «Ориентировочные допустимые уровни (оду) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск