Скачать 75.91 Kb.
|
Предмет: химия Учитель: Сазанова Ольга Леонидовна Тема: «Факторы, влияющие на скорость химической реакции» Технология проблемного изучения и развития критического мышления с элементами интегрированного урока. Класс: 11 Тип урока: изучение нового материала Цель урока:
Основные понятия темы:
Демонстрация:
Ход урока: Слайд 1. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Итак, мы на прошлом уроке приступили к изучению темы, связанной с кинетикой химических реакций. Слайд 2. Ответь на вопрос. ? Вспомните, а что скрывается за понятием скорость химической реакции? Скорость химической реакции – это изменение количества вещества реагирующих и полученных веществ за единицу времени. Слайд 3. Подумайте. Проверка домашнего индивидуального задания. В разных науках часто используются одни и те же термины, но вкладывается в них разный смысл. Например: термин «скорость» в ходу и у химиков и у физиков. Сравните:
? Посмотрите и скажите, чем отличаются две реакции друг от друга: N2+ 3H2 = 2NH3 гомогенная 2NaCl + MgSO4 = Na2SO4 + MgCl2 гомогенная В первом случае – газовая система, во втором – растворы сложных веществ в одном растворителе. Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 гетерогенная С + О2 = СО2 гетерогенная Вещества реагирующие и продукты реакции – в разных агрегатных состояниях. Слайд 4. Формулы для определения скорости гомогенной и гетерогенной химической реакции. Заранее на доске – примеры и формулы, выражающие скорость химических реакций. Соотнесите тип реакции с формулой, по которой можно рассчитать скорость химической реакции: Раствор хлорида натрия в воде (гомогенная) Раствор кислорода в воде (гомогенная) Вода со льдом (гетерогенная) Насыщенный раствор с осадком (гетерогенная) Уголь и сера в атмосфере воздуха (гетерогенная) Молодцы, вы хорошо усвоили материал. Посмотрите в план работы. Каков следующий пункт? Итак, факторы, влияющие на скорость химической реакции. Запись темы урока. Слайд 5. Проблема урока. Попробуйте сформулировать проблему, над которой мы будем с вами работать. А все ли реакции идут с одинаковыми скоростями? И можно ли изменить при необходимости скорость? Поиск ответов на эти вопросы и будет целью нашего урока. ? подумайте, а зачем человек ищет способы управления реакциями? Заслушиваются ответы учащихся.
Слайд 6. Природа реагирующих веществ. Все внимание сюда. Проведем опыт между различными металлами и раствором соляной или серной кислотой. ? почему разные металлы по разному реагируют с одинаковым раствором кислоты? Взяты металлы разной активности ? А что же необходимо для начала реакции? Взаимодействие, а для этого требуется сближение частиц и их столкновение. Чтобы молекулы столкнулись необходима энергия. Избыточная энергия молекулы называется энергией активации Е акт , и если молекула обладает энергией меньше Е акт , то она даже при столкновении в реакцию не вступает. Молекула же с такой энергией – активная. Как получить больше активных молекул? Повысить температуру. 2. Температура. В середине XIX века физиком Вант-Гоффом было сформулировано правило: скорость химической реакции увеличивается в 2-4 раза при повышении температуры на каждые 100 С. ? чем это можно объяснить? Частицы начинают более активно двигаться, а значит и вероятность соударений возрастает. Слайд 7. Влияние температуры. 3. Третья причины, влияющая на скорость реакции. Рисуем на доске.
Какова вероятность соударения? А здесь число соударений? Почему, что изменилось? Возросла концентрация реагирующих веществ.
Слайд 8. Концентрация реагирующих веществ. Допустим, что в результате реакции получено новое третье вещество. Пусть концентрация вещества А - [ А], вещества В - [В]. Как выразить формулу для расчета скорости реакции: V = k · [ А] · [В], где k – константа Vх.р. При увеличении концентрации веществ, изменяется и значение Vх.р. 2А + В = С V = k · [ А]2 · [В], в 1867 году на основе этого открытия был сформулирован закон Гульдберга - Вааге: при постоянной температуре скорость химической реакции прямопропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, где каждая концентрация стоит в степени, равной коэффициенту в уравнении реакции. Например: 2NO + O2 = 2 NO2 V= k · [ NO]2 · [O2]. Учащиеся в течении 10 минут работают с программой Excel, выявляя закономерность «Зависимость скорости от концентрации». В этой части урока учащиеся должны продемонстрировать знания автоматического заполнения ячеек при вводе значений и формул, используя маркер заполнения. Учащиеся анализируют данные с помощью диаграммы. Карточка-инструкция.
Слайд 9. Влияние поверхности соприкосновения. Встречаются примеры реакций, в которых при добавлении каких-то веществ, скорость возрастает, а рассмотренные ранее факторы в этот момент не участвуют. Вы догадались, о каких веществах идет речь? Это катализаторы. 5. Итак, последний фактор – катализатор. С катализаторами мы встречались и раньше, вспомните примеры каталитических реакций: оксид ванадия (V) при производстве серной кислоты. Слайд 10. действие катализаторов на реакцию. Опыт: 2Н2О2 = 2Н2О +О2 кат МnО2 твердое вещество, гетерогенный катализ По природе своей катализаторы различны: газообразные – NO, жидкие – серная кислота, твердые - Pt, FeO, V2O5. Вы никогда не задумывались, а как работает катализатор? Роль катализатора сводится к тому, что за счет образования промежуточных соединений (молекул, ионов), то есть благодаря изменению пути реакции, энергия активации может понизиться и скорость увеличится. На доске можно изобразить график. Но всегда, если что-то ускоряет, то найдется то, что замедляет. Некоторые вещества, попав в реакционную среду обязательно замедлят её протекание. Это ингибиторы, например: уротропин замедляет взаимодействие металлов с кислотами. Где можно использовать эту способность? А вещества, содержащие хромат-ионы CrO42- замедляют коррозию металлов в растворах. Слайд 11. Просмотр действия ингибиторов на реакцию. Огромное значение катализа в живых системах. Большинство реакций в пищеварительной и дыхательной системах, в крови и в клетках человека идут при участи катализаторов. Биологические катализаторы называются … ферментами. Так слюна содержит птиалин, расщепляющий крахмал до сахара. А пепсин желудка - расщепляет белки. В нашем организме около 30 000 ферментов и для каждого из них найдется соответствующая реакция. Закрепление материала, работа в группах: Рассчитайте Vх.р. получения боевого отравляющего вещества фосгена: СО + Cl2 = COCl2 если концентрация реагирующих веществ 0,002моль/л и 0,005 моль/л соответственно, а константа реакции k = 0,1. V = k · [ СО] · [Cl2], V = 0,1 · 0,002 · 0,005 = 0,000001 или 1 · 10-4 моль/л Подумайте, какие из перечисленных условий влияют на скорость реакции:
Принцип (но не механизм) действия катализатора ясен из рисунка. Придумайте свой рисунок, поясняющий принцип действия ингибитора. Не забудьте сделать пояснительные подписи к рисункам. Домашнее задание: Стр. 132 – 139, упр. 7, 8, 9. Рефлексия: Скажите, какой момент урока вызвал затруднение: в выявлении проблемы или при её решении? Сделайте резюме: я узнал…я научился… я понял. Приложение. Карточки выдаются для индивидуальной работы дома. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательные: знают: понятия скорость химической реакции, катализ, катализаторы, ингибиторы; факторы, влияющие на скорость химической... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: дать понятие скорости с точки зрения химии; познакомиться с понятием гомо- и гетерогенной реакции; выявить факторы, влияющие... | ||
Тема: Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций Цели занятия: дать представление о научных основах по обеспечению пожарной и взрывной безопасности, изучить пожарно-техническую и... | Рекомендации к уроку 23 Запись химической реакции (§ 17) Цель урока. Научить записывать схемы химической реакции с использованием формул веществ и различать реагенты и продукты реакции,... | ||
Урок: «Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций» Цель урока: ввести понятие о скорости химических реакций, ознакомить с факторами, влияющими на скорость химических реакций | 4. «Память» Факторы, влияющие на эффективность запоминания. Факторы, влияющие на забывание. Нарушения памяти | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Скорость гомогенной химической реакции определяется изменением количества вещества реагентов (или продуктов реакции) в единицу времени... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: создать условия для систематизации и углубления знаний учащихся о скорости химической реакции, факторах, влияющих на... | ||
Реферат Факторы, влияющие на скорость испарения воды ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дидактические формировать познания о явлениях испарения и конденсации, исследовать факторы, влияющие на скорость испарения | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: ознакомить учащихся с факторами, влияющими на скорость химической реакции | ||
Цель: узнать, можно ли изменить (повысить или понизить) скорость химической реакции? Этот вопрос. Для этого нам надо реализовать следующие задачи… | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: изучить физические и химические явления, их значение, сформировать понятие о химической реакции, признаках отличающих... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: изучить физические и химические явления, их значение, сформировать понятие о химической реакции, признаках отличающих... | «Скорость химических реакций. Катализаторы» Прошу записать на доске уравнение данного химического процесса. После этого возвращаемся к первой пробирке, где уже видны признаки... |