Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 112.08 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации26.11.2013
Размер112.08 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
УРОК ХИМИИ

УО: ГУО «Гожская средняя школа»

Класс: 10

Учитель: Карпенко Ольга Геннадьевна, учитель химии 1 категории

Дата: 11.12.2012г

Тема: «Факторы, влияющие на скорость химических реакций»

Цель урока: ознакомить учащихся с факторами, влияющими на скорость химической реакции

Задачи урока:

обучающие:

- продолжить формирование понятия скорость химической реакции;

- углубить знания учащихся о факторах, влияющих на скорость химической реакции;

- рассмотреть влияние различных факторов на скорость химической реакции на основании теории столкновения частиц при химических реакциях;

Развивающие:

- развивать умения делать выводы о зависимости скорости химической реакции от различных факторов;

- развивать навыки экспериментальной и практической работы с веществами;

- развивать мотивацию изучения предмета при обращении к жизненному опыту школьников, раскрытии практического значения новых знаний в процессе проведения эксперимента;

воспитательные:

- формировать научное мышление учащихся в процессе установления причинно-следственных связей, сравнения и наблюдения объектов и процессов, применения знаний и умений в новых ситуациях;

- формировать научное мировоззрение школьников при усвоении мировоззренческой идеи курса: зависимости протекания химических реакций от природы реагентов, внешних условий и др.

Форма работы: индивидуальная, парная.

Методы работы: частично проблемно – поисковый, лабораторный опыт как метод экспериментального изучения химии.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, дидактические карточки, карточки – бонусы,

Лабораторное оборудование: пробирки, штативы, спиртовка, вода, Cu, Zn, Al, HCl, H2O2, MnO2, CaCO3 (кус), CaCO3 (порошок), H2SO4, картофель вареный и сырой.

Учебник: Химия: учеб. пособие для 11-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения с 12-летним сроком обучения (базовый и повышенный уровни) / И.Е. Шиманович [и др.]; по ред. И.Е. Шимановича. – 2-е изд., перераб. – Минск: Нар. асвета, 2008. – 367с.:ил., §30
Технологическая карта урока


Этап урока


Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент


Приветствие учащихся

Приветствует учащихся

Приветствуют учителя и гостей урока

2. Актуализация знаний, активизация познавательной активности

Опрос темы домашней работы: «Скорость химических реакций»

Проводит дифференцированный опрос д/з:

- объяснение графика у доски;

- решение задачи у доски;

- решение химического диктанта (остальные учащиеся) с взаимопроверкой;

- вопросы из класса (учащимся у доски)


Выполняют задания, предложенные учителем, осуществляют само- и взаимоконтроль решений, формулируют вопросы по теме.

3. Мотивация познавательной деятельности

Формулировка явления - проблемы

Описывает проблему утилизации бытовых отходов.

Отвечают на вопросы учителя по теме, высказывают своё мнение по проблеме.

Пытаются найти связь между утилизацией отходов и темой урока.


4. Целеполагание

Формулировка проблемы в виде вопроса

Генерирование вариантов решения проблемы

Предлагает учащимся сформулировать цель урока в виде вопроса; записывает её на доске.

Организует «мозговую атаку» по способам решения проблемы.


Формулируют цель урока (влияние различных факторов на скорость химических реакций). Записывают тему урока в тетрадь.

Предлагают варианты решения проблемного вопроса.

5. Решение проблемы (выполнение лабораторного опыта)

Планирование и осуществление решения проблемного вопроса через выполнение лабораторного опыта

Тема «Факторы, влияющие на скорость химических реакций»

Предлагает учащимся выполнить лабораторные опыты (в парах).

Напоминает про соблюдение ПТБ.

Наблюдает, консультирует, оказывает минимальную помощь, при необходимости объясняет.

Организует обсуждение результатов.


Выполняют опыты. Афишируют результаты. Самостоятельно делают выводы.


6. Закрепление и обобщение новых знаний

Тема «Факторы, влияющие на скорость химических реакций»

Организует беседу по наиболее важным вопросам изученного материала:

- предлагает составить схему по теме, комментирует её;

- возвращение к проблемному вопросу начала урока (утилизация отходов).


- Составляют схему по новой теме (конспект темы), отвечают на вопросы учителя;

- предлагают способы ускорения разложения бытовых отходов.


7. Рефлексия

Результаты деятельности

Предлагает учащимся осуществить самооценку уровня овладения знаниями и умениями по изученной теме.

Выставление отметок (учёт карточек – бонусов, заработанных в течение урока).


Самооценка деятельности на уроке

8. Домашнее задание

§30, зад. 1-4, д.о.*

Даёт пояснение к д/з

Формулирует проблемный вопрос ч/з д.о. (расщепление Н2О2 на сыром и вареном картофеле).


Записывают д/з, помечают д.о., показанный учителем (для объяснения).


1. Организационный момент – приветствие и представление учащихся и гостей (самые молодые и красивые …).

Пояснение, что за правильные ответы, удачные вопросы или комментарии получают карточку – бонус, которая поможет заработать хорошую отметку в конце урока.
2. Активизация познавательной деятельности, актуализация знаний (опрос д/з по теме «Скорость реакций» - § 29):

  • У доски охарактеризовать понятие Энергия активации на примере графика и реакции типа А2 + В2 = 2АВ;

  • У доски представить решение задачи (д/з №3);

  • Остальной класс выполняет химический диктант (вопросы дублируются на слайдах):

  • Как изменится химическое количество HCL с течением времени в реакции Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

  • Как изменится химическое количество HCL с течением времени в реакции H2SO4 + BaCl2 = BaSO4↓ + 2HCl?

  • Молярная концентрация рассчитывается по формуле:

а) w = mв-ва / m р-ра б) св-ва= nв-ва / V в) n = m / M г) v = - ∆c / ∆t

  • Скорость химической реакции 2SO2 + O2 = 2SO3 можно рассчитать по изменению концентрации исходных веществ, используя формулу:

а) v = kc2(SO2) c(O2) б) v = - ∆c (O2) / ∆t

в) v = ∆c (SO3) / ∆t г) v = ∆c (SO2) / ∆t

  • Укажите график, который соответствует изменению концентрации вещества СО2 в реакции 2СО + О2 = 2СО2:

а) б)




в) г)





  • Взаимопроверка в парах заданий химического диктанта (сравнение с ответами на слайдах);

  • «Вопросы из класса» учащимся у доски.


3. Мотивация познавательной деятельности (проблемная ситуация):

Показываю учащимся слайд с изображением мусора, свалок. Далее я поднимаю перед классом вопрос: Как вы думаете, куда идет тот мусор, который мы выбрасываем? (Как правило, вывозится на свалки, поступает на мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы. Но, в основном - на свалки.).

В настоящее время существующие мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы, в состоянии утилизировать только около 5% твердых бытовых отходов. Все остальное вывозится на специализированные полигоны или несанкционированные свалки. Но, огромное количество мусора не попадает даже туда. Таким образом, утилизация твердых бытовых отходов является проблемой. Так, за год только в морях прибавляется 176 000 т пластиковых изделий (упаковка, приспособления для ловли рыбы и т.п.) И с каждым годом это количество только растет, ибо пластмасса практически не разрушается.

Далее развивается дискуссия, на которой обсуждаются вопросы:

- Насколько быстро разлагается, например, пищевые отходы?

- А бумага, древесина, текстиль, металлы?

Учащиеся делают вывод, что огромное количество мусора лежит годами. Задача человека - научиться управлять скоростью химических процессов в своих интересах.

- Как связана данная проблема с нашим уроком химии?

- Что нужно знать, чтобы уметь управлять скоростью химической реакции?

- Какие факторы влияют на скорость химической реакции?

- Как мы можем это проверить?

- Какие опыты мы должны осуществить, чтобы проверить предположения?

Обращаемся к высказыванию Леонардо да Винчи (Знания, не проверенные опытом, бесплодны и полны ошибок) – На доске.

- Как вы понимаете значение этих слов?
Физкультминутка (зарядка для глаз)
4. Выполнение лабораторного опыта (изучение нового):

Учащиеся работают в 5 парах, проверяя влияние 5 факторов на скорость реакции (заполняют таблицы - отчёты), после чего – представляют результаты опыта, делают вывод. ПРАВИЛА ТБ!!!

1 – Влияние природы реагирующих веществ на скорость реакции;

2 – Влияние температуры;

3 – Влияние концентрации реагирующих веществ;

4 - Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ;

5 – Влияние катализатора.
5. Закрепление и обобщение новых знаний:

1 – учитель предлагает учащимся составить из карточек разных цветов пары (красный – фактор и синий - причина) – это опорный конспект урока. Комментирует некоторые факты при обсуждении.

2 – Возвращение к вопросу утилизации отходов. Предложите способы ускорения разложения бытовых отходов:

  • Сортировка (разные вещества разлагаются с различной скоростью);

  • Сжечь (влияние температуры), выделяющуюся при этом тепловую энергию используют, например для подогрева воды.

- А какие именно отходы вы бы предложили сжечь, и что делать с остальными?

При горении некоторых веществ выделяются ядовитые газы, что вызывает дополнительные проблемы. Кроме того, потребность человечества в материалах так высока, что мы не можем "разбрасываться", просто сжигания их. Большинство отходов необходимо пускать во вторичную переработку, предприятия, которые этим занимаются, являются, как правило, достаточно прибыльными.

  • Измельчение (увеличение площади соприкосновения веществ).

3 – Физминутка/закрепление: учитель говорит влияние … фактора на … реакцию – встают (увеличивается скорость), садятся (уменьшается скорость реакции).

6. Рефлексия.

- С какой целью вы проводили исследовательскую работу?

- Что у вас получилось лучше всего?

- В чём причина неудач?
7. Выставление отметок с комментариями и учётом карточек – бонусов.

8. Д/з: §30, зад. 1-4, д.о.*

Д.О: вареный картофель + перекись водорода = ничего объяснить

сырой картофель + перекись водорода = выделение газа

Вопрос1. Влияет ли природа реагирующих веществ на скорость реакции?


Ход работы

Наблюдение

Вывод

Поместите в одну пробирку гранулу цинка, а в другую – медную проволоку. Добавьте одинаковое количество соляной кислоты.


В какой пробирке реакция протекает быстрее?

По каким признакам вы это определили?





Вопрос 2. Как влияет температура на скорость реакции?


Ход работы

Наблюдение

Вывод

Поместите в пробирку гранулы цинка или алюминия. Добавьте соляную кислоту. Содержимое нагрейте на спиртовке.


Как изменилась скорость реакции после нагревания? По каким признакам вы это определили?





Вопрос 3. Как влияет концентрация реагирующих веществ на скорость реакции?


Ход работы

Наблюдение

Вывод

Поместите в 2 пробирки небольшое количество соляной кислоты. Разбавьте содержимое 2-й пробирки с кислотой в 2 раза водой. Добавьте в обе пробирки гранулу цинка.


Одинаковая ли скорость в обеих пробирках? Где она быстрее? По каким признакам вы это определили?





Вопрос 4. Как влияет площадь соприкосновения реагирующих веществ на скорость реакции?


Ход работы

Наблюдение

Вывод

Внесите в 1-ю пробирку кусочек мела, а во 2-ю – порошкообразный мел. Добавьте в обе пробирку раствор соляной кислоты.


Одинаковая ли скорость в обеих пробирках? Где она быстрее? По каким признакам вы это определили?





Вопрос 5. Как влияет катализатор на скорость реакции?


Ход работы

Наблюдение

Вывод

Поместите в пробирку перекись водорода. Добавьте небольшое количество оксида марганца (IV)



Что вы видите до добавления катализатора?

Как изменилась скорость реакции после добавления в пробирку MnO2? По каким признакам вы это определили?







Природа реагирующих веществ



Особенности электронного строения атомов, прочность химических связей.




Концентрация реагирующих веществ



Число столкновений частиц в одном случае больше, чем в другом во столько раз, во сколько выше концентрация вещества





Температура


При повышении температуры число активных молекул возрастает в геометрической прогрессии, так как нагревание сообщает частицам необходимую энергию активации. Правило Вант – Гоффа: с ростом температуры на каждые 10°С скорость реакции увеличивается в 2-4 раза.




Катализатор



Понижение энергии активации основной реакции за счёт образования промежуточных продуктов. Катализатор не входит в состав конечного продукта реакции (т.е. не расходуется)



Площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ



Чем больше поверхность соприкосновения, тем больше число активных столкновений, а, значит, скорость реакции.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск