Литература для учителя : «Химия -11 (часть1), журналы «Химия в школе»





Скачать 153.27 Kb.
НазваниеЛитература для учителя : «Химия -11 (часть1), журналы «Химия в школе»
Дата публикации04.09.2014
Размер153.27 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
Зачётная работа

слушателей курсов повышения квалификации учителей химии,

проходящих на базе ГОУ ДПО «Сар ИПКиПРО»

С 25 января по 13 февраля 2010г

Давыдовой Натальи Георгиевны

учителя химии

МОУ «СОШ с. Тёпловка Новобурасского района»

Горочкиной Марины Ивановны

учителя химии

МОУ «СОШ №7 г. Саратова"

8 класс

Тема урока «Ионное произведение воды»

Цель урока: познакомить учащихся с новым понятием ионного произведения воды, опираясь на положения теории электролитической диссоциации и роли данного процесса в биологических объектах и окружающей среде

Задачи урока: 1. Расширить знания и умения учащихся применять полученные знания на практике;

2. Развивать исследовательские навыки, выявлять отличия устанавливать закономерности между различными явлениями;

3. Воспитание чувства ответственности за здоровье человека, осознание важности образования.

Методы и методические приёмы – частично-поисковый, наглядный, беседа, практическая работа

Тип урока – урок изучения нового материала

Вид урока – урок-практикум

Оборудование для учителя: набор УИБ, растительные индикаторы, раздаточный материал для практической работы, карточки с тестами

Оборудование для учащихся:

По группам –

1 группа – УИБ, пипетки, стаканы, мыло(3 сорта), шампунь (3 вида), СМС для мытья посуды (3 вида)

2 группа - УИБ, пипетки, стаканы, СМС – 6 видов

3 группа - УИБ, пипетки, стаканы с водой из разных источников, минеральная вода -2 вида, молоко домашнее, натуральный сок (желательно не из магазина), фруктовые напитки 2-3 видов.

Литература для учителя: «Химия -11 (часть1), журналы «Химия в школе» № 4- 1989, №9-2002, №5 -2007, №4-2008

Литература для учащихся: Химия -11 (часть1),

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика




  1. Организационный

Проконтролировать готовность учащихся к уроку

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку




  1. Актуализация познавательной деятельности

Зачитать фрагмент из книги Дж. Дарелла «Поймайте мне колобуса»

« Наш мир так же сложен и так же уязвим, как паутина. Коснёшься одной паутинки, и дрогнут все остальные. А мы не просто касаемся паутины – мы оставляем в ней зияющие дыры, ведём, можно сказать, биологическую борьбу против окружающей среды. Без нужды сводим леса, создаём очаги пыльных бурь и ветровой эрозии, изменяя тем самым климат. Засоряем реки промышленными отходами, загрязняем моря и океаны, атмосферу; с нашей близорукостью, нашей алчностью мы в ближайшие полвека, а то и раньше станем виновниками того, что на Земле будет просто невыносимо жить»

Прочитать отрывок из книги Р. Карсон «Безмолвная весна»

«В округе стала распространяться какая-то загадочная болезнь, чьё чумное дыхание начало преображать всё вокруг. Над городом словно тяготело какое-то проклятие: загадочные болезни уносило кур, коровы и овцы чахли и гибли. На всё легла тень смерти… Царила необычная тишина. Куда исчезли птицы? Деревья на улицах пожелтели и завяли… В водосточных желобках, в канавах и между черепицами крыш можно было местами найти крупицы какого-то белого порошка, он, словно снег, запорошил несколько недель назад крыши и траву, поля и реки.» Эту главу, мрачную фантазию, Карсон закончила словами: «Такого города в действительности не существует»


Подтверждает ли этот отрывок звание человека – хозяина , венца природы?

В каком известном литературном произведении была описана похожая ситуация разрушения?

(«Гиперболоид инженера Гарина» А. Толстого)




3.Изучение нового материала

Введение новых знаний и понятий




Но не прошло и 15 лет, как он появился. Это случилось 10 июля 1976г. В одном из городов Италии произошёл взрыв на химическом заводе, о котором большинство работающих знали только то ,что здесь делают сырьё для производства дезодорантов. Из котла вырвалось облако дыма, вскоре покрывшего окрестности предприятия, словно белой вуалью. Это бал один из самых страшных ядов, какие только известны химикам. Его научное название – 2,3,7,8-тетрахлордибензодиоксин (ТХДД). Это вещество в 67 раз ядовитее цианистого калия и в 500 раз – стрихнина. Вы можете представить, к каким последствиям привела эта авария.

Список катастроф можно было бы продолжить.
Химическая экология


  1. Химико-экологические проблемы и охрана атмосферы.

  • Образование смога

  • Загрязнение атмосферы токсикантами

  • Кислотные дожди

  • Разрушение озонового слоя

  • Парниковый эффект

(Показ слайдов)

Основными источниками загрязнения атмосферы являются:

  • Производства по выработки электроэнергии;

  • Производства неорганических веществ и металлургии; промышленный органический синтез;

  • Транспорт;

  • Коммунально-бытовой сектор;

  • Сельское хозяйство;

Ежегодно выбрасывается в атмосферу 2,3 млрд тонн вредных примесей:

CO (48,5%), NO, NO2 (15%), SO2 (14,5%),твёрдые частицы (13б6%), углеводороды (8%). Доля промышленных выбросов составляет 14%, транспортных 44%, тепловых 20%, продуктов сжигания мусора 5%, отходов сельского хозяйства и других источников 17%.


Запись в тетради названия яда

Составление опорного конспекта

Обсуждение с использованием слайдов

Оформление демонстрационного опыта

Участие в обсуждении проблемного вопроса



  1. Повторение основных правил техники безопасности при работе с хим. реактивами.

  2. Выполнение лабораторной работы

  3. Подведение итогов и вывод






Сравнение полученных значений рН со стандартами (слайды № 9-10)

Первичный контроль по изученной теме

Проверка выводов по практической работе

Сравнение полученных значений рН со стандартами (слайды № 9-10)




Коррекция знаний учащихся

Выполнение теста сличения и теста дополнения

Выполнение тестов (приложение)




Домашнее задание

Пояснение домашнего задания всему классу и дача индивидуальных заданий учащимся по теме

Запись домашнего задания в дневниках




Рефлексия

Выставление и комментирование оценок







Приложение 1

Вопросы на доске:

Какой процесс носит название электролитической диссоциации?

На какие ионы распадаются кислоты?

На какие ионы распадаются основания?

Как происходит диссоциация воды?

Как зависит реакция среды от концентрации ионов водорода и гидроскид-анионов?

Что показывают pH и pOH? Как они определяются?

Приложение 2

Таблица№1

Зависимость среды раствора от концентрации ионов Н+ и ОН-

среда

Концентрация ионов водорода [Н+], моль/л

Концентрация гидроксид-ионов

[ОН-], моль/л



рН среды

Нейтральная

10-7

10-7

7

Кислая

>10-7

<10-7

<7

Щелочная

<10-7

>10-7

>7

Приложение3

Таблица№2



Исследуемая жидкость

Значения рН в норме

1

Слюна

6,8 -7,2

2

Желудочный сок

1,5 -2,0

3

Панкреатический сок

7,8 – 8,3

4

Питьевая вода

5,6 – 6,0

Приложение 4

  1. Тест сличения: найти соответствие

кислая среда рН =7

нейтральная среда рН>7

щелочная среда pH<7

Тест дополнения: ионное произведение воды – величина постоянная при данной температуре для воды и любых водных растворов, равная произведению … ионов водорода и …,

т.е. … Водородный показатель (рН) – количественная характеристика кислотности среды. Он равен … концентрации свободных ионов водорода в растворе: рН = … Универсальный индикатор – это смесь … индикаторов, позволяющая определить значение рН от … до ….

Дополнительная информация « Занимательно об индикаторах»

Лакмус был открыт в 1663 году. Он представлял собой водный раствор лишайника, растущего на скалах в Шотландии. Роберт Бойль приготовил водный настой лакмусового лишайника для своих опытов. Склянка, в которой он хранил настой, понадобилась для соляной кислоты. Вылив настой, Бойль наполнил склянку кислотой и с удивлением обнаружил, что кислота покраснела. Заинтересовавшись этим явлением, Бойль на пробу добавил несколько капель к водному раствору гидроксида натрия и обнаружил, что в щелочной среде лакмус синеет. Так был открыт первый индикатор для обнаружения кислот и щелочей, названный по имени лишайника лакмусом.

В настоящее время химики часто пользуются индикаторной бумагой, пропитанной смесью разных индикаторов – универсальным индикатором.

Когда нет настоящих химических индикаторов, то для определения среды растворов можно успешно применять самодельные индикаторы из природного сырья.

Исходным сырьём для получения отваров природных индикаторов могут служить цветки герани, лепестки пиона или мальвы, ирис или анютины глазки, а также ягоды малины, клубники, черники, черноплодной рябины, соки вишни, смородины, винограда, плоды и кора крушины, ягоды черёмухи, краснокочанная капуста.

Эти природные материалы содержат окрашенные вещества, способные менять свой цвет на то или иное воздействие. Попадая в кислотную или щелочную среду, они наглядным образом сигнализируют об этом.

Рецепт приготовления самодельных индикаторов

Взять по 50г сырья, измельчить, залить 200мл воды и кипятить в течении 1-2 мин. Полученные отвары охлаждают и фильтруют. С целью предохранения оп порчи в полученный фильтрат добавляют спирт в соотношении 2:1

Сырьё для индикатора

Естественный цвет

Кислотная среда

Щелочная среда

Черноплодная ряб

Красно-коричнев

Бледно-розовый

Тёмно-зелёный

Ягоды клубники

Красно-оранжевый

Оранжевый

Тёмно-жёлтый

Краснокочанная капуста

Сине-фиолетовый

Красный

Зелёный

Лепестки мальвы

Тёмно-зелёный

Розовый

Зелёный

Инструкция для практической работы

Химики-эксперты – группа №2

  1. Информация к исследовательской работе: поверхностный слой кожи эпидермис покрыт микроскопически тонким слоем – кислотной мантией. В эпидермисе протекает множество биохимических процессов. В результате образуются кислоты – молочная, лимонная и другие. Плюс к этому – кожное сало и пот. Всё это и составляет кислотную мантию кожи. Следовательно, нормальная кожа имеет кислотную среду, рН кожи составляет в среднем 5,5

  2. Правила техники безопасности.

  3. Практическая работа.

  1. Отрежьте ножом или отщипните маленький кусочек хозяйственного мыла

  2. Положите в химический стакан и налейте воды (половину стакана)

  3. Размешайте мыло в воде

  4. Проверьте УИБ среду полученного раствора

  5. Занесите данные в таблицу

  6. В последовательности, занесённой в таблице, продолжите исследование моющих средств.

Исследуемые вещества

рН

Исследуемые вещества

рН

Хозяйственное мыло




Средство для мытья посуды «АОС»




Туалетное мыло




Fairi




Шампунь




Санита




Сделайте вывод о правильном применении данных средств

Инструкция к практической работы

Химики-эксперты – группа №3

  1. Информация к исследовательской работе: СМС имеют немало преимуществ по отношению к мылу. Это и стирка в широком интервале температур и мытьё в воде любой жёсткости и наличие большого количества добавок (отбеливатели, антистатики, ферменты). А есть ли недостатки? Главный из них это загрязнение окружающей среды. Основную опасность представляют полифосфаты. Сейчас стараются применять такие ПАВ, которые могли бы в природе подвергаться естественному разложению. Полифосфаты, попадая в водоёмы, вызывают бурное размножение планктона, «цветение» воды, что в свою очередь приводит к загрязнению водоёма, гибели живых организмов из-за недостатка кислорода. Однако ситуация не безвыходная. Вместо фосфатов можно использовать цитраты – соли лимонной кислоты. Цитрат натрия в сочетании с сульфатом натрия эффективно снижает жёсткость воды и не загрязняет окружающую среду (цитраты в природе быстро подвергаются разложению), их можно использовать в меньших количествах, чем полифосфаты, они создают при стирке менее щелочную среду.

  2. Правила техники безопасности.

  3. Практическая работа:

  1. Маленькой ложечкой насыпьте в химический стакан первое СМС, налейте воды (примерно половину стакана).

  2. Проверьте УИБ среду полученного раствора

  3. Занесите данные в таблицу

Исследуемое средство

рН

Исследуемое средство

рН







































  1. Сделайте вывод по работе с точки зрения влияния на здоровье человека и состояния окружающей среды.

Инструкция к практической работы

Химики-эксперты – группа №1

  1. Информация к исследовательской работе: желудочный сок имеет кислую среду –рН = 1,5 -2. Это обеспечивается находящейся в желудке соляной кислотой, которая постоянно вырабатывается железами. В желудке расщепляются белки и частично жиры. На основе экспериментальных данных попробуйте сделать вывод о влиянии пищи на постоянство желудочного сока. Какая пища может повысить кислотность, а какая понизить? Можно ли самостоятельно без обследования приписать себе минеральную воду?

  2. Правила техники безопасности.

  3. Практическая работа:

1)В чистые стаканы по очереди налейте исследуемую жидкость

2) Исследуйте с помощью УИБ среду и занесите полученные данные в таблицу.

Исследуемая жидкость

рН

Исследуемая жидкость

рН





































Сделайте выводы по пищевым напиткам и их возможном влиянии на здоровье человека.

Шпаргалка к уроку «Ионное произведение воды»

Процесс распада электролита на ионы при растворении в воде или расплавлении называется электролитической диссоциацией.

Кислоты –это сложные вещества, которые разлагаются с образованием катионов водорода H+

HCI –соляная кислота; H2SO4 – серная кислота; HNO3 –азотная ксилота

Основания – это сложные вещества, которые разлагаются с образованием гидроксид-анионов OH-

NaOH –гидроксид натрия; KOH - гидроксид калия;

Амфотерность – это проявление веществом двойственных свойств.

HOH H+ + OH-

Нужно запомнить!!!

Ионное произведение воды - [H+] [OH-] =[H2O] =10-14

Водородный показатель (рН) – количественная характеристика кислотности среды. Он равен отрицательному десятичному логарифму концентрации свободных ионов водорода в растворе: рН = -lg[H+]. Например, если [Н+] =10-5 моль/л, то lg10-5 = -5, т.е. рН =5.

В нейтральной среде рН = 7

В кислой среде рН <7

В щелочной среде рН >7

Интересно -----

Мне непонятно ----

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература для учителя : «Химия -11 (часть1), журналы «Химия в школе» iconАналитическая химия учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,...
Литература для учителя : «Химия -11 (часть1), журналы «Химия в школе» iconВысокомолекулярные соединения учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,...
Литература для учителя : «Химия -11 (часть1), журналы «Химия в школе» iconХимические основы биологических процессов учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,...
Литература для учителя : «Химия -11 (часть1), журналы «Химия в школе» iconПрограмма вступительных экзаменов по специальным дисциплинам, соответствующих...
...
Литература для учителя : «Химия -11 (часть1), журналы «Химия в школе» iconПрограмма вступительных экзаменов по специальным дисциплинам, соответствующих...
«Неорганическая химия»; «Аналитическая химия»; «Органическая химия»; «Физическая химия»
Литература для учителя : «Химия -11 (часть1), журналы «Химия в школе» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очного...
Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия...
Литература для учителя : «Химия -11 (часть1), журналы «Химия в школе» iconРабочая программа по дисциплине б пищевая химия
Ооп впо направления 260100. 62 Продукты питания из растительного сырья. Дисциплина преподается в 5 семестре и методически взаимосвязана...
Литература для учителя : «Химия -11 (часть1), журналы «Химия в школе» iconМоу голубинской сош на 2011-2012 учебный год
Учебник: Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс.: учеб для общеобразоват учреждений
Литература для учителя : «Химия -11 (часть1), журналы «Химия в школе» iconУтверждено на заседании Ученого совета философского факультета протокол №10 от 2 июля 2011 г
...
Литература для учителя : «Химия -11 (часть1), журналы «Химия в школе» iconПрактикум по хроматографии учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Органическая и биоорганическая химия», «Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая...
Литература для учителя : «Химия -11 (часть1), журналы «Химия в школе» iconМатериал для учителя 1 год обучения. Что значит для человека имя
Химия относится к фундаментальным наукам, формирующим инженерное мышление. Химия является одной из базовых естественно научных дисциплин...
Литература для учителя : «Химия -11 (часть1), журналы «Химия в школе» iconРабочая программа дисциплины Химия. Модуль «Аналитическая химия»
Особенностью программы по дисциплине «Химия» является фундаментальный характер её содержания, необходимых для формирования у бакалавров...
Литература для учителя : «Химия -11 (часть1), журналы «Химия в школе» iconРабочая программа дисциплины Химия. Модуль «Аналитическая химия»
Особенностью программы по дисциплине «Химия» является фундаментальный характер её содержания, необходимых для формирования у специалистов...
Литература для учителя : «Химия -11 (часть1), журналы «Химия в школе» iconПрограмма дисциплины ер. Р. 01 Химия окружающей среды цели и задачи...
Курс «Химия окружающей среды» проводится после изучения систематических курсов общая и неорганическая химия, органическая химия,...
Литература для учителя : «Химия -11 (часть1), журналы «Химия в школе» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение Маякская средняя общеобразовательная школа
Методический журнал «Химия в школе» 2004-2008 г г. Факультативный курс «Химия и пища» С. И. Стройкова, пу №22 г. Кириши Ленинградской...
Литература для учителя : «Химия -11 (часть1), журналы «Химия в школе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник: Химия. Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман,Химия. Неорганическая химия. 8 класс, Просвещение, Москва 2010


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск