Скачать 153.27 Kb.
|
Зачётная работа слушателей курсов повышения квалификации учителей химии, проходящих на базе ГОУ ДПО «Сар ИПКиПРО» С 25 января по 13 февраля 2010г Давыдовой Натальи Георгиевны учителя химии МОУ «СОШ с. Тёпловка Новобурасского района» Горочкиной Марины Ивановны учителя химии МОУ «СОШ №7 г. Саратова" 8 класс Тема урока «Ионное произведение воды» Цель урока: познакомить учащихся с новым понятием ионного произведения воды, опираясь на положения теории электролитической диссоциации и роли данного процесса в биологических объектах и окружающей среде Задачи урока: 1. Расширить знания и умения учащихся применять полученные знания на практике; 2. Развивать исследовательские навыки, выявлять отличия устанавливать закономерности между различными явлениями; 3. Воспитание чувства ответственности за здоровье человека, осознание важности образования. Методы и методические приёмы – частично-поисковый, наглядный, беседа, практическая работа Тип урока – урок изучения нового материала Вид урока – урок-практикум Оборудование для учителя: набор УИБ, растительные индикаторы, раздаточный материал для практической работы, карточки с тестами Оборудование для учащихся: По группам – 1 группа – УИБ, пипетки, стаканы, мыло(3 сорта), шампунь (3 вида), СМС для мытья посуды (3 вида) 2 группа - УИБ, пипетки, стаканы, СМС – 6 видов 3 группа - УИБ, пипетки, стаканы с водой из разных источников, минеральная вода -2 вида, молоко домашнее, натуральный сок (желательно не из магазина), фруктовые напитки 2-3 видов. Литература для учителя: «Химия -11 (часть1), журналы «Химия в школе» № 4- 1989, №9-2002, №5 -2007, №4-2008 Литература для учащихся: Химия -11 (часть1),
Приложение 1 Вопросы на доске: Какой процесс носит название электролитической диссоциации? На какие ионы распадаются кислоты? На какие ионы распадаются основания? Как происходит диссоциация воды? Как зависит реакция среды от концентрации ионов водорода и гидроскид-анионов? Что показывают pH и pOH? Как они определяются? Приложение 2 Таблица№1 Зависимость среды раствора от концентрации ионов Н+ и ОН-
Приложение3 Таблица№2
Приложение 4
кислая среда рН =7 нейтральная среда рН>7 щелочная среда pH<7 Тест дополнения: ионное произведение воды – величина постоянная при данной температуре для воды и любых водных растворов, равная произведению … ионов водорода и …, т.е. … Водородный показатель (рН) – количественная характеристика кислотности среды. Он равен … концентрации свободных ионов водорода в растворе: рН = … Универсальный индикатор – это смесь … индикаторов, позволяющая определить значение рН от … до …. Дополнительная информация « Занимательно об индикаторах» Лакмус был открыт в 1663 году. Он представлял собой водный раствор лишайника, растущего на скалах в Шотландии. Роберт Бойль приготовил водный настой лакмусового лишайника для своих опытов. Склянка, в которой он хранил настой, понадобилась для соляной кислоты. Вылив настой, Бойль наполнил склянку кислотой и с удивлением обнаружил, что кислота покраснела. Заинтересовавшись этим явлением, Бойль на пробу добавил несколько капель к водному раствору гидроксида натрия и обнаружил, что в щелочной среде лакмус синеет. Так был открыт первый индикатор для обнаружения кислот и щелочей, названный по имени лишайника лакмусом. В настоящее время химики часто пользуются индикаторной бумагой, пропитанной смесью разных индикаторов – универсальным индикатором. Когда нет настоящих химических индикаторов, то для определения среды растворов можно успешно применять самодельные индикаторы из природного сырья. Исходным сырьём для получения отваров природных индикаторов могут служить цветки герани, лепестки пиона или мальвы, ирис или анютины глазки, а также ягоды малины, клубники, черники, черноплодной рябины, соки вишни, смородины, винограда, плоды и кора крушины, ягоды черёмухи, краснокочанная капуста. Эти природные материалы содержат окрашенные вещества, способные менять свой цвет на то или иное воздействие. Попадая в кислотную или щелочную среду, они наглядным образом сигнализируют об этом. Рецепт приготовления самодельных индикаторов Взять по 50г сырья, измельчить, залить 200мл воды и кипятить в течении 1-2 мин. Полученные отвары охлаждают и фильтруют. С целью предохранения оп порчи в полученный фильтрат добавляют спирт в соотношении 2:1
Инструкция для практической работы Химики-эксперты – группа №2
Сделайте вывод о правильном применении данных средств Инструкция к практической работы Химики-эксперты – группа №3
Инструкция к практической работы Химики-эксперты – группа №1
1)В чистые стаканы по очереди налейте исследуемую жидкость 2) Исследуйте с помощью УИБ среду и занесите полученные данные в таблицу.
Сделайте выводы по пищевым напиткам и их возможном влиянии на здоровье человека. Шпаргалка к уроку «Ионное произведение воды» Процесс распада электролита на ионы при растворении в воде или расплавлении называется электролитической диссоциацией. Кислоты –это сложные вещества, которые разлагаются с образованием катионов водорода H+ HCI –соляная кислота; H2SO4 – серная кислота; HNO3 –азотная ксилота Основания – это сложные вещества, которые разлагаются с образованием гидроксид-анионов OH- NaOH –гидроксид натрия; KOH - гидроксид калия; Амфотерность – это проявление веществом двойственных свойств. HOH H+ + OH- Нужно запомнить!!! Ионное произведение воды - [H+] [OH-] =[H2O] =10-14 Водородный показатель (рН) – количественная характеристика кислотности среды. Он равен отрицательному десятичному логарифму концентрации свободных ионов водорода в растворе: рН = -lg[H+]. Например, если [Н+] =10-5 моль/л, то lg10-5 = -5, т.е. рН =5. В нейтральной среде рН = 7 В кислой среде рН <7 В щелочной среде рН >7 Интересно ----- Мне непонятно ---- |
Аналитическая химия учебно-методический комплекс «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,... | Высокомолекулярные соединения учебно-методический комплекс «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,... | ||
Химические основы биологических процессов учебно-методический комплекс «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,... | Программа вступительных экзаменов по специальным дисциплинам, соответствующих... ... | ||
Программа вступительных экзаменов по специальным дисциплинам, соответствующих... «Неорганическая химия»; «Аналитическая химия»; «Органическая химия»; «Физическая химия» | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очного... Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия... | ||
Рабочая программа по дисциплине б пищевая химия Ооп впо направления 260100. 62 Продукты питания из растительного сырья. Дисциплина преподается в 5 семестре и методически взаимосвязана... | Моу голубинской сош на 2011-2012 учебный год Учебник: Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс.: учеб для общеобразоват учреждений | ||
Утверждено на заседании Ученого совета философского факультета протокол №10 от 2 июля 2011 г ... | Практикум по хроматографии учебно-методический комплекс «Химия», профили подготовки: «Органическая и биоорганическая химия», «Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая... | ||
Материал для учителя 1 год обучения. Что значит для человека имя Химия относится к фундаментальным наукам, формирующим инженерное мышление. Химия является одной из базовых естественно научных дисциплин... | Рабочая программа дисциплины Химия. Модуль «Аналитическая химия» Особенностью программы по дисциплине «Химия» является фундаментальный характер её содержания, необходимых для формирования у бакалавров... | ||
Рабочая программа дисциплины Химия. Модуль «Аналитическая химия» Особенностью программы по дисциплине «Химия» является фундаментальный характер её содержания, необходимых для формирования у специалистов... | Программа дисциплины ер. Р. 01 Химия окружающей среды цели и задачи... Курс «Химия окружающей среды» проводится после изучения систематических курсов общая и неорганическая химия, органическая химия,... | ||
Муниципальное общеобразовательное учреждение Маякская средняя общеобразовательная школа Методический журнал «Химия в школе» 2004-2008 г г. Факультативный курс «Химия и пища» С. И. Стройкова, пу №22 г. Кириши Ленинградской... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник: Химия. Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман,Химия. Неорганическая химия. 8 класс, Просвещение, Москва 2010 |