Скачать 34.44 Kb.
|
Цель урока. Закрепить понятие «смеси», навыки фильтрования и выпаривания, разделения смесей. Место в курсе. Данная работа требует сразу нескольких навыков, которые школьники отработали на предыдущих работах – в первую очередь, фильтрования (Error: Reference source not found) и выпаривания (Error: Reference source not found). Кроме того, эта работа закрепляет понимание понятий «смесь» и «чистое вещество», которые будут в дальнейшем неявно использоваться в интерпретации результатов химических экспериментов. Работа завершает тему «вещество и реакция» и, наряду с предыдущей, выполняет контролирующую функцию. Общие замечания. В лабораторном журнале этой работы нет, так как она не предполагает записей. Школьники работают по учебнику и сдают разделенные вещества в бумажных конвертах. Учитель взвешивает продукты и визуально оценивает их влажность, в зависимости от этого выставляются оценки. За время урока высушить соль успевают практически все учащиеся, а высушить песок − лишь некоторые. Однако учитывать ли этот критерий оценивания остается на усмотрение преподавателя. Следует обсудить вопрос, возможно ли осуществить разделение песка и соли без потерь и каким образом это можно проконтролировать? Важно, чтобы каждый ученик смог организовать проведение всех операций с минимальными потерями. При работе с сухим горючим таблетка выгорает, поэтому сначала нагревание идет бурно, а потом – слабо. Мы рекомендуем расколоть сухое горючее на небольшие куски и постепенно подкладывать их тигельными щипцами. Самая опасная операция – работа с горелкой во время выпаривания соли и высушивания песка. Данную работу необходимо выполнять в защитных очках, во избежание попадания горячих кристаллов веществ в глаза. Во время нагревания вещества необходимо перемешивать, в противном случае, частицы песка и соли могут разлетаться в разные стороны. Учителю следует подчеркнуть, что наряду с хорошим количественным совпадением суммарной массы компонентов в исходной смеси, будет учитываться и то, как учащиеся увидят причину совпадения или несовпадения результатов и смогут ее объяснить. Это последнее условие позволит обращать внимание на свой личный опыт работы и анализировать его. Использование УМК в 7-м классе. После этого урока следует еще по одному уроку посвятить теме «Кристаллогидраты» (§47) и лабораторным опытам «Разложение кристаллогидратов». Подготовка к уроку. Следует приготовить примерно 100 г смеси соли и песка с известным соотношением компонентов (примерно 2 : 1). Пересыпьте по 2−5 г смесь по пронумерованным стаканчикам (на 50 мл). Число стаканчиков со смесью должно соответствовать числу учащихся. Запишите, какая масса смеси соответствует какому варианту. Кроме того, школьникам выдают индивидуальные лотки, содержащие:
Для оценки потерь при разделении потребуются весы с точностью 10 мг и, по возможности, измеритель электропроводности. Ход урока. Учитель раздает стаканчики со смесью и формулирует задачу. Дает школьникам 5−7 минут повторить описание работы. После этого около 5 минут обсуждаются возможные причины потерь. Если школьники назовут не все причины, можно предложить им отследить их во время работы и записать на отдельных листах. Далее учитель показывает методику сложения фильтра и помещает его в воронку, а также как методику выпаривания. Следует обратить внимание школьников на то, что при проведении фильтрования должен получиться фильтрат чистый; если фильтрат будет мутным, то нужно сложить новый фильтр и повторить фильтрование. После обсуждения хода работы школьники приступают к ее выполнению. Рекомендации по проверке и оценке. Рекомендуется выставлять за эту работу две оценки. Первая – за чистоту соли, которая оценивается визуально. Если соль чистая, то ставиться оценка «5»; с небольшими примесями − «4»; грязная – «3». Неудовлетвори-тельная оценка ставится, если результат опыта не отличается от исходной смеси. Вторая оценка ставится за чистоту песка. Если песок сухой и рассыпчатый – «5»; слипшийся – «4»; с примесями соли – «3»; нельзя по виду отличить от исходной смеси – «2». При наличии измерителя электропроводности, можно растворить сданные пробы песка в 20 мл воды и измерить электропроводность раствора. Если она в пределах 50 мкСм/см – оценка «5», от 50 до 500 – «4», больше 500 – «3». Качество исполнения по степени совпадения масс разделенных компонентов и массы исходной смеси не контролируется учителем. Однако каждый школьник может сделать это самостоятельно, сравнив массы полученных веществ и исходной смеси. Мы не рекомендуем снижать оценку за потери в случае, если учащийся на основании приобретенного опыта может сказать, как можно было их минимизировать (или записал их на отдельном листе). С другой стороны, школьников, потерявших при разделении меньше 15% соли, можно поощрить. Домашнее задание. Домашний эксперимент «Адсорбция окрашенного раствора угольным углем». |
Тема урока: Практическая работа №3 "Очистка загрязненной поваренной соли" Ознакомить и освоить простейший способ очистки веществ: растворение, фильтрование, выпаривание | Урок. Практическая работа. Очистка загрязненной поваренной соли Оборудование и реактивы: лабораторный штатив, спиртовка, 2 стакана, воронка, фарфоровая чашка, фильтр, тигельные щипцы, колба с водой,... | ||
Задачи на смеси и сплавы: Задача. Сколько кг соли в 10 кг соленой... Задача. Сколько кг соли в 10 кг соленой воды, если процентное содержание соли 15% | Соли. Основания. Цели урока Методы: работа с технологическими картами, беседа с учащимися, лабораторные опыты, демонстрационный эксперимент, работа по карточкам... | ||
Урока: практическая работа Практическая работа №6 – обучение построению табличных информационных моделей и графов систем в среде ms word 2007 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Практическая работа №1 «приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Очистка загрязнённой поваренной соли» инструктаж по т/Б | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: сформировать понятие об особенностях строения атома углерода, его аллотропных модификациях и химических свойствах, закрепить... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Асфальтовый бетон является одним из наиболее распространенных материалов для устройства дорожных покрытий. Он приготовляется из... | ||
Урок-практикум по химии 9 класс Гидролиз солей. Определение реакции среды при гидролизе соли «Гидролиз солей. Реакция среды при гидролизе соли»; закрепить теоретические представления о возможности протекания гидролиза и определении... | Практическая работа №2 Закрепить принципы построения элементарных логических функций в базисе "И", "или", "НЕ" | ||
Конспект урока соли Кузнецова Светлана Ивановна мбоу сош д. Михайловка... Образовательные задачи: сформировать у учащихся представление о солях как производных кислот и оснований; познакомить учащихся с... | Урок Тема урока Основные понятия Работа с понятиями, работа с источни-ками, заполнение схемы, практическая работа | ||
Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа... Цель: обучающая: закрепить пройденный материал; тренировать навык определения предложений в тексте, данных конструкций в речи | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: ввести понятие тождественно равных выражений и понятие тождества и закрепить их знание в ходе выполнения упражнений; развивать... | ||
Решение задач по теме «Коэффициент полезного действия простых механизмов» Обучающая – закрепить знание законов, определяющих работу, коэффициент полезного действия в решении задач,закрепить понятие того,... | Исследовательская работа «Влияние лунных фаз на рост, развитие и урожайность редиса и свеклы» Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной... |