Скачать 39.03 Kb.
|
Волощук Л.А. МАОУ СОШ №4, г. Тобольск КСО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ Одним из критериев оценки успешности выпускника школы в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта является не только достаточный уровень базовых знаний для продолжения образования, но и компетенции, которые позволяет ему успешно применять эти знания в новой, современной, постоянно меняющейся обстановке. Смена явлений, позиций и понятий требует, скорее всего, не точного знания отдельного предмета, а его интеграции – взаимосвязи с другими смежными и несмежными дисциплинами. Чтобы выпускник соответствовал этим требованиям, в курсе средней школы необходимо заложить основы целостного подхода к изучению процессов и явлений, происходящих в окружающем мире. Структура современного школьного естественно – научного образования не носит целостного характера: отображения реальности естественных наук не сливаются в единый образ с теми, которые дают общественные науки. Например, современное биологическое образование уже с шестого класса начинает рассматривать биологические объекты, требующие знаний по физике, биология пересекается с химией при исследовании закономерностей химического взаимодействия в живых системах и т. д. Ученики, изучающие в 9 классе нуклеиновые кислоты как биополимеры, не имеют четкого представления о структуре этих молекул, так как органическая химия будет изучаться ими только в конце 9 класса. Поэтому интеграция дисциплин естественнонаучного цикла способствует комплексному изучению и формированию у учащихся знаний по химии и биологии в целом. Изучение любого предмета невозможно без установления взаимосвязей с учебным материалом смежных дисциплин. Для химии таковыми являются предметы естественнонаучного цикла: биология, география, физика, экология и др. Интеграции содержания курса химии и материала других дисциплин позволяет продуктивно решать задачи естественнонаучного образования в школе. Выбирая форму организации учебной деятельности, которая отвечала бы данным требованиям, я использовала данные, полученные психологами. Доказано, что у учащихся остаётся в памяти от того, что они: Кроме того, многочисленные исследования позволяют сделать вывод о том, что наилучшему восприятию и усвоению учебного предмета учениками способствуют такие формы организации учебного процесса, как коллективная и парная. В своей работе на уроках химии и биологии я использую различные формы организации учебной деятельности, в том числе КСО. Основной целью применения КСО в обучении является обеспечение той деятельности ученика, которая позволит ему на хорошем уровне усвоить учебный материал, а главное сформировать УУД, которые ему пригодятся не только на моем предмете. Эта форма работы перспективнее, чем фронтальная, т.к. * обеспечивает учёт индивидуальных особенностей обучающихся * открывает большие возможности для формирования УУД * способствует кооперации предметов и формированию метапредметных компетенций * развивает, укрепляет и сплачивает коллектив класса Данный способ организации деятельности детей является мощным фактором, который оказывает стимулирующее воздействие на развитие ребёнка. Особенно удачными в этом учебном году стали уроки, проведенные в форме КСО в 8 и 9 классах. Так, в 8 классе при изучении темы «Строение и работа сердца человека» ученики, работая в группах, смогли не только изучить сердце человека как биологический объект, но и дали ответы на вопросы, в чем различие по химическом составу и чем венозная кровь отличается от артериальной, какие негативные процессы протекают в сердце человека, если в его организм попадают алкоголь, никотин и наркотики. Химия 9 класса тесно связана не только с близкой естественно – научной дисциплиной «биология», но и с историей, географией, физикой. При проведении урока «Металл на века», КСО позволил девятиклассникам взглянуть на железо не только с позиции химии. Группа «географы» наглядно продемонстрировала, почему железо является перспективным полезным ископаемым на Земле. Исторический аспект применения железа человеком продемонстрировала группа «архивариусы». Группа «биологи» представила физиологическую роль железа в живых организмах, дала советы, как поддержать оптимальный уровень железа в организме. Возможность использовать на интегрированных уроках КСО позволяет решать еще одну не менее важную задачу в условиях нашей школы - это здоровьесберегающий подход в обучении. Интегрированный урок имеет преимущество: пробуждает интерес не только к изучаемому предмету, но и к смежным дисциплинам, снимает напряженность и неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей, которые могут объяснить одноклассники, тем самым обеспечивает формирование коммуникативных и творческих способностей учащихся, при этом возможно вести не только учебную, но и исследовательскую деятельность. Проведение уроков такого типа всегда требует от учителя дополнительной подготовки, создание принципиально новой структуры урока, изменение целей, задач и содержания изучаемого материала. Но именно интегрированные уроки в форме КСО позволяют достичь главной цели образования – развитие ученика, расширение его возможностей и успешной адаптации в современном обществе. Список используемых источников
|
Организация самостоятельной работы на уроках химии как средство формирования... Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» р п. Крестцы Новгородской области | Маоу сош№4, г. Тобольск формирование коммуникативной компетенции... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методическая разработка «Мини-проекты как средство развития познавательной деятельности школьников на уроках биологии» | Моу «Средняя общеобразовательная Монаковская школа» Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время как средство развития личности | ||
№1 Предмет и методы курса ксо. История развития и определение ксо Механизм повышения корпоративной социальной ответственности как фактор эффективности корпоративного управления | №1 Предмет и методы курса ксо. История развития и определение ксо Механизм повышения корпоративной социальной ответственности как фактор эффективности корпоративного управления | ||
Самостоятельная работа на уроках биологии как средство развития познавательной... Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы не старался учитель, если школьники не работают... | Урока: Образовательная Автор : Мочалова Л. С., учитель биологии и химии Синеутесовского филиала маоу «Спасская сош» | ||
Образовательный квест-проект Кульман Е. Г., учителя химии и биологии высшей квалификационной категории маоу сош «Диалог» | И. Ю. Усатова Электронная почта Игра как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка | ||
Учитель биологии моу сош №1 г. Тобольска Интерактивное обучение как... Можно подобрать игры, которые способны поддерживать нужную атмосферу на уроке, изменить настрой и активность обучающихся в классе.... | Организация рефлексивной деятельности обучающихся на уроках химии Смысл для меня, как учителя – не просто поиск новых форм и новых технологий обучения химии, а осознание и организация помощи развития... | ||
Работа мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной... «Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе личностно-ориентированного обучения» | Рабочая программа по биологии для 8 класса (общеобразовательный уровень) Мо естественно-математических наук, маоу сош №43 города Тюмень маоу сош №43 города Тюмени | ||
Дисциплины: повысить уровень коммуникативной компетенции студентов,... Языковые знания как средство развития и становления коммуникативной и профессиональной компетенции | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Павлова Т. А. Графический конспект как средство развития монологической речи у учащихся на уроках биологии (из опыта работы) //Биология... |