Скачать 498.2 Kb.
|
Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Чуманкасинская средняя общеобразовательная школа» Моргаушского района Чувашской Республики Профильный элективный курс «Агроэкология в школе» Выполнила учитель биологии и химии МБОУ «Чуманкасинская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики Кадыкова Е.И. д. Одаркино 2010 Содержание Аннотация…………………………………………………………………………2 Введение…………………………………………………………………………...3 Методические рекомендации…………………………………………………….5 Требования к результатам обучения……………………………………………..7 Содержание курса…………………………………………………………………8 Учебно –тематическое планирование…………………………………………..10 Минеральные удобрения (урок-лекция)……………………………………….14 Практическая работа № «Начинающему фермеру – практические задания»…………………………………………………………..27 Заключение………………………………………………………………………..31 Список литературы……………………………………………………………….32 Аннотация В современных условиях значительно меняется содержание среднего химического образования, утверждены многочисленные альтернативные учебные программы и учебники по химии для средней школы, появились школы, гимназии, лицеи с различным уровнем изучения отдельных предметов или циклов учебных дисциплин. В связи с переходом системы полного среднего образования на профильное обучение в учебные планы включаются различные элективные курсы. С одной стороны, содержание этих курсов призвано углубить и расширить знания и умения учащихся по определенным предметам. С другой стороны, элективные курсы должны максимально реализовать как межпредметные связи и связь с жизнью, так и возможности выхода школьника на будущую профессию. Учитывая, что наибольшие проблемы во внедрении элективных курсов будут испытывать сельские школы, а также то, что для учащихся этих школ особый интерес представляет сельскохозяйственная тематика, разработан элективный курс “Агроэкология в школе”. Введение Предлагаемый курс “Агроэкология в школе” рассчитан на учащихся IX классов профильных общеобразовательных школ, которые сделали выбор соответствующего профилирующего направления в обучении и проявляют определенный интерес к профессиям химика, агронома, биолога и эколога. Курс рассчитан на 34 часа. Данный курс желательно проводить 1 раз в неделю, так как к семинарским занятиям требуется самостоятельная подготовка учащихся по дополнительной литературе. Теоретической базой курса служат химия и биология. Расширяя и углубляя знания, умения и навыки, полученные на уроках химии, биологии, учащиеся овладевают элементами агрохимии и аналитической химии. Сочетая изучение теории с выполнением практических работ, учащиеся используют и совершенствуют познания в агрохимии при постановке полевых опытов. Агрохимические опыты в производственных условиях способствуют развитию практических умений и интереса к исследовательской работе. Перед выполнением каждой практической работы даются необходимые теоретические сведения по агрохимии в тесной взаимосвязи их с неорганической и органической химией и основами химического анализа, а также с биологией, что обеспечивает более осмысленный подход учащихся к производственным работам в растениеводстве. Через элективный курс «Агроэкология в школе» осуществляется связь обучения основам химии и биологии с сельскохозяйственным трудом учащихся. Основные пути приложения знаний и практических умений школьников к их трудовой деятельности следующие: работа в составе ученической производственной бригады, труд на полях и фермах местного хозяйства вместе со взрослыми, выполнение заданий по анализу почв, удобрений, растений, по определению качества урожая, участие в опытнической работе с минералыными удобрениями, физиологически активными вещесгвами, работа в агрохимической лаборатории. Изучение этого курса и непосредственное участие школыников в сельскохозяйственном производстве содействуют формированию у них склонности к труду по профессиям сельскохозяйственного профиля. Содержание курса создаёт базу для ориентации учащихся в мире профессий. Тематика курса вооружает учащихся знаниями, необходимыми в повседневной жизни и будущей производственной деятельности. Основными идеями курса являются:
Цели курса:
профессии сельскохозяйственного профиля Задачи курса:
Методические рекомендации На первых занятиях курса школьники знакомятся с предметом и задачами агрохимии, историей её развития, а также с общими понятиями этой науки. После этого учащиеся более подробно знакомятся с химическим кабинетом, посудой и лабораторным оборудованием. Обязательно проводится развернутый инструктаж по технике безопасности работы в химическом кабинете с соответствующей его регистрацией в журнале химического кабинета. Каждый ученик должен иметь рабочий журнал и, желательно, белый халат, что в значительной степени дисциплинирует учащихся и повышает их ответственность к занятиям. Занятия курса целесообразно начинать с краткого обзора и повторения материала, рассмотренного на предыдущих занятиях. Затем решаются основные задачи занятия, предусмотренные планом в соответствии с программой. Этот этап работы должен выполняться с максимальным использованием наглядности (эксперимента) и самостоятельности учащихся. На каждое занятие назначаются ответственные дежурные. Целесообразно давать учащимся опережающие домашние задания, чтобы ученики заранее были ознакомлены с темой и материалом занятия. Это сэкономит время, а занятия пройдут более плодотворно, учащиеся будут работать более осмысленно. Ознакомление учащихся с теоретическим материалом разделов курса сопровождается выполнением практических работ по определению свойств почвы, распознаванию удобрений, определению содержания тех или иных элементов в составе почвы, в течение которых каждый ученик самостоятельно проделывает экспериментальную часть темы. Для исследования ученик получает пробу анализируемой почвы, или удобрение. Сравнивая полученные результаты с содержанием определяемого показателя в норме, высказывается утверждение о соответствии или несоответствии данной пробы требованиям, предъявляемым к почве или удобрению. Приоритетными условиями и факторами при выборе конкретного эксперимента определялись его доступность, наглядность и простота исполнения, а также связь со школьным материалом и практикой. В любом случае предполагается возможность вариативного разноуровневого проведения курса на основе педагогики сотрудничества учителя и ученика с применением оптимального сочетания различных методов обучения. Повысить эффективность курса (в зависимости от условий школы) можно также, если проводить его на базе средних и высших специальных образовательных учреждений, в тесном сотрудничестве с агрохимическими лабораториями. В течение всего учебного года учащиеся учатся работать с дополнительной литературой, оформлять полученные сведения в виде курсовых работ (творческих проектов) и стенных газет. Итоги работы курса рекомендуется подводить в виде тематического вечера, творческого отчета, выставки, конференции и т.д. с приглашением других учащихся, учителей и родителей. Обязательным является защита курсовой работы (творческого проекта) и выпуск стенгазеты по индивидуальным темам. Программа курса не предусматривает применение специального аналитического оборудования или приборов. Для проведения практических работ вполне достаточен обычный перечень оборудования школьных химических кабинетов. Возможно, что некоторые реактивы придется предварительно синтезировать, при этом ни методика синтеза, ни исходные соединения не вызовут проблем у учителя. Каждый учитель может по своему усмотрению, исходя из возможностей школьного кабинета химии, наличия шефских связей со специальными средними или высшими учебными заведениями, и лабораториями дополнять или сокращать число проводимых опытов, не допуская при этом срыва реализации общих задач курса. Неорганические соединения: хлорид натрия, хлорид калия, нитрат серебра, хлорид бария, сульфат меди (II), иодид калия, бромид натрия, фторид натрия, иод, медь металлическая, пероксид водорода, соляная кислота, серная кислота, азотная кислота, фосфат натрия, хлорид олова (II), молибдат аммония, кобальтинитрит натрия, нитрат натрия, нитрат калия, сульфид железа, гидроксид натрия, гидроксид калия, дистиллированная вода. Органические соединения: уксусная кислота, гексан или бензин, крахмал, ацетат натрия, ацетат свинца. Индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый, универсальный индикатор (бумажки). Химическая посуда: стаканы, колбы, мерные цилиндры и колбы, бюретки, пипетки с грушей, пробирки, капельницы, чашки для выпаривания, тигли, воронки для фильтрования, воронки делительные. Лабораторное оборудование: аппарат для дистилляции воды, весы, комплект ареометров, лабораторные термометры, штативы лабораторные, штативы для пробирок, держатели для пробирок, асбестированные сетки, горелки, водяная баня, щипцы тигельные, ложки и шпатели фарфоровые, ступки с пестиками, стеклянные палочки и трубки, резиновая трубка (шланг), пробки, зажимы, ерши для мытья посуды, доска для сушки посуды, фильтровальная бумага, перчатки резиновые, очки защитные. . Требования к результатам обучения
Требования к оснащенности учебного процесса по курсу “Агроэкология в школе»
Содержание курса (Всего 34 часа,1 час в неделю) I. Введение ( 1ч) 1.Задачи агрохимии, краткие сведения её развития. Агрохимическая служба,её структура и задачи II .Агрохимическое исследование почв (5ч) 1.Понятие о почве и её плодородии. Агрохимическая характеристика почв 2. Органическое вещество почвы и превращение соединений азота в ней 3.Поглотительная способность почв. Реакция почвы. Почвенные картограммы 4. Практическая работа №1. «Определение влажности почвы» 5.Практическая работа №2. «Определение механического состава почвы» III. Питание растений и методы определения химического состава растений (3ч) 1.Физиологические основы питаний растений, роль отдельных химических элементов в жизни растений 2.Поступление питательных веществ в растения 3 Практическая работа №3.«Поступление веществ в вакуоль и их накопление» IV. Азот в жизни растений (3ч) 1Круговорот азота в природе 2.Источники азота для питания растений, признаки азотного голодания и его устранение 3.Практическая работа №4. «Микрохимический анализ золы растения» V. Фосфор в жизни растений (3ч) 1.Роль фосфора в жизни растений. Содержание фосфора в почве 2.Признаки фосфорного голодания растений и способы его устранения 3. Практическая работа №5. «Методы определения фосфора» VI. Калий в жизни растений (3ч) 1.Значение калия в жизни растений. Содержание калия в почве 2.Признаки калийного голодания и способы его устранения 3. Практическая работа №6. «Определение калия в растениях» VII. Минеральные удобрения и их применение (4ч) 1.Азотные, фосфорные, калийные удобрения. Сложные и смешанные удобрения 2.Микроудобрения 3. Практическая работа №7. «Определение удобрений. Правило обращения с ними. Хранение удобрения в местных условиях» 4. Практическая работа №.8. «Начинающему фермеру – практические задания» VIII. Химические средства защиты растений (3ч) 1.Важнейшие средства защиты сельскохозяйственных растений от вредителей и болезней, сорняков, их свойства и избирательность действия на растения 2.Вещества, регулирующие процессы роста и развития растений, их свойства и применение 3. Практическая работа №9. «Изучение влияния регуляторов роста на урожайность картофеля» IX. Качество урожая. Методы определения качества урожая (4ч) 1.Показатели качества урожая 2.Содержание белка, сахара, крахмала, жира, витаминов в продуктах сельскохозяйственного производства 3. Практическая работа №10. «Определение белков, углеводов, крахмала в пищевых продуктах, изучение их свойств» 4. Практическая работа №11. «Определение витамина С. Изучение растительных масел» X. Основные профессии в системе подготовки кадров в области химизации сельского хозяйства (2ч) 1.Система подготовки кадров. Ознакомление с содержанием труда работников агрохимических лабораторий и сельского хозяйства 2.Характеристика важнейших профессий, связанных с химизацией сельского хозяйства XI. Выпуск индивидуальных стенных газет. Защита проектов XII. Экскурсия на сельскохозяйственное предприятие (животноводческий комплекс) (1ч) XIII. Экскурсия в агрохимическую лабораторию (1ч) XIV. Экскурсия на поля и в сады. Полевые работы вовремя практики Учебно – тематическое планирование курса «Агроэкология в школе» (34 ч, 1ч в неделю)
Разработка занятия на тему «Минеральные удобрения» (урок – лекция) |
Лабораторная работа-4 практическая работа 2 экскурсии -3 отчетных... Содержание курса рассчитано на 17 часов, состоит из 6 тем, которые помимо теории, включают практические задания | Контрольная работа. Информация и знания. Практическая работа №6 «Создаем... Контрольная работа. Информация и знания. Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 1, 2) | ||
Урока: практическая работа Практическая работа №6 – обучение построению табличных информационных моделей и графов систем в среде ms word 2007 | Глазами газет Масс-медиа глазами газет: Практические рекомендации в помощь начинающему медийному критику: Учебно-методическое пособие / Р. П. Баканов.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методы и приемы обучения: словесный метод обучения (объяснение нового материала, беседа); наглядные (презентация); практические (письменные... | 4. 4 стр. 157 Задания 8 9 стр. 163-166 (практикум) Практическая работа на пк запись работы на оптический носитель cd, dvd или usb. Реферат | ||
4. 4 стр. 157 Задания 8 9 стр. 163-166 (практикум) Практическая работа на пк запись работы на оптический носитель cd, dvd или usb. Реферат | Практическая работа № Особенности питания и обслуживания иностранных... Практическая работа № Встреча гостей, прием и выполнение заказов. Предварительная сервировка стола | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Слово учителя, работа с карточками, работа в группах, практическая работа, работа с тестами | Тестовые задания (специальность 060301 Фармация) Практические занятия по разделу «Общая рецептура» проводятся по методическому пособию, разработанному на кафедре. Последующие практические... | ||
Практическая работа: сравнительная характеристика эгп стран. 5 22-27.... Практическая работа: характеристика эгп одной из азиатских стран (по выбору учителя) по картам атласа | Урок в 9-м классе (литература + экономика) по теме Методическая разработка составлена в соответствии с Программой дисциплины «Стратегический менеджмент» и состоит из двух частей: 1... | ||
Выпускников Различной: по билетам, собеседование, защита реферата, комплексный анализ текста (по русскому языку). В первом случае выпускник отвечает... | Урок Тема урока Основные понятия Работа с понятиями, работа с источни-ками, заполнение схемы, практическая работа | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... План-конспект урока, методические рекомендации к проведению урока, презентации к теоретической части урока, практическая работа №13... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Работа в группе поможет включить всех детей в работу класса. На уроке используется беседа, работа с учебником, работа с притчей,... |