Дистанционный курс учебной дисциплины «Химия». Преподаватель: Бардонова Инна Юрьевна





Скачать 137.82 Kb.
НазваниеДистанционный курс учебной дисциплины «Химия». Преподаватель: Бардонова Инна Юрьевна
Дата публикации04.12.2014
Размер137.82 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
Дистанционный курс учебной дисциплины «Химия».

Преподаватель: Бардонова Инна Юрьевна

Электронный адрес: inna.bardonova@yandex.ru

Тема. Предмет органической химии. Теория строения органических соединений.

Органическая химия – это химия соединений углерода. Долгое время считалось, что органические вещества могут образовываться только с помощью жизненной силы (теория витализма), но в первой половине девятнадцатого века данное учение потерпело крах благодаря экспериментам следующих ученых: Ф.Велер, М.Бертло, А.М.Бутлеров. Органические вещества имеют несколько особенностей: они многочисленны, горючи, имеют сложное строение и др. И наконец-то на основе строения атома углерода была четко определена валентность его атома в органической химии (IV). В 1861 году А.М.Бутлеров разработал теорию строения органических веществ, введя понятие «изомерия» и объяснив множество неясностей и противоречий. Теория А.М.Бутлерова сыграла огромную роль для развития органической химии и химических прогнозов. Современная теория строения атома базируется на таких понятиях, как электронная облако и орбиталь, явление гибридизации, которое успешно объясняет геометрию молекул веществ, образованных атомами углерода в различных состояниях гибридизации.

Все органические вещества классифицируются в зависимости от строения углеродной цепочки и наличия функциональной группы (групп). Вся эта информация через суффиксы и префиксы логично изложена в виде принципов наименований согласно номеклатуре IUPAK. Современное направление строения теории Бутлерова заключается в изучении зависимости связи строения и свойств органических веществ, что позволяет прогнозировать получение новых органических веществ с заданными свойствами.

Подробнее изучив информацию § 1 учебника О.С.Габриеляна «Химия 10 класс» по данной теме, вы сможете выполнить одно из следующих заданий:

  1. Написать реферат «Теория строения А.М.Бутлерова»

  2. Заполнить таблицу по форме:

Формула вещества

Класс, к которому относится данное вещество (и почему вы его отнесли в этот класс)

Название вещества

Н3С-СН=СН2







СН3 – СН2 – ОН







CH3-CH2-CH2-CH3















C3H7COOH







NH2CH2COOH







CH3COOCH3







Тема. Углеводороды

Углеводороды – это соединения, состоящие только из атомов углерода и водорода. Они делятся на циклические и ациклические, их углеродные цепи могут быть образованы одинарными связями (алканы), содержать одну двойную связь (алкены), две или несколько двойных связей (диены, полиены), одну тройную связь (алкины). Алканы – это основные природные источники органических соединений, используемых в органическом синтезе. Важно, пользуясь принципами номенклатуры IUPAK, называть углеводороды, уметь изображать их всевозможные изомеры, отражающие истинное строение веществ, а также необходимо знать химические свойства различных классов углеводородов, на основе этого составлять уравнения химических реакций. Так, например, если все связи алканов насыщены, то для них характерны в основном реакции замещения, а для соединений с кратными связями – реакции присоединения. Углеводороды и их производные находят важнейшее применение в различных отраслях промышленности и народного хозяйства.

Внимательно изучив материал вышеназванного учебника по данной теме (§§ 2 - 6), выполните следующие превращения:

СН4 → С2Н2 → С6Н6 → С6Н5Сl

↓ ↓

CH3Cl → C2H6 → C2H4 → C2H5OH
Тема. Кислородсодержащие органические вещества.

К данной большой группе органических веществ относятся спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, простые и сложные эфиры, карбоновые кислоты, жиры, углеводы. Принадлежность к тому или иному классу определяет наличие функциональной группы. Согласно основному положению современной теории строения органических веществ, «свойства веществ зависят от их электронного и пространственного строения». Зная строение веществ, можно объяснить, почему атом водорода гидроксильной группы спиртов имеет «кислотный» характер, отсюда и возможность взаимодействия спирта со щелочными металлами. У фенолов же кислотные свойства выражены сильнее, поэтому они взаимодействуют ещё и со щелочами. Множество интересных превращений возможно для других классов кислородсодержащих соединений, в результате чего возможны переходы веществ из одного класса в другой.

Изучив материал §§ по данной теме, вы сможете осуществить цепочку превращений следующих веществ (в порядке возрастания номеров):

Карбонат кальция (1) → Карбид кальция(2) → Ацетилен (3) → Уксусный альдегид (4) →Уксусная кислота (5) →Этилацетат (6) .

Тема. Азотсодержащие органические соединения.

Данная тема включает в себя все необходимые сведения об аминах, аминокислотах, белках и нуклеиновых кислотах. Необходимо уметь дать понятие об аминах (первичных, вторичных и третичных). Знать классификацию аминов по типу углеводородного радикала и числу аминогрупп в молекуле, а также гомологические ряды предельных алифатических и ароматических аминов, изомерию и номенклатуру. Зная, что амины – это органические основания, уметь сравнивать химические свойства алифатических и ароматических аминов. Иметь понятие об аминокислотах, их классификации и строении. Знать номенклатуру и причины двойственности кислотно-оснóвных свойств аминокислот. Уметь объяснить механизм образования пептидной связи. Знать способы получение аминокислот, их применение и биологические функции.

Белки - природные полимеры. Знать как образуются первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков. и химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции, а также биологические функции белков, их значение. Нуклеиновые кислоты - природные полимеры, состоящие из нуклеотидов. Иметь понятие о ДНК и РНК, а именно, знать строение ДНК, ее первичную и вторичную структуры и комплементарность азотистых оснований. Понимать смысл репликации ДНК. Знать особенности строения РНК, типы РНК и их биологические функции.

Изучив материал § по данной теме, выполните следующие упражнения:

1.Решите задачу. Найдите массу 19,6% раствора серной кислоты, способной прореагировать с 11,2 л метиламина (н.у.) с образованием средней соли.

2. Запишите уравнения реакций получения аминопропионовой кислоты из пропана..

3. Как распознать изделие из натуральной шерсти и искусственного волокна?

4. Известно, что в молекуле ДНК 20% адениновых оснований. Какое количество (в %) в этой же молекуле цитозиновых оснований?

Тема. Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Атом – сложная частица. Доказательства сложности его строения были представлены различными учеными ещё в начале прошлого столетия. Вся масса атома сосредоточена в ядре (в состав которого входят протоны и нейтроны), окруженного электронной оболочкой. Электронные орбитали заполняются электронами в соответствии с определенными правилами (принцип минимальной энергии, запрет Паули и правило Гунда). Применяя вышеназванные правила, составляют электронные конфигурации атомов химических элементов. Гениальность Д.И.Менделеева заключается в том, что ученый, не зная ничего этого о строении атома, открыл периодический закон и сумел абсолютно правильно разместить все химические элементы в таблице, называемой Периодическая система химических элементов (ПСХЭ) Д.И.Менделеева. Огромно значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Внимательно изучив материал §§ 1- 5 учебника О.С.Габриеляна, Г.Г.Лысовой Химия 11 класс, выполните следующее упражнение:
Определите валентные возможности серы и хлора в основном и возбужденном состояниях. Определите валентность и степень окисления атомов углерода в веществах с формулами: С2Н6, С2Н4, С2Н2 .

Тема. Строение вещества.

Химическая связь – это взаимодействие атомов, которое связывает их в молекулы, ионы, радикалы и кристаллы. Различают четыре типа химических связей: ионная, ковалентная, металлическая и водородная. Изучая ионную связь, необходимо обратить особое внимание на катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления; анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь - связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Существует классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Соединения с ионной связью имеют ионные кристаллические решетки, которые обладают определенными свойствами. Ковалентная связь образуется посредством общей электронной пары. Существует два механизма образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность – свойства атома в соединении оттягивать на себя электронную плотность. Отсюда и разновидности связи: ковалентные полярная и неполярная связи. Ковалентная связь является кратной. Вещества с ковалентной связью образуют молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками существенно различаются. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь существуют в металлах. Физические свойства металлов обусловлены металлической связью. Вещества могут быть в твердом, жидком и газообразном состояниях. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое, в частности, можно объяснить образованием водородной связи.

Чистые вещества в природе - это большая редкость, в основном мы встречаемся со смесями. Необходимо знать гомогенные и гетерогенные смеси и состав смесей, который определяется объемной и массовой долей компонентов смеси, и определять массовую долю примесей. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.
Повторив §§ 1- 5 и изучив содержание §§ 6 - 9, выполните следующее упражнение;

Тест по теме «Строение атома. Химическая связь»

     А1.  Количество электронов в атоме  равно числу:

        1) протонов                 2) нейтронов                 3) уровней              4) атомной массой

А2.  Атомы  С   и     Si  имеют одинаковое число:

      1) нейтронов в ядре                           3) энергетических уровней

      2) электронов                                     4) электронов на внешнем энергетическом уровне

А3.  К s -элементам относится:

      1) Al                        2) Be                            3) C                         4) B

А4.  Электронную конфигурацию 1s22s22p63s23p64s2 имеет элемент:

      1) Ba                       2) Mg                            3) Ca                      4) Sr

А5. Число неспаренных электронов в атоме алюминия в основном состоянии равно

      1)  1                        2)  2                            3) 3                            4) 0

А6.  Ядра атомов изотопов различаются числом

      1) протонов                           3) протонов и нейтронов

        2) нейтронов                           4) протонов и электронов

А7.  Атом элемента, максимальная степень окисления  которого +4, в основном состоянии

     имеет электронную конфигурацию внешнего слоя                    

       l) 2s22p4             2) 2s22p2                       3) 2s22p3                    4) 2s22p6

А8.  В ряду химических элементов Li —> Be —> В —> С металлические свойства

       1) ослабевают                          3) не изменяются

       2) усиливаются                          4) изменяются периодически

А9.  Наибольший радиус имеет атом

       1) олова                    2) кремния                3) свинца                    4) углерода

А10.  В каком ряду простые вещества расположены в порядке усиления металлических свойств?

       1)  Mg, Ca, Ва                           3)  К, Са, Fe

        2)   Na, Mg, Al                           4)  Sc, Ca, Mg

А11.  Распределению электронов по энергетическим уровням в атоме элемента соответствует ряд чисел:          2,8,18,6.         В Периодической системе этот элемент расположен в группе

       1)V A                                2) VI A                    3)V B                        4) VI B

А12.  Ионный характер связи наиболее выражен в соединении

       1) СС14                   2) Si02                       3) СаВг2                         4) NH3

А13.  Путем соединения атомов одного и того же химического элемента образуется связь

       1) ионная                                            3) ковалентная неполярная

    2) ковалентная полярная                           4) водородная

А14.  В каком ряду записаны формулы веществ только с ковалентной полярной связью?

        1) Cl2, NH3, HC1                           3) H2S, Н20, S8

        2) HBr, NO, Br2                           4) HI, H20, PH3

А15.  Какое вещество имеет атомную кристаллическую решетку

        1) йод                   2) графит               3) хлорид лития           4) вода

А16.  Молекулярную кристаллическую решетку имеет каждое из 2-х веществ:

        1) алмаз и кремний                                         3)  йод и графит    

        2) хлор и оксид углерода (IV)                        4) хлорид бария и оксид бария

Тема. Растворы.

Вода - самый лучший неорганический растворитель. Многие вещества (кислоты, основания, соли и пр.) хорошо растворимы в воде. В зависимости от степени растворимости бывают насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Растворимость газов, жидкостей и твердых веществ зависит от различных факторов: от природы растворимого вещества и растворителя, температуры, давления (если растворимое вещество - газ), от посторонних воздействий и пр.

Существует несколько способов выражения концентрации раствора.

  1. Массовая доля растворенного вещества (ω) - отношение массы растворенного вещества к массе раствора.

  2. Молярная концентрация или молярность (См) - число моль растворенного вещества в одном литре раствора.

  3. Нормальная концентрация или нормальность (СN) - число молярных масс эквивалента растворенного вещества, содержащегося в одном литре раствора.

Вещества делятся на электролиты и неэлектролиты. Теория электролитической диссоциации объясняется причины проводимости или непроводимости электрического тока. Степень электролитической диссоциации позволяет объяснить почему электролиты делятся на слабые и сильные.. Необходимо знать основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли рассматриваются в данном разделе как электролиты.
Изучив § 15 вышеуказанного учебника, решите следующие задачи:

1. Какую массу металлического натрия надо растворить в воде, чтобы получить 200 г раствора с массовой долей гидроксида натрия 0,08?

2. При выпаривании 1 кг раствора едкого натра с массовой долей NaOH 16% удалено 200 г воды. Какова массовая доля едкого натра в растворе после выпаривания?

3. Сколько граммов раствора с массовой долей MgSO4 6% можно приготовить из 24,6 г MgSO4*7H2O?

Тема. Основные классы неорганических соединений и их свойства.

Знать кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Основные способы получения кислот.

Знать основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.

Знать соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли бывают средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.

Иметь понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла (на примере кальция и железа), неметалла (серы и кремния), переходного элемента (цинка). Генетические ряды и генетическая связь в органической химии. Единство мира веществ.

Изучив материал §§ 20 - 23, выполните любую цепочку превращений из упражнения 1 к пар. 23.
Тема. Химические реакции.

Чтобы систематизировать всё многообразие возможных химических превращений, используют следующие признаки для классификации: по исходным реагентам и продуктам реакции, по изменению степеней окисления, по тепловому эффекту, по наличию раздела фаз, по обратимости, по наличию катализатора. Необходимо иметь понятие о скорости химических реакций и зависимости скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов. Существуют обратимые и необратимые реакции. В случае протекания первых устанавливается подвижное химическое равновесие. Зная принцип Ле - Шателье, можно предложить способы его смещения.
Изучите материал параграфов 11 - 14 учебника, выполните следующее тестовое задание:

1. Вза­и­мо­дей­ствие ок­си­да на­трия с водой от­но­сит­ся к ре­ак­ци­ям

1) со­еди­не­ния, не­об­ра­ти­мым
2) об­ме­на, об­ра­ти­мым
3) со­еди­не­ния, об­ра­ти­мым
4) об­ме­на, не­об­ра­ти­мым

2. Ука­жи­те ре­ак­цию за­ме­ще­ния.

1)

2)

3)

4)

3. К окис­ли­тель­но-вос­ста­но­ви­тель­ным ре­ак­ци­ям не от­но­сят раз­ло­же­ние

1) ме­та­на
2) азот­ной кис­ло­ты
3) хло­ри­да ам­мо­ния
4) нит­ра­та ам­мо­ния
4. Ука­жи­те эн­до­тер­ми­че­скую ре­ак­цию со­еди­не­ния

1) 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6Н2O
2) N2 + O2 = 2NO
3) 2Н2 + O2 = 2Н2O
4) С + O2 = СO2
5.Во сколько раз увеличится скорость газофазной элементарной реакции A = 2D при увеличении давления в 3 раза?

1) в 3 раза

2) в 6 раз

3) в 9 раз

4) в 12 раз
6. Что способствует смещению данной реакции N2+ ЗН2 =2NH3 + Q вправо:

1) увеличение температуры

2) повышение давления

3) понижение давления

4) увеличение концентрации продукта реакции

Тема. Металлы и неметаллы.

Все простые вещества делятся на две большие группы: неметаллы (22) м металлы (все остальные). Они отличаются по строению атомов, физическим и химическим свойствам. Особенности строения атомов металлов таково: большие атомные радиусы и малое количество электронов (от 1 до 3) на внешнем электронном слое. Имеют металлическую кристаллическую решетку, которая обуславливает общие физические свойства металлов: металлический блеск, пластичность, электропроводность, теплопроводность, твердость. Но есть и существенные отличительные признаки: металлы бывают мягкими и твердыми, легкими и тяжелыми и т.д. Металлы хорошие восстановители, их восстановительную активность характеризует положение металла в электрохимическом ряду напряжений; слева направо восстановительная активность уменьшается. Реагируют металлы с неметаллами, водой, кислотами, солями. Но есть и характерные свойства для таких металлов, как цинк, алюминий, хром. Металлы получают из руд. Металлургия делится на пиро-, гидро- и электрометаллургию. Особенный интерес представляет электрометаллургия. Чистые металлы в промышленности не применяют, потому что более практическими свойствами обладают сплавы. Сплавы делятся на черные и цветные.

У атомов неметаллов малые атомные радиусы и большое количество электронов на внешнем слое (от 4 до 8). Агрегатное состояние неметаллов - либо газы, либо твердые вещества (жидкий только бром), кристаллические решетки бывают двух видов (молекулярная и атомная). Физические свойства определяются строением кристаллической решетки. Неметаллы могут проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства (только фтор - сильнейший окислитель). Особенное внимание следует обратить на подгруппу галогенов, а именно на то, как изменяются их свойства в связи с положением в ПСХЭ Д.И.Менделеева.
Внимательно изучив материал §§ 17 - 19, выполните следующее задание:

  1. К раствору, содержащему 27 г хлорида меди (II), добавили 14 г железных опилок. Какая масса меди выделилась в результате этой реакции7

  2. Смесь кремния, графита и карбоната кальция массой 34 г обработали раствором гидроксида натрия и получили 22, 4 л газа (н.у.). При обработке такой же порции смеси соляной кислотой получили 2,24 л газа (н.у.). Определите массовый состав смеси.

  3. Представьте себе, что хлор пропустили через раствор, содержащий бромид кальция. Какие изменения можно было бы увидеть? А если хлорид кальция взболтать в бромной воде? Какие изменения произойдут в этом случае?

Тема. Химия и экология.

В связи с бурным развитием химического производства произошли значительные изменения в окружающей среде. Человек нанес биосфере непоправимый вред, так как произошло химическое загрязнение окружающей среды. Необходима охрана гидросферы от химического загрязнения. Актуальна и охрана почвы от загрязнения. Существуют действенные меры охраны атмосферы от химического загрязнения. И, конечно же, охрана флоры и фауны занимает не последнее место в этом списке. На помощь человечеству пришли такие методы, как биотехнология и генная инженерия.

§ 26 учебника посвящен данному вопросу, но используя и другие дополнительные ресурсы, подготовьте сообщение (или презентацию) по одной из обозначенных проблем.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дистанционный курс учебной дисциплины «Химия». Преподаватель: Бардонова Инна Юрьевна iconПрограмма дисциплины ер. Р. 01 Химия окружающей среды цели и задачи...
Курс «Химия окружающей среды» проводится после изучения систематических курсов общая и неорганическая химия, органическая химия,...
Дистанционный курс учебной дисциплины «Химия». Преподаватель: Бардонова Инна Юрьевна iconРабочая программа Общеобразовательной учебной дисциплины «химия» Специальность
«Химия», примерной программы учебной дисциплины «Химия» авторов Габриеляна О. С., Остроумов И. Г., одобренной фгу «фиро» Минобрнауки...
Дистанционный курс учебной дисциплины «Химия». Преподаватель: Бардонова Инна Юрьевна iconРабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Дистанционный курс учебной дисциплины «Химия». Преподаватель: Бардонова Инна Юрьевна iconПредлагаю ознакомиться со следующими материалами по заявленной тематике
Виртуальный мастер-класс "Как провести дистанционный урок" (автор: Ольга Юрьевна Межина)
Дистанционный курс учебной дисциплины «Химия». Преподаватель: Бардонова Инна Юрьевна iconРабочая программа учебной дисциплины модуль «Химия»
Фгос впо по направлению подготовки 111100. 62 «Зоотехния», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Дистанционный курс учебной дисциплины «Химия». Преподаватель: Бардонова Инна Юрьевна iconРабочая программа учебной дисциплины модуль «Химия»
Фгос впо по направлению подготовки 111100. 62 «Зоотехния», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Дистанционный курс учебной дисциплины «Химия». Преподаватель: Бардонова Инна Юрьевна iconРабочая программа учебной дисциплины модуль «Химия»
Фгос впо по направлению подготовки 111100. 62 «Зоотехния», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Дистанционный курс учебной дисциплины «Химия». Преподаватель: Бардонова Инна Юрьевна iconПрограмма учебной дисциплины органическая химия 2014 г
Программа учебной дисциплины «Органическая химия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Дистанционный курс учебной дисциплины «Химия». Преподаватель: Бардонова Инна Юрьевна iconРабочая программа учебной дисциплины «химия»
Рабочая программа учебной дисциплины Химия для специальности среднего профессионального образования естественнонаучного профиля:...
Дистанционный курс учебной дисциплины «Химия». Преподаватель: Бардонова Инна Юрьевна iconРабочая программа учебной дисциплины модуль «Химия»
Фгос впо по направлению подготовки 020400. 62 «Биология», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Дистанционный курс учебной дисциплины «Химия». Преподаватель: Бардонова Инна Юрьевна iconДистанционный курс изучения истории преподаватель: ковалева татьяна сергеевна электронная почта
История России: познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности...
Дистанционный курс учебной дисциплины «Химия». Преподаватель: Бардонова Инна Юрьевна iconРабочая программа учебной дисциплины «химия физическая и коллоидная»
С впо по направлению подготовки 110500. 62 «Садоводство», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Дистанционный курс учебной дисциплины «Химия». Преподаватель: Бардонова Инна Юрьевна iconРабочая программа учебной дисциплины «химия»
Рабочая программа учебной дисциплины Химия для специальностей среднего профессионального образования технического профиля: 110809...
Дистанционный курс учебной дисциплины «Химия». Преподаватель: Бардонова Инна Юрьевна iconАвтор Радченко Оксана Юрьевна преподаватель огоу спо «Астраханский...
Автор Радченко Оксана Юрьевна – преподаватель огоу спо «Астраханский техникум легкой промышленности»
Дистанционный курс учебной дисциплины «Химия». Преподаватель: Бардонова Инна Юрьевна iconРабочая программа учебной дисциплины «Химия»
«Химия» является приобретение студентами знаний в области общей и неорганической химии в качестве естественнонаучной дисциплины,...
Дистанционный курс учебной дисциплины «Химия». Преподаватель: Бардонова Инна Юрьевна iconТематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск