Автор Радченко Оксана Юрьевна преподаватель огоу спо «Астраханский техникум легкой промышленности» Форма занятия урок





Скачать 155.13 Kb.
НазваниеАвтор Радченко Оксана Юрьевна преподаватель огоу спо «Астраханский техникум легкой промышленности» Форма занятия урок
Дата публикации14.09.2013
Размер155.13 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Тема «Право собственности и иные вещные права.

Право интеллектуальной собственности»
Автор Радченко Оксана Юрьевна – преподаватель ОГОУ СПО «Астраханский техникум легкой промышленности»

Форма занятия – урок

Тип урока – изучение нового материала

Вид занятия – деловая игра

Продолжительность – 1час 30 минут

Предмет «Основы права»

Дата разработки 20.03.11

2 курс, специальность 080113 « Страховое дело»
Цель урока:

Развитие правовой культуры студентов через понимание правоотношений, связанных с собственностью, в том числе интеллектуальной.
Ожидаемые результаты:

студенты смогут:

  • давать определения понятиям «право собственности», «право владения», «право пользования», «право распоряжения» и называть главные различия между понятиями;

  • изучив основные положения Гражданского кодекса РФ, части 4, главы 70 «Авторское право», применять эти знания при решении конкретных жизненных ситуаций;

  • устанавливать коммуникацию в группе и сотрудничать при решении поставленных задач

  • вести диалог, в ходе дискуссии отстаивая свое мнение, учитывая и уважая мнение оппонента


Формирующиеся компетенции (обозначение и нумерация компетенций даны в соответствии со стандартами нового поколения для СПО):

  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.


Методы:

  • По характеру познавательной деятельности – частично-поисковый (эвристический), анализ конкретных ситуаций.

  • По источнику знаний – словесный (беседа, дискуссия), практический.

  • По способу усвоения знаний – интерактивный (работа в малых группах).

  • По виду итогового контроля – двойное тестирование.


Внутрипредметные связи:

«Правонарушения и юридическая ответственность», «Основы правового положения человека и гражданина», «Административное правонарушение и административная ответственность», «Понятие гражданского права. Гражданские правоотношения. Осуществление и защита гражданских прав».
Межпредметные связи:

Основы экономики – «Собственность и её виды», «Конкуренция и монополия», «Экономические основы бизнеса».
Основные понятия:

  • право собственности;

  • право владения;

  • право пользования;

  • право распоряжения;

  • авторское право;

  • интеллектуальные права;

  • исключительное право;

  • использование произведения;

  • объект авторского права.


Оснащение урока:

  • ТСО: мультимедийный проектор, ПК, интерактивная доска.

  • Дидактические средства: раздаточный материал (тесты, выдержки из закона и текст задач), презентация с текстами задач во время обсуждения, смайлики для удобства оценивания активности студентов

ХОД ЗАНЯТИЯ


  1. Организационный момент:

  • проверка присутствующих;

  • деление группы на 4 подгруппы;

  • формулировка целей урока.




  1. Беседа с целью выявить разницу между понятиями «право собственности», «право владения», «право пользования», «право распоряжения».

Вопросы, задаваемые преподавателем:

  1. Как вы думаете, что означает понятие «право собственности»?

  2. Всегда ли мы пользуемся только теми вещами, которыми владеем? Можем ли мы пользоваться чужими вещами?

  3. Можем ли мы распорядиться как захотим (продать, подарить, выбросить) своей вещью?

  4. Можем ли мы распорядиться как захотим (продать, подарить, выбросить) чужой вещью?

В ходе беседы студенты с преподавателем приходят к выводу, что:

  • Право собственности – это признаваемое обществом и охраняемое законом право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

  • Право владения – это право относится к вещи как к своей.

  • Право пользования – это право пользоваться вещью и извлекать из неё выгоду.

  • Право распоряжения – это право решать судьбу вещи путем отчуждения, уничтожения и т.д.




  1. Постановка проблемы и представление студентам «задачи-размышления» (Приложение 1)

Проблема: право собственности распространяется не только на материальные вещи, принадлежащие человеку, организации, государству, но и на нематериальные ценности и на результаты интеллектуального труда (так называемая интеллектуальная собственность) – изобретение, художественное произведение и т.д. При этом возникает проблема. С одной стороны нужно защитить права собственника, с другой – дать право людям пользоваться результатами этого труда. Часто эти два права вступают в противоречие друг с другом.

Напрмер: «В Самаре, в рамках празднования 65-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне, был организован бесплатный концерт ветеранов. На этом концерте исполнялись многие военные песни: «Смуглянка», «От героев былых времен», «Лен мой лен» и др.

Российское авторское общество предъявило претензии организаторам концерта.

"Для правомерности исполнения этих произведений администрация района должна была получить на это разрешение, заключив лицензионный договор с Российским авторским обществом. Этого сделано не было", - утверждает Олег Патрин, заместитель генерального директора Российского авторского общества.

Это претензии не к хору, говорят защитники авторских прав, а к тем, кто концерт организовал. У каждой песни есть авторы, и они работали не бесплатно.

А еще в Самаре ветеранам дали совет: если без всякой организации сверху сами соберетесь и захотите попеть для других, то просите разрешения.»[3]

Предлагается студентам выразить свое отношение к сложившейся проблеме, на чьей они стороне и почему.


  1. Формулировка задач данного этапа урока:

  • Самостоятельно изучить выдержки из Гражданского кодекса Российской Федерации, части 4, главы 70 «Авторское право»;

  • научиться анализировать информацию и применять её при решении конкретных жизненных ситуаций;

  • предложить пути решения проблемы самарских ветеранов.




  1. Предварительное тестирование по теме (Приложение 1). Цель тестирования – получить данные об уровне знаний студентов по проблеме до начала их работы по вопросу, с тем, чтобы впоследствии можно было провести повторное тестирование и сравнить полученные результаты для вывода о степени эффективности занятия. Эксперты, присутствующие на уроке проверяют тесты. Результаты будут объявлены только в конце урока после повторного тестирования.




  1. Информационный блок урока

Проводится с целью самостоятельного изучения студентами материалов по проблеме. В начале урока группа была разделена на четыре подгруппы. Каждой подгруппе будет предложена часть материала, который нужно изучить на уроке. Подгруппа знакомиться с материалом, отвечает на поставленные вопросы и в конце самостоятельного изучения у каждого члена данной подгруппы в тетради краткий конспект материала. В данном случае подгруппам предлагаются выдержки из Гражданского кодекса Российской Федерации, части 4, главы 70 «Авторское право» и вопросы к тексту. Студенты первой подгруппы уже в качестве экспертов расходятся по другим подгруппам и знакомят их с информацией, отвечают на вопросы товарищей. Тоже самое по очереди делают студенты других подгрупп. Таким образом, к концу этого этапа урока у всех студентов будет в тетрадях нужная информация в полном объеме, происходит самообучение студентов без вмешательства преподавателя, и формируются коммуникативные и другие компетенции.

Раздаточный материал для подгрупп (Приложение 2)


  1. Аналитический блок

После усвоения, таким образом, всего объема материала, каждая подгруппа получает ситуационную задачу (Приложение 3) и после обсуждения сообщает свое решение задачи с аргументацией. Затем дается возможность студентам других подгрупп высказаться по этому вопросу (если они не согласны с решением). Текст задачи выведен на экран интерактивной доски для удобства обсуждения. С этой же целью на экран выводятся и выдержки из текста закона при возникновении спора и необходимости аргументации своей точки зрения.


  1. Решение «задачи-бонуса» (вариативная часть – для желающих набрать дополнительные баллы).

Задача – бонус

Однажды одна очень известная российская фирма – производитель мясных и колбасных продуктов воспользовалась услугами рекламного агентства, оплатив при этом, как это называется, “в черную”. Сотрудники агентства скачали фото одной из достопримечательностей Санкт- Петербурга из глобальной сети интернет и использовали эту фотографию в создании образа упаковки.

Вопросы:

  1. Было ли здесь нарушение авторского права? Обоснуйте свой ответ.

  2. Если нарушение было, кто за него несет ответственность?



  1. Итоговое тестирование. Проводится с целью сравнить результаты с результатами предварительного тестирования для вывода о степени эффективности занятия. Эксперты, присутствующие на уроке проверяют тесты.




  1. Обсуждение «задачи-размышления», представленной в начале занятия уже с учетом обретенных знаний.




  1. Рефлексивный блок

Оглашение оценок по тесту. Сравнение результатов по предварительному и итоговому тестированию.

Объявление оценок за урок. Оценивание студентов происходит следующим образом: в течение всего урока за активность, за работу в своей подгруппе, за работу с другими подгруппами, за решение задач студенты получают смайлики (Приложение 4). В конце урока каждый подсчитает количество полученных смайликов. Студенты знают, что смайлики двух достоинств: по два балла и по одному баллу, поэтому им не трудно самим подсчитать баллы и узнать свою оценку. Для большей объективности оценивания каждая подгруппа получает еще несколько смайликов, которые может распределить сама в зависимости от степени активности работы членов подгруппы. Студенты высказывают свое мнение о прошедшем занятии. Анализ проделанной работы со стороны преподавателя.
Источники

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации

  2. Сайт Федеральной антимонопольной службы России www.fas.gov.ru/spheres/advertising.html

  3. Сайт программы «Вести» www.vesti.ru, репортаж « Защитники авторских прав берут мзду с ветеранов»

  4. Основы права: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ под ред. С.Я.Казанцева. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

Приложение 1

ТЕСТ

  1. Авторское право – это интеллектуальное право на произведение науки, литературы и искусства (да или нет).

  2. Для возникновения и защиты авторского права

а) необходимо наличие патента

б) необходимо наличие лицензии

в) не требуется соблюдение каких-либо формальностей.

  1. Объектами авторских прав являются

а) литературные произведения

б) музыкальные произведения

в) официальные документы

г) программы для ЭВМ

  1. Авторские права в России защищает

а) Федеральная антимонопольная служба

б) Федеральная служба страхового надзора

в) Союз предпринимателей России

г) нет правильного ответа

  1. Авторское право действует

а) только при жизни автора

б) передается по наследству на неопределенный срок

в) при жизни автора и в течение 50 лет после его смерти

г) при жизни автора и в течение 70 лет после его смерти

ЭТАЛОН ОТВЕТА

вопроса

ответ

кол-во баллов

1

да

1

2

в

1

3

а,б,г

3

4

г

1

5

г

1

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Кол-во баллов

Оценка

7 баллов

5

6 баллов

4

4-5 баллов

3

0-3 балла

2

Приложение 2

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПЕРВОЙ ПОДГРУППЫ

Первая карточка

Определение

Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

Автором произведения науки, литературы и искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Вопросы:

  1. Что такое авторское право?

  2. Кто признается автором произведения?

  3. Распространяется ли авторское право на неопубликованное произведение?


Вторая карточка

Объектами авторских прав являются:

  • Литературные произведения;

  • Драматические и музыкально-драматические произведения;

  • Музыкальные произведения с текстом или без текста;

  • Аудиовизуальные произведения;

  • Произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

  • Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

  • Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

  • Географические, геологические и другие карты, планы, эскизы;

  • Другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

Задание:

Постарайтесь объединить в три пункта весь перечень объектов.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВТОРОЙ ПОДГРУППЫ

Первая карточка

Не являются объектами авторских прав:

  • Официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций;

  • Государственные символы и знаки, а также символы и знаки муниципальных образований;

  • Произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

  • Сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач и т.д.)

Задание:

Перечислите кратко (так, чтобы каждый пункт занял не больше одной строчки) объекты на которые не распространяется авторское право.
Вторая карточка

Право на обнародование и использование произведения.

Автору принадлежит право на обнародование своего произведения. Произведение не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах и т.д.).

Исключительное право использовать произведение принадлежит автору или иному правообладателю.

Исключительное право на произведение переходит по наследству.

Задание:

Перечислите лиц, имеющих право обнародовать произведение.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ТРЕТЬЕЙ ПОДГРУППЫ
Первая карточка

В России для защиты авторских прав была создана Общественная некоммерческая организация «Российское авторское общество», которая дает разрешение на использование произведений и следит за тем, чтобы авторам выплачивалось вознаграждение.

Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается:

  • Воспроизведение произведения, то есть изготовление одного или более экземпляров;

  • Распространение произведения путем продажи или иного отчуждения;

  • Публичный показ произведения;

  • Публичное исполнение произведения;

  • Доведение произведения до всеобщего сведения.

Вопросы:

  1. Какая организация в России защищает права авторов?

  2. Что считается использованием произведения?


Вторая карточка

Свободное использование произведения.

Допускается без согласия автора и без выплаты вознаграждения в случае:

  • Цитирования в научных и информационных целях в объеме, оправданном целью цитирования;

  • Использования в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью.

Вопрос:

В каких случаях можно свободно использовать произведение?
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЧЕТВЕРТОЙ ПОДГРУППЫ

Срок действия исключительного права на произведение.

Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, после смерти.

Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.

Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права (70 лет) исчисляется с года следующего за годом реабилитации.

Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права, увеличивается на 4 года.

По истечении срока действия исключительного права произведение переходит в общественное достояние.

Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

Вопросы:

  1. Сколько лет действует авторское право?

  2. Сохраняется ли авторское право на произведение, обнародованное после смерти автора? Если да, то на какой срок?

  3. Как считается срок действия авторского права, если автор был репрессирован и в дальнейшем реабилитирован?


Приложение 3

Задача для первой подгруппы

Год назад было найдено неизвестное ранее и никогда не исполнявшееся произведение Моцарта (18 век).

Вопросы:

  1. Является ли это произведение объектом авторского права? Обоснуйте свой ответ.

  2. Какие формальности нужно соблюсти, чтобы получить возможность исполнять это произведение?


Задача для второй подгруппы

Современный гимн России был написан С. Михалковым и впервые исполнен в 2001г. С Михалков умер в 2009 году.

Вопросы:

  1. Является ли это произведение объектом авторского права? Обоснуйте свой ответ.

  2. Какие формальности нужно соблюсти, чтобы получить возможность исполнять это произведение?


Задача для третьей подгруппы

Писатель Солженицын А.И. (1918-2008гг)

Самое известное произведение «Архипелаг Гулаг» впервые опубликовано в Париже в декабре 1973 года.

Вопросы:

  1. Является ли это произведение объектом авторского права? Обоснуйте свой ответ.

  2. Какие формальности нужно соблюсти, чтобы получить возможность использовать это произведение?


Задача для четвертой подгруппы

Писатель С. Михалков опубликовал своего знаменитого «Дядю Степу» в издательстве «Детская литература» в 1936 году. Умер Михалков в 2009 году.

Вопросы:

  1. Является ли это произведение объектом авторского права? Обоснуйте свой ответ.

  2. Какие формальности нужно соблюсти, чтобы получить возможность использовать это произведение?

Приложение 4


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Автор Радченко Оксана Юрьевна преподаватель огоу спо «Астраханский техникум легкой промышленности» Форма занятия урок iconПрограмма учебной дисциплины
Организация-разработчик: государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное...
Автор Радченко Оксана Юрьевна преподаватель огоу спо «Астраханский техникум легкой промышленности» Форма занятия урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разработчик: Лукина Елена Юрьевна, преподаватель фгоу спо сахалинский топливно – энергетический техникум, 1 категории
Автор Радченко Оксана Юрьевна преподаватель огоу спо «Астраханский техникум легкой промышленности» Форма занятия урок iconУчебно-методический комплекс по уд индивидуальные занятия музыкой
Составитель: Ефимова Наталья Юрьевна, преподаватель гбоу спо по «Опочецкий индустриально-педагогический колледж»
Автор Радченко Оксана Юрьевна преподаватель огоу спо «Астраханский техникум легкой промышленности» Форма занятия урок icon«Организация занятий учебной практика на основе игровых педагогических технологий»
Автор: Корчажкина Виктория Юрьевна – мастер производственного обучения гбоу спо «Вознесенский агротехнический техникум» Нижегородской...
Автор Радченко Оксана Юрьевна преподаватель огоу спо «Астраханский техникум легкой промышленности» Форма занятия урок iconИсаева Оксана Николаевна 2012 г. Вид занятия: изучение нового материала...
Цель: познакомить учащихся с историей возникновения дорожных знаков, пробудить интерес к изучению Правил дорожного движения, развить...
Автор Радченко Оксана Юрьевна преподаватель огоу спо «Астраханский техникум легкой промышленности» Форма занятия урок iconВнеклассное мероприятие «За чашкой чая» Сценарий
Автор Н. В. Верина -преподаватель специальных дисциплин огбоу спо «Новгородский агротехнический техникум»
Автор Радченко Оксана Юрьевна преподаватель огоу спо «Астраханский техникум легкой промышленности» Форма занятия урок iconСовершенствование инвестиционной политики в системе управления предприятиями...
Охватывает все виды деятельности легкой промышленности: от глубокой переработки сырья до производства готовых товаров и их продвижения...
Автор Радченко Оксана Юрьевна преподаватель огоу спо «Астраханский техникум легкой промышленности» Форма занятия урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Сиротина Елена Анатольевна, преподаватель гбоу спо рк «Петрозаводский лесотехнический техникум»
Автор Радченко Оксана Юрьевна преподаватель огоу спо «Астраханский техникум легкой промышленности» Форма занятия урок iconНа правах рукописи удк: 616. 716. 1-053. 31/7-071. 3 Нувахов Натан...
«Технология изделий легкой промышленности» и 262200. 62 «Конструирование изделий легкой промышленности»
Автор Радченко Оксана Юрьевна преподаватель огоу спо «Астраханский техникум легкой промышленности» Форма занятия урок iconОсновная образовательная программа высшего образования направление...
...
Автор Радченко Оксана Юрьевна преподаватель огоу спо «Астраханский техникум легкой промышленности» Форма занятия урок iconПрограмма учебной дисциплины
Организация-разработчик: государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное...
Автор Радченко Оксана Юрьевна преподаватель огоу спо «Астраханский техникум легкой промышленности» Форма занятия урок iconФорма обучения заочная, 4 года (сокращенная)
Направление подготовки бакалавров 260200 Конструирование изделий легкой промышленности
Автор Радченко Оксана Юрьевна преподаватель огоу спо «Астраханский техникум легкой промышленности» Форма занятия урок iconМетодические указания Для лучшего запоминания наименования костей...
«Технология изделий легкой промышленности» и 262200. 62 «Конструирование изделий легкой промышленности»
Автор Радченко Оксана Юрьевна преподаватель огоу спо «Астраханский техникум легкой промышленности» Форма занятия урок iconАмбарцумян Лиана Юрьевна, преподаватель русского языка и литературы...
Помочь студентам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность текстов Тютчева
Автор Радченко Оксана Юрьевна преподаватель огоу спо «Астраханский техникум легкой промышленности» Форма занятия урок icon1 Предмет и содержание анатомии. Ее место в ряду биологических дисциплин....
«Технология изделий легкой промышленности» и 262200. 62 «Конструирование изделий легкой промышленности»
Автор Радченко Оксана Юрьевна преподаватель огоу спо «Астраханский техникум легкой промышленности» Форма занятия урок iconОтчет гоу спо «Прокопьевский строительный техникум» о проведенной...
Гоу спо «Киселевский горный техникум» 1 чел., гоу спо «Беловский техникум железнодорожного транспорта» 3 чел., Гоу «крирпо» 1 чел.,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск