Скачать 188.95 Kb.
|
Тема работы: «Организация занятий учебной практика на основе игровых педагогических технологий». Автор: Корчажкина Виктория Юрьевна – мастер производственного обучения ГБОУ СПО «Вознесенский агротехнический техникум» Нижегородской области. Направление: интернет – конференция по учебной работе. Секция: организация практического обучения в профессиональном образовании. Содержание
Кроме блочно-модульной системы обучения в последнее время все большее применение находят игровые педагогические технологии. Игровая технология позволяет отойти от авторитарности в процессе обучения и воспитания, всегда ориентирована на самостоятельную работу в сочетании с групповой организацией деятельности, что позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения (работать в группах в разных ролях, использовать широкие человеческие контакты, несовпадающие точки зрения на одну проблему). Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции: - развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); - коммуникативную: освоение диалектики общения; - самореализации в игре как полигоне человеческой практики; - игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; - диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; - функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; - межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; - социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову): • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию обучающегося, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»); • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»); • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Признаки методов активного обучения1. Создание проблемной ситуации. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном опыте, логике и здравом смысле. Оптимальный вариант проблемной задачи - та задача, решение которой неоднозначно даже для специалиста, преподавателя.2. Адекватность учебно-познавательной деятельности характеру будущих практических задач и функций обучаемого. Особенно это касается вопросов личностного общения, служебных и должностных взаимоотношений. Благодаря его реализации возможно формирование эмоционально-личностного восприятия обучающимися профессиональной деятельности.3. Взаимообучение. Стержневым моментом многих форм проведения занятий с применением методов активного обучения является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения. Этот признак не отрицает индивидуализацию обучения, но требует его разумного сочетания и умелого использования.4. Индивидуализации. Требование организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося. Признак также подразумевает развитие у обучающихся механизмов самоконтроля, саморегулирования, самообучения.5. Исследование изучаемых проблем и явлений. Реализация признака позволяет обеспечить формирование отправных начальных моментов навыков, необходимых для успешного самообразования, основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта.6. Самостоятельное взаимодействие обучающихся с учебной информацией. При традиционном обучении педагог (равно как и весь используемый им комплекс дидактических средств) исполняет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию. При активизации обучения - педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.7. Мотивация. Активность, как индивидуальной, так и коллективной, как самостоятельной, так и регламентируемой учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов обучающихся выступают: профессиональный интерес, творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий. .Эмоциональное воздействие. В условиях проблемности содержания, творческого характера и состязательности деятельности происходит быстрый, резкий ввод в действие резервов организма. Возникающие при этом эмоции активизируют, побуждают человека, инициируют его направленность на совершение деятельности.В современном обучении, делающем ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; - как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; - в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); - как технологии внеклассной работы. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у обучающихся развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др. Можно выделить основные этапы организации урока с применением игровых технологий. Первый этап очень важен для успеха методом игровой технологии. В этот момент важно подать идею, но не определять её содержание. Задача ставится только в общих чертах. Ощущение свободы выбора, участие в выборе и определение направления деятельности обеспечивают сознательную работу обучающихся, создают положительную мотивацию работы над идеей, принятую коллективно. На втором этапе идет выстраивание организации деятельности учащихся в коллективной работе – распределение задач между группами участников, определение амплуа каждого члена группы и их взаимодействие. Каждое действие, особенно вначале, обсуждается коллективно. В таких дискуссиях выявляются лидеры, вокруг которых образуются рабочие подгруппы. В обязанности мастера как координатора входит организация работы всей группы, помощь в усвоении данной технологии, оценка проделанной работы. Третий этап. Мастер должен помнить, что задача формулируется так, чтобы, с одной стороны, достичь поставленных целей, а с другой – дать максимальную свободу для её творческого выполнения учащимися. Четвертый этап – организация и проведение работы над поставленной задачей. Завершающий этап: подводится итог работы учащихся, дается качественная оценка проделанной работы, которая должна быть положительной, даже если идея осуществлена не на 100% или что-то не получилось. В процессе работы осуществляются взаимодействие, взаимопомощь учащихся, а мастер поощряет и направляет поиск необходимой информации, помогает сам, когда учащийся исчерпает все возможности. В работу обучающихся по мере востребованности вводятся новые идеи, организуется практическая направленность. Простейший путь достижения цели – разделение всех видов деятельности на множество ролей. Групповая работа, совместное взаимодействие, творчество – положительные особенности игровых технологий. В качестве примера фрагмента игровой технологии можно привести один из уроков производственного обучения маляров. Основная цель такого урока – воспитание творческого отношения к труду, обучающиеся сами выбирают пути решения поставленных перед ними задач, используя знания приобретенные на уроках теоретического обучения по предметам: Технология малярных работ, Материаловедение, Охрана труда, а также умение составлять инструкционно-технологические карты, приобретенные на предыдущих уроках производственного обучения. В процессе игры каждый обучающийся, имеющий посредственные знания предметов спеццикла, в процессе производственного обучения имеет шанс повысить свой профессиональный уровень. На этих уроках наставниками для отстающих учеников являются обучающиеся с более высоким уровнем знаний – именно на их плечи ложится ответственность за качественное выполнение задания на уроках, именно они в состоянии уменьшить число отстающих учащихся в группе и являются первыми помощниками матера п/о на уроках в учебных мастерских. Методика разработки урока учебной практики с элементами игры Тема учебного занятия: Оклейка стен виниловыми обоями встык. Тип учебного занятия: формирование умений и навыков. Организационная форма проведения учебного занятия: учебная практика (форма проведения – бригадная). Дидактические цели учебного занятия Обучающие:
Развивающие: зрительно производит выбор обоев в зависимости от типа помещения, выражает в словесной форме последовательность технологии оклейки стен обоями, переключается от одной работы на другую, представляет конечный результат своей работы. Воспитывающие: проявляет устойчивый интерес к овладению избранной профессии, рационально планирует и организовывает свою работу, демонстрирует навыки выполнения отдельных операций, проводит проверку результатов своей деятельности, адекватно реагирует на критические замечания мастера п/о, умело использует инструкционно-технологическую карту и другие инструкции, умеет работать в бригаде. Методы обучения Словесные:
Наглядно – демонстрационные:
Практические:
Проверка знаний умений и навыков, применяемых на учебном занятии:
Средства обучения Информационные:
Контролирующие:
Материально-дидактическое обеспечение учебного занятия
кисти и валики, щетка с щетиной из мягкого волоса, ножницы, шнур, резиновый или пластиковый ролик, нож, отвес.
Контроль и оценка:
Содержание урока
Использованная литература
|
Применение игровых технологий на урок Применение игровых технологий на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся | 1 Теоретическая глава. Теоретические основы использования игровых технологий в учебном процессе «Использование игровых технологий в младшем школьном возрасте», заключается в том, что в наше время всё больше внимания в научной... | ||
Организация урока Целью игровых технологий является решение ряда задач: дидактических расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Как показывает практика, достижению высоких результатов способствует использование современных педагогических технологий. Выбор технологий... | ||
Задачи: Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения... Коллектив школы работает над методической темой «Реализация компетентностного подхода в обучении и воспитании» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Педагогических технологий, к которым относится и модульное обучение – такая организация учебного процесса, при которой учащийся работает... | ||
Методическая разработка На тему: «Использование игровых технологий... На тему: «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры» | Согласно учебному плану учебная практика и практика по профилю специальности... Продавец продовольственных товаров, 12721 «Кассир торгового зала)» 3 недели проводится в 1 семестре: производственная практика (по... | ||
Рабочая программа практика преддипломная (квалификационная или стажировка) для специальности «Организация обслуживания в общественном питании» на основе примерной программы «Преддипломная (квалификационная или стажировка)... | Формирование исследовательской компетенции обучающихся средствами... | ||
Рабочая программа разработана на основе «Организация обслуживания в общественном питании» на основе примерной программы «Преддипломная (квалификационная или стажировка)... | Система работы по обучению английскому языку в начальных классах посредством игровых технологий | ||
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос спо... ... | Программа учебной дисциплины Организация-разработчик: аоу во спо «Вологодский колледж связи и информационных технологий» | ||
Галина алексеевна Организация учебной и научно – исследовательской деятельности учащихся с применением современных образовательных технологий | М. И. Власова положение о смотре-конкурс Методические рекомендации представляют собой первый раздел методической разработки по педагогической практике по дополнительной подготовке... |