Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 272.22 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации18.04.2014
Размер272.22 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок

Использование современных инновационных технологий на уроках географии и истории


Имея 30- летний стаж работы педагога-практика, я и по сей день нахожусь в поиске новых подходов и способов организации образовательного процесса. Меня не покидает стремление достичь такого взаимодействия учителя и ученика, которые бы формировали у учащихся социально значимые ценности, как потребность в получении знаний; умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний; выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач; планирование своей образовательной деятельности; позитивная самооценка. Как показывает практика, достижению высоких результатов способствует использование современных педагогических технологий. Выбор технологий определяется многими факторами, к основным из которых относятся целевые установки районного и школьного МО, а также конкретные цели текущего учебного процесса.

Наша школа имеет большие возможности для широкого внедрения в практическую работу разнообразных современных технологий. Это объясняется, прежде всего, работой школы в инновационном режиме, широком внедрении в практику работы информационно-коммуникационных технологий.

 Современная школа многого требует от учителя – и глубокой научной подготовки, и высокого мастерства,  и безусловной педагогической грамотности и компетентности.

Какие принципы лежат в основе моей педагогической деятельности? Что самое главное для меня как учителя, работающего в 21 веке?

Во-первых, много знать и стараться узнать еще больше. Учить детей учиться – важнейшая задача любого педагога. Я считаю, что ученик должен стать творцом своей деятельности. Поэтому стараюсь строить обучение так, чтобы ребенок, прилагая усилия, преодолевая небольшие трудности, добивался результата, тогда его роль в обучении будет деятельностной, а результат более радостным. Ведущую роль  в моей работе играют   творческие методы обучения.

Я, как учитель географии и истории, в своей практической деятельности широко использую информационно-коммуникационные технологии и интегрированные уроки, поскольку считаю, что они являются мощным средством наглядности при обучении географии и истории. Применение информационных компьютерных технологий не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

  • повышает мотивацию учащихся к учению;

  • активизирует познавательную деятельность;

  • развивает мышление и творческие способности ребёнка;

  • формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Основная моя задача - мотивировать ученика в его занятиях географией и историей. Повысить интерес к географии и истории можно через создание мультимедийных презентаций. Этот вид деятельности очень нравится школьникам разных возрастов с 6 по 11 класс.

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.  В своей работе я приучаю своих учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаем себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты. Главное для меня как  педагога – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Ежегодно с ребятами мы принимаем участие на районных экологических научно-практических конференциях. Разработала программу элективного курса « География здоровья» в 9 классе. Данная программа позволила моим ребятам успешно выступать на районных экологических научно-практических конференциях: с группой учеников 9-го класса мы выполнили научно-исследовательскую работу «Исследование зон отдыха на южной стороне села Черемшан. Проект будущего». Данная работа заняла 4-е место на районной конференции; работа Загртдинова Ильсура (10 кл) «Изучение и решение проблем по утилизации твёрдых бытовых отходов р.ц с Черемшан.» заняла первое место в районной экологической научно-практической конференции. (2009г). Интерес вызвали также работы «Врачующая энергия растений» и «Шумовое загрязнение».

Большое внимание в своей педагогической деятельности уделяю технологии интегрированного обучения. В результате проведения интегрированных уроков происходит развитие эмоциональной сферы детей. По мнению Сухомлинского это дает “желанное пробуждение мысли”, что реализует нашу цель развитие социального интеллекта. Интегрированное обучение географии создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Оно требует и разнообразие форм преподавания, успешно влияющих на психологию и эффективность воспитания учащимся учебного материала. Многие географические понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по истории, математике, физике, биологии, химии и другими предметами. Вместе с учителями биологии, истории и обществознания провела следующие интегрированные мероприятия: Интегрированный урок-путешествие по географии и истории в 7классе по теме “В каком пространстве мы живём. Дом, в котором мы живём.”; интегрированный урок по географии и истории в 9 классе по теме: «Проблемы современного хозяйства России”; интегрированный урок по географии и экологии в 8 классе по теме: “Озеро Байкал”; интегрированный классный час по географии и истории “Дела давно минувших дней, посвященный 200-летию Победы в Отечественной войне 1812 года”; интегрированное внеклассное мероприятие по географии и истории в 9-10 классах “400- летие освобождения Москвы от польских интервентов”; внеклассное мероприятие по географии, экологии и биологии “Урок чистоты”, интегрированный урок по географии и истории на тему «Европейский Север. История освоения».

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков. Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров, уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований, учебных конференций (пресс-конференций), уроков проектов. На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки – ролевые игры, например, урок-суд в 8 классе по теме: “Стихийные природные явления”, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: КВН, “Что? Где? Когда?”, уроки-конкурсы, уроки-соревнования, уроки по принципу телевизионных игр “Своя игра”, “Как стать миллионером?”. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. При изучении нового материала отдаю предпочтение применению проблемного обучения и ролевой игре.

Использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует их осознанному применению.

Разработала программу занятий кружка “Музейное дело” и провожу целенаправленно индивидуальную работу с одарёнными детьми. Ученики всегда принимают активное участие в олимпиадах по истории и географии. Для их подготовки к успешным выступлениям на олимпиадах и конкурсах использую тесты, задания международных, всероссийских, региональных, олимпиад разных лет, даю задания поискового характера. Ребята сами создают научно-исследовательские проекты и компьютерные презентации.

Для повышения своего профессионального кругозора принимаю активное участие в работе школьных проблемных семинарах и методических объединений учителей истории географии. Ежегодно в рамках проведения предметных недель в школе, даю открытые уроки и внеклассные мероприятия.

Владение информационно-коммуникационными технологиями является необходимым условием профессиональной компетентности учителя, которая проявляется в готовности и умении оптимально решать педагогические задачи с использованием информационно-коммуникационных технологий. Необходимо постоянно осваивать информационные технологии, которые создают новые возможности для повышения эффективности работы учителя.

Считаю, что самое ценное качество педагога – это увлеченность. Мне повезло: я встретила немало увлеченных учителей. Душевные крылья, которые их возносят над повседневностью, порой никому не видны, и внешне человек выглядит совершенно обыкновенным. Увлеченный учитель – учитель, который получает удовольствие от своего дела, и для которого вся школьная жизнь осветлена радостью творчества. Думаю, что именно такого человека, учителя ценили, ценят, и будут ценить.

Открыв книгу В.А. Сухомлинского, подаренную мне педагогами кафедры географии по окончании КГПИ в 1982 году, я прочла: “Только творческий педагог может развить творческие способности в себе и творческое начало в ребёнке”. Эти слова стали девизом всей моей педагогической деятельности.

Главная цель моей деятельности, как любого другого учителя: научить своих учеников всему тому, что знаю сама, научить их думать и действовать самостоятельно, научить применять полученные на уроках истории и географии знания в жизни, и главное формировать у них умения и навыки их самостоятельного приобретения, чтобы после окончания школы они смогли социализироваться и стать конкурентоспособными на рынке труда.

Основной стратегией обучения выступает личностно-ориентированный подход и валеологическая обоснованность урока, а это значит, что я всегда помню: я обучаю каждого ученика в отдельности, знаю его возможности и потребности, особенности его характера, личностные интересы, возрастные переживания, настроение, его склонности и мечты; я учитываю: готовность класса, социальные, индивидуальные, психофизиологические особенности детей.

В процессе преподавания приходиться сталкиваться с рядом проблем, требующих решения.

1. Не секрет, что в школу приходят разные ученики. Кому-то достаточно знаний, которые дает учебник, а кому-то требуется дополнительный материал.

2. Никто не станет отрицать тот факт, что сегодня возрос объем изучаемой информации. В связи, с чем возникает закономерный вопрос: способен ли ребенок запомнить и усвоить весь этот объем?

3. Благодаря телевидению, Интернет – ресурсам можно взять все, что необходимо для успешного обучения. Но проблема в том, что данная информация пассивна и не всегда адаптирована для ученика. Сделать её активной, научить самостоятельно анализировать, систематизировать и применять полученный материал - в этом и состоит задача учителя.

4. Стало очевидным, что у большинства детей потерян интерес к учебе, наблюдается познавательная пассивность. Выявляя причины столь низкого интереса учащихся к учебному процессу, я пришла к выводу, что проблема состоит, в неразрешенном противоречии между естественным желанием детей приобщится ко всему новому и консерватизмом традиционных методов обучения, особенно в части вариантности источников получения информации. Они в традиционной педагогике сводятся, как правило, к монологу учителя и чтению учебника. А интересы большинства учащихся, так или иначе, связаны с компьютерными технологиями, так как современное представление о качественном образовании включает свободное владение информационными технологиями, и, как следствие, компьютер сегодня воспринимается как предмет необходимости.

И, наконец, мы сталкиваемся с тем, что:

- дети плохо читают, запоминают;

- их внимание не устойчиво;

- низок уровень самостоятельности мышления;

- не достаточно развиты творческие способности;

- снижается грамотность и культура речи учащихся.

Стремление решить эти проблемы рождает поиск. Поиск таких форм работы, которые обеспечивают максимальную творческую активность каждого ученика. И такой формой работы являются, на мой взгляд, ИКТ. Ведь их применение позволяет помимо решения названных проблем повышать качество подготовки учащихся, разрешать разнообразные психолого-педагогические проблемы, формировать умения и навыки экспериментально-исследовательской деятельности.

Трудно сегодня представить подготовку к занятиям, их проведение без использования компьютерных технологий, Интернета. Ведь предметы, которые я преподаю, требуют ориентироваться в современном быстроменяющемся мире. Применение информационных технологий заставляет пересматривать планирование и содержание учебного предмета. Это требует соответствующей подготовки от педагога. И здесь возникает противоречие между сложившейся подготовкой учителя, носящей универсальный характер и необходимостью на практике решать профессионально педагогические задачи, требующие от него не только фундаментальных знаний по предмету, но и соответствующих профессиональных умений использовать средства новых информационных технологий в образовательном процессе.

На сегодняшний день эта важная научно-методическая проблема является актуальной и не решенной. Поэтому я выбрала тему самообразования: «ИКТ в деятельности учителя истории и географии».

Цель: изучить возможности применения ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

1. Изучить специфику применения компьютерных средств, проследить процесс трансформации организационных форм и методов обучения на мультимедийных уроках.

2. Исследовать имеющиеся медиаресурсы.

3. Создать собственные, апробировать их на уроках и во внеурочной деятельности.

4.Сделать выводы об эффективности применения ИКТ на уроках истории.

Работая над данной темой, я поняла, что использование компьютера в процессе обучения географии и истории позволяет:

1. Решить три методические задачи:

  • Проектировать новый образовательный процесс (посредством мультимедийного предоставления информации);

  • Активизировать познавательную деятельность (мотивация самостоятельной деятельности, конструирование учебного материала в ходе работы с информацией);

  • Способствовать процессу активизации и успешной социализации обучающегося в современном мире.

2. Я пришла к выводу, что ИКТ, как средство обучения, имеют определенные дидактические функции. Они незаменимы на стадии чувственного восприятия изучаемых объектов и явлений. При этом наглядные образы обеспечивают постоянную связь мышления с изучаемым объектом (через абстрактное мышление). Для более полного запоминания и усвоения учебного материала учащимися необходимо задействовать как можно большее количество каналов восприятия информации. Очень эффективно это можно сделать с применением графических и мультимедийных возможностей компьютера. Таким образом, ИКТ выступает как совокупность методов и средств накопления, обработки, представления, сохранения и передачи информации. Однако, важно помнить, что применение ИКТ обеспечит необходимый педагогический эффект только при условии соблюдения определенных дидактических требований. С. П. Новиков выделяет следующие:

  • Информация, получаемая с помощью ИКТ, соответствует современным научным представлениям;

  • По уровню сложности и объему она доступна учащимся для понимания.

  • Учебная информация, получаемая с помощью ИКТ, согласуется с базовым учебником по конкретному предмету.

  • ИКТ применяются в той учебной аудитории, где проходят учебные занятия, а их применение диктуется логикой и методикой изложения учебного материала.

3. Информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть и реализовать потенциальные возможности иных инновационных технологий и методов. Их можно применять вместе с другими педагогическими технологиями, например, традиционной, здоровьесбережения и развития критического мышления.

Информационно-коммуникационные технологии я применяю как в учебном процессе: урок, занимательная перемена, проекты, спецкурсы, элективные и факультативные курсы, подготовка к ЕГЭ, реализация регионального компонента в образовании, так и во внеурочной деятельности: классные часы, социальное проектирование, реализация программы «Одаренные дети» и другое. Урок с применением ИКТ (медиаурок) – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласовывает методику объяснения учебного материала с методикой применения информационно-коммуникативных технологий и где они выступают как средство для достижения поставленной цели и решения задач.

Цель педагогической деятельности в рамках изучения истории в школе, как я говорила выше, – способствовать созданию условий для более успешной социализации индивида в современном мире через использование новых информационных технологий. Поэтому мои задачи в области преподавания истории сводятся к следующему:

  • формирование у учащихся умений поиска, анализа и отбора необходимой учебной информации;

  • овладение ими конструктивными способами учебной и социальной коммуникации;

  • познание ими исторических закономерностей, явлений и событий;

  • использование и применение ими полученных знаний в реальной жизни.

Свои задачи в области ИКТ я вижу:

  • Во внедрении ИКТ в образовательный процесс;

  • В развитии информационной культуры учащихся;

  • Оперативном распространении актуальной информации;

  • Организации внеурочной проектной деятельности учащихся;

  • Расширении возможностей в применении наглядности.

Медиаурок, по моему мнению, имеет свои методические возможности и преимущества. Они выражаются в следующем:

  • повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности;

  • возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных задач, для обработки учебной информации;

  • организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества;

  • повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;

  • развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся;

  • формирование навыков работы с информацией (производить поиск, отбор, переработку, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и др.), способствуя тем самым формированию информационной культуры школьников.

В своей деятельности я выделяю три основных формы работы с ИКТ:

Во-первых, это непосредственно применение информационных технологий на уроках истории. Во-вторых, это применение информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся по истории вне школьных занятий;

И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.).

С точки зрения использования ИКТ на уроке, я делю эти уроки на три группы. Принадлежность урока к той или иной группе обуславливает технические условия и наличие соответствующего программного обеспечения для его проведения.

1. Уроки демонстрационного типа.

Этот тип уроководин из самых распространённых на сегодняшний день в моей практике. Для его проведения требуется наличие предметного кабинета, оснащённого компьютером и проектором или переносной вариант этой техники. На таком уроке информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом его этапе. В качестве программного обеспечения я использую материалы готовых программных продуктов на CD, содержащих большой объём фото, видео, аудио информации по различным темам, а также презентации, которые я готовлю к своим урокам сама.

2. Уроки компьютерного тестирования.

Тестирование – это один из видов контроля знаний, который прочно вошел в жизнь школы. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Каждый учащийся класса работает на таком уроке только индивидуально. Программным обеспечением служат тестовые программы (готовые или созданные самим учителем). Тестирование я провожу, как в компьютерном классе (когда каждый ученик сидит за компьютером), так и через демонстрацию тестов на слайдах.

3. Интегрированные уроки.

Интегрированные уроки я провожу реже. Проводятся они, как правило, в компьютерном классе, где учащиеся имеют доступ к компьютерам. Использую при этом возможности стандартных программ MS-OFFIC, сеть Интернет, готовые программные продукты. В школьной программе по истории немало тем, которые полезно рассматривать одновременно с точки зрения нескольких наук (например, темы по культуре).

При использовании ИКТ на уроках географии и истории реализую следующие принципы:

Принцип деятельности

- позволяет коренным образом изменить роль ученика: он является не объектом, а субъектом познавательной деятельности.

Принцип минимакса

- учебное содержание должно соответствовать максимальному уровню изучения географии и истории, которое обеспечивает освоение минимального уровня, то есть уровня, задаваемого стандартом.

Принцип вариативности

- позволяет ставить ученика в позицию выбора, где из большого объема учебного материала учащиеся должны выбрать только тот, который соответствует определенным требованиям.

Принцип творчества

- позволяет включать в план урока задания, для выполнения которых ученику потребуется придумать собственный метод.

Принцип психологической комфортности

– позволяет осуществлять индивидуальный подход к деятельности каждого ученика, учитывая психологические и интеллектуальные способности личности.

Прежде чем применять ИКТ на уроке, я решаю, действительно ли это необходимо и насколько. Поэтому подготовку урока с использованием ИКТ я организую поэтапно:

1 этап – технологический. На данном этапе я определяю способ использования ИКТ: работа учащихся за компьютером или работа в классе с использованием проектора.

2 этап - содержательно- организационный.

Методическая организация учебной деятельности (осуществляю выбор темы урока, определяю цели и задачи, планирую деятельность учителя и учащихся, а также оцениваю эффективность использования выбранных методов и форм изучения материала, составляю проект урока.

3 этап – процессуальный. Этап проведения урока и реализации замыслов на основе использования ИКТ.

4 этап - аналитико–рефлексивный. Анализ деятельности учащихся на всех этапах урока, обоснование эффективности использования компьютерных средств, оценка качества знаний учащихся.

Мультимедийные уроки применимы для учащихся любого возраста. Я провожу их с 5 по 11 класс. В ходе урока я применяю ИКТ:

  • при объяснении нового материала;

  • при актуализации знаний;

  • для обобщения и систематизации знаний;

  • при выполнении творческих заданий;

  • во время лекций, практических и лабораторных занятий;

  • при самоподготовке;

  • в практической деятельности и при закреплении знаний;

  • для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала.

Я использую компьютер в разных целях:

  • для индивидуализации учебного процесса;

  • как средство наглядности учебного процесса (презентации);

  • путь поиска информации из самых широких источников (Интернет);

  • способ организации коллективной и групповой работы (проекты) и др.;

  • средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического сопровождения урока, т. е. использование компьютера для подготовки необходимых материалов (поурочное планирование, методические разработки, индивидуальные задания, контрольные и другие виды работ) и т. д.;

  • компьютерное тестирование, которое дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов.

Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами. Так на уроках изучения нового материала использую демонстрационную программу, которая позволяет в доступной, яркой, наглядной форме представить учащимся теоретический материал.

Образовательные программы имеют в своем составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое событие с комментарием диктора.

Электронные пособия позволяют осуществить тройное сопоставление: «Событие - термин-изображение», что способствует формированию системы изучения нового понятия. Например, при изучении вопроса о египетских пирамидах в 5 классе с помощью мультимедиа представляю - процесс их постройки (событие), далее даю определение понятия «пирамида» (термин), а затем рассматриваю ее изображение.

На уроке закрепления считаю целесообразным использование программ - контролеров.

На уроках – практикумах учащиеся совершенствуют свои умения заполнять контурные карты, таблицы, делать выводы, работать со статистическими материалами, таблицами. Предлагаю учащимся дополнительную зрительную и слуховую информацию с мультимедийных носителей или из ИНТЕРНЕТА. Для практического занятия определяю цели, подбираю соответствующие задания. Для активизации познавательной деятельности включаю в работу игровые моменты, это оживляет восприятие учащимися материала, вызывает интерес к изучению предмета, развивает творческие способности. Например, использую кроссворды, игровые варианты работы с материалом.

Применяю в учебном процессе мультимедийные электронные учебники, которые представляют собой большую часть традиционного учебно-методического комплекса по курсу. В них входит одновременно и собственно учебник, и рабочая тетрадь, и атлас, и подробная хронологическая таблица, и хрестоматия с достаточно полной подборкой документов, и видеофрагменты, и справочник с современной поисковой системой. Их использование значительно облегчает работу учителя, которому не нужно перед каждым уроком разрываться в поисках интересной информации, иллюстративного материала, письменных и звуковых документов. При изучении прошлого школьники лишены возможности, непосредственно воспринимать события и явления общественной жизни. Компьютерные технологии позволяют реконструировать жизнь общества в различные периоды истории, в различные эпохи.

Использование учебных программ позволяет более глубоко изучать, например, вопросы развития культуры народов на разных исторических этапах. Проведение интерактивных экскурсий с использованием программы “Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства”, программа “Атлас древнего мира” и другие позволяют увидеть памятники искусства. При использовании различных электронных материалов, возникла необходимость создания собственной версии – презентации, где появилась возможность комбинировать разные источники информации.

Презентации удобны тем, что при подготовке отбираю материал именно тот, который нужен для конкретного урока и в нужной последовательности. Кроме того, компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. Например, считаю рациональным выводить на экран планы характеристик, описаний, планы практических работ, таблицы, справочные материалы и т. д. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку.

Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа урока, они практически заменяют традиционные мел и доску. Все важные этапы урока зафиксированы учителем на слайдах заранее, поэтому ему не приходится отнимать от урока время для записей на доске. Ещё одним положительным моментом презентаций является постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, а так же возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока. Таким образом, у учащихся сразу работают два вида памяти (визуальная, слуховая), что способствует лучшему усвоению нового материала.

Уроки с использованием информационных технологий особенно нравятся детям, так как усвоение учебного материала происходит быстрее и легче.

Все этапы урока эмоционально переживаются учениками. Это способствует формированию положительного отношения к изучаемому предмету, учёбе, школе. В течение урока учащиеся не только усваивают новый материал, но и переживают ситуации успеха. Ощущение успешности помогает учащимся в последствии показать хорошие результаты при контроле знаний.

Однако нужно отметить, что подготовка и проведение медиауроков представляет собой достаточно трудоемкий, творческий процесс.

Большое внимание уделяю тому, какой вклад вносят учащиеся в создание презентации. Создание презентации превращаю в творческий процесс с элементами проектной деятельности. В этом случае у учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных информационных потоках. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Обрабатывая информацию, ребята подбирают материалы для слайдов; строят схемы, выбирают фотографии и текстовое сопровождение, осуществляют дизайн слайда, готовят защиту своего теоретического вопроса. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует ОУУН. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который безусловно пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Одним из главных и масштабных источников информации является сеть ИНТЕРНЕТ. Основные функции Интернет связаны с вещательными, интерактивными и поисковыми услугами, которые могут быть активно использованы в школьной истории и учебно-воспитательном процессе.

Интернет – ресурсы позволяют включать в учебный процесс: научную и научно- популярную, справочную и статистическую, познавательную и образовательную информацию представленную в текстовом, графическом, фото, аудио и видео виде. Организуя работу учащихся в сети Интернет выполняю роль координатора. Предлагаю учащимся следующие адреса поисковых систем: www. yandex. ru., www. goоgle. ru. и др. Использование ключевых слов помогает найти прямой путь к поиску интересующей информации. В процессе работы учащиеся знакомятся с различными источниками информации, а за тем анализируют ее. Интернет – ресурсы активно используются школьниками при подготовке рефератов и докладов по географии и истории, презентаций. Однако важно помнить о тех проблемах, с которыми приходиться сталкиваться, работая в сети Интернет: беспорядочное расположение информации и сложный процесс ее поиска, бесконтрольный доступ к антиобщественной и антигуманной информации, информационная перегрузка, вызванная обилием источников информации.

И все же плюсов в применении ИКТ на уроке я вижу больше. Ведь оно позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

  • повысить объем выполняемой работы на уроке;

  • усовершенствовать контроль качества знаний;

  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

  • повысить наглядность изложения материала, привлечь внимание учащихся к изучаемой теме, сделать урок истории более интересным;

  • представить учебный материал в увлекательной, динамичной, структурированной форме, побуждая учащихся к более активному усвоению учебного материала, за счет включения большего количества каналов восприятия информации;

  • формировать у учащихся умения самостоятельно работать с исторической информацией.



Благодаря ИКТ:

  • учащиеся становятся активными участниками познавательного процесса;

  • повышается уровень обученности и качество знаний учащихся по предмету;

  • устанавливаются межпредметные связи;

  • появляется возможность организации проектной деятельности учащихся как на уроке, так и во внеурочной деятельности;

  • учащиеся под руководством учителя создают дополнительные учебные материалы для школьной медиатеки: электронные сборники творческих работ;

  • изменяются к лучшему взаимоотношения учителя с учениками, занимающимися совместной проектно-исследовательской деятельностью;

  • изменяется отношение учеников к компьютеру, его используют в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

Однако, учителю планируя урок с применением ИКТ, необходимо задуматься о целесообразности его применения для изучения данного материала. При этом он должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:

  • Четко определять педагогическую цель применения ИКТ в учебном процессе;

  • Уточнять, где и когда он применяет ИКТ в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной информации;

  • Согласовывать выбранное средство КТ с другими средствами, применяемыми на уроке;

  • Учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации.

  • Анализировать и обсуждать с классом наиболее важные, узловые вопросы изучаемого материала.

Таким образом, компьютер и программы  должны быть органично взаимосвязаны с другими   составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами, методами, деятельностью учителя и учащегося.

Роль учителя является ключевой в формировании информационной культуры учащихся. Внимание учеников, степень освоения ими получаемых знаний зависят от умения учителя правильно организовать занятие. Работа должна предусматривать наличие обратной связи, потребность которой определяется степенью сложности учебного материала. При применении ИКТ на уроках очень важны индивидуальный подход, учет личностных и психологических возможностей ученика, его возможности активно взаимодействовать с носителем информации. В зависимости от индивидуальных особенностей: характера обучаемости, уровня медиаобразовательных умений, степени мотивации необходимы соответствующие коррективы и варианты индивидуальной работы. Важно помнить, излишняя увлеченность использованием ИКТ ведет к перегрузке учебного материала второстепенной информацией, отвлекает от сути изучаемой проблемы, рассеивает внимание школьников. Поэтому анимационной материал должен быть дозированным. При работе учащихся с применением ИКТ необходимо обращать внимание на соблюдение санитарных норм, т.е. вводить ограничения не только по объему, но и учитывать временные нормы работы учащихся: для учащихся 6-7-х классов -  20 мин, 8-9-х классов - 25 мин, 10-11-х классов - 30 мин. Для оптимальной организации  учебной деятельности школьников с применением ИКТ я предлагаю работу с компьютером  чередовать с работой с другими видами деятельности. Это позволит выполнить требуемые санитарные нормы, организовать динамичную учебную деятельность школьников, так как смена видов деятельности снижает утомляемость, активизирует работу.

Также я использую в своей работе метод проекта для повышения коммуникативной направленности в обучении истории. Работа с проектами начинается в 5 классе. В 9 – 11 классах проектные задания усложняются. Организуя данную работу, я пришла к выводу, что, если разные виды проектов (информационные, творческие, ролево-игровые, исследовательские) целенаправленно и систематически использовать в работе, то эффективность результатов обучения значительно повышается. Благодаря использованию ИКТ происходит погружение в проблему с одной стороны и серьезная экономия учебного времени - с другой. Работа над проектами способствует как росту общей информационной культуры ученика, так и углублению знаний по истории.

Информационные технологии удачно применяются и во внеурочное время. В рамках предметной недели проводятся классные часы, исторические турниры, конференции и здесь не обойтись без компьютерных технологий.

Я считаю, что эффективность применения ИКТ зависит от профессиональной подготовки учителя. Поэтому ему необходимо постоянно заниматься повышением квалификации, в первую очередь, за счет самообразования.

  1. Результативность

В своей работе я применяю ИКТ четвертый год. В кабинете географии и истории находится компьютер с лицензированным программным обеспечением.

Реализация применения ИКТ в процессе преподавания дала следующие результаты:

год

Качество знаний

по истории

Успеваемость по истории

Качество знаний

по географии

Успеваемость по географии

2010- 2011

71 %

100%

72%

100%

2011- 2012

73%

100%

76%

100%

Анализируя приведенные данные, следует отметить, что при применении ИКТ наблюдается тенденция роста качества знаний по предметам. Кроме того, использование информационных технологий как средства активизации учебно-познавательной деятельности учащихся позволило повысить интерес учащихся к преподаваемым мной предметам. В 2010 году ученица 11класса Муртазина Лена с лучшим результатом в районе сдала ЕГЭ по истории. Результат тестирования «Великая Отечественная война» ученицы 10 класса Альмендеевой Александры вошёл в 500 лучших ответов по Татарстану.

Результаты учащихся в районных олимпиадах:

Год

экология

история

2008-2009

одно первое и два вторых места

третье место

2009-2010

-

два вторых места

2010-2011

первое место

два третьих места

2011-2012

два третьих места

-

2012-2013

-

третье место

Учащиеся при помощи компьютера подготавливают и проводят на уроке выступления, работают с информацией, применяют мультимедийные возможности компьютера, интернет - ресурсы, образовательные программы для самостоятельной работы. Они принимают активное участие в школьной ученической научно-практической конференции со своими исследовательскими работами, используя слайдовые презентации на защите, показывая фильмы созданные в программах ProShow Gold, MOVIE MARKER.

Я выступала по данной теме на заседаниях ШМО и РМО. Делилась опытом своей работы с коллегами из школ нашего района, давала открытые уроки.












Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск