Скачать 195.93 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Школа естственных наук ДВФУ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)Методика обучения химии в вузе Направление 020100.68- ХимияМагистерская программа «Химия элементоорганических соединений» Форма подготовки -очнаяШкола естественных наук ДВФУ Кафедра общей , неорганической и элементоорганической химии курс __1_____ семестр ___1_____ лекции __36_ (час.) практические занятия__18_____час. семинарские занятия________час. лабораторные работы_______час. консультации всего часов аудиторной нагрузки___54_____ (час.) самостоятельная работа ___27______ (час.) реферативные работы (количество) контрольные работы (количество) зачет ___________ семестр экзамен_____1_____семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования ( Приказ министерства образования и науки РФ №547 от 20.05.2010 г.). Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры общей , неорганической и элементоорганической химии ,протокол №1от «10 » сентября 2012г. Заведующий кафедрой общей , неорганической и элементоорганической химии : Н.П.Шапкин. Составитель : А.А. Капустина. Оборотная сторона титульного листа РПУД I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры общей, неорганической и элементоорганической химии: Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (Н.П.Шапкин) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры общей, неорганической и элементоорганической химии: Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (Н.П. Шапкин) АННОТАЦИЯ Курс «Методика обучения химии в вузе» разработан для студентов 1 курса по направлению 020100.68 «Химия» , обучающихся по всем магистерским программам этого направления. Дисциплина «Методика обучения химии в вузе» входит в вариативную часть общенаучного цикла - М1.В.ДО.2. Дисциплина «Методика обучения химии в вузе» логически и содержательно связана с такими курсами, как неорганическая, органическая, физическая химии, а также педагогика и психология, изученными в ООП бакалавриата и с дисциплинами магистратуры « Актуальные задачи современной химии», « Организация и управление деятельностью научного коллектива». Цели освоения дисциплины: 1.Знание и понимание принципов преподавания химии в образовательных учреждениях высшего профессионального образования; 2. Освоение методов отбора материала, методов преподавания и основ управления процессом обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Задачи: 1.Формирование знаний форм, методов и средств обучения. 2.Формирование знаний принципов обучения, принципов организации и управления учебным процессом в вузе. 3. Формирование умения квалифицированного проведения различных форм занятий. Обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, общекультурные (ОК) и профессиональные компетенции (ПК): пониманием принципов работы и умением работать на современной научной аппаратуре при проведении научных исследований (ОК-6). в научно-педагогической деятельности: пониманием принципов построения преподавания химии в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ПК-8); владением методами отбора материала, преподавания и основами управления процессом обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ПК-9); в организационно-управленческой деятельности: владением основами делового общения, имеет навыки межличностных отношений и способен работать в научном коллективе (ПК-11); I. Структура и содержание теоретической части курса Модуль 1. Введение. Предмет и задачи курса "Методика обучения химии в вузе"- 6 час. Раздел 1. Современные проблемы обучения и преподавания. Основное содержание курса " Методика обучения химии в вузе " (4 час.). Тема 1: Введение. Предмет и задачи "Методика обучения химии в вузе. Современные проблемы обучения и преподавания. (2 час.). Введение. Предмет и задачи курса "Методика обучения химии в вузе". Принципы обучения (научности, доступности, творческой активности, коллективности, индивидуализации, развития познавательных способностей, межпредметных связей). Тема 2. Пути совершенствования обучения химии. Преемственность средней и высшей школ. (2 час.). Пути совершенствования образования. Проблемы и формы взаимодействия школа- вуз. Разрешение противоречий. Раздел 2. Вклад выдающихся педагогов в развитие методики обучения (2 час.) Тема 1. Великие педагоги прошлого (1 час.) Великие педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г.Песталоцци, К.Д Ушинский. Отечественные педагоги-химики прошлого :М. В. Ломоносов, А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев, Г.И. Гесс. Тема 2. Великие педагоги настоящего (1 час.) Современная педагогическая школа. Б.Н. Некрасов, С.Г. Шаповаленко, Д.М. Кирюшин, Ю.В. Ходаков, Н.Л. Глинка, С.А. Щукарев, М.Х. Карапетьянц, Л.К. Полинг, Г.Т. Сиборг. Модуль 2. Процесс обучения -4 час. Тема 1.Обучение, преподавание и учение как особые виды человеческой деятельности (2 час.). Социальный характер обучения. Типы процесса обучения: информационный и продуктивный (творческий). Их преимущества и недостатки; их соотношение в зависимости от целей обучения. Тема 2. Вопросы возрастной психологии и физиологии в приложении к студенческому возрасту. Особенности обучения студентов. (2 час.) Особенности обучения студентов в сравнении с обучением школьников и взрослых. Теория поэтапного формирования умственных действий и ее приложение к процессу обучения. Гуманизация и гуманитаризация обучения. Модуль 3. Цели обучения. Содержание обучения – 6 час. Тема 1. Современный специалист и основные требования, предъявляемые ему обществом. О содержании и принципах построения ООП (на примере направления «Химия».). Компетентностный подход. (2 час.). Цели обучения химии на химических, естественных и гуманитарных факультетах университетов. Психолого-педагогические особенности преподавания химии в зависимости от выбранной цели обучения. Формирование творческого химического мышления - наиболее общая цель обучения. О содержании и принципах построения ООП. Компетентностный подход. Тема 2. Содержание обучения. Системный подход к определению содержания обучения (4 час.). Система и структура учебной дисциплины и содержания курса химии. Различные способы применения системного подхода к определению содержания курса химии и его структурированию. Построение курса химии на основе переноса системы науки на систему обучения. Основные учения химической науки и внутринаучные связи между ними. Превращение учений науки в блоки содержания учебной дисциплины. Блоки содержания как элементы системы обучения. Внутридисциплинарные (внутрипредметные связи) как системообразующие связи между элементами содержания курса.Другие способы построения курсов химии. Построение курса химии на основе системного представления предмета изучения химии (химический процесс и вещество). Построение курса химии в соответствии с уровнями организации вещества (ядро, атом, молекула, кристалл и другие уровни). Построение курса химии на основе концептуальных систем химии. Соотношение структуры научной теории и структуры содержания обучения и построение курса химии на основе структур химических теорий. Модуль 4. Методы обучения -4 час. Тема 1. Понятие о методе обучения. Классификация методов обучения (2час.). Взаимосвязь и взаимовлияние целей обучения, содержания обучения и методов обучения. Продуктивно-поисковое и традиционное (информационное обучение) и их соотношение при преподавании профилирующей и непрофилирующей дисциплин (химия в химических и нехимических вузах). Методы формирования творческого химического мышления. Тема 2. Систематизация методов обучения в зависимости от числа даваемых в обучении ориентиров. Исследовательское, программированное и алгоритмизированное обучение (2час.). Метод исследовательского обучения. Содержание исследовательского обучения Организация исследовательского лабораторного практикума и самостоятельной работы, моделирующей научную деятельность. Метод проблемного обучения и его особенности. Отбор учебного материала для организации проблемного обучения. Способы создания проблемных ситуаций и разрешения учебно-научных проблем. Соотношение "вопрос – задача – проблема". Игровые методы обучения. Познавательные и ролевые игры. Метод программированного обучения. Возможности проблемно- программированного обучения и его учебное содержание. Линейные и разветвленные учебные программы, методика их создания и использования в учебном процессе. Программирование материала для контроля за усвоением знаний и оценки результатов обучения. Метод алгоритмизированного обучения. Понятие алгоритма (формулировки законов, правил, принципов, определений и других познавательных операций). Учебное содержание алгоритмизированного обучения. Алгоритмизированные учебные предписания в лабораторных практикумах и их организация. Алгоритмы планирования научного исследования и обработки результатов эксперимента. Упражнения и задачи в обучении химии. Алгоритмы описания химического объекта. Алгоритм научного рассказа (например, о свойствах химических элементов). Модуль 5. Организационные формы обучения. Средства обучения- 6 час. Тема 1. Методика проведения лекции по химии (2час.). Требования к современной лекции. Организация лекционной формы обучения. Общение лектора с аудиторией. Лекционные демонстрации и демонстрационный эксперимент. Отбор лекционных демонстраций. Пути повышения обучающей функции демонстрационного химического эксперимента. Лекционный контроль за усвоением знаний и методика быстрой проверки и оценки после лекционных заданий. Тема 2. Лабораторный практикум и его роль в обучении химии. Семинары. (2час.). Формы организации лабораторных практикумов. Индивидуальное и групповое выполнение лабораторных работ. Учебно-научное общение при выполнении лабораторных заданий. Организация научного общения между студентами при выполнении лабораторного практикума.Семинар в обучении химии и виды семинарских занятий. Основная цель семинарского занятия - развитие устной (и письменной) речи обучаемых. Дискуссионный способ проведения семинаров. Отбор материала для дискуссионного обсуждения. Решение расчетных задач и разрешение научно-учебных проблем. Методика организации семинара. Тема 3. Средства обучения. Виды средств обучения (2 час.). Учебная книга как средство обучения. Требования к учебным текстам. Способы оценки качества учебных текстов. Объем учебника и учебного пособия. Учебники с разноуровневым содержанием. Технические средства обучения, их виды и разновидности: меловая доска, кодоскоп (графопроектор), диапроектор, кинопроектор, эпидиаскоп, компьютер, видео- и звуковоспроизводящая аппаратура. Таблицы, рисунки и фотографии как средства обучения. Пути использования технических средств обучения для повышения познавательной активности студентов и повышения эффективности усвоения знаний. Дидактические возможности технических средств обучения и оценка эффективности их применения. Компьютер как прибор для научного исследования и как средство обучения. Использование компьютера при проведении семинарского и лабораторного занятий. Роль компьютера в самообучении и самообразовании. Обучение химии при помощи телевидения и сети Интернет - недостатки и преимущества. Модуль 6. Контроль за усвоением химических знаний. Роль контроля в процессе обучения - 4час. Тема 1. Компоненты контроля в ВУЗе. Проверяющая, обучающая и воспитательная функции контроля за усвоением знаний (2час.). Прямая и обратная связь "преподаватель – студенты" на лекции, семинарском занятии и в лабораторном практикуме. Виды контроля: еженедельный, рубежный и экзамен. Контрольная работа, коллоквиум, зачет. Организация контроля за усвоением знаний на лекции, семинарском занятии и в лабораторном практикуме. Взаимный контроль и самоконтроль, недостатки и преимущества. Программированный контроль. Тестовые контролирующие задания. Метод выборочных ответов, его преимущества и недостатки. Рефераты и доклады как один из способов усвоения и оценки химических знаний. Химические олимпиады. Технические средства контроля. Компьютерный контроль. Показатели качества знаний. Тема 2. Оценка и диагностика качеств химических знаний. Педагогический эксперимент в преподавании химии (2 час.). Педагогический эксперимент как средство определения эффективности методических нововведений. Постановка педагогического эксперимента. Измерение результатов обучения. Статистические и качественные методы обработки результатов педагогического эксперимента. Оценивание эффективности выбранных содержания и методов обучения. Методы оценки качества учебной работы преподавателя вуза. Оценка работы преподавателя по уровню сформированных у учащихся знаний. Модуль 7. Методика изучения важнейших тем курсов химии – 6 час. Тема 1. Методика изучения важнейших тем курса общей химии. Окислительно-восстановительные реакции (2 час.). Особенности изучения темы в зависимости от направления подготовки студентов. Электронно-ионный способ подбора коэффициентов уравнения реакции. Электродный потенциал, э.д.с . реакции, константа равновесия. Ряд стандартных электродных потенциалов. Уравнение Нернста. Тема 2. Гидролиз солей. (2час.) Понятие гидролиза. Особенности изучения темы в зависимости от направления подготовки студентов. Уравнения гидролиза. Колтчественная характеристика гидролиза. Тема 3. Методика изучения важнейших тем курса физической химии. Основы учения о направлении химического процесса (химическая термодинамика) (1 час). Неформализованное введение знаний об энтальпии, энтропии и изобарном потенциале. Тема 4. Основы учения о скорости химического процесса (1 час). Зависимость скорости реакции от концентрации (порядок, молекулярность реакции) и температуры (энергия активации). Основное уравнение химической кинетики. Последовательные и параллельные реакции. Лимитирующая стадия. II.Структура и содержание практической части курса Практические занятия, 18 часов Занятие №1(4 часа) Тема: Планирование учебного процесса. Знакомство с основными принципами составления рабочего учебного плана направления (специальности) ВПО. Занятие№2(4 часа) Тема: Методика проведения лекции по химии. Особенности построения лекций, как метода обучения. Занятие №3(4 часа) Тема: Особенности изучения отдельных тем курса химии.
Занятие №4(4 часа) Тема: Особенности решения расчетных химических задач. Занятие №5 (2 часа) Тема: Контрольная работа по решению задач. III. Контроль достижений целей курса Вопросы к экзамену
IV. Тематика и перечень курсовых работ и рефератов Не предусмотрены учебным планом. V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины а) основная литература:
5.Субботина,Н.А. Демонстрационные опыты по неорганической химии: учебное пособие для вузов / Н.А. Субботина, В.А. Алешин, К.О. Знаменков; под ред. ЮД. Третьякова. М.: Академия, 2008. – 282с. 6. Естественнонаучное образование: тенденции развития в России и в мире/ под общ. ред. В.В. Лунина и Н.Е. Кузьменко.- М. : Изд.-во Московского государственного университета, 2011.-240 с. б) дополнительная литература:
в) Интернет-ресурсы: 1.Аспицкая,А.Ф. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении химии: методическое пособие/ А.Ф.Аспицкая , Л.В. Кирсберг – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 356с. http://window.edu.ru/library/pdf2txt/570/64570/35471 2.Космодемьянская,С.С. Методика обучения химии: учебное пособие. Татарский гуманитарно-педагогический университет.- Казань: ТГПУ, 2011.- 136с. http://window.edu.ru/resource/067/78067 3.Актуальные проблемы химического образования: Материалы 2-ой Всероссийской научно - методической конференции, 28-29 апреля 2011/ Московский институт открытого образования. – М., 2011.- 204с. http://window.edu.ru/library/pdf2txt/001/76001/57022/page8 |
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Физико-химические методы... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очного... Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020100. 68 «Химия» Магистерская программа «Химия фторидных, сульфидных соединений металлов в макро-, мезо- и наносостояниях» | ||
Рабочая программа дисциплины Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения по направлению 020100. 68 «Химия». Магистерская... | Рабочая программа Учебной дисциплины биология с основами экологии... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | ||
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... «Химия фторидных, сульфидных соединений металлов в макро- мезо- и наносостояниях» | Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... «Химия нефти и экологическая безопасность», «Химия фторидных, сульфидных соединений металлов в макро-, мезо- и наносостояниях», «Физико-химический... | ||
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом... | Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... А. А. Кудрявцев., С. С. Волкова. Спектральные методы исследования в нефтехимии: Учебно-методический комплекс рабочая учебная программа... | ||
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... Третьяков Н. Ю. Хроматографические методы анализа. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы... | Аналитическая химия учебно-методический комплекс «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,... | ||
Высокомолекулярные соединения учебно-методический комплекс «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,... | Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020100. 68 – «химия» (магистерская программа «Физико-химический... | ||
Российской Федерации Нижегородский государственный университет им.... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и очно-заочного отделений химических факультетов высших учебных заведений,... | Химические основы биологических процессов учебно-методический комплекс «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,... |