Скачать 151.35 Kb.
|
Ваульчикова 218 10 класс 36 часов Окислительно-восстановительные реакции и их практическое значение Пояснительная записка Важная тема школьной программы химии "Окислительно-восстановительные реакции " изучается в курсе неорганической и органической химии. Но данные вопросы рассматриваются в разбросанном виде, прослеженной системы, да и время не всегда позволяет более глубоко раскрыть эту тему и, особенно, обратить внимание на огромное значение окислительно-восстановительных реакций на практике. Поэтому хотелось бы в данном курсе максимально собрать воедино ключевые вопросы данной темы и осветить теоретические факты и практическое значение, чтобы отразить современное состояние химической науки и химической промышленности, что может привести и способствовать развитию устойчивого интерьера к химии, выбору профессии, содействовать формированию научного мировоззрения учащихся. Цель курса - расширение, углубление, выработка умений и навыков, знакомство с новыми направлениями в химической науке в рамках данного профиля. В данной программе можно выделить основные учебно-воспитательные задачи: 1. Изучение о/в процессов в тесной связи и на основе химических знаний учащихся. 2. Демонстрация на конкретной теме значения проходящих химических процессов. 3. Продолжать формировать умение работать с веществами, простейшими приборами, оборудованием. 4. Развитие исследовательских умений: общехимических, логических, общенаучных. 5. Развитие познавательного интереса, направленного на химию и сложные науки. 6. Показ тенденции интеграции в науке и промышленности. На занятиях планируется использовать лекции, семинары, практикумы, проведение экспериментальных исследований, работы с литературой, в том числе справочной. Будут использованы таблицы, схемы, видеофильмы, планируется экскурсия в гальванический цех предприятия. Особое внимание будет уделено не только изучение темы на более глубоком теоретическом уровне, но и значении данных процессов. Это, например, реакции биологических процессов: дыхания, гниения, фотосинтеза; промышленных: сжигание топлива для получения энергии, электрохимические и химические способы получения металлов, щелочей, хлора, антикоррозийные гальванические покрытия металлов и сплавов. На процессах окисления - восстановления основаны распознавание и количественные определения веществ (пермангаметрия, йодометрия, бреиометрия), контроль производственных и научных исследований. Особенность рассматриваемых вопросов даст возможность учащимся лучше ориентироваться в других темах химической науки. Будет прослежен историзм изучения окислительно - восстановительных реакций, более глубже рассмотрен ряд напряжения с учетом стандартных электронных потенциалов, определение направлений реакций. Креме метода электронного баланса при составлении реакций будет обращено внимание на ионно-электронный метод, более глубоко будет изучен процесс электролиза, его законы и умение решать задачи. Особое внимание будет обращено на переход химической энергии в электрическую, т.е. гальванические элементы, аккумуляторы. Каждый ученик сможет проявить свои способности, показать свои знания при проведении семинарских занятий, исследований, ответов по ключевым темам. Содержание Тема 1. Характерные особенности окислительно-восстановительных реакций. Типы окислительно-восстановительных реакций (7-часов). Развитие понятий окислительно-восстановительных реакций. Присоединение кислорода, отнятие водорода. Реакции без участия кислорода. Повышение и понижение степени окисления. Признаки окислительно-восстановительных реакций. Окислитель, восстановитель, окисление, восстановление. Ряд напряжений. Электродный потенциал. Электродвижущая сила гальванического элемента. Стандартный водородный электрод. Стандартный водородный потенциал. Изменение окислительно-восстановительных свойств элементов в зависимости от строения атомов. Атомы металлов и неметаллов, водорода, ионы металлов и неметаллов. Группы и периоды. Важнейшие окислители и восстановители. Типы окислительно-восстановительных реакций: ♦ Межмолекулярные; ♦ Внутримолекулярные; ♦ Реакции самоокисления- самовосстановления. Определение направления окислительно-восстановительных реакций. Решение задач на определение направления окислительно-восстановительного процесса по окислительно-восстановительным потенциалам. Демонстрации: 1. Восстановление меди водородом из оксида. 2. Взаимодействие алюминия с йодом. 3. Взаимодействие натрия с водой. 4. Получение хлора. 5.Взаимодействие воды с хлором. Лабораторные опыты. 1. Взаимодействие цинка с соляной кислотой. 2. Горения магния. 3. Взаимодействие железа с серой. 4. Восстановление перманганата калия водородом. 5. Деление веществ на окислители и восстановители. 6. Разложение перманганата калия. Тема 2. Составление окислительно-восстановительных реакций (7 часов). Метод электронного баланса. Прогнозирование продуктов реакций. Метод полуреакций. Преимущества метода полуреакций - учитываются реально существующие ионы, а также характер среды окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ. Демонстрации: 1. Вулкан на столе; 2. Получение дымного пороха; 3. Окисление спирта перманганатом калия в кислой среде. Лабораторные опыты 1 .Взаимодействие йодида калия с хлоридом железа (III); 2.Взаимодействие меди с разбавленной азотной кислотой; 3.Горение этилового спирта. Тема 3. Протекание реакций в зависимости от среды, условий, активности веществ. (5-часов). Влияние среды на прохождение окислительно-восстановительных реакций. Кислая, щелочная, нейтральная. Активность металлов. Концентрация кислот: серной, азотной. Продукты реакций в разных условиях. Практическая работа «Взаимодействие сульфита натрия с перманганатом калия в нейтральной, кислой и щелочной среде». Тема 4. Значение окислительно-восстановительных реакций. (17 часов). Значение в жизни и технике. Дыхание, фотосинтез, гниение. Получение аммиака, щелочей, кислот, хлора, водорода. Выделение энергии, необходимой для жизнедеятельности: ♦ Сгорание топлива; ♦ Коррозия металлов; ♦ Электролиз. Получение металлов из руд. Превращение химической энергии в электрическую в гальванических элементах и аккумуляторах. Механизм электролиза. Решение задач с применением законов электролиза. Гальванопластика, Гальваностегия. Значение этих процессов. Роль Якоби Б.С. Отличие щелочных и кислотных аккумуляторов. Влияние на экологию. Демонстрация: 1. Сгорание водорода; 2. Сгорание этилена; 3. Сгорание бензина; 4. Сгорание парафина; 5. Демонстрация электролиза. Лабораторные опыты 1. Никелирование без использования электрического тока; 2. «Контакты.. .(Составление гальванических пар); 3. Влияние ингибиторов на замедление коррозии; 4. Получение меди из соли, оксида; 5. Отбеливающие свойства перекиси водорода. Демонстрация видеофильма «Электролиз» Экскурсия в гальванический цех завода «Буревестник» Литература 1. Гаврусейко Н.П. Рафальский М.Г. «Изучение окислительно-восстановительных реакций и электролиза». Минск, 1998г. 2. Петров М.М. Михилев Л.А. Кукушкин Ю.Н. «Неорганическая химия» Ленинград «Химия» 1991г. 3. Дорофеев А.И. Федотов М.И. Практикум по неорганической химии. Ленинград «Химия» 1991 г 4. Рэмсдэн Э.Н. Начала современной химии М-1999г. 5. Зданчук Г.А. Химический кружок. Учпедгиз. 1959г. Литераура для учащихся 1. Школьная энциклопедия. Химия М-1998г. 2. Энциклопедия химических элементов. Смолеговский A.M. Дрофа-2000 3. Химия справочник школьника. Дрофа-2000 4. Занимательные опыты по химии. Алексинский В.Н. Москва 1995г. Учебно-тематический план.
|
Программа «Окислительно-восстановительные реакции в органической и неорганической химии» Предлагаемый элективный курс может быть проведен в 10-11 классах для углубленного изучения темы в классах естественнонаучного профиля... | Тематическое планирование по химии 11 класс Предмет органической химии. Краткий исторический очерк: виталистическая теория. Связь органической и неорганической химии. Органические... | ||
Урока химии по теме «Окислительно-восстановительные реакции и реакции ионного обмена» Овр, окислитель и восстановитель, процесс окисления и восстановления, закономерности протекания ионных процессов с участием растворов... | Окислительно-восстановительные реакции вокруг нас. Пояснительная записка Особая роль отводится здесь химии. В связи с этим, развитие химической науки, все возрастающее ее значение требует привлечения к... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Место урока в школьном курсе: изучается в курсе органической химии 10 класс, тема «Алкины» | Окислительно-восстановительные реакции Сформировать мышление учащихся через активацию представлений об окислительно-восстановительных реакциях, их особенностях | ||
Урок по химии по разделу «Химические реакции в органической химии» Раннев П. П. Философия религии : Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011. 63 с | Реакции гетероциклизации с участием цианаминопиранов ... | ||
Тема: Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения... ... | Пояснительная записка Данный курс, предназначенный для учащихся 9-11-х... Круговороты азота, углерода и кислорода в природе это то же окислительно-восстановительные реакции. Данные реакции протекают при... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебный эксперимент, как и в неорганической химии, в преподавании органической химии имеет целью способствовать решению основных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно–восстановительные реакции» | ||
Рабочая учебная программа дисциплины Уц ооп – б она базируется на результатах изучения дисциплин естественно-научного цикла и профессионального цикла; в том числе математики,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции, урок 7 | ||
Рабочая учебная программа дисциплины Уц ооп – б она базируется на результатах изучения дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла, естественно-научного... | Институт химии утверждаю Материал дисциплины базируется на знаниях по элементарной и высшей математике, информатике, физике, неорганической, органической,... |